Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„его больше Ц осуждени€ или сочувстви€ заслуживает ѕечорин?




 

Ђ¬ этом человеке есть сила духа и могущество воли, в самих его пороках проблескивает что-то великоеї

¬.√.Ѕелинский).

 

ѕечорин Ц герой своего времени. ¬ образе ѕечорина Ћермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. ѕо словам самого автора, Ђэто портрет, составленный из пороков всего нашего поколени€, в полном их развитииї. Ёто и разочарованность, и привычка сомневатьс€ во всем Ц скептицизм, и равнодушие к люд€м, неспособность к насто€щей любви, индивидуализм и эгоизм. Ќо ѕечорин на голову выше своих современников, представителей светского общества, и прежде всего потому он Ц герой своего времени.

ѕечорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. ёность его прошла в удовольстви€х, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. —ветска€ жизнь с ее обольщени€ми тоже надоела. ќн начал читать, учитьс€, и очень скоро убедилс€, что в том обществе, которое его взрастило, наука не может дать человеку ни счасть€, ни славы, в которых он видел смысл быти€. ∆изнь обесценилась в его глазах, и его одолели скука, тоска Ц верные спутники разочаровани€.

ћы знакомимс€ с Ђисторией душиї геро€ после того, как уже узнали о его смерти.  ак же прошли последние годы жизни ѕечорина? авказска€ экзотика, свист пуль, служебные об€занности ненадолго вывели его из состо€ни€ разочарованности. »з рассказа Ђћаксим ћаксимычї мы узнаем, что ѕечорин вышел в отставку и вернулс€ в ѕетербург, где, по его словам, скучал. “оска погнала его путешествовать, и избавлением от жизненной пустоты ему представл€лась только смертьЕ

”же истори€ жизни ѕечорина, с которой мы знакомимс€ в первых двух част€х романа, дает возможность пон€ть, что читателю представлен герой с очень сложным и противоречивым характером. —транность его облика, противоречивое поведение привод€т в недоумение ћаксима ћаксимыча. Ђ—лавный был малый, смею вас уверить, только немножко странен, - говорит он о ѕечорине своему спутнику. Ц ¬едь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все изз€бнут, устанут, а ему ничего. ј другой раз сидит у себ€ в комнате, ветер пахнет, увер€ет, что простудилс€; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешьс€, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха.Е ƒа-с, с большими был странност€миЕ человек.ї

«аинтересованный рассказом ћаксима ћаксимыча, его спутник при встрече с ѕечориным внимательно всматриваетс€ в черты того, чь€ судьба его столь заинтриговала, и от его внимани€ не может укрытьс€ многое, что позволило ему постигнуть характер и осмыслить судьбу человека, которого он никогда не знал.

Ќабрасыва€ портрет ѕечорина, случайный спутник ћаксима ћаксимыча останавливает наше внимание на признаках могучей и €ркой личности, резко выдел€ющейс€ среди окружающих: он говорит о его Ђкрепком телосложении, способном переносить все трудности кочевой жизниї, о его уверенности в себе и внутренней сосредоточенности: Ђ≈го походка была небрежна и ленива, но € заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характераї. ѕутешественник почувствовал в ѕечорине личность, наделенную резко ощутимым сознанием собственного достоинства и в то же врем€ отмеченную детской непосредственностью. ќн пишет: Ђ¬ его улыбке было что-то детскоеї. Ђ„то-то детскоеї в улыбке ѕечорина, личности Ђума зрелогої - момент, которому придаетс€ при характеристике геро€ существенное значение. Ёто та черта, котора€ лишний раз нар€ду с упоминанием о Ђкрепком сложенииї геро€ проливает свет на потенциал нереализовавшей себ€ незаур€дной личности.

ѕутешественник с нажимом делает штрихи, подчеркивающие аристократизм и светскость ѕечорина: Ђѕыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позвол€л разгл€деть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки пор€дочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической ручкеЕего кожа имела какую-то женскую нежностьЕбелокурые волосы, вьющиес€ от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб.Е Ќесмотр€ на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные,- признак породы в человеке, так, как черна€ грива и черный хвост у белой лошадиЕ ќн был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нрав€тс€ женщинам светскимї