Лекции.Орг


Поиск:




Результаты освоения дисциплины




В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:   1) творчество основных зарубежных авторов XX-XXI вв. (ОК-1, ОК-8, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10, ПК-1); 2) методологические и стилевые параметры доминантных явлений в зарубежной литературе XX-XXI вв. (ОК-1, ОК-2, ОК-8, ОПК-2, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-15, ОПК-16, ПК-1, ПК-3); 3) своеобразие национальной концепции литературы изучаемых стран как отрасли духовной жизни(ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-10, ПК-1); 4) понятийный литературоведческий аппарат (инструментарий), позволяющий филологически профессионально характеризовать художественные произведения различных жанров и форм (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-15, ОПК-16, ПК-1, ПК-3); 5) содержание художественных произведений, определенных рабочими программами по курсу(ОК-1, ОК-8, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-10, ПК-1); 6) литературоведческие исследования по теории современной зарубежной литературы, рекомендованные рабочими программами по курсу (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-15, ОПК-16, ПК-1, ПК-3);  
Уметь: 1) ориентироваться в формах художественной традиции в современной зарубежной литературе (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ПК-1); 2) анализировать художественные произведения зарубежных писателей, принадлежащих к направлениям Модерна и Постмодерна (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-16, ПК-1, ПК-3); 1) собирать, структурировать и излагать материал по проблемам современной зарубежной литературы (письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности) (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-15, ОПК-16, ПК-1, ПК-3);  
Владеть: 1) навыкамифилологического подхода к литературно-художественному материалу в его макро- и микро - уровневых параметрах (ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-15, ОПК-16, ПК-1, ПК-3); 2) осознанно-аналитического прочтения художественного текста, понимания особенностей его словесной основы и смысловой структуры (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10, ОПК16, ПК-1, ПК-3); 3) целостного анализа художественного текста (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-15, ОПК16, ПК-1, ПК-3); 4) определения типологии художественных произведений различных жанровых структур (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-15, ОПК16, ПК-1); 5) определения типологии художественной образности произведений (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОПК-2, ОПК-5, ОПК-9, ОПК-10, ОПК-16, ПК-1).

 

1.6. Дисциплины (модули, практики) ООП, освоение которых должно предшествовать изучению данной дисциплины:

· История зарубежной литературы (ОК-1,2,7,8, ОПК – 1,5,6, ПК - 1)

 

