Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Беларускае Адраджэнне. Дзеячы Адраджэння: Ф. Скарына, М. Гусоўскі, Л Сапега. Кнігадрукаванне. Архітэктура і выяўленчае мастацтва




Возрождение - условное название, связанное с стремлением возродить античную наследство. Но это было не простой рест-рацией, а способом формирования новой культуры, буржуазной по своей сути. Характерной чертой эпохи Возрождения был процесс формирования народных языков буквально во всех ел-европейских странах, становления и развития национальных культур.

Представителем ренессансная культура в Беларуси был перво-печатник, "гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551). Он родился в купеческой семье в Полоцке. Предполагают, что там, а также в Вилыги Ф. Скорина получил первоначальное образование. В 1504 г. он поступил в Краковский университет, через два года получил ученую степень бакалавра философии, а позже - доктора свободных наук. В 1512 г. в итальянском г. Падуя, университет которого славился на всю Европу медицинским факультетом, Ф. Скорина вытрет-мау экзамен на получение ученой степени доктора лекарских наук.
Биографические сведения о жизни первопечатника не очень богаты, но можно предположить, что после получения ученой степени его заинтересовали общественные проблемы и гуманитарные науки, зародилась мысль издать книги Библии на родном языке, сделать их доступными для своих земляков. Оказавшись в Праге, Ф. Скорина посредством за-можно виленских и полоцких мещан Богдана Онкава, Якуба Бабича, Юрия Адверника, возможно и брата Ивана Скорины основал типографию. За неполные три года он перевел, прокомментировал и подготовил к печати 23 книги Библии. 6 августа 1517 г. вышла в свет первая книга - "Псалтырь". Ф. Скорина имел намерение издать всю Библию, о чем свидетельствуют общий титульный лист, предисловия ко всему изданию. Однако это задумка осталась незавершенной. Первопечатник выдал преобладает-ную часть Ветхого Завета, причем выбрал из Библии наиболее важные книги.
В 1520 г. Ф. Скорина покинул Прагу и переехал в Вильнюс, где открыл первую на своей родине типографию. В 1522 г. вышла в свет "Малая подорожная книжка" - сборник религиозных и светских произведений. Книга предназначалась людям, которые по характеру своих занятий должны были часто путешествовать и в дороге получать конфессиональную и астрономическую информацию. Как и последнее издание Ф. Скорины "Апостол" (1525), "Малая подорожная книжка" была небольшим удобным изданием, на-печатным на дешевой бумаге. Эти качества делали книги перво-печатника гораздо большим доступными для широких кругов населения.

Ф. Скорина внес значительный вклад в разработку белорусского литературного языка. Язык его изданий характеризуется как типичный образец белорусского редакции церковнославянского языка.

Прекрасным деятелям белорусского культуры был поэт-гуманист эпохи Возрождения, представитель новолатинской литературной школы Николай Гусовский (1470 (?) - 1533 (?). Родился будущий знаменитый поэт в семье великокняжеской ловчего. 3 детских лет отец приучал сына к охотничьему профессии. М. Гусовский имел возможность пойти по пути своего отца, однако он отдал предпочтение приобретению знаний и получил образование в Вильне, Польши, Италии.
В 1518 г. М. Гусовский попал в Рим в составе польской дипломы-политической миссии, которую возглавил Витэлий, секретарь великокняжеской канцелярии, епископ плотян, что поддерживал будущего поэта. По заказу папы римского Льва Х В 1522 г. Н. Гусовский создал свое лучшее произведение "Песнь о фигуру, дикость зубра и охоту на него". Написанная на классической латыни, поэма не осталась лишь рассказом об охоте на зубра, она оказалась произведением, где отражены жизнь народа и судьба страны в переломный момент истории. Через все части поэмы проходит тема родины, а зубр выступает как Олега-рычны образ родного края. Одну из главных причин несчастий и страданий родины М. Гусовский видел в войнах. Поэт-гуманист призывал покончить с междоусобицами, предложил идею единения разных по куль-туры и веры европейских народов перед угрозой турецкого и татарского нашествий. В поэме автор большое внимание уделил отражению жизни простых людей, их быта, обычаев и занятий. Он пропагандировал систему латинской европейского образования, отводил искусству и науке большую роль в воспитании народа.
Таким образом, в белорусском литературы второй половины XIII - пер-первой половины XVI в. преобладали средневековые идейно-художественные принципы, традиционные темы и жанровые формы. Однако с конца XV - начала XVI в. под влиянием Ренессанса проявляется тенденция к преодолению старых традиций, совершенствуется белорусский литературный язык, происходит секуляризация, демократизация и гуманизация литературы.

