Судьба идей Макиавелли не менее сложна и противоречива, чем они сами. При жизни Макиавелли об истинном его масштабе не догадывались даже те несколько друзей, которые высоко ценили его опыт и едкий ум. Для современников он был теоретиком, кабинетным ученым, как сказали бы сейчас, “ человеком, мнение которого необычно отличается от общепринятого, изобретателем новых и непривычных вещей”. И в работах самого Макиавелли читается явное удовольствие от этих умственных упражнений, от того, что он говорит такие вещи, которые рядовым людям кажутся парадоксальными. 15 мая 1521 года он пишет в одном из писем: “ Я вообразил некоего проповедника для Флоренции, чтобы он был на мой лад, такой, какой мне понравился бы, потому что хочу и в этом быть строптивым, как и в прочих своих мнениях. Впрочем, я знаю, что опять разойдусь, как и во многих других вещах, с мнением ее граждан: они хотели бы проповедника, который наставил бы их, как попасть в Рай, а я хотел бы найти того, который наставил бы их, как попасть прямиком к дьяволу; они хотели бы, чтобы он был человек благоразумный, вполне надежный, а я хотел бы сыскать такого, чтобы был безумней Понцо, хитрее Савонаролы, лицемерней брата Альберто, потому что я счел бы превосходной штукой, достойной нашего прекрасного времени, если бы все, что нам преподносят разные монахи, могло исходить бы от одного... я полагаю ведь, что это и есть настоящий способ попасть в Рай - изучить дорогу в Ад, чтобы избежать ее “.Свои необычные высказывания Макиавелли объясняет желанием раскрыть истину. В другом случае он защищает свое особенное мнение (о политических преимуществах народа перед единоличным государем) таким образом: "Как бы то ни было, я не считаю и никогда не буду считать преступлением защиту каких-либо мнений с помощью разумных доводов, лишь бы при этом не пользоваться властью или силой".
Однако, при всем своем деятельном характере, на практике Макиавелли ограничился только изложением своих идей. Нам не известно, чтобы он предпринял для их осуществления что-либо серьезное, помимо написания книги, выдержанной в возвышенном, поэтическом тоне, ему не свойственном и продиктованном скорее порывом его благородного сердца, нежели спокойной убежденностью политического деятеля. Его книга “Государь”, написанная, казалось бы, специально для того, чтобы сблизить Макиавелли с домом Медичи, вызвала, напротив, негодование у правящих лиц Флоренции. Это стало первым симптомом отношения сильных мира сего к произведению, написанному как будто бы с исключительной целью оказать им научными средствами помощь в эффективном управлении народами и государствами. Одни обвинили автора в неслыханном цинизме, с которым даются советы государю, другие - в скрытом стремлении разоблачить характер установившегося режима. В 1549 году Джамбаттисто Бузини писал: “Все и вся ненавидели его из-за “Государя”: богатым казалось, что этот его “Государь” наставляет герцога отобрать у них все имущество, а бедным - что их свободу, “плаксам” (т.е. фанатичным приверженцам Савонаролы из народа) он казался еретиком, а людям благонамеренным - бесстыдным и опытным негодяем, большим, чем они сами, - так что его ненавидел каждый”.
Первое издание “Государя”, которое появилось в 1532 году, было разрешено папой Климентом VII. Но уже спустя десять лет начались гонения, связанные, несомненно, с развивающейся Реформацией. В 1563 году Тридентский собор утвердил решение папы Павла IV о включении работ Макиавелли в “Индекс запрещенных книг”. В 1572 году римская курия, однако, разрешила его сыновьям напечатать некоторые его сочинения под псевдонимом. В России еще в 18 веке было запрещено под страхом смерти не только издавать, но и читать работы Макиавелли.
Однако немного найдется политиков,оказавших на потомков столь огромное, противоречивое и не тускнеющее с годами влияние, как Макиавелли. Одни его ненавидели, другие превозносили, но слава его неизменно росла - слава странная, неровная, во многом скандальная. Имя его продолжало оставаться знаменем, вокруг которого сражались новые поколения в своем противоречивом движении то вспять, то вперед. В XVI - XVII вв. к нему обращались за помощью в политическом и дипломатическом искусстве, в XVIII веке - за разъяснением методов и приемов государственного управления, для исторической школы XIX века Макиавелли был авторитетный хронист и историк. В ХХ веке в связи с проникновением социологического анализа в философию и историю, а затем и превращением теории власти в самостоятельную науку, возникло толкование Макиавелли как основателя политической науки, первого, кто рассмотрел политику не как теорию, а как практику, отделив ее от морали и религии как самостоятельный предмет научного анализа, создателя теории национального государства, основанного на принципах абсолютной монархии.