Содержание дисциплины

Наименование и содержание учебных модулей, тем и форм контроля Выделяемое время (часы)
очное обучение очно-заочное обучение заочное обучение
Учебный модуль 1. Литература Модерна      
Тема 1. Понятие Модерна, Модернизма, Постмодерна. Основные принципы Модерна в искусстве. Пространсто модерна. Симулякр – копия реальности, которой нет. Искусство как эрзац жизни. Обращение к мифу. Поиск новой формы литературы. Понятие романа-коллажа. Человек Модерна – психологические типы персонажей, Смерть в жизни. Старость. Детство. Пути поиска, пути заблуждения, поиск ценностей и путей их обесценивания. Свобода и заблуждение о ней.      
Тема 2. Лирика Модерна. Европейский экспрессионизм, импрессионизм. Романтическое и ипрессионитское в творчестве Георга Тракля и Георга Гейма. Экспрессионизм и реализм Готфрида Бенна. Поль Элюар в мире сюрреализма. Символический код и психо-биографическая основа поэзии Пауля Целана. Ощущение смерти в поэзии Райнера Марии Рильке.      
Тема 3.Город как персонаж модернистских текстов. Дублин в произведениях Джеймся Джойса («Дублинцы», «Улисс»). Темза и ее берега в поэмах Томаса Стернза Элиота («Полые люди», «Бесподная земля»). Образ города в романе Германа Казака «Город за рекой». История и сознание поселения Макондо у Габриэля Гарсиа Маркеса («Сто лет одиночества»). Место рождения, откровения, преступления и смерти в романе «Парфюмер» Патрика Зюскинда. Модернисткий код Зюскинда и Николая Фробениуса. Андалусия Ферерико Гарсиа Лорки.      
Тема 4. Тема искусства в тексте Модерна. Судьба человека, страны и искусства в романе «Доктор Фаустус» Томаса Манна.Герой Стивен Джеймса Джойса – восхождение к художнику. Аналогичная иерархия исуксств в романах «европейской линии» Германа Гессе. «Игра в бисер» Гессе – как утопия абсолютной игры, синтеза всех искусств. Понимание музыки у Жана Пауля в романе «Озорные годы».Теория аккустического дискомфорта и звуковые эффекты текстов Франца Кафки. Искусство, которое учит любви и дружбе в романе «Приют грез» (первом романе Эриха Марии Ремарка).      
Ткуцщий контроль 1. (опрос)     -
Учебный модуль 2. Герой эпохи Модерна.      
Тема 5. Человек в литературе Модерна.Идея Фридриха Ницше «о трех превращениях духа». Идея Сверхчеловека Рихарда Вагнера. Невротик, влекомый к смерти, Зигмунда Фрейда. Архетипический код Карла Густава Юнга. Ориентация – Восток в идеях Юнга и Гессе. Сила воли, честности и «любви к дальнему» в мире Эрнеста Хемингуэя. Свобода, доступная только сильным в «Чайке по имени Джанатан Ливингстон» Ричарда Баха.      
Тема 6. Возраст персонажей модернистских текстов.Выход Модерна за пределы возраста «прекрасного героя». Кризис возраста, любовь к жизни и искусству, игра эонов, в новелле «Смерть в Венеции» Томаса Манна, в романах «Степной волк» Германа Гессе, «Черный принц» Айрис Мердок. Ребенок и смерть в творчестве Райнера Марии Рильке; рождение художника и создание «литературного сына» Джеймсом Джойсем («Портрет художника в юности», «Улисс»). Маленький мудрый мальчик внутри – неисцелимое одиночество в «Маленьком Принце» Антуана де Сент-Экзюпери.      
Тема 7. Понятие Магического театра в Модерне. Теория театральности мазохизма Теодора Рейка. Феномен Магического театра у Гессе в романе «Степной волк», понимаение театра, как сумасшедшего дома или смерти у Кафки.Театр, как модель выживания в романе Сомерсета Моэма. Нигилистический и атеистический экзистенциализм. Пьесы Жана Поля Сартра (пьесы для камерного прочтения), «Калигула» Камю – абсурдность безволия и трагическая страсть к смерти.      
Ткуцщий контроль 2. (опрос)     -
Учебный модуль 3. Литература о войне и поствоенном периоде.      
Тема 8. Традиция литературы «потерянного поколения». Трилогия Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», «Возвращение», «Три товарища», тема миграции в его поздних романах. Журнал Анны Зегерс «Свободная Германия» и ее антифашистское творчество. Мотивы памяти, остановившейся жизни в ее романах.      
Тема 9. Группа 47 и ее участники.Творчество Ингебрг Бахман. «Жестяной барабан» нобелевского лауреата Гюнтера Грасса. Потеряный человек Генриха Бёлля, «Смерть в Риме» Вольфганга Кёппена – смерть военного преступника и возращение к жизни художника.Интертекстуальный код. Эрих Кестнер для детей.      
Тема 10. Пространство танатоса. Рецепции России в творчестве автрийских и американских писателей времен Второй мировой войны на примере творчества писателя и журналиста Дональда Майкла Томаса. Роман «Белый отель» через призму фрейдизма, теории культурного шока Теодора Визенгрунда Адорно и книги Анатолия Васильевича кузнецова «Бабий яр».      
Тема 11. Творчество Фернандо Пессоа. Неотерическая деятельность писателя в годы войны, работа в журнале «Орфей». Неотерическая традиция в истории литературы и в литературе первой полоины ХХ века. Феномен гетеронимов и гетеронимная литература Пессоа. Творчество Пессоа контексте литературы Португалии и Испании.      
Текущий контроль 3. (опрос)     -
Учебный модуль 4. Литература Постмодерна.      
Тема 12. Вопрос моральных норм и ценностей в литературе Модерна и Постмодерна. Аморальность. Трансгрессия. Суверенность. Свобода. - Обоснование и пояснение терминов на примере литературы, постулирующей принципы удовольствия, сексуальной агрессии, нарушения законов и норм. История культа Генри Миллера, обзор его сочинений. Суверенность наслаждения у Жана Жене, сакрализация «грязного» у Жоржа Батая, обесценивание смерти у Габриэль Витткоп. Роскошь, пустота и осознанная подмена ценностей в творчестве Берроуза, Гинзберга. Неспособность ни к наслажению, ни к преодолению в романе Сэлинджера «Над попастью во ржи» и в романе Кафки «Америка»,      
Тема 13. Основные принципы Постмодерна. Перенос фантазии в реальность. Потребность в раздвижении границ. Эксперименты с формой на основе теории открытого произведения Ролана Барта (Хулио Картассар, Милорад Павич). Попытка возвратить миф (Джон Апдайк). Компеляция известного – «правильный» роман («Имя Розы» Умберто Эко, «Клюб Дюма или тень Решилье» Артуро Перес-Реверте).      
Тема 14. Моделирование реальности в текстах ХХ и XXI вв. Трагическая невозможность понимания между людьми в романах Джона Фаулза («Коллекционер», «Женщина французского лейтенанта». Антиутопия Джона Оруэлла, Олдоса Леонарда Хаксли. Жанр научной фантастики. Миры Рэя Дугласа Брэдбери и Стивена кинга. Структура романов фэнтези.Текущий контроль 2. (опрос)      
Тема 15. Феномен игры и реальности в текстах Постмодерна. Романы Чака Паланика, их биографическая основа, интерактивная подача провакационных рассказов («Кишки»). Психотерапия одиночества и отсутствия смысла жизни в книге Ирвина Ялома «Лжец на кушетке».      
Текущий контроль 4. (опрос)Учебный модуль 3.     -
Текущий контроль 4. (контрольная работа) - -  
Промежуточная аттестация (экзамен)      
Всего      

