Лекции.Орг


Поиск:




Этногеография Повести временных лет

 

Во всяком случае с IX в. мы уже имеем этногеографию

восточного славянства, которую приводит древнерусский

летописец. Повесть временных лет сообщает нам о полянах,

живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях -

древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом

Припятском Полесье. На северной оконечности

восточнославянского мира жили словене ильменские,

расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и

Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи,

огромный массив которых со временем распался на три

ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских,

соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне

реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На

самой южной оконечности восточнославянской территории,

почти на побережье Черного моря поселились уличи и

тиверцы. Долгое время историки не доверяли этой летописной

географической схеме, но археология в начале XX столетия

подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения.

Оказалось, что один из наиболее распространенных типов

женских украшений у восточных славян - височные кольца,

различается по всей территории Русской равнины.

Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений

совпадают с расселением того или иного восточнославянского

"племени". Позднее эти наблюдения были подтверждены

изучением и других элементов материальной культуры

восточных славян.

 

Расселяясь по столь обширному пространству, восточные

славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с

народами, которые населяли Восточную Европу до них или

пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили

вплоть до Москвы, о чем свидетельствует изучение

топонимики (географических названий), которые оказываются

весьма устойчивыми и могут жить на протяжении столетий.

Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге

издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже

известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись

периодами установления мирных отношений, шли

ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя

эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки,

новые элементы материальной культуры. Синтез,

взаимодействие культур - важнейшее явление времени

расселения славян по Русской равнине, прекрасно

иллюстрируемое данными археологических раскопок.

 

Сложнее было с теми этносами, которые смогли создать уже

достаточно крепкие союзы племен или даже

предгосударственные образования. Одно из таких образований

в середине VII в. было создано болгарами. В результате

внутренних неурядиц и Внешнего давления часть болгар во

главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила

местные южнославянские племена. Другая часть болгар, во

главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в

среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство

Булгарию. Это государство долгое время представляло

реальную угрозу для восточных славян.

 

Такими же тюркскими племенами были и хазары, которые во

второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем

они также оседают на землю, создают свое

раннегосударственное образование, которое охватило

огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья,

Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского

каганата, как стало называться это образование (хазарский

правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги.

Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же

население составляли представители так называемой

салтово-маяцкой культуры, которая состояла из

представителей разноэтничного населения Восточной Европы,

в том числе и славян. В основном население каганата было

языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть

восточнославянских племен, соседствовавших с границами

(весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по

свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

 

Грозная для восточных славян опасность нависла и с

северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова

выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы и

добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на

Руси варягами. Во главе отрядов стоялн викинги ("берговые

вожди"), происходившие большей частью из знатных семей.

Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные

эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком,

норманны были страшной опасностью для многих стран Европы.

Пик варяжских набегов на Русь приходится на IX в.

 

Общественнополитический строй

 

В борьбе с варягами крепла военная организация славянского

населения, которая своими корнями уходит в глубь веков.

Как и у многих других народов это сотенная система, когда

каждое племя выставляло сотню воинов во главе с "сотским",

а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять

тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним

из военных руководителей был и князь. Слово "князь" -

общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из

древненемецкого языка. Слово это первоначально означало

главу рода, старейшину. Сведения о племенных

вождях-князьях сообщают нам иностранцы. Со временем, с

ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько

родов, распадалось на ряд родственных племен, которые

образовывали племенной союз. Такими племенными союзами

скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян,

дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди,

возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в

союз (И. Я. Фроянов). Исторические свидетельства о

подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его

потомках, державших "княженье в полях". Такие княжения

были и у других восточнославянских союзов племен. Арабский

историк Масуди сообщает о древнем славянском князе

Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о

князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще

вожди союзов племен. У этих князей были различные функции.

Племенной князь мог избираться на время, в период военных

действий. Его власть не велика по сравнению с властью

вождя племенного союза. Власть последнего постоянна,

функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься

внутренним строительством союза, собирать, организовывать

и возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой.

Эти князья отправляли и некоторые религиозные и судебные

функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его

часто называют древнерусские памятники - старцы градские

(летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы

градские" как равнозначные). В летописных сообщениях

старцы градские выступают в качестве полномочных

руководителей общества, с которыми князья вынуждены были

считаться. Даже во второй половине Х в., переломное время

княжения Владимира, они еще участвовали в управлении и

влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие

в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли

важную социальную функцию - общения населения с князем.

Старцие градские - племенная знать, которая занималась

гражданскими делами.

 

В военных делах князю помогала дружина. Она также

зарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак

не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина

срасталась с князем и также как и князь исполняла

определенные общественно полезные функции. Князь среди

дружинников был не господином, а первым среди равных.

 

Еще одним важнейшим элементом социально-политической

структуры было вече. Племенные веча - народные собрания -

возникают в глубокой древности. О них писал еще Прокопий

Кессарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучение

древнейших свидетельств о вече свидетельствует о том, что

в нем участвовало все население, включая знать. Народное

собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI

столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных

связей, оно активизировалось.

 

Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание -

можно обнаружить во многих обществах, которые переживали

архаическую стадию развития. На какой же

социально-экономической базе основывалось общество

восточных славян в этот ранний период?

