Рисунок 3. Аппаратно-программный комплекс программирования-отладки систем на базе ОСРВ VxWorks и интегрированной среды Tornado
Симулятор VxSim позволяет моделировать на инструментальном компьютере многозадачную среду VxWorks и интерфейс с целевой системой. Он позволяет разрабатывать и отлаживать программное обеспечение без подключения целевой системы. Среда VxWorks обеспечивает также возможности программирования мультипроцессорных систем.
Для поддержки программирования предлагается интегрированная среда разработки Tornado, в состав которой входит VxWorks 5.3 - ядро РВ и системные библиотеки, средства программирования C/C++ Toolkit, высокоуровневый отладчик CrossWind и ряд других средств. Пакет C/C++ Toolkit содержит компиляторы GNU C/C++ фирмы Cygnus Support. Отладчик CrossWind является расширенной версией отладчика GDB фирмы Cygnus Support. Он имеет графический пользовательский интерфейс и поддерживает отладку как на прикладном, так и на системном уровне. Дополнительные средства среды Tornado обеспечивают управление процессом отладки, визуализацию состояния целевой системы, другие сервисные функции.
Tornado может использоваться совместно с VX-Windows, WindView, StethoScope, VxSim и рядом других средств из состава VxWorks.
Характерной особенностью среды Tornado является ее открытая архитектура, которая позволяет пользователю подключать собственные специализированные инструментальные средства и расширять возможности стандартных. Открытость реализована с помощью прикладных программных интерфейсов API, которые дают возможность различным программным продуктам обмениваться между собой данными на инструментальном компьютере и взаимодействовать с VxWorks, установленной на целевой системе.
ОСРВ VxWorks вместе с интегрированной средой Tornado является мощным средством реализации целевых систем, работающих в условиях жестких ограничений на объем используемой памяти и время отклика на внешние события. Подробную информацию по VxWorks и сопутствующим программным продуктам можно получить в сети Интернет по адресу http:/www. wrs.com.
Лекция 3.7. Сетевая операционная система реального времени QNX
1. Принципы построения СРВ QNX.
2. Архитектура системы QNX.
3. Основные механизмы QNX для организации распределенных вычислений.
1. Принципы построения СРВ QNX
Операционная система QNX является мощной операционной системой, позволяющей проектировать сложные программные системы, работающие в реальном времени как на одном компьютере, так и в локальной вычислительной сети. Встроенные средства операционной системы QNX обеспечивают поддержку многозадачного режима на одном компьютере и взаимодействие параллельно выполняемых задач на разных компьютерах, работающих в среде локальной вычислительной сети. Основным языком программирования в системе является язык С. Основная операционная среда соответствует стандартам POSIX-интерфейса. Это позволяет с небольшими доработками перенести необходимое накопленное программное обеспечение в среду операционной системы QNX для организации их работы в среде распределенной обработки.
ОС QNX является сетевой, мультизадачной, многопользовательской (многотерминальной) и масштабируемой. С точки зрения пользовательского интерфейса и API она похожа на UNIX. Однако QNX - это не версия UNIX. QNX была разработана канадской фирмой QNX Software Systems Limited в 1989 году по заказу Министерства обороны США. Причем эта система построена на совершенно других архитектурных принципах, отличных от принципов, использованных при создании ОС UNIX.
QNX была первой коммерческой ОС, построенной на принципах микроядра и обмена сообщениями. Система реализована в виде совокупности независимых (но взаимодействующих через обмен сообщениями) процессов различного уровня (менеджеры и драйверы), каждый из которых реализует определенный вид сервиса. Эти идеи позволили добиться нескольких важнейших преимуществ:
Предсказуемость, означающая ее применимость к задачам жесткого реального времени. QNX является операционной системой, которая дает полную гарантию в том, что процесс с наивысшим приоритетом начнет выполняться практически немедленно, и что критическое событие (например, сигнал тревоги) никогда не будет потеряно. Ни одна версия UNIX не может достичь подобного качества, поскольку код ядра слишком велик. Любой системный вызов из обработчика прерывания в UNIX может привести к непредсказуемой задержке (то же самое касается Windows NT).
Масштабируемость и эффективность, достигаемые оптимальным использованием ресурсов и означающие ее применимость для встроенных систем. Драйверы и менеджеры можно запускать и удалять (кроме файловой системы) динамически, из командной строки. Вы можете иметь только тот сервис, который вам реально нужен, причем это не требует серьезных усилий и не порождает проблем.
Расширяемость и надежность одновременно, поскольку написанный вами драйвер не нужно компилировать в ядро. Менеджеры ресурсов (сервис логического уровня) работают в кольце защиты 3, и возможно добавлять свои, не опасаясь за систему. Драйверы работают в кольце с уровнем привилегий 1 и могут вызвать проблемы, но не фатального характера. Кроме того, их достаточно просто писать и отлаживать.
Быстрый сетевой протокол FLEET, прозрачный для обмена сообщениями, автоматически обеспечивающий отказоустойчивость, балансирование нагрузки и маршрутизацию между альтернативными путями доступа.
Компактная графическая подсистема Photon, построенная на тех же принципах модульности, что и сама ОС, позволяет получить полнофункциональный графический интерфейс пользователя GUI, работающий вместе с POSIX-совместимой ОС всего в 4 Мбайт памяти, начиная с i80386 процессора.
Основными принципами, которые являются обязательными при реализации и создании ОСРВ являются:
Первым обязательным требованием к архитектуре ОСРВ является многозадачность. Очевидно, что варианты с псевдомногозадачностью (а точнее - не вытесняющая многозадачность) типа MS Windows 3.x или Novell NetWare неприемлемы, поскольку они допускают возможность блокировки или даже полного развала системы одним неправильно работающим процессом. Для предотвращения блокировок ОСРВ должна использовать квантование времени (то есть вытесняющую многозадачность).
Вторая проблема (организация надежных вычислений) может быть эффективно решена при полном использовании возможностей процессоров Intel 80386 и старше, что предполагает работу ОС в 32-разрядном режиме процессора. Для эффективного обслуживания прерываний ОС должна использовать алгоритм диспетчеризации, обеспечивающий вытесняющее планирование, основанное на приоритетах. Крайне желательны эффективная поддержка сетевых коммуникаций и наличие развитых механизмов взаимодействия между процессами, поскольку реальные технологические системы обычно управляются целым комплексом компьютеров и/или контроллеров. Важно, чтобы ОС поддерживала множественные потоки управления (не только мультипрограммный, но и мультизадачный режимы), а также симметричную мультипроцессорность.
При соблюдении всех перечисленных выше условий, ОС должна быть способна работать на ограниченных аппаратных ресурсах, поскольку одна из ее основных областей применения - это встроенные системы. К сожалению, данное условие обычно реализуется путем урезания стандартных сервисных средств.