Тематический план

Лекции

Номера изучаемых тем Очное обучение Очно-заочное обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем (часы) Номер семестра Объем (часы) Номер семестра Объем (часы)
1.           0,5
2.           0,5
3.           0,5
4.            
5.           0,5
6.           0,5
7.           0,5
8.           0,5
9.           0,5
10.           0,5
11.           0,5
12.           0,5
13.           0,5
14.           0,5
15.           0,5
Всего:          
Доля лекций в общем объеме аудиторных занятий, % 50%   50%   50%

 

Практические занятия

Номера изучаемых тем Наименование и форма занятий Очное обучение Очно-заочное обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем (часы) Номер семестра Объем (часы) Номер семестра Объем (часы)
  Лирика Пауля Целана. (практическое занятие)            
  «Полые люди» Т.С. Элиота; «Цыганское романсеро» Ф.Г. Лорки (практическое занятие)         - -
  Искусство на страницах литературы Модерна (практическое занятие)            
  Человек Модерна. (практическое занятие)         - -
  Детское сознание в описании взрослых писателей (практическое занятие)         - -
8,9 Малая проза и лирика И. Бахман и Э. Кестнера (практическое занятие)         - -
10, 12 Танатос и удовольствие в итальянском и французском кинематографе 70-ых. (практическое занятие)            
  Переведенное наследие Ф. Пессоа (практическое занятие)       - - -
  4 экзистенциальных страха (практическое занятие)            
Всего:          
Доля практических/семинарских занятий в общем объеме аудиторных занятий, % 50%   50%   50%

 

Лабораторные занятия

Не предусмотрены рабочим учебным планом.

Курсовое проектирование

Не предусмотрено рабочим учебным планом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 478 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

1019 - | 833 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.