 

Экономика

 

Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство

и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило

экстенсивный характер и зависело от географических

условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное

земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки

земли и сжигались). Но урожай был какое-то время очень

высок. При такой системе землепользований приходилось

использовать специальные орудия труда, Основным пашенным

орудием была соха, особенностью которой является то, что

она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не

углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В

былинах говорится о том, что соха лишь "по камешкам

почиркивает". На юге эволюция пашенных орудий шла от

примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт

земли и переворачивал его, а эволюция землепользования -

от переложно-залежной системы к трехполью. Основными

культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

 

Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. Не

случайно в древнерусском языке слово "скот" означает также

и деньги.

 

Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными

богатствами, способствовали развитию всякого рода

промыслов. Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах

и ловах. Но еще важнее то, что охотой занималось рядовое

население, о чем свидетельствуют археологические находки.

Охотились на самых разнообразных животных, некоторые из

которых не дожили до XX столетня (например, "буй тур" -

дикая лошадь и др.).

 

Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славяне

добывали различными способами: ставили ловушки, били

острогой и т.д. Рыба составляла важную часть рациона

восточных славян.

 

Характеристика промыслов была бы неполной, если не назвать

бортничество - добычу меда диких пчел. Борть - место

обитания роя пчел - не случайно появляется на страницах

Русской Правды: мед и горячительные напитки из него -

излюбленное питье славян.

 

Что касается ремесла, то его развитие также зависело от

природных условий, точнее от тех источников сырья,

которыми могли располагать наши предки. Большое

распространение получило железоделательное ремесло, а

следовательно и обработка металла. Сырьем здесь служила

болотная руда, которая откладывается на корнях болотных и

озерных растений. Плывя на плотах, добытчики специальными

черпаками доставали руду со дна водоемов. Для выработки

железа из руды применялся сыродутный процесс. В

специальных горнах руда восстанавливалась - доводилась до

тестообразного состояния, а потом эти так называемые

"крицы" обрабатывались кузнецами.

 

Хорошо обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по

берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых

было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как

грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.

 

Вполне были обеспечены сырьем и такие ремесла, как

кожевенное и ткацкое, в которых восточные славяне достигли

большого мастерства. Гораздо хуже было с сырьем для

ювелирного ремесла. Ближайшее месторождение серебра

находилось на территории Волжской Булгарии. Сырьем служили

и монеты, которые поступали в результате обмена с

Востоком.

 

Рассуждая о древнейшем ремесле, надо иметь в виду

следующее. Отделившееся от земледелия ремесло, прежде чем

стать ферментом, разлагающим доклассовые отношения,

проходит стадию общинного ремесла, существующего в недрах

общины и удовлетворяющего общинные нужды.

Восточнославянское ремесло VIII-IX вв. носило общинный

характер. На поселениях восточных славян, которые есть все

основания считать родовыми поселками, археологи находят

ремесленные мастерские. Обнаружены также целые поселения

ремесленников, занятых, например, металлургией. И

ремесленные мастерские на территории поселений, и поселки

ремесленников соответствуют стадии общинного ремесла.

 

В древнейший период зарождается и торговля, развитие

которой связано со становлением путей сообщения. Наиболее

устойчивые пути сообщения складываются на основе

крупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь из

варяг в греки. Из варяжского (Балтийского) моря по Неве

шли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро

и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру

выходили в Черное море и плыли в далекий Царьград. Одно из

ответвлений этого пути пролегало к Западной Двине,

начинавшееся от волока между Ловатью и Днепром. Путь от

Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке

Каспле. По нему можно было идти на север и на запад - в

Прибалтику.

 

Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в

Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны.

Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые

люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад

через Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию.

Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где

добывали соль.

 

С древнейших времен основным предметом восточнославянского

экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и др. В

большом количестве вывозились рабы - добыча в бесчисленных

войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие материи,

украшения, вина и т.д.

 

Язычество древних славян

 

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат

за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски

сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей

прошлого о том, что восточнославянское язычество было

бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В

восточнославянском язычестве можно обнаружить все те

стадии, которые были свойственны и другим языческим

культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт

- поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения,

которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До

нашего времени дошли источники, свидетельствующие о

поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это

так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких,

верований было поклонение, например, камням, деревьям,

рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом

поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен

был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого

рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием

дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным

животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом

культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в

ряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма в

культ предков в образе животных. Архаические пласты

русских народных сказок свидетельствуют о существовании

тотемизма у восточных славян.

 

Разновидностью культа предков в облике животных является

оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в

образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко

использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в

лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта,

которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в

души мертвых а также культ предков. Невидимые духи - души

предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и

явлений, объекты тотемического культа постепенно

"населяют" окружающий древнего славянина мир. Уже не сам

предмет является объектом почитания. Поклонение относится

к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно

дух (демон) оказывает положительное или отрицательное

влияние на ход событий и на судьбы людей. Язычество

восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи,

первоначально представлявшие однородную массу,

обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь

"хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини,

лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой

траве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой -

маленький горбатенький старикашка.

 

Демонические верования приближали восточных славян к

следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Среди

богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун -

бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или

Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень

древний. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси

солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги.

Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца -

Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли".

В древнерусское время она - богиня плодородия, воды,

впоследствии покровительница женских работ и девичьей

судьбы.

 

Наконец, Симаргл-единственное зооморфное существо пантеона

древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно,

иранского происхождения). Симаргл является божеством

низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

 

Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже,

привели к языческим реформам. Археологические изыскания в

Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом

Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских

укреплений, переносится на место, доступное всем

прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи

политической столицей, превращается и в религиозный центр.