2. Архитектура системы QNX
QNX - это ОС реального времени, позволяющая эффективно организовать распределенные вычисления. В системе реализована концепция связи между задачами на основе сообщений, посылаемых oт одной задачи к другой, причем задачи эти могут находиться как на одном и том же компьютере, так и на удаленных, но связанных локальной вычислительной сетью. Реальное время и концепция связи между процессами в виде сообщений оказывают решающее влияние на разрабатываемое для QNX программное обеспечение и на программиста, стремящегося с максимальной выгодой использовать преимущества системы.
Микроядро имеет объем и несколько десятков килобайт (в одной из версий - 10 Кбайт, в другой - менее 32 Кбайт), то есть это одно из самых маленьких ядер среди всех существующих операционных систем. В этом объеме помещаются:
. механизм передачи сообщений между процессами (IPC);
. редиректор прерываний;
. блок планирования выполнением задач;
. сетевой интерфейс для перенаправления сообщений (менеджер Net).
Механизм передачи межпроцессорных сообщений занимается пересылкой сообщений между процессами и является одной из важнейших частей операционной системы, так как все общения между процессами, в том числе и системными, происходит через сообщения. Сообщение в QNX - это последовательность байтов произвольной длины (0-65 535 байтов) произвольного формата. Протокол обмена сообщениями выглядит таким образом. Например, задача блокируется для ожидания сообщения. Другая же задача посылает первой сообщение и при этом блокируется сама, ожидая ответа. Первая задача разблокируется, обрабатывает сообщение и отвечает, разблокируя при этом вторую задачу.
Сообщения и ответы, пересылаемые между процессами при их взаимодействии, находятся в теле отправляющего их процесса до того момента, когда они могут быть приняты. Это значит, что, с одной стороны, уменьшается вероятность повреждения сообщения в процессе передачи, а с другой - уменьшается объем оперативной памяти, необходимый для работы ядра. Кроме того, уменьшается число пересылок из памяти в память, что разгружает процессор. Особенностью процесса передачи сообщений является то, что в сети, состоящей из нескольких компьютеров под управлением QNX, сообщения могут прозрачно передаваться процессам, выполняющимся на любом из узлов. Определены в QNX еще и два дополнительных метода передачи сообщений - метод представителей (Proxy) и метод сигналов (Signal).
Представители используются в случаях, когда процесс должен передать сообщение, но не должен при этом блокироваться на передачу. В таком случае вызывается функция qnx_proxy_attach() и создается представитель. Он накапливает в себе сообщения, которые должны быть доставлены другим процессам. Любой процесс, знающий идентификатор представителя, может вызвать функцию Trig-ger(), после чего будет доставлено первое в очереди сообщение. Функция Trigger() может вызываться несколько раз, и каждый раз представитель будет доставлять следующее сообщение. При этом представитель содержит буфер, в котором может храниться до 65 535 сообщений.
Как известно, сигналы уже давно используются и ОС UNIX. Система QNX поддерживает множество сигналов, совместимых с POSIX, большое количество сигналов, традиционно использовавшихся в UNIX (поддержка этих сигналов реализована для совместимости с переносимыми приложениями, и ни один из системных процессов QNX их не генерирует), а также несколько сигналов, специфичных для самой QNX. По умолчанию любой сигнал, полученный процессом, приводит к завершению процесса (кроме нескольких сигналов, которые по умолчанию игнорируются). Но процесс с приоритетом уровня «superuser» может защититься от нежелательных сигналов. В любом случае процесс может содержать обработчик для каждого возможного сигнала. Сигналы удобно рассматривать как разновидность программных прерываний.
Редиректор прерываний является частью ядра и занимается перенаправлением аппаратных прерываний в связанные с ними процессы. Благодаря такому подходу возникает один побочный эффект - с аппаратной частью компьютера работает ядро, оно перенаправляет прерывания процессам - обработчикам прерываний. Обработчики прерываний обычно встроены в процессы, хотя каждый из них исполняется асинхронно с процессом, в который он встроен. Обработчик исполнялся в контексте процесса, и имеет доступ ко всем глобальным переменным процесса. При работе обработчика прерываний прерывания paзрешены, но обработчик приостанавливается только в том случае, если произошло более высокоприоритетное прерывание. Если это позволяется аппаратной частью, к одному прерыванию может быть подключено несколько обработчиков, и каждый из них получит управление при возникновении прерывания.
Этот механизм позволяет пользователю избежать работы с аппаратным обеспечением напрямую и тем самым избегать конфликтов между различными процессами, работающими с одним и тем же устройством. Для обработки сигналов от внешних устройств, чрезвычайно важно минимизировать время между возникновением события и началом непосредственной его обработки. Этот фактор является существенным в любой области применения, от работы терминальных устройств до обработки высокочастотных сигналов.
Блок планирования выполнения задач (диспетчер задач) занимается обеспечением многозадачности. В этой части ОС QNX предоставляет разработчику огромный простоp для выбора той методики выделения ресурсов процессора задаче, которая обеспечит наиболее подходящие условия для критических приложений или обеспечит такие условия для некритических приложений, что они выполнятся за разумное время, не мешая работе критических приложений.
К выполнению своих функций как диспетчера ядро приступает в следующих случаях:
. какой-либо процесс вышел из блокированного состояния;
. истек квант времени для процесса, владеющего CPU;
. работающий процесс прерван каким-либо событием.
Диспетчер выбирает процесс для запуска среди неблокированных процессов в порядке значении их приоритетов, которые располагаются в диапазоне oт 0 (наименьший) до 31 (наибольший). Обслуживание каждого из процессов зависит от метода диспетчеризации, с которым он работает (уровень приоритета и метод диспетчеризации могут динамически меняться во время работы). В QNX существуют три метода диспетчеризации: FIFO (первым пришел - первым обслужен), round-robin (процессу выделяется определенный квант времени для работы) и адаптивный, который является наиболее используемым.
Первый наиболее близок к кооперативной многозадачности. То есть процесс выполняется до тех пор, пока он не перейдет в состояние ожидания сообщения, состояние ожидания ответа на сообщение или не отдаст управление ядру. При переходе в одно из таких состояний процесс помещается последним в очередь процессов с таким же уровнем приоритета, а управление передается процессу с наибольшим приоритетом.
Во втором варианте все происходит так же, как и в предыдущем, с той разницей, что период, в течение которого процесс может работать без перерыва, ограничивается неким квантом времени.
Процесс, работающий с адаптивным методом, в QNX ведет себя следующим образом:
1. Когда процесс полностью использовал выделенный ему квант времени, его приоритет снижается на 1, если в системе есть процессы с тем же уровнем приоритета, готовые к исполнению.
2. Если процесс с пониженным приоритетом остается не обслуженным в течение секунды, его приоритет увеличивается на 1.
Если процесс блокируется, ему возвращается оригинальное значение приоритета.
