Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аксаков приводит аргументы в подтверждение основного тезиса




Некоторым может показаться странным, что лица у Гоголя сменяются без особенной причины: это им скучно; но основание упрека лежит опять в избалованности эстетического чувства, которое требует у них интриги, анекдота. Именно эпическое созерцание допускает это спокойное появление одного лица за другим, без внешней связи, тогда как один мир объемлет их, связуя их глубоко и неразрывно внутренним единством.

Созерцание Гоголя таково, что предмет является у него с тайною своей жизни, одному Гоголю доступною; его рука переносит в мир искусства предмет (творчески создает, а не описывает, ведь всякое описание скользит только по поверхности предмета), не измяв его нисколько; свободно живет он там, еще выше поставленный; не видать на нем следов его перенесшей руки, и поэтому узнаешь ее. Только у Гомера можно найти такое творчество.

Интерес, разумеется, есть; но не интерес анекдота, занимающий в романах и повестях; а интерес эпоса, поэмы. Т.е., прочтя часть, чувствуешь живой интерес, но совсем не потому, чтобы узнать, как разгадается такая-то загадка, занимает то, как разрешится самый эпос, как явится и предстанет полное все создание, как разовьется мир, пред нами являющийся, мир, носящий в себе глубокое содержание. Какой смысл получает после всего, нами сказанного, название поэмы! Да, это поэма, и это название вам доказывает, что автор понимал всю великость и важность своего дела.

Здесь нечего искать содержания романов и повестей; это поэма, и, разумеется, в ней лежит содержание поэмы. какой мир объемлет собою поэма? в этой поэме обхватывается широко Русь, в ней заключена тайна русской жизни.

Критик дает высокую оценку окончанию первой части поэмы (образ бегущей тройки):

Чичиков, как и любой русский, любил скорую езду, и это общее народное чувство, возникнув, связало его с целым народом. Поднимается пыль, и видна только тройка.

Здесь проникает наружу и видится Русь, лежащая, тайным содержанием всей его поэмы.

Несмотря на мелочность предыдущих лиц и отношений на Руси, - как могущественно выразилось то, что лежит в глубине, то сильное, субстанциальное (субстанция-сущность народная), вечное, не исключаемое нисколько предыдущим.

Указывать ли на места? Но без полного созерцания это значит вырывать их. Все, от начала до конца, - полно одной неослабной, неустающей, живой жизни которою живет предмет, перенесенный без малейшей утраты в область искусства; и потому медленно надо читать Гоголя; содержание предлагается в каждом слове. Автор говорит о высокой художественной ценности поэмы: каждая глава много, много наполнит человека, и изящное его чувство много, много насладится.

Критик также высоко оценивает слог Гоголя: «Вероятно, некоторые станут нападать на слог, но тут будет совершенная ошибка; слог Гоголя не образцовый, и слава Богу; это был бы недостаток слога у Гоголя составляет часть его создания и он в высшей степени хорош».

Пора перестать смотреть на слог, как на какое-то платье, сшитое известным и общим для всех образом, он жив, в нем играет жизнь языка его, а не заученные формулы и приемы. Надобно только постичь дух и законы языка, и Гоголь постиг это своим творческим гением.

Аксаков выявляет еще одну особенность, по которой он сравнивает «Мертвые души» с «Илиадой»: сравнения. Сравнивая, Гоголь совершенно предается предмету, с которым сравнивает, оставляя на время тот, который навел его на сравнение; он говорит, пока не исчерпает весь предмет, приведенный ему в голову. Этот характер сравнения необходим при всеобъемлющем эпическом взгляде; у поэта-эпика не может быть намеков, он не может просто указать на предмет и yдoвoльcтвoвaтьcя; взор его видит его вполне, со всею его жизнью, в которой находит сродство с жизнию повествуемого предмета.

Общий характер лиц Гоголя тот, что ни одно из них не имеет ни тени односторонности, ни тени отвлеченности, и какой бы характер в нем ни высказывался это всегда полное, живое лицо, а не отвлеченное качество (как бывает у других, так что над одним напиши: скупость, над другим: вероломство и т. д.); нет, все стороны, все движения души не пропущены; он не лишает лицо, отмеченное мелкостью, низостью, ни одного человеческого движения; все изображены в полноте жизни; на какой бы низкой степени не стояло лицо, вы всегда признаете в нем человека, своего брата. Это видишь во всех его сочинениях (Иван Федорович Шпонька, старосветские помещики).

У кого встретим мы такую полноту, такую конкретность создания? очень у немногих: только Гомер, Шекспир и Гоголь обладают этою тайною искусства. (автор ставит их в один ряд не в отношении к объему творческой деятельности, к содержанию ее, нов отношении к акту творчества, в отношении к полноте самого создания).Только Гомер, Шекспир и Гоголь обладают великою, одною и тою же тайною искусства. И потому велико всякое создание Гоголя. Кроме его художественных повестей, он дал нам истинную комедию, какой нигде нет; он дает нам поэму; он может дать нам трагедию.

Еще одно важное обстоятельство сопряжено с явлением Гоголя: он из Малороссии.

Теперь, с Гоголем, обозначился художественный характер Малороссии, из ее прекрасных

малороссийских песен, ее прекрасного художественного начала, возник, наконец, уже русский гений, новый элемент искусства втек широко в жизнь искусства в России. Гоголь, принесший нам этот новый элемент, Гоголь - русский, и это наиболее видно в его поэме, где содержание Руси, всей Руси занимает его, и вся она, как одно исполинское целое, колоссально является ему. Итак, важно это явление малороссийского элемента уже русским, живым элементом общерусской жизни, при законном преимуществе великорусского.

Автор заканчивает статью рассуждением о русской песне и о великом значении великорусского племени: «А великорусская песня! песня русская, как называется она, и справедливо: ибо это племя не имеет односторонности, когда могло создать все государство и слить воедино все разнородные члены; имя: "Русский" осталось за ним и вместе за Россией. Дух и образ великого, могучего пространства лежит в русской песне, которую так часто вспоминает Гоголь в своей поэме. Нет ей конца, бесконечная песня, как называет её он же. В самом деле, она не оканчивается, но уносится, где-то поется, вечно поется».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 510 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2436 - | 2260 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.