На роль главного божества всех восточных славян

выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новая

религиозная реформа - сооружается языческий пантеон из

известных нам уже божеств. "Поставление кумиров" -

идеологическая акция, с помощью которой киевский князь

надеялся удержать власть над покоренными племенами.

 

Древнерусское язычество было настолько распространено, что

Древняя Русь и после принятия христианства в

мировоззренческом отношении и в практических действиях

являла собой языческое общество с формальным

существованием в нем элементов христианской веры и культа.

Большинство языческих верований и обычаев продолжали

соблюдаться без или с малым привнесением в них

христианских норм и в последующее время.

 

II. КИЕВСКАЯ РУСЬ

 

От племенного союза к союзу союзов племен

 

Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных

славян приводило к формированию новых социальных

организмов: союз образовывали племена, которые сами уже

входили в племенной союз. Политическая организация таких

суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в

себе ростки государственности уже в гораздо большей

степени, чем предшествующие племенные союзы. Один из таких

ранних союзов, который включал в себя разноэтничные

племена, возник на северо-западе Восточной Европы.

 

Летописец повествует о том, что чудь, славяне, кривичи и

весь обратились к жителям Скандинавского полуострова -

варягам, как их называли на Руси: "Земля наша велика и

обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть

нами". По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и

Трувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус -

на Белоозере, а Трувор - в Изборске. В XVIII в. из этого

летописного сообщения выросла целая "норманская проблема",

которая на протяжении последующих двух столетий зачастую

становилась объектом ожесточенной идеологической борьбы,

позволяла одним, прежде всего зарубежным, авторам отрицать

полностью способность восточных славян к созданию

собственной государственности, а другим - пренебрегать

ролью варягов в отечественной истории. Современные научные

данные показывают, что игнорировать деятельность варяжских

отрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать их

значение. Оказав значительное влияние на становление

княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на

Русь государственности, которая зарождалась в недрах

древнерусского общества и прошла долгий путь развития.

 

Другой суперсоюз сформировался в Среднем Поднепровье. Во

главе его были поляне, территориальным же ядром была

"Русская земля" - треугольник, ограниченный Киевом,

Черниговом и Переяславлем. Причиной образования этого

суперсоюза, как, впрочем, и других суперсоюзов, была

внешняя опасность, необходимость борьбы с внешними врагами

- хазарами, печенегами, варягами. Процесс объединения

союзов племен в Поднепровье начался еще до прихода

иноземных князей. Однако появление здесь в 882 г.

родственника Рюрика князя Олега стало дополнительным

стимулом развития этого предгосударственного образования.

Олег покоряет древлян, северян и радимичей - соседние

союэы племен. Росла и ширилась "лоскутная империя

Рюриковичей". Части ее были скроены весьма непрочно, и уже

преемнику Олега Игорю пришлось вновь покорять древлян. В

945 г. взяв с древлян дань, с небольшой дружиной он

вернулся вновь. Тогда древляне убили его, а древлянский

князь Мал отправил к вдове киевского князя Ольге сватов.

Последняя жестоко отомстила за гибель своего мужа. Столица

древлян город Искоростень был сожжен, многие древляне

убиты и обращены в рабство.

 

Так, в основном силой оружия (хотя не исключен был и

мирный путь) рос суперсоюз с центром в "мати градом

русским" - Киеве. Но завоевание окрестных племен - дело

отнюдь не одних князей с их дружинами, а и рядовых полян,

объединенных в ополчение. Это и понятно - отношения Киева

с покоренными соседями в основном сводились к сбору даней,

которые шли не только князю и его окружению, но и всей

полянской общине.

 

Укрепление суперсоюэа привело к активизации внешней

политики и торговли. Русские торговые фактории появляются

на территории могущественной Византийской империи. Но

торговлей дело не ограничивалось - уже Олег совершил поход

на далекий, манящий своими богатствами Царьград и достиг

своей цели - взял великий город. Менее удачным был поход

Игоря. Ольга же побывала в Византии с "дружественным

визитом". Однако ее сын Святослас вел напряженную борьбу с

сильным соседом. Военные походы занимали все время этого

воинственного князя. Он разгромил Хазарский каганат, нанес

поражение народам Северного Кавказа ("ясов победи и

касогов"), а затем пошел на Дунай, где и вступил в борьбу

с Византией. Но Византия - мастер дипломатических интриг -

сумела использовать против Руси кочевников - печенегов,

которые впервые упоминаются в русской летописи под 915 г.

Возвращаясь домой, Святослав пал от рук печенегов.

 

Киевский князь Святослав, подолгу находясь вдали от дома,

назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына

Ярополка, в землю древлян посадил второго сына - Олега, а

младшего - Владимира взяли себе новгородцы, решившие

"вскормить" себе князя. Именно Владимиру суждено было

победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после

смерти Святослава. Время правления Владимира - во многом

переломное в истории Киевской Руси, когда причудливо

переплеталось старое и еще только зарождавшееся новое. Для

того чтобы понять суть тех сдвигов, которые начинаются в

это время в древнерусском обществе, надо обратить внимание

на такое интереснейшее явление, как древнерусский город.

Города возникают в VIII-IХ вв. как центры племен и союзов

племен, выполнявшие различные социальные функции. Они были

средоточиями ремесла и торговли, но все-таки важнейшими

были политическая и оборонительная функции, в них

находились главные религиозные святыни и кладбища

("капища" и "требища"). В основе социального устройства

городов лежала община. Древнейшие города и возникали в

результате общинного синойкизма - слияния нескольких

общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас

дошли сведения о высоком статусе города, о

правительственных функциях русских городов - Киева,

Чернигова, Новгорода, Полоцка и др. В IX-Х вв. городская

община была еще родовой, так как и само общество

переживало высший этап развития родоплеменного строя. Не

случайно в летописях "город" древнейшей поры идентичен

"роду". В конце X-начале XI вв. происходит перестройка

общества на территориальных началах, родовую общину

сменяет территориальная. Процесс этот нашел отражение и в

истории городской общины, которая сама становится

территориальной, формируется кончанско-сотенная система.