По умолчанию процессы запускаются в режиме адаптивной многозадачности. В этом же режиме работают все системные утилиты QNX. Процессы, работающие в разных режимах многозадачности, могут одновременно находиться в памяти и исполняться. Важный элемент реализации многозадачности — это приоритет процесса. Обычно приоритет процесса устанавливается при его запуске. Но есть дополнительная возможность, называемая «вызываемый клиентом приоритет». Как правило, она реализуется для серверных процессов (исполняющих запросы на какое-либо обслуживание). При этом приоритет процесса-сервера устанавливается только на время обработки запроса и становится равным приоритету процесса-клиента.
Сетевой интерфейс в системе QNX является неотъемлемой частью ядра. Он взаимодействует с сетевым адаптером через сетевой драйвер, но базовые сетевые сервисы реализованы на уровне ядра. При этом передача сообщения процессу, находящемуся на другом компьютере, ничем не отличается с точки зрения приложения от передачи сообщения процессу, выполняющемуся на том же компьютере. Благодаря такой организации сеть превращается в однородную вычислительную среду. При этом для большинства приложений не имеет значения, с какого компьютера они были запущены, на каком исполняются и куда поступают результаты их работы. Такое решение принципиально отличает QNX от остальных ОС, которые тоже имеют все необходимые средства для работы в сети, и делает системы, работающие под ее управлением, по-настоящему распределенными. Все сервисы QNX, не реализованные непосредственно в ядре, работают как стандартные процессы в полном соответствии с основными концепциями микроядерной архитектуры. С точки зрения операционной системы системные процессы ничем не отличаются от всех остальных, как и драйверы устройств. Единственное, что нужно сделать, написав новый драйвер устройства в QNX, чтобы он стал частью операционной системы, - это изменить конфигурационный файл системы так, чтобы драйвер запускался при загрузке.
3. Основные механизмы QNX для организации распределенных вычислений QNX является сетевой операционной системой и позволяет организовать эффективные распределенные вычисления. Для организации сети на каждой машине, называемой узлом, помимо ядра и менеджера процессов должен быть запущен менеджер Net. Менеджер Net не зависит от аппаратной реализации сети. Данная аппаратная независимость обеспечивается за счет использования сетевых драйверов. В QNX имеются драйверы для различных сетей, например Ethernet, Arcnet, Token Ring. Кроме этого, имеется возможность организации сети через последовательный канал или модем.
В QNX четвертой версии полностью реализовано встроенное сетевое взаимодействие «точка-точка». Например, находясь на машине А, можно скопировать файл с гибкого диска, подключенного к машине В, на жесткий диск, подключенный к машине С. По существу, сеть из машин QNX действует как один мощный компьютер. Любые ресурсы (модемы, диски, принтеры) могут быть добавлены к системе простым их подключением к любой машине в сети. QNX поддерживает одновременную работу в сетях Ethernet, Arcnet, Serial и Token Ring, обеспечивает более чем один-единственный путь для коммуникации, а также балансировку нагрузки в сетях. Если кабель или сетевая плата выходит из строя таким образом, что связь через эту сеть прекращается, то система будет автоматически перенаправлять данные через другую сеть. Это происходит в режиме «on-line», предоставляя пользователю автоматическую сетевую избыточность и увеличивая скорость коммуникаций во всей системе.
Каждому узлу в сети соответствует уникальный целочисленный идентификатор - логический номер узла. Любой поток в сети QNX имеет прозрачный доступ (при наличии достаточных привилегий) ко всем ресурсам сети, то же самое относится и к взаимодействию потоков. Для взаимодействия потоков, находящихся на разных узлах сети, используются те же самые вызовы ядра, что и для потоков, выполняемых на одном узле. В том случае, если потоки находятся на разных узлах сети, ядро переадресует запрос менеджеру сети. Для организации обмена в сети используется надежный и эффективный протокол транспортного уровня FLEET. Каждый из узлов может принадлежать одновременно нескольким QNX-сетям. В том случае если сетевое взаимодействие может быть реализовано несколькими путями, для передачи выбирается незагруженная и более скоростная сеть.
Сетевое взаимодействие является узким местом в большинстве операционных систем и обычно создает значительные проблемы для систем реального времени. Для того чтобы обойти это препятствие, разработчики QNX создали собственную специальную сетевую технологию FLEET и соответствующий протокол транспортного уровня FTL (FLEET transport laуег). Этот протокол не базируется ни на одном из распространенных сетевых протоколов типа IPX или NetBios и обладает рядом качеств, которые делают его уникальным. Основные его качества зашифрованы в аббревиатуре FLEET, которая расшифровывается следующим образом.
Благодаря этой технологии сеть компьютеров с QNX фактически можно представлять как один виртуальный суперкомпьютер. Все ресурсы любого из узлов сети автоматически доступны другим. Это значит, что любая программа может быть запущена на любом узле, при этом ее входные и выходные потоки могут быть направлены на любое устройство на любых других узлах.
Например, утилита make в QNX автоматически распараллеливает компиляцию пакетов из нескольких модулей на все доступные узлы сети, а затем собирает исполняемый модуль по мере завершений компиляции на узлах. Специальный драйвер, входящий в комплект поставки, позволяет использовать для сетевого взаимодействия любое устройство, с которым может быть ассоциирован файловый дескриптор, например последовательный порт, что открывает возможность для создания глобальных сетей.
Достигаются все эти удобства за счет того, что поддержка сети частично обеспечивается и микроядром (специальный код в его составе позволяет QNX фактически объединять все микроядра в сети в одно ядро). Разумеется, за такие возможности приходится платить тем, что мы не можем получить драйвер для какой-либо сетевой платы от кого-либо еще, кроме фирмы QSSL, то есть использоваться может только то оборудование, которое уже поддерживается. Однако ассортимент такого оборудования достаточно широк и периодически пополняется новейшими устройствами.
Fault-Tolerant Networking | QNX может одновременно использовать несколько физических сетей. При выходе из строя любой из них данные будут автоматически перенаправлены «на лету» через другую сеть |
Load- Balancing on the Fly | При наличии нескольких физически соединений QNX автоматически распараллеливает передачу пакетов по соответствующим сетям |
Efficient. Performance | Специальные драйверы, разрабатываемые фирмой QSSL для широкого спектра оборудования, позволяют с максимальной эффективностью использовать сетевое оборудование |
Extensable Architecture | Любые новые типы сетей могут быть поддержаны путем добавления соответствующих драйверов |
Transparent Distributed Processing | Благодаря отсутствию разницы между передачей сообщений в пределах одного узла и между узлами нет необходимости вносить какие-либо изменения в приложении для того, чтобы они могли взаимодействовать через сеть |
Когда ядро получает запрос на передачу данных процессу, находящемуся на удаленном узле, оно переадресовывает этот запрос менеджеру Net, в подчинении которого находятся драйверы всех сетевых карт. Имея перед собой полную картину состояния всего сетевого оборудования, менеджер Net может отслеживать состояние каждой сети и динамически перераспределять нагрузку между ними. В случае, когда одна из сетей выходит из строя, информационный поток автоматически перенаправляется в другую доступную сеть, что важно при построении высоконадежных систем. Кроме поддержки своего собственного протокола, Net обеспечивает передачу пакетов TCP/IP, SMB и многих других, используя то же сетевое оборудование. Производительность QNX в сети приближается к производительности аппаратного обеспечения.