Губительную роль для понимания Макиавелли в массовом мышлении (и, что знаменательно, в мышлении власть имущих) сыграло утверждение доктрины, названной макиавеллизмом и основанной на зловещем принципе “цель оправдывает средства”. Исторически термину "макиавеллизм" предшествовал термин "макиавеллист", который, как считают, впервые в печатном виде появился в 1581 году в произведении французского политического писателя Николаса Фрументо "Финансы", а затем в 1589 году в Англии в одном из трактатов Томаса Нэша. В XVI веке начали употреблять и термин "макиавеллизм", а итальянский социалист-утопист Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) написал сочинение под названием "Антимакиавеллизм". Макиавеллизм формировался и видоизменялся на основе отдельных положений из произведений флорентийца и их толкований (в том числе ошибочных), последующих напластований идей многих мыслителей на учение Макиавелли, а также под воздействием на политическую мысль конкретной политики государства в различные периоды истории. Соответственно формировалось и отношение к автору: некто В.Титоне в книге под названием “ Политическая мысль эпохи
барокко” утверждает, что Макиавелли отдавал болезненное и как бы априорное предпочтение самым жестоким и безбожным средствам. Автор считает Макиавелли предшественником “современных идеологов”, уличает его в любви к формулам и произвольным различиям, презрении к общепринятой морали, склонности к насилию на государственном уровне и к тому, чтобы выдавать отдельный факт за универсальную теорию. В дальнейшем к чему только ни прилагали этот термин - в политической теории макиавеллизм рассматривали как положение о непостоянстве и несовершенстве человеческой природы, утверждение о решающей роли в политике силы и о государстве как самоцели, об оправдании аморализма в политике;в практике - в виде путчистских методов захвата власти, антидемократических форм правления, диктатуры личной власти, террора, массовых репрессий и геноцида, милитаризации, авантюристической внешней политики, экспансионизма, тайных сговоров, вероломных нарушений международных соглашений,обмана союзников, двурушничества, хитрости, политического лицемерия и цинизма и т. п.
Авторитарные режимы видели в Макиавелли несравненного наставника в искусстве управления народами. Л. Троцкий обосновывая свои методы построения нового мира, ссылался на Макиавелли: “ Еще раз новое время принесло нам новую мораль. Для Макиавелли борьба за власть была шахматной задачей, состоящей в определении политики, которой можно было бы лучше обеспечить выполнение принятого решения и в объяснении способа доведения решения до конца более жестко и обнаженно”. Муссолини еще в начале своей карьеры ссылался на его негативное суждение о природе человека, подчинение личности интересам государства, отрицание механизма представительной демократии, необходимость использования насилия во имя “великих целей”. Настольной книгой стал “Государь” для И.В.Сталина. Санкционированная Макиавелли “разумная жестокость” правителя, поставленная на конвейер охранительных органов, оказалось, превосходно справлялась с запуском машины государственного террора.
Однако поразительно то, что параллельно все или почти все прогрессивные мыслители или деятели, воздавая должное таланту Макиавелли, старались взглянуть сквозь ту стену, которую воздвигло между собственно флорентийским мыслителем и современным человеком то многообразие понятий и толкований, образованное термином “макиавеллизм”. Еще при жизни автора “Государя” и до настоящего времени было предпринято множество хитроумнейших попыток защитить книгу Макиавелли, приписать автору то одно, то другое более или менее похвальное намерение (показывали его бесстрастным хронистом, историческим зеркалом эпохи или сводили его сочинения к “итальянской утопии”, мечте об объединении любыми средствами, старались увидеть в “Государе” обличение тирании под видом наставлений, или чисто теоретические построения), но рамки дискусии из-за этого часто значительно сужались, и значение Макиавелли умалялось.
Наиболее глубокое осознание проблемности Макиавелли принадлежит именно нашему времени, история которого - это история реализовавшихся утопий, в которых человеческая личность безоговорочно приносится на алтарь государственного молоха как неизбежная жертва, конечно же, во имя ее же собственного блага. Эта проблемность заметна тогда, когда мы прилагаем к нему собственные мерки, хотя и сознаем их относительность и стремимся понять структуру его мышления, вступая с флорентийским секретарем и всем Возрождением в сознательный диалог.
Пожалуй, нет смысла спустя пять веков призывать Макиавелли к ответственности за одобрение политических убийств в эпоху, когда они были самым обычным делом. Существенней самим ответить на вызов, установленный им и оставшиеся в силе истины: проблемы нравственности в политике не развязать путем механического перенесения туда нравственных критериев, которыми индивид руководствуется в частной жизни. Это было бы заманчиво просто, но неосуществимо: хотя порядочный человек остается порядочным и в ходе политической борьбы, но ему приходится принимать ответственность перед совестью не только за свои действия, но и за других людей, не только за непосредственные, но и за косвенные и отдаленные исторические последствия этих действий. Решения, предложенные Макиавелли, не могут быть приняты, но проблемы остаются. Когда речь идет о совмещении политики и нравственности,
рационального и ценностного, так или иначе возникает вопрос о мире, а это вопрос конкретный. Мы теперь знаем, что люди делают этот выбор в зависимости от формы и уровня общества, что суровая диалектика цели и средств укоренилась в противоречиях исторического развития и что в ХХ веке постольку, поскольку масштабы и структура политики радикально меняются - в демократических странах в ней участвуют независимые средства информации, массовые партии и движения, наконец, все население посредством свободного выбора, и когда нравственнее становится не природа человека, а условия жизни - вот почему “макиавеллизм” становится не только морально однозначным, не только до предела опасным, но и - в этом надежда - архаичным. Всякое решение проблемы средств и цели лежит не позади “Государя”, а впереди него, то есть включает в себя генезис и первоначальное обсуждение проблемы в его трактовке.