Параллельно шел рост городской округи - растут и крепнут

города-государства.

 

Крещение Руси

 

Начало этого процесса приходится на время правления князя

Владимира, во многом продолжавшего политику своих

предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с

радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические

отношения разрушались. Явственно это сказалось в акте

крещения Руси. Владимир, его окружение и полянская община

стремились остановить расползание суперсоюза. С этой целью

предпринимается ряд мер идеологического характера:

устраивается за городом большое языческое капище, затем

создается знаменитый языческий пантеон. Все эти меры

должны были символизировать единство суперсоюза,

объединявшего союзы племен Восточной Европы - боги в

киевский пантеон свозились изо всех земель. Однако

остановить ход исторического процесса было невозможно -

союз продолжал расползаться. Именно тогда князь Владимир

обратил свой взор к христианству - религии, в которой

момент централизации, монотеизма является главенствующим.

В Киеве христианство вводилось безболезненно с согласия

народного собрания - веча, но в других землях оно

навязывалось силой. Вот почему вплоть до конца "киевского

периода" нашей истории можно говорить о том, что

христианство лишь скользило по поверхности общества, не

затрагивая основ древнерусской жизни. Даже появление

первых русских святых не показатель глубокого

проникновения христианства в ткань жизни Руси Х-XII вв.

 

Первыми церковью были канонизированы князья Борис и Глеб,

павшие в кровавой междоусобной борьбе, которая разгорелась

после смерти Владимира. На киевском столе сел его старший

сын Святополк. За убийство братьев он получил прозвище

"Окаянный". Княжившему в Новгороде Ярославу удалось

разгромить его, изгнать за пределы Руси и сесть на

"златотканом" киевском столе.

 

Ярослав и Ярославичи

 

Во время правления Ярослава суперсоюз еще сохранялся,

но"процесс" роста городов-государств все больше давал о

себе знать. Его отразило и знаменитое летописное

"Завещание" Ярослава 1054 г. Он поручил старшему сыну

Изяславу Киев, Святославу дал Чернигов, а Всеволоду -

Переяславль. Не должно обманывать то, что речь идет о

князьях. Историки установили, что появление князя в той

или иной земле - свидетельство вызревания местного

земства, развития территориальных связей и формирования

государств-земель. К исходу XI в. складывание городских

волостей (городов-государств) на Руси, происходившее на

основе местных сил, приняло рельефные формы и проявилось в

борьбе между волостями. Первоначально усилия возникавших

городов-государств были направлены на борьбу с Киевом.

Ярославичи, которые прежде выступали своего рода

триумвиратом, разодрались между собой. В 70-е годы

вспыхнула борьба, в которой участвовали уже и внуки

Ярослава. Ситуация осложнялась постоянным вмешательством

внешней силы - новой волны кочевников - половцев. В 1068

г. Ярославичи потерпели от нкх поражение на реке Альте.

Ситуация становилась угрожающей. В 1097 г. в г.Любече

состоялся княжеский съезд - "снем". Князья на нем решили:

"Кождо да держить отчину свою". Решение "снема" касалось

лишь "Русской земли" и зависимых от нее территорий; к тому

же делились не земли, а лишь власть над ними. Но

разделение власти без существования самих земель как

политических единиц невозможно. Отсюда вывод:

договоренность князей в Любече зафиксировала то, что стало

фактором исторической действительности - распад суперсоюза

на города-государства.

 

Изяслав был убит в битве, князем в Киеве стал Всеволод, а

после его смерти вокняжился непопулярный Святополк. Когда

он умер, киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха.

Однако ни Мономах (1113-1125), ни его сын Мстислав

Владимирович (1125-1132) не могли воспрепятствовать

дальнейшему росту городов-государств.

 

Города-государства Древней Руси

 

Что же из себя представляли эти социальные организмы? Ядро

города-государства XI-XII вв. составлял старейший город -

прежнее средоточие союза племен или крупного племени.

Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое

положение которых отражено в самом названии "пригород".

Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших

городов была следствием колонизации, освоения периферийных

земель из старшего города, который выступал как своего

рода метрополия.

 

Основным органом самоуправления старейшей городской общины

было вече - народное собрание всех свободных жителей

города. Решению веча главной городской общины должны были

подчиняться жители пригородов. "Новгородцы бо изначала и

Смоляне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу на

веча сходятся. На что же стареишие сдумають, на том же

пригороди стануть". На вече в главном городе сходился и

сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты

из пригородов. Полномочия веча были очень широкими,

собравшееся на вече "людье" решало самые разнообразные

вопросы. Вообще, и на вече и вне его древнерусские люди,

т.е. демократическая масса городского и сельского

населения, составляли действенную политическую силу. Народ

в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении

князей на княжение, так и в смещении их со "стола".

Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот

период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым

элементом социальнополитической структуры древнерусских

городов-госу дарств. Вот почему летописцы так тщателыно и

с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья.

Князья, стремясь установить более тесный контакт с

городской общиной, широко практиковали устройство пиров и

дарений, что способствовало росту их популярности.

Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев

волостной администрации, жил в главном городе земли. В

своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой

которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе,

занимали одновременно важные посты в администрации

городской общины, получали в кормление волости. Однако

костяк военной мощи каждой городской волости составляла не

дружина, а "вои" - волостное ополчение, в которое входили

свободные граждане главного города, пригородов и сельской

местности. Свободное население было поголовно вооружено и

в совокупности составляло "тысячу", в свою очередь

состоявшую из сотен - более мелких

территориально-административных образований и вместе с тем

военных единиц. Главный город не мыслился без "области",

"волости" т.е. без пригородов и сел. Город и волость

находились в единстве друг с другом, составляя одно

территориальное целое. Отсюда понятны названия "Киевская

волость", "Черниговская волость", "Смоленская волость" и

т.п. Эти волости - города-государства имели свои

государственные границы: "сумежья", "межи", "рубежи",

часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с

волостью в экономическом, военно-политическом, культурном

и религиозном огношеннях. Христианская церковь, заменив

языческих жрецов, нашла себе место в этом социальном

организме. Она контролировалась городскими и сельскими

общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях:

даже высшие церковные иерархи избирались на вече. Волости

как отдельные государственные образования в силу присущей

им суверенности "правили" посольства друг к другу. Кроме

того, главные города-государства направляли послов и в

зарубежные страны.

 

Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов

в рамках системы города-государства не оставались

неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко

возникали конфликты. Более того, заметно стремление

пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению

прежних волостей-государств на новые более мелкие. К

такому обособлению, преследующему цель формирования

самостоятельных городов-государств, толкала сама

социально-политическая организация древнерусского общества

с присущей ей непосредственной демократией, выражавшейся в

непосредственном участии народа в деятельности народных

вечевых собраний - верховного органа власти

города-государства.

 

Социально-экономические отношения XI-XII вв.

 

Социально-политическая организация дневнерусских

городов-государств базировалась на соответствующих

социально-экономических отношениях. Советские историки и

археологи окончательно подтвердили те выводы, которые

некоторые исследователи сделали уже в начале века - о

земледельческом характере хозяйства Древней Руси. Вернее

сказать, древнерусская экономика основывалась на

комплексном развитии земледелия, скотоводства и

разнообразных промыслов, основными из которых были охота,

рыболовство и бортничество - добыча меда диких пчел. Этот

тезис сейчас никем не оспаривается. Гораздо более спорным

является вопрос о характере землевладения в древнерусский

период. Еще в 30-е годы был выдвинут тезис о господстве

крупного феодального землевладения, начиная чуть ли не с

IX в. Согласно воззрениям школы Б.Д.Грекова, феодализм,

постоянно развиваясь в Киевской Руси в XI-XII вв.,

приводит к феодальной раздробленности. Однако уже в 50-х

годах ученым стало ясно, что, опираясь на исторические

источники, доказать раннее развитие крупного феодального

землевладения на Руси невозможно. Л.В.Черепнин наиболее

полно постарался обосновать гипотезу о верховной

феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению,

уже первые известные нам русские князья были верховными,

собственниками всей русской территории на феодальном

праве, а дани, которые они собирали с подвластного

населения, были не контрибуцией, платой за мир, а

феодальной рентой. Никакими теоретическими и

конкретно-историческими данными доказать такой путь

развития Руси невозможно. Уже в первой половине 70-х годов

была выдвинута никем еще не опровергнутая гипотеза о

преобладании в Киевской Руси общинной собственности на

землю (И.Я.Фроянов). Это, конечно, не значит, что крупного

землевладения в Древней Руси не было совсем. Вотчина

существовала, и в ней работали различные категории

зависимого населения (это челядь и холопы, общей чертой

которых было их рабское положение). Другие категории

населения находились на стадии переходной: они двигались

или от свободы к рабству или от рабской зависимости к

освобождению. Таковыми были закупы, изгои, рядовичи.

Вызывавшие много споров в историографии смерды делились на

"внутренних" и "внешних". Первые - это посаженные на землю

пленные, сходные с рабами фиска (т.е. государства)

Западной Европы эпохи средневековья. "Внешние" смерды -

покоренные племена, платившие дань. Таким образом

население, которое работало в вотчине, было еще не

феодально-зависимым. Но главное - эти вотчины были

островками в море свободного общинного землевладения. Русь

IX-XII вв., по мнению И.Я.Фроянова, переживала период

перехода отродоплеменных отношений к раннеклассовым,

период, который можно определить как "дофеодальный",

сходный с тем, который выделил на материалах Западной

Европы советский медиевист А.И.Неусыхин. Древнерусская

знать благоденствовала за счет всякого рода внеземельных

доходов - даней, полюдья, кормлений. В социальных

отношениях было много архаических черт, пережиточных

явлений: сохранялась кровная месть, наряду со многими

пережиточными чертами в семейно-брачных отношениях

господствовала большая семья.

 

Все это нашло отражение в древнейшем своде законов Руси -

Русской Правде. Под этим названием известны три памятника:

"Краткая Правда" - древнейшая, "Пространная", которая

относится ко второй половине XII в., и "Сокращенная",

основанная как на Пространной, так и на некоторых не

дошедших до нас законодательных актах более раннего

времени. В свою очередь Краткая Правда делится на Правду

Ярослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей (вторая

половина XI в.) и дополнительные статьи. Пространная

Правда, как считают некоторые исследователи, была

составлена в начале XIII в. на основе Краткой с

добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день

периодизация древнейшего русского законодательства. В нем

явственно предстает перед нами община - "мир".