При проектировании системы реального времени, как правило, необходимо обеспечить одновременное выполнение нескольких приложений. В QNX/Neutrino параллельность выполнения достигается за счет использования потоковой модели POSIX, в которой процессы в системе представляются в виде совокупности потоков. Поток является минимальной единицей выполнения и диспетчеризации для ядра Neutrino, процесс определяет адресное пространство для потоков. Каждый процесс состоит минимум из одного потока. QNX предоставляет богатый набор функций для синхронизации потоков. В отличие от потоков само ядро не подлежит диспетчеризации. Код ядра исполняется только в том случае, когда какой-нибудь поток вызывает функцию ядра или при обработке аппаратного прерывания.
QNX базируется на концепции передачи сообщений. Передачу сообщений, а также их диспетчеризацию осуществляет ядро системы. Кроме того, ядро управляет временными прерываниями. Выполнение остальных функций обеспечивается задачами-администраторами. Программа, желающая создать задачу, посылает сообщение администратору задач (модуль task) и блокируется для ожидания ответа. Если новая задача должна выполняться одновременно с порождающей ее задачей, администратор задач task создает ее и, отвечая, выдает порождающей задаче идентификатор (id) созданной задачи. В противном случае никакого сообщения не посылается до тех пор, пока новая задача не закончится сама по себе. В этом случае в ответе администратора задач будут содержаться конечные характеристики закончившейся задачи.
Сообщения отличаются количеством данных, которые передаются от одной задачи точно к другой задаче. Данные копируются из адресного пространства первой задачи в адресное пространство второй, и выполнение первой задачи приостанавливается до тех пор, пока вторая задача не вернет ответное сообщение. В действительности обе задачи кратковременно взаимодействуют во время выполнения передачи. Ничто, кроме длины сообщения (максимальная длина 65 535 байт), не заботит QNX при передаче сообщения. Существует несколько протоколов, которые могут быть использованы для сообщений.
Основные операции над сообщениями - это послать, получить и ответить, а также несколько их вариантов для обработки специальных ситуаций. Получатель всегда идентифицируется своим идентификатором задачи, хотя существуют способы ассоциировать имена с идентификатором задачи. Наиболее интересные варианты операций включают в себя возможность получать (копировать) только первую часть сообщения, а затем получать оставшуюся часть такими кусками, какие потребуются. Это может быть использовано для того, чтобы сначала узнать длину сообщения, а затем динамически распределить принимающий буфер. Если необходимо задержать ответное сообщение до тех пор, пока не будет получено и обработано другое сообщение, то чтение первых нескольких байт дает вам компактный «обработчик», через который позже можно получить доступ ко всему сообщению. Таким образом, ваша задача предохраняется от того, чтобы хранить в себе большое количество буферов.
Другие функции позволяют программе получать сообщения только тогда, когда она уже ожидает их приема, а не блокироваться до тех пор, пока, не прибудет сообщение транслировать сообщение к другой задаче без изменения идентификатора передатчика. Задача, которая транслировала сообщение, в транзакции невидима.
Кроме этого, QNX обеспечивает объединение сообщений в структуру данных, называемую очередью. Очередь - это область данных в третьей, отдельной задаче, которая временно принимает передаваемое сообщение и немедленно отвечает передатчику. В отличие от стандартной передачи сообщений, передатчик немедленно освобождается для того, чтобы продолжить свою работу. Задача администратора очереди хранить в себе сообщение до тех пор, пока приемник не будет готов прочитать его. Это он делает путем запроса сообщения у администратора очереди. Любое количество сообщений (ограничено только возможностью памяти) может храниться в очереди. Они хранятся и передаются в том порядке, в котором были приняты. Может быть создано любое количество очередей. Каждая очередь идентифицируется своим именем.
Помимо сообщений и очередей в QNX для взаимодействия задач и организации распределенных вычислений имеются так называемые порты, которые позволяют формировать сигнал одного конкретного условия, и механизм исключений.
Порт подобен флагу, известному всем задачам на одном и том же узле (но не на различных узлax). Он имеет два состояния, которые могут трактоваться как «присоединить» и «освободить», хотя пользователь может использовать свою интерпретацию; например, «занят» и «доступен». Порты используются для быстрой простой синхронизации между задачей и обработчиком прерываний устройства. Они нумеруются от нуля до максимума 32 (на некоторых типах узлов возможно и больше). Первые 20 номеров зарезервированы для использования операционной системой.
С портом могут быть выполнены три операции:
- присоединить порт;
- отсоединить порт;
- послать сигнал в порт.
Одновременно к порту может быть присоединена только одна задача Если другая задача попытается «отсоединиться» от того же самого порта, то произойдет отказ при вызове функции, и управление вернется к задаче, которая в настоящий момент присоединена к этому порту. Это самый быстрый способ обнаружить идентификатор другой задачи, подразумевая, что задачи могут договориться использовать один номер порта. Все рассматриваемые задачи должны находиться на одном и том же узле. При работе нескольких узлов специальные функции обеспечивают большую гибкость и эффективность.
Любая задача может посылать сигнал в любой порт независимо от того, была ли она присоединена к нему или нет (предпочтительно, чтобы не была присоединена). Сигнал подобен не блокирующей передаче пустого сообщения. То есть передатчик не приостанавливается, а приемник не получает какие-либо данные, он только отмечает, что конкретный порт изменил свое состояние.
Задача, присоединенная к порту, может ожидать прибытия сигнала или может периодически читать порт. QNX хранит информацию о сигналах, передаваемых в каждый порт, и уменьшает счетчик после каждой операции «приема» сигнала («чтение» возвращает счетчик и устанавливает его в ноль). Сигналы всегда принимаются перед сообщениями, давая им тем самым больший приоритет над сообщениями. В этом смысле сигналы часто используются обработчиками прерываний для того, чтобы оповестить задачу о внешних (аппаратных) событиях (действительно, обработчики прерываний не имеют возможности посылать сообщения и должны использовать сигналы).
В отличие oт описанных выше методов, которые строго синхронизируются, «исключения» обеспечивают асинхронное взаимодействие. То есть исключение может прервать нормальное выполнение потока задачи. Они, таким образом, являются аварийными событиями. QNX резервирует для себя 16 исключений для того, чтобы оповещать задачи о прерывании с клавиатуры, нарушении памяти и подобных необычных ситуациях. Остальные 16 исключений могут быть определены и использованы прикладными задачами.
Системная функция может быть вызвана для того, чтобы позволить задаче управлять своей собственной обработкой исключений, выполняя свою собственную внутреннюю функцию во время возникновения исключения.