Заключение
Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения «благ свободы», осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.
Основой власти служат хорошие законы и хорошее войско, армия, вооруженная сила. Государство выступает монополистом публично властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством». Макиавелли настаивал на сосредоточении власти только в руках государя и выступал против наличия властных полномочий у чиновников, должностных лиц, баронов и магистратов.
Важным моментом является то, что Макиавелли не представлял народ как носителя, источника верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственными делами. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует прибывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ - необузданная масса. Набор благодеяний, идущих от государства подданным, узок. Военные и полицейско-охранные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле- вот почти и все. В этом наборе нет предоставления подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Макиавелли считает, что подданные могут смириться с утратой свободы, престижа, власти(влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.
В целом, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии - аксиомой об антисоциальной, антиобщественной природы, порочности людей. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра», может пойти против своего слова, т.е. может не пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность.
Список использованной литературы
1. Баткин Л. Итальянское Возрождение - проблемы и люди. Российский Государственный Гуманитарный университет. Москва., 2005.- 345с.
2. Бурлацкий Ф. Загадка и урок Никколо Макиавелли. Москва., “Молодая гвардия”, 2007 г.- 289с.
3. Дегтярева М.И. Размышления по поводу «народной перспективы» //Полис. – 2009.-№7. -С.53-71
4. История философии в кратком изложении. М., “Мысль”, 2005 г. - 325с.
5. История политических и правовых учений: учебник для ВУЗов / ред. Нерсеянца В.С. – Москва, 2006.- 435с.
6. История политических и правовых учений: учебник / под ред. Лейста О.Э. – Москва, 2009.- 395с.
7.Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства // Социологическое наследие. 2007.-283с.
8. Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, ЗАО “Издательство ЭКСМО-Пресс”, 2008 г.-342с.
9. Рутенбург В. И. "Жизнь и творчество Никколо Макиавелли" // По изданию: Макиавелли Н. "История Флоренции", Москва, "Наука", 2007 г.-356с.
10. Де Санктис Ф. Макиавелли. // По изданию: Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, ЗАО “Издательство ЭКСМО-Пресс”, 2008 г.- 307с.
11. Степанов И. А. "Макиавеллизм и политическая мысль США", Минск:"Наука и техника", 2009 г.- 308с.
12. Темнов Е. И. "Макиавелли", Москва:"Юридическая литература", 2009 г.- 274с.
13. Юсим М. А. "Этика Макиавелли", Москва: "Наука",2009 г.-243с.
Содержание
Введение.......................................................................................................................1
1.Жизнь и творчество Николло Макиавелли…………………............................3
2. Основы политического мышления Макиавелли.
Философско-этическая основа. Судьба и человек….......................................7
3. Научно-методологическая основа. Опыт и практика.............................................10
4. Теория государства и государя у Макиавелли.
Идея политических благ, целей и средств..............................................................15
5. Характеристика различных форм правления..........................................................16
6. Образ личности государя в государстве Макиавелли............................................18
7. Историческая судьба политической мысли Макиавелли.......................................21
Заключение.....................................................................................................................
Список использованной литературы...........................................................................29
Во введении: указать предмет и объект исследования, историография, критика источника(кто написал, когда, какие проблемы поднимает, кто занимался исследованием источника,) методология, актуальность.
[1] Баткин Л. Итальянское Возрождение - проблемы и люди. Российский Государственный Гуманитарный университет, Москва, 2005.C.183
[2] Бурлацкий Ф. Загадка и урок Никколо Макиавелли. Москва, “Молодая гвардия”, 2007 г. C. 210
[3] М.И. Дегтярева Размышления по поводу «народной перспективы» //Полис. – 2009.-№7. C.56
[4] История философии в кратком изложении. М., “Мысль”, 2005 г. C.153
[5] История политических и правовых учений: учебник для ВУЗов / ред. Нерсеянца В.С. – Москва, 2006.C. 180
[6] История политических и правовых учений: учебник / под ред. Лейста О.Э. – Москва, 2009. C.114
[7] Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства // Социологическое наследие. – 2007. C.130
[8] Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, ЗАО “Издательство ЭКСМО-Пресс”, 2008 г. C.341
[9] Рутенбург В. И. "Жизнь и творчество Никколо Макиавелли" // По изданию: Макиавелли Н. "История Флоренции", Москва, "Наука", 2007 г.C.205
[10] Де Санктис Ф. Макиавелли.// По изданию: Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, ЗАО “Издательство ЭКСМО-Пресс”, 2008 г. C.85
[11] Степанов И. А. "Макиавеллизм и политическая мысль США", Минск:"Наука и техника", 2009 г. C.78
[12] Темнов Е. И. "Макиавелли", Москва:"Юридическая литература", 2009 г. С.
[13] Юсим М. А. "Этика Макиавелли", Москва: "Наука",2009 г. С.154