 

"Червоная" (Галицко-Волынская) Русь

 

Суперсоюз распался на города-государства во главе с

городами Новгородом, Полоцком, Смоленском, Киевом,

Черниговом, Переяславлем. На юго-западе находились

Галицкая и Волынская земли. Города-государства

формировались здесь в рамках племенных территорий бужан -

волынян, хорватов, тиверцев и уличей. То была обширная

область, простиравшаяся от Побужья до бассейна реки Сан.

На смену племенным центрам в конце Х-начале XI вв. здесь

выдвигается Владимир - будущий стольный город Волынской

земли. К середине XI в. значение этого города возросло. По

мере того как складывалась Владимирская волость и

происходило сплочение местных социальных сил, обострялась

борьба Владимира эа независимость от Киева. В конце

XI-начале XII вв. Владимир вместе с пригородами составлял

крупную по размерам волость Юго-Западной Руси. Однако своя

княжеская династия здесь появилась лишь в 30-х годах XII

в., у истоков которой стоит внук Владимира Мономаха -

Изяслав Мстиславич. К середине XII в. прекращается

зависимость Владимирской волости от Киева.

 

Позже обособилась Галицкая земля. Сам город появляется на

страницах летописи только под 1141 г., но выход Галича на

историческую арену - итоги предшествующего развития

города. Галицкая земля стала независимой от Киева при

Владимире Володаревиче (1141-1152). Особого могущества

земля достигла во время княжения Ярослава Владимировича

Осмомысла (1152-1187). Это могущество непосредственно

зависело от силы городской общины. В ней постоянно шла

борьба, но это было не противостояние бояр и остальной

общины, а партий внутри общины, которые зачастую

возглавляли лидеры - бояре. Горожане вмешивались даже в

личную жизнь князя. Они сожгли любовницу князя "Настаску",

а ее сына отправили в заточение. Но и с законным сыном -

Владимиром община не ужилась, и ему пришлось бежать. В

ходе борьбы внутри городской общины из соседней

Владимирской земли был приглашен Роман Мстлславич.

Княжение Романа в Галиче нельзя воспринимать как слияние

двух волостей - появление владимирского князя было в

известном смысле успехом владимирцев в соперничестве с

галичанами.

 

В первой половине XII в. и Галицкая и Волынская земли

распадались на самостоятельные города-государства и

все-таки Галицкая - позднее других земель вступившая на

этот путь, еще долго сохраняла свою силу. Князь Даниил

Романович, опираясь на "Червоную Русь" (так зачастую

называли Галнцкую землю), стал одним из самых сильных на

Руси властителей. В 1245 г. в битве у г.Ярослава галицкие

войска под его началом разбили объединенные силы Польши и

Венгрии. Но будучи грозным противником для своих врагов, в

своей земле Даниил должен был прислушагься к мнению

городской общины. В литературе можно встретить утверждения

об особой роли бояр в Галицкой Руси, но с этим нельзя

согласиться. Исторические судьбы бояр на Руси XI-XII вв.

были в принципе едины, несмотря на региональные вариации.

В Юго-Западной Руси заметное влияние на статус бояр

оказывал внешний фактор: активное участие Польши и Венгрии

во внутренней политической жизни Владимирской и Галицкой

волостей. Если в Киеве, Новгороде или, скажем, Ростове

бояре в своей деятельности опирались на местные социальные

силы, то на Юго-Западе они нередко находили поддержку у

поляков и венгров, что порождало известную их

независимость от собственных общин. Но полнота власти была

сосредоточена не в руках бояр или князей, а у городских

общин в целом.

 

Ростово-Суздальская Русь

 

На другой оконечности восточнославянской ойкумены - земли

обетованной - формировался еще один могущественный

город-государство. СевероВосточная Русь - сложный в

этническом плане регион, заселенный восточными славянами

относительно поздно. Как считают археологи, славянизация

местных финнов здесь продолжалась в XI-XIII вв., а кое-где

затянулась до XIV столетия. Долгое время эти земли

находились в даннической зависимости от Киева. Главным

городом был Ростов, и когда Владимир Мономах посадил здесь

своего маленького сына Юрия, он хотел, видимо, сохранить

зависимость земли от столицы на Днепре. Но история отвела

Юрию другую роль - со смертью Мономаха зависимость

Ростовской земли от Киева прекращается. Более того,

Ростовская земля становится для Юрия Владимировича оплотом

борьбы за киевский стол. Юрию, наконец, удалось там

усесться, но правление его в Киеве было недолгим - вскоре

он заболел (по всей видимости, был отравлен) и умер.

 

На страницах летописи все чаще начинает фигурировать город

Владимир. Если прежде Ростову приходилось соперничать с

Суздалем, то теперь на передний план выдвигается город,

заложенный еще Владимиром Мономахом. Здесь возникает

княжение, что свидетельствует о достаточно высокой степени

организации владимирской общины. Так Владимир из

пригорода, подчиненного "старшим" городам, превратился в

крупный самостоятельный центр, вокруг которого

формировалась своя волость. Но до открытой борьбы дело

пока не дошло. После смерти Юрия Долгорукого (его так

прозвали, вероятно, потому, что он стремился далеко

распространить свое влияние), ростовцы и суздальцы избрали

на княжение его сына - Андрея. Если Юрий был направлен из

Киева, то теперь жители Северо-Восточной Руси сами

избирают себе князя. Этот факт свидетельствовал о росте

силы и влияния городских общин. Да и сам Андрей Юрьевич

Боголюбский ведет себя уже иначе. Он уже не стремится в

Киев, а сосредоточивается на местных интересах,

распространяя дани и укрепляя границы Северо-Восточного

города-государства. И если в 1169 г. ростово-суздальское

войско взяло Киев, то совсем не для того, чтобы посадить

здесь Андрея. Разграбление златоглавого огромного города

тогда знаменовало собой падение его значения на Руси,

полную ликвидацию его воздействия на могущественный

Северо-Восток. Сам же Андрей перенес свою резиденцию во

Владимир, рядом с которым в Боголюбове построил замок, где

и любил коротать дни. Со временем стало накапливаться

недовольство некоторыми неудачами в его политике, и против

князя созрел заговор, который и привел к его гибели.