Функция исключения задачи вызывается асинхронно операционной системой, а не самой задачей. Вследствие этого исключения могут иметь сильнодействующее побочное влияние на операции (например, передачу сообщений), которые выполняются в это же время. Обработчики исключений должны быть написаны очень аккуратно.
Одна задача может установить одно или несколько исключений на другой задачей. Они могут быть комбинацией системных исключений (определенных выше) и исключений, определяемых приложениями, что обеспечивает другие возможности для межзадачного взаимодействия.
Благодаря такому свойству QNX, как возможность обмена посланиями между задачами и узлами сети, программы не заботятся о конкретном размещении ресурсов в сети. Это свойство придает системе необычную гибкость. Так, узлы могут произвольно добавляться и изыматься из системы, не затрагивая системные программы. QNX приобретает эту конфигурационную независимость благодаря применению концепции о «виртуальных» задачах. У виртуальных задач непосредственный код и данные, будучи на одном из удаленных узлов, возникают и ведут себя так, как если бы они были локальными задачами какого-то узла со всеми атрибутами и привилегиями. Программа, посылающая сообщение в сети, никогда не посылает его точно. Сначала она открывает «виртуальную цепочку». Виртуальная цепочка включает все виртуальные задачи, связанные между собой. На обоих концах такой связи имеются буферы, которые позволяют хранить самое большое послание из тex, которые цепочка может нести в данном сеансе связи. Сетевой администратор помещает в эти буферы все сообщения для соединенных задач. Виртуальная задача, таким образом, занимает всего лишь пространство, необходимое для буфера и входа в таблицу задач. Чтобы открыть связь, необходимо знать идентификатор узла и задачи, с которой устанавливается связь. Для этого необходимо знать идентификатор задачи администратора, ответственного за данную функцию, или глобальное имя сервера. Не раскрывая здесь подробно механизм обмена посланиями, добавим, что наша задача может вообще выполняться на другом узле, где имеется более совершенный процессор.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные параметры операционных систем реального времени.
2. Дайте характеристику времени реакции системы на прерывание.
3. Поясните смысл параметра операционных систем реального времени «время переключения контекста».
4. Приведите примеры размера ядра операционных систем реального времени.
5. Дайте характеристику механизмам систем реального времени.
6. Что понимается под идеальной операционной системой реального времени?
7. Какие параметры указываются в каждом описателе операционных систем реального времени?
8. Какие алгоритмы планирования операционных систем Вам известны? Дайте их характеристику.
9. Дайте характеристику механизмам межзадачного взаимодействия операционных систем реального времени.
10. Какие базовые концепции операционных систем реального времени Вы знаете?
11. Дайте характеристику монолитной архитектуре операционных систем реального времени. Нарисуйте ее модель.
12. Перечислите основные достоинства и недостатки монолитной архитектуры.
13. Какие недостатки имеет ОСРВ модульной архитектуры на основе мик-
роядра?
14. Как осуществляется взаимодействие между компонентами системы и пользовательскими процессами в объектной архитектуре на основе объектов-микроядер?
15. Дайте характеристику ОСРВ объектной архитектуры на основе объектов-микроядер.
1. Почему про QNX часто говорят «сетевая» ОС?
2. Что такое сетевой протокол FLEET? 10.Какие функции реализует ядро QNX?
11.В чем вы видите принципиальные отличия между ядром Windows NT 4.0, которое считают построенным по микроядерным принципам, от ядра QNX?
12.Расскажите об основных механизмах, которые имеются и QNX для орг низации распределенных вычислений.
Тема 4. Особенности программирования систем реального времени
Лекция 4.1. Методы программирования в реальном времени.
1. Последовательное программирование и программирование задач реального времени
2. Среда программирования.
3. Структура программы реального времени.
4. Параллельное программирование, мультипрограммирование и многозадачность.
1. Последовательное программирование и программирование задач реального времени
Программа представляет собой описание объектов - констант и переменных - и операций, совершаемых над ними. Таким образом, программа -это чистая информация. Ее можно записать на какой-либо носитель, например на бумагу или на дискету.
Программы можно создавать и анализировать на нескольких уровнях абстракции (детализации) с помощью соответствующих приемов формального описания переменных и операций, выполняемых на каждом уровне. На самом нижнем уровне используются непосредственное описание - для каждой переменной указывается ее размер и адрес в памяти. На более высоких уровнях переменные имеют абстрактные имена, а операции сгруппированы в функции или процедуры. Программист, работающий на высоком уровне абстракции, не должен думать о том, по каким реальным адресам памяти хранятся переменные, и о машинных командах, генерируемых компилятором.
Последовательное программирование (sequential programming) является наиболее распространенным способом написания программ. Понятие "последовательное" подразумевает, что операторы программы выполняются в известной последовательности один за другим. Целью последовательной программы является преобразование входных данных, заданных в определенной форме, в выходные данные, имеющие другую форму, в соответствии с некоторым алгоритмом - методом решения (рис. 1).
Рисунок 1. - Обработка данных последовательной программой
Таким образом, последовательная программа работает как фильтр для исходных данных. Ее результат и характеристики полностью определяются входными данными и алгоритмом их обработки, при этом временные показатели играют, как правило, второстепенную роль. На результат не влияют ни инструментальные (язык программирования), ни аппаратные (быстродействие ЦП) средства: от первых зависят усилия и время, затраченные на разработку и характеристики исполняемого кода, а от вторых - скорость выполнения программы, но в любом случае выходные данные будут одинаковыми.
Программирование в реальном времени (real-time programming) отличается от последовательного программирования - разработчик программы должен постоянно иметь в виду среду, в которой работает программа, будь то контроллер микроволновой печи или устройство управления манипулятором робота. В системах реального времени внешние сигналы, как правило, требуют немедленной реакции процессора. В сущности, одной из наиболее важных особенностей систем реального времени является время реакции на входные сигналы, которое должно удовлетворять заданным ограничениям.
Специальные требования к программированию в реальном времени, в частности необходимость быстро реагировать на внешние запросы, нельзя адекватно реализовать с помощью обычных приемов последовательного программирования. Насильственное последовательное расположение блоков программы, которые должны выполняться параллельно, приводит к неестественной запутанности результирующего кода и вынуждает связывать между собой функции, которые, по сути, являются самостоятельными. В большинстве случаев применение обычных приемов последовательного программирования не позволяет построить систему реального времени. В таких системах независимые программные модули или задачи должны быть активными одновременно, то есть работать параллельно, при этом каждая задача выполняет свои специфические функции. Такая техника известна под названием параллельного программирования (concurrent programming). В названии делается упор на взаимодействие между отдельными программными модулями. Параллельное исполнение может осуществляться на одной или нескольких ЭВМ, связанных распределенной сетью.
Программирование в реальном времени представляет собой раздел мультипрограммирования, который посвящен не только разработке взаимосвязанных параллельных процессов, но и временным характеристикам системы, взаимодействующей с внешним миром.
Между программами реального времени и обычными последовательными программами, с четко определенными входом и выходом, имеются существенные различия. Перечислим отличия программ реального времени от последовательных программ:
1. Логика исполнения программы определяется внешними событиями.