Архитектура и изобразительное искусство. На процесс становления и и развития белорусского архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Широкое распространение-сюжаяне на Беларуси приобрела готика - художественный стиль, заимствованный в Западной Европе. Готика с середины XII в. пришла на смену роман-скам стиля и получила свое название от названия племени готов.

Готика в Беларуси была представлена многочисленными оборонительными сооружениями - замками, которые одновременно являлись административными, политическими, экономическими и культурными центрами. Каменные замки начали строиться в первой половине XIV в. Старые деревянные укрепления не могли сдерживать сильного натиска врагов. Возникла оборонительная система из замков в Лиде, Новогрудке, Крево, Вильнюса и Тракай.

В начале XVI в. появился Мирский замок, жемчужина белорусского каменного зодчества, построенный магнатском родом Ильинича по типу замков-кастель. В первых хозяев замка не хватило денег на его достройки, и в 1568 г. он перешел к Радзивилов, тогда замок был завершен в стиле ренессанса. В плане замок близкий к квадрату с выступающему по углам башнями. Пятая башня имела въездную ворота с подъемным мостом и кованые решеткой, которая могла быстро остановить ралтовны нападение врага.
Мирский замок был хорошо приспособлен для огнестрельного защиты. Его стены имели два ряда бойниц, а башни использовались для стрельбы из тяжелых орудий. Именно башни выполняли главную защитную функцию: они были рассчитаны на прицельный огонь вдоль муров. Башни оставались последними очагами обороны, когда враги прорывались в замок..
Замок был административным центром Мирского графства, где находились канцелярия и тюрьма. Мирский замок в основном сохранился до нашего времени, и сейчас ведется реставрация этого замечательного памятника белорусского зодчества. Кроме каменных замков совершенствовались и перестраивались деревянные замки в Полоцке, Бресте, Минске, Гомеле, Мстиславле и других городах. Замки, другие оборонительные сооружения имелись почти во всех городах. Вот почему Беларусь средневековья называют страной замков. Вместе с замками втором господствующим архитектурно-композиционным центром городских поселений были торговые площади, где располагались здания магистратов, купеческие лавки, магазины. Значительное место в архитектуре указанного периода занимала пуль-това зодчества. Ни церкви, ни костелы XIV - первой половины XV в. на территории Беларуси не сохранились. Археологические исследования Верхней церкви в Гродно, церкви в Навагародку позволили предположить, что из этих построек начинается новый этап в белорусском культовом зодчестве, которому свойственно освоение готических традиций.

Борисоглебская церковь в Новогрудке была построена в 1519 г. на средства гетмана Великого княжества Литовского Константина Острожского. Для строительства использовано кирпич, а также фундамент храма XII в. из валунов и блоков известняка. В XVII в. к западной части церкви была сделана пристройка двух башен с бойницами, что свидетельствует о приспособления ее к защите. Живописный вид церкви придавала пол из квадратных, шестигранной, ромбовидных зеленых глазурованных плиток, а также крыша из зеленой и коричневой глазурованной черепицы. Церковь представляла собой трехнефную двухбашенный построение, план основного объема которой имел прямоугольную форму. 3 востока она заканчивалась многогранной апсидой, с запада к церкви примыкал притвор. В ее архитектуре отчетливо выделялись готические черты-зорчатыя своды, падпружныя арки и окна островерхая формы, контрфорсы.

Спасо-Преображенская церковь в Заславле была построена в середине XVI в. по приказу виленского воеводы Ивана Глебовича. Это аднанефавая прямоугольная в плане безапсидная построение. К главному фасаду примыкает пяциярусная башня. Внутри и снаружи стены церкви украшены пилястрами. Углы храма дэкарыраваны рустом, а стены завершаются аттиком, что придает сравнительно небольших по-мер постройке монументальный вид.
В XV - первой половине XVI в. были возведены фарный костел в Новогрудке, Троицкий костел в Клецке, костел Святого Духа в Грод-нет, Николаевский костел в в.Геранёны (Ивьевский р-н), костел Святого Михаила в в.Гнезца (Волковысский р-н).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1681 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.