 

После смерти Андрея вопрос о княжении стал яблоком раздора

между Ростовом и Суздалем, с одной стороны, и Владимиром -

с другой. Завязалась борьба, в ходе которой городские

общины даже приглашали на княжение различных князей.

Владимирцы посадили на столе в своем городе Всеволода,

который затем за многочисленность своего семейства получил

прозвище Большое гнездо, а их противники - другого князя.

Ростовцы в борьбе потерпели поражение и вынуждены были

повиноваться владимирской общине и ее князю. Как и в

Галицкой земле, на далеком Северо-Востоке процесс

волостного дробления несколько задержался, и земля

сохраняла свою силу долгое время. Однако в начале XIII в.

во всех важнейших центрах - Ростове, Владимире,

Переяславле утвердились свои князья. Это значило, что

стремление городских волостей к самостоятельности достигло

здесь уже значительных размеров, поскольку князья

приглашались городскими общинами. Социальное развитие

здесь шло в общерусском русле. Нельзя согласиться с теми

исследователями, которые полагают, что в Северо-Восточной

Руси уже в XIII столетии наметились объединительные

тенденции, что проявлением этих тенденций была политика

владимирских князей Андрея Боголюбского и Всеволода

Большое Гнездо. Для подобных выводов нет достаточных

оснований. Они представляют собой своеобразную

ретроспекцию порядков уже московского периода нашей

истории. В первой четверти XIII в. Ростово-Суздальская

земля распалась на несколько городов-государств, волостей.

 

Становление городов-государств в Северо-Восточной Руси

происходило в ожесточенной борьбе не только с Киевом,

значение которого со временем падает, но и с

усиливавшимися соседями, особенно, Новгородом.

 

Русь Новгородская

 

Один из древнейших и крупнейших городов Руси Новгород,

возникший на волховских берегах, на протяжении XI в. стал

центром объединения большой территории, сформировал вокруг

себя волость и выдвинулся в ряд самых могущественных

городов-государств Древней Руси. К концу XI в. упрочилась

самодеятельность веча, князь из наместника киевских

правителей постепенно превращался в представителя

республиканской волостной администраций, а отсюда вытекало

наметившееся расхождение посадничества и наместничества.

Особенно важными для формирования новгородского

города-государства были события 1132-1136 гг. - изгнание

князя Всеволода. Нет никаких оснований считать эти события

революцией, которая привела к падению княжества и

возникновению боярской республики (как считал Б.Д.Греков).

Движение новгородцев и жителей пригородов в 30-е годы XII

столетия ликвидировало последние остатки власти Киева над

Новгородом. Но статус князя как одного из представителей

высшей власти приобретал еще большую устойчивость. Другими

словами, до 1136 г. князь противостоял республиканским

органам власти лишь в той мере, в которой сохранял

зависимость от Киева, и настолько, насколько являлся

ставленником киевского князя. Во всем остальном он бил

составным звеном республиканского административного

аппарата. Утратив полностью качества киевского наместника,

новгородский князь стал всецело республиканским органом

власти. В результате векового развития в Новгородской

земле складывалась система (вече, князь, посадник,

тысяцкий), характерная для древнерусских

городов-государств. В борьбе с Киевом создавался и другой

важнейший сациальио-полититеский институт

города-государства - народное ополчение.

 

К 30-м годам XII столетия складывается Новгородская

волость, т.е. главный город с зависимыми от него

пригородами. Старейшими новгородскими пригородами были

Псков и Ладога.

 

Развитие Новгородского города-государства во второй

половине XII-начале XIII вв. характеризуется дальнейшей

демократизацией всей социально-политической системы.

Изгнание и призвание князей становится теперь обычным

модусом отношения к княжеской власти. Известно, что в

Новгороде XII-XIII вв. князья менялись 68 раз, зачастую

чаще, чем времена года. Особенностью Новгорода по

сравнению, скажем, с Черниговским или Смоленским

городами-государствами было лишь то, что здесь не было

своей любимой княжеской ветви Рюриковичей. Говоря о смене

князей, нужно иметь в виду, что князь был необходимым

элементом социально-политической структуры. Суверенность

городской общины распространялась и на власть посадника.

Посадники менялись не менее часто, чем князья. Со временем

право общины на избрание и изгнание распространяется и на

церковную власть. Горожане начинают распоряжаться

должностью игуменов крупнейших монастырей, например,

Хутынского, а также архиепископством. Причем

социально-политическая активность общины облекалась в

вечевые формы. О том, что новгородское общество шло по

пути дальнейшего упрочения демократии, свидетельствовала и

начавшаяся межкончанская борьба.