2. Программа работает не только с данными, но и с сигналами, поступающими из внешнего мира, например, от датчиков.
3. Логика развития программы может явно зависеть от времени.
4. Жесткие временные ограничения. Невозможность вычислить результат за определенное время может оказаться такой же ошибкой, как и неверный результат ("правильный ответ, полученный поздно - это неверный ответ").
5. Результат выполнения программы зависит от общего состояния системы, и его нельзя предсказать заранее.
6. Программа, как правило, работает в многозадачном режиме. Соответственно, необходимы процедуры синхронизации и обмена данными между процессами.
7. Исполнение программы не заканчивается по исчерпании входных данных - она всегда ждет поступления новых данных.
Важность фактора времени не следует понимать как требование высокой скорости исполнения программы. Скорость исполнения программы реального времени должна быть достаточной для того, чтобы в рамках установленных ограничений реагировать на входные данные и сигналы и вырабатывать соответствующие выходные величины. "Медленная" система реального времени может великолепно управлять медленным процессом. Поэтому скорость исполнения программ реального времени необходимо рассматривать относительно управляемого процесса или необходимой скорости. Типичные приложения автоматизации производственных процессов требуют гарантированное время ответа порядка 1 мс, а в отдельных случаях - порядка 0.1 мс. При программировании в реальном времени особенно важными является эффективность и время реакции программ. Соответственно, разработка программ тесно связана с параметрами операционной системы, а в распределенных системах - и локальной сети.
Особенности программирования в реальном времени требуют специальной техники и методов, не использующихся при последовательном программировании, которые относятся к влиянию на исполнение программы внешней среды и временных параметров. Наиболее важными из них являются перехват прерываний, обработка исключительных (нештатных) ситуаций и непосредственное использование функций операционной системы (вызовы ядра из прикладной программы, минуя стандартные средства). Помимо этого при программировании в реальном времени используются методика мультипрограммирования и модель "клиент-сервер", поскольку отдельный процесс или поток обычно выполняют только некоторую самостоятельную часть всей задачи.
2. Среда программирования
Рассмотрим среду, в которой исполняются программы. Среда выполнения может варьироваться от мини-, персональных и одноплатных микрокомпьютеров и локальных шин, связанных с окружающей средой через аппаратные интерфейсы, до распределенных систем "клиент-сервер" с централизованными базами данных и доступом к системе высокопроизводительных графических рабочих станций. В комплексной системе управления промышленными и технологическими процессами может одновременно использоваться все перечисленное оборудование.
Разнообразие аппаратной среды отражается и в программном обеспечении, которое включает в себя как программы, записанные в ПЗУ, так и комплексные операционные системы, обеспечивающие разработку и исполнение программ. В больших системах создание и исполнение программ осуществляются на одной и той же ЭВМ, а в некоторых случаях даже в одно время. Небольшие системы могут не иметь средств разработки, и программы для них должны создаваться на более мощных ЭВМ с последующей загрузкой в исполняющую систему. То же касается и микропрограмм, "зашитых" в ПЗУ оборудования производителем (firmware), - они разрабатываются на ЭВМ, отличной от той, на которой исполняются.
Первой задачей программиста является ознакомление с программной средой и доступными инструментальными средствами. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться, начинаются, например, с типа представления данных в аппаратуре и программах, поскольку в одних системах применяется прямой, а в других - инверсный порядок хранения бит или байт в слове (младшие байты хранятся в старших адресах). Таких тонкостей очень много, и опытный программист знает, как отделить общую структуру данных и код от технических деталей реализации в конкретной аппаратной среде.
Важно как можно раньше выяснить функции, обеспечиваемые имеющейся средой, и возможные альтернативы. Например, микропроцессор Motorola 68000 имеет в своем наборе команд инструкцию test_and_set, и поэтому связь между задачами может осуществляться через общие области памяти. Операционная система VAX/VMS поддерживает почтовые ящики, и синхронизировать процессы можно с помощью механизма передачи сообщений.
В UNIX и других операционных системах связь между процессами наиболее удобно осуществлять через каналы. При разработке программ для среды UNIX следует стремиться, с одной стороны, максимально эффективно использовать ее особенности, например стандартную обработку входных и выходных данных, а с другой - обеспечить переносимость между разными версиями UNIX.
Из-за того, что многозадачные системы и системы реального времени разрабатываются коллективами программистов, необходимо с самого начала добиваться ясности, какие методы и приемы используются.
Структурирование аппаратных и программных ресурсов, то есть присвоение адресов на шине и приоритетов прерываний для интерфейсных устройств, имеет важное значение. Неправильный порядок распределения ресурсов может привести к тупиковым ситуациям. Определение аппаратных адресов и относительных приоритетов прерываний не зависит от разрабатываемой программы. Поэтому оно должно быть произведено на ранней стадии и зафиксировано в техническом задании. Его не следует откладывать до момента непосредственного кодирования, так как в этом случае неизбежны конфликты между программными модулями и возникает риск тупиковых ситуаций.
Правильным практическим решением является использование в программе только логических имен для физического оборудования и его параметров и таблиц соответствия между ними и реальными физическими устройствами. При этом изменение адреса шины или приоритета устройства требует не модификации, а в худшем случае только новой компиляции программы. Разумно также использовать структурированное и организационно оформленное соглашение о наименовании системных ресурсов и программных переменных. То же относится и к наименованию и определению адресов удаленных устройств в распределенных системах.
Программы следует строить по принципам, применяемым в операционных системах, - на основе модульной и многоуровневой структуры, поскольку это существенно упрощает разработку сложных систем. Должна быть определена спецификация отдельных модулей, начиная с интерфейсов между аппаратными и программными компонентами системы. К основной информации об интерфейсах относится и структура сообщений, которыми будут обмениваться программные модули. Это не означает, что изменения в определении интерфейсов не могут вводиться после начала разработки программы. Но чем позже они вносятся, тем больше затрат потребует изменение кода, тестирование и т. д. С другой стороны, следует быть готовым к тому, что некоторые изменения спецификаций все равно будут происходить в процессе разработки программы, поскольку продвижение в работе позволяет лучше увидеть проблему.
Следует принимать во внимание эффективность реализации функций операционной системы. Нельзя считать, что способ, которым в операционной системе реализованы те или иные услуги, дан раз и навсегда. Для проверки того, насколько хорошо удовлетворяются временные ограничения, желательно провести оценку, например с помощью эталонных тестовых программ. Если результаты тестов неприемлемы, то одним из решений может быть разработка программ, замещающих соответствующие стандартные модули операционной системы. Такое решение требует очень осторожного и дифференцированного подхода, в частности замещение может выполняться не всегда, а только для определенных процессов.
3. Структура программы реального времени
Разработка программы реального времени начинается с анализа и описания задачи. Функции системы делятся на простые части, с каждой из которых связывается программный модуль.
Например, задачи для управления движением манипулятора робота можно организовать следующим образом:
– считать с диска описание траекторий;
– рассчитать следующее положение манипулятора (опорное значение);
– считать с помощью датчиков текущее положение;
– вычислить необходимый сигнал управления;
– выполнить управляющее действие;
– проверить, что опорное значение и текущее положение совпадают в пределах заданной точности;
– получить данные от оператора;
– остановить робота в случае нештатной ситуации (например, сигнал прерывания от аварийной кнопки).
Принципиальной особенностью программ реального времени является постоянная готовность и отсутствие условий нормального, а не аварийного завершения. Если программа не исполняется и не обрабатывает данные, она остается в режиме ожидания прерывания/события или истечения некоторого интервала времени. Программы реального времени - это последовательный код, исполняющийся в бесконечном цикле.
В каком-то месте программы есть оператор, приостанавливающий исполнение до наступления внешнего события или истечения интервала времени. Обычно программа структурируется таким образом, что оператор end никогда не достигается
while true do (*бесконечный цикл*) begin (*процедура обработки*) wait event at #2,28 (*внешнее прерывание*) (*код обработки*) … end; (*процедура обработки*)
end. (*выход из программы; никогда не достигается*)
При разработке каждого программного модуля должны быть четко выделены области, в которых происходит обращение к защищенным ресурсам, - критические секции. Вход и выход из этих областей координируется каким-либо методом синхронизации или межпрограммных коммуникаций, например с помощью семафоров. В общем случае, если процесс находится в критической секции, можно считать, что данные, с которыми он работает, не изменяются каким-либо другим процессом. Прерывание исполнения процесса не должно оказывать влияния на защищенные ресурсы. Это снижает риск системных ошибок.
Аналогичные предосторожности необходимо соблюдать и для потоков, порождаемых как дочерние процессы главного процесса. Разные потоки могут использовать общие переменные породившего их процесса, и поэтому программист должен решить, защищать эти переменные или нет.
Для гарантии живучести программы нештатные ситуации, которые могут блокировать или аварийно завершить процесс, должны своевременно распознаваться и исправляться - если это возможно - в рамках самой программы.
В системах реального времени различные процессы могут обращаться к общим подпрограммам. При простейшем решении эти подпрограммы связываются с соответствующими модулями после компиляции. При этом в памяти хранится несколько копий одной подпрограммы.
При другом подходе в память загружается лишь одна копия подпрограммы, но доступ к ней возможен из разных программ. Такие подпрограммы должны быть повторно входимыми - реентерабельными (reentrant), то есть допускать многократные вызовы и приостановку исполнения, которые не влияют друг на друга. Эти программы должны использовать только регистры процессора или память вызывающих процессов, то есть не иметь локальных переменных. В результате реентерабельный модуль, разделяемый несколькими процессами, можно прервать в любое время и продолжить с другой точки программы, поскольку он работает со стеком вызвавшего его процесса. Таким образом, реентерабельная процедура может оказаться одновременно в контексте нескольких различных процессов.
Эффективность исполнения является одним из наиболее важных параметров систем реального времени. Процессы должны выполняться быстро, и часто приходится искать компромисс между ясностью и структурированностью программы и ее быстродействием. Жизненный опыт показывает, что если для достижения цели нужно чем-то пожертвовать, что обычно и делается. Не всегда возникает противоречие между структурностью и эффективностью, но если первое должно быть принесено в жертву второму, необходимо полностью документировать все принятые решения, иначе существенно осложняется дальнейшее сопровождение программы.
4. Параллельное программирование, мультипрограммирование и многозадачность
Программирование в реальном времени требует одновременного исполнения нескольких процессов или задач на одной ЭВМ. Эти процессы используют совместно ресурсы системы, но более или менее независимы друг от друга.
Мультипрограммирование (multiprogramming) или многозадачность (multitasking) есть способ одновременного исполнения нескольких процессов. Такого эффекта можно добиться как для одного, так и для нескольких процессоров: процессы исполняются либо на одном, либо на нескольких связанных между собой процессорах. В действительности многие современные вычислительные системы состоят из нескольких процессоров, связанных между собой либо сетью передачи данных, либо общей шиной.
Для записи параллельных процессов можно использовать следующую нотацию
Cobegin
х:= 1; х:= 2; х:= 3;
coend;
write (x);
Исполнение команд между ключевыми словами cobegin и coend происходит параллельно (рис. 2). Пара операторных скобок cobegin-coend приводит к генерации потоков в рамках многозадачной системы. Оператор cobe-gin не накладывает условий на относительный порядок исполнения отдельных процессов, а оператор coend достигается только тогда, когда все процессы внутри блока завершены. Если бы исполнение было последовательным, то окончательное значение переменной х было бы равно 3. Для параллельных процессов конечный результат однозначно предсказать нельзя; задачи выполняются, по крайней мере, с внешней точки зрения, в случайной последовательности. Поэтому окончательное значение х в приведенном примере может быть как 1, так и 2 или 3.
Рисунок 2. - Граф очередности для операторов cobegin – coend
Иногда в технической литературе термин "параллельное программирование" используется как синоним мультипрограммирования. Однако эти понятия несколько различаются по смыслу. Параллельное программирование -это абстрактный процесс разработки программ, который потенциально может исполняться параллельно, вне зависимости от программно-аппаратной среды. Иными словами, предполагается, что каждая задача реализуется на собственном виртуальном процессоре. С другой стороны, мультипрограммирование представляет собой практический способ исполнения нескольких программ на одном центральном процессоре или в распределенной вычислительной системе. Параллельное программирование более трудоемко, чем последовательное, поскольку способность человека следить за развитием связанных процессов, и исследовать их взаимодействие, ограничена.
Программирование в реальном времени основано на параллельном программировании и включает в себя технику повышения эффективности и скорости исполнения программ - управление прерываниями, обработку исключений и непосредственное использование ресурсов операционной системы. Кроме того, программы реального времени требуют специальных методов тестирования.
Лекция 4.2. Языки программирования реального времени
1. Требования к языкам программирования реального времени.
2. Языки разработки для систем реального времени.
1. Требования к языкам программирования реального времени Основными критериями при выборе языка для разработки приложения реального времени являются:
1. Получение наивысшей производительности приложения реального времени. Из этого требования вытекает, что язык должен быть компилируемого (как C, C++), а не интерпретируемого (как Java) типа, и для него должен существовать компилятор с высокой степенью оптимизации кода. Для современных процессоров качество компилятора особенно важно, поскольку для них оптимизация может ускорять работу программы в несколько раз по сравнению с не оптимизированным вариантом, причем часто оптимизирующий компилятор может породить код более быстрый, чем написанный на ассемблере. Технологии оптимизации развиваются достаточно медленно и часто требуются годы на разработку высокоэффективного компилятора. Поэтому обычно для более старых и с более простой структурой языков имеются более качественные компиляторы, чем для достаточно молодых, и сложно устроенных языков.
2. Получение доступа к ресурсам оборудования либо посредством языковых конструкций, либо посредством имеющихся для выбранного языка библиотечных функций.
3. Возможность вызова процедур, написанных на другом языке, например, на языке ассемблера. Из этого требования вытекает, что последовательность вызова подпрограмм (механизм именования объектов, передачи аргументов и получения возвращаемого значения) должна быть документирована для выбранного языка.
4. Переносимость приложения, под которой обычно понимают, как
возможность его скомпилировать другим компилятором, имеющимся на той же платформе, так и возможность его скомпилировать на другой платформе и/или другой операционной системе.
5. Поддержка объектно-ориентированного подхода стала в последнее время необходимостью, зачастую выходя в списке требований на первое место. Это объясняет использование языка Java в ОСРВ.
Программирование в реальном времени требует специальных средств, которые не всегда встречаются в обычных языках последовательного программирования. Язык или операционная система для программирования в реальном времени должны предоставлять следующие возможности:
– описание параллельных процессов;
– переключение процессов на основе динамических приоритетов, которые могут изменяться, в том числе и прикладными процессами;
– синхронизацию процессов;
– обмен данными между процессами;
– функции, связанные с часами и таймером, абсолютное и относительное время ожидания;
– прямой доступ к внешним аппаратным портам;
– обработку прерываний;
– обработку исключений.
Немногие языки обеспечивают все эти возможности. Большинство имеет лишь часть из них, хотя для определенных приложений этого оказывается достаточно. Некоторые компании разработали специальные языки для поддержки своих собственных аппаратных средств. Эти языки не претендуют на универсальность и ориентированы скорее на конкретные ЭВМ и их интерфейсы. Обычно они базируются на существующих языках - FORTRAN, BASIC - с расширениями, включающими функции реального времени, о чем свидетельствуют их названия типа "Process BASIC" и "Real-time FORTRAN". Некоторые языки не поддерживают программирования в реальном времени в строгом смысле, но они легко расширяются, например С и C++.
В 1970-е годы широкую поддержку получила концепция единого переносимого многоцелевого языка программирования. В результате был разработан язык ADA. Его главная идея состоит в том, что среда программирования, то есть язык, должна быть полностью отделена от аппаратных средств. Программист не должен сталкиваться с деталями машинного уровня, а работать только в терминах абстрактных структур и типов данных.
Опыт показал не реалистичность такого подхода. Универсальные, сильно типизированные языки программирования гарантируют определенный уровень надежности программы, но в то же время ограничивают гибкость. Быстрое развитие технических средств, предъявляет новые требования, которые не могли быть предусмотрены в существующих языках, и многие программисты чувствуют ограничения, используя, не самые современные языки программирования. Цена надежности языка - сложность и громоздкость, а генерируемый при этом компилятором код - избыточен и малоэффективен. Открытый язык типа С, основанный на ограниченном количестве базовых идей, обладает большей гибкостью и предоставляет опытному программисту больше возможностей. Не существует наилучшего языка -для каждого приложения и среды необходимо подбирать свои средства и при этом учитывать квалификацию и предпочтения разработчиков.
2. Языки разработки для систем реального времени
Ассемблер. Обеспечивает получение наивысшей производительности, прямой доступ к оборудованию, возможность вызова любых процедур на других языках. Однако, приложения получаются не переносимыми, объектно-ориентированный подход отсутствует. Обычно ассемблер используется только для написания небольших и четко локализованных фрагментов приложения, таких, как обработчики прерываний, драйверы устройств, критические по времени исполнения секции.
Язык программирования ADA. Первым полным языком программирования в реальном времени является ADA. В середине 1970-х годов Министерство обороны США для сокращения расходов на разработку и сопровождение своих систем управления реального времени приняло решение ввести единый язык программирования в качестве альтернативы сотням использовавшихся тогда языков. В 1979 году министерство одобрило предложения, выдвинутые французской компанией Honeywell Bull. Язык назван в честь Августы Ады Байрон, графини Лавлейс (Augusta Ada Byron, Countess of Lovelace, 1815-1852), которую можно считать первым программистом в истории - она писала программы для аналитической машины (механического компьютера, который никогда не был построен), спроектированной английским изобретателем Чарльзом Бэббиджем (Charles Babbage).
Язык ADA является полной средой разработки программ с текстовым редактором, отладочными средствами, системой управлениями библиотеками и т.д. Спецификации ADA закреплены американским стандартом ANSI/MIL-STD-1815A и включают средства контроля соответствия этому стандарту. Не допускаются диалекты языка - для сертификации компилятор должен правильно выполнить все эталонные тесты.
Структура языка ADA похожа на структуру языка Pascal, но его возможности значительно шире, в особенности применительно к системам реального времени. Процессу в ADA соответствует задача, которая выполняется независимо от других задач на выделенном виртуальном процессоре, то есть параллельно с другими задачами. Задачи могут быть связаны с отдельными прерываниями и исключениями, и работать как их обработчики.
Новым понятием, введенным в ADA, является пакет - модуль со своими собственными описаниями типов данных, переменных и подпрограмм, в котором явно указано, какие из программ и переменных доступны извне. Пакеты могут компилироваться отдельно с последующим объединением в один исполняемый модуль. Это средство поддерживает модульную разработку программ и создание прикладных библиотек. В начале 1990-х годов язык ADA был пополнен новыми функциями для объектно-ориентированного программирования и программирования в реальном времени.
Машинно-ориентированное программирование низкого уровня поддерживается ADA не достаточно эффективно - это следствие постулата, что все задачи должны решаться средствами высокого уровня. Например, для операций ввода/вывода в ADA используются прикладные пакеты с заранее определенными функциями для управления аппаратными интерфейсами и доступа к внешним данным.
Основным недостатком ADA является его сложность, которая делает язык трудным для изучения и применения. Существующие компиляторы являются дорогостоящими продуктами и требуют мощных процессоров. До сих пор ADA не получил ожидавшейся популярности, и сомнительно, что это когда-нибудь произойдет.
Языки С и C++. Язык программирования С, несмотря на отсутствие в нем многих средств, которые теоретики считают необходимыми для хорошего языка программирования, пользуется большим успехом, начиная с 1980-х годов и по настоящее время. Этот язык стал популярным для всех приложений, требующих высокой эффективности, в частности для программ реального времени. Для обычных микропроцессоров, используемых в системах управления, имеются С-компиляторы и системы разработки многих производителей. В промышленности существует явная тенденция к широкому применению языка С и операционной системы UNIX, которая сама написана на С, поскольку приложения, написанные на С, машинно-независимы и требуют не больших усилий для адаптации к работе в различной аппаратной среде.
Философией С является разбиение программ на функции. С - слаботи-пизированный язык и позволяет программисту делать почти все вплоть до манипуляции с регистрами и битами. Такая свобода делает язык небезопасным, поскольку компилятор не может проверить, являются ли подозрительные операции умышленными или нет. Небольшое количество заранее определенны