 

Рост значения и влияния новгородской волости во второй

половине XII-начале XIII в. происходил на ярком

внешнеполитическом фоне. В 70-е годы Новгородская волость

вместе с другими городами-государствами начинает

распоряжаться судьбами киевского княжения, постоянно шла

борьба с Полоцком, Черниговом. Но главным противником

становится Владимиро-Суздальский город-государство. Пик

борьбы с ним - знаменитая Липицкая битва 1216 г. Победив

воинство Северо-Восточной Руси, новгородцы даже посадили

на княжение во Владимире своего ставленника. Это ли не

свидетельство могущества Новгородской волости?! Но здесь,

как и в других городах-государствах, шли процессы, которые

подтачивали волость изнутри. Пригороды Новгорода начинают

стягивать определенную территорию, образуются волости,

которые стремятся к самостоятельности. Внешне это

выразилось в появлении местных княжений. Псков, Новый Торг

становятся центрами новых быстро формирующихся

городов-государств.

 

Отметим, что получившая в последнее десятилетий точка

зрения о разделении властей и населения в Новгороде (в

сотнях, якобы жило свободное, подвластное князю население,

а в концах - бояре и зависимые от них люди, а органом их

власти был посадник) - не подтверждается историческими

источниками. Князь, посадник, тысяцкий и сотские были

органами всей городской общины, а не двух

административно-территориальных систем Новгорода.

 

Так развивалась в домонгольский период Новгородская

волость. Сильный северный город-государство, не

пострадавший от татаро-монгольского нашествия, опираясь на

волостное ополчение, смог остановить вскоре натиск

шведских и немецких рыцарей.

 

Культура Киевской Руси

 

Культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами,

достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований

видеть в ней "две культуры" - культуру господствующего

класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине,

что классы в древнерусский период нашей истории еще не

сложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс.

В основе ее было устное народное творчество. Если о

славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более

позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем

неплохо. Ряд современных историков и филологов считают,

что в былинах нашли отражение конкретные исторические

факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется

точка зрения на былины как на явление фольклора,

отражающее самые общие процессы социальной и политической

жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе

разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований

относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи

Киевской Руси. Как установлено в последнее время

(И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин), былины достаточно адекватно

отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее

известным является героический былинный цикл, в котором

воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец,

Добрыня Никнтич, Алеша Попович и др.

 

Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры,

дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их

образованности и грамотности. Широкое распространение

грамотности и письменности в самых разных социальных

группах древнерусского населения подтверждается и другими

источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это

позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили

широкое распространение в советский период - о том, что

письменность появляется лишь в условиях классового

общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у

восточных славян появляется под воздействием внутренних

факторов - процесса формирования городов-государств,

волостей, во многом идентичных древневосточным номам и

древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии

развития этих доклассовых государственных образований

интеграционные тенденции были настолько сильны, что

активно стимулировали рост письменности как одного из

орудий межобщинных отношений. Решающее значение народных

нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается

историей древнерусского литературного языка. Присущие

древнерусскому обществу общинность и демократизм были

мощными инструментами влияния народной стихии на

литературный язык. Древнерусский литературный язык весь

пронизан разговорной речью: он звучит в юридических

текстах, летописях, древнейшей из которых была "Повесть

временных лет", в "Молении" Данила Заточника и многих

других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине

древнерусской письменности - "Слове о полку Игореве",

посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя

Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что

некоторые историки считают этот памятник подделкой XVII в.

(А.А.Зимин).

 

В Киевской Руси высокого уровня достигла и "поэзия в

камне" - архитектура. К сожалению, мы мало знаем о

дохристианском зодчестве восточных славян - ведь оно было

деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки

и те описания, которые сохранились о храмах славян

центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных

храмов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так

называемую Десятинную церковь, посвященную Успению

Богородицы и названную так потому, что на ее содержание

выделялась церковная десятина. В Киеве же был возведен

Софийский собор - замечательный памятник зодчества и

изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой

Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. Русские

мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развили

византийские традиции. Каждая строительная артель

пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в

каждой земле возникала своя собственная культовая

архитектура. Основным строительным материалом был тонкий

кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались

из поколения в поколение. Отличительными чертами

новгородского архитектурного стиля были монументальная

строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала

артель мастера Петра, воздвигнувшая соборы в Антониевском

и в Юрьевском монастырях. Ему также приписывается создание

церкви Николы на Ярославовом дворище. Замечательным

памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в

годы войны.

 

Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли,

где основным строительным материалом была не плинфа, а

белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой

земли сложились во время правления Андрея Боголюбского.

Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие

в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а

неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для

владимиро-суздяльской архитектуры характерно использование

выступающих пилястров, барельефных изображений людей,

животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы

и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII

в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким

памятником этого времени является Дмитриевский собор во

Владимире, который был построен при Всеволоде Большое

Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

 

В настоящее время, благодаря достижениям археологии, мы

многое можем сказать не только о культовой архитектуре и

теремах, но и об оборонною зодчестве, а также о жилищах

рядового населения. В прошлое ушло утверждение о том, что

в Древней Руси имелась существенная разница между образом

жизни феодальных верхов и основной массы населения.

Основным типом славянского жилища была усадьба, основой

которой был бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный.

 

В Древней Руси получила распространение и живопись -

прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке.

Замечательный памятник фресковой живописи - Софийский

собор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам:

изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота

на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора

сохранились и великолепные мозаики - изображения,

составленные из мельчайших кусочков смальты. Одно из

наиболее известных - изображение Дмитрия Солунс



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В связи с ограниченным количеством предоставляемых мест для постоя лошадей, размещение проводится по мере поступления заявок | Государственная дума в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 629 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1650 - | 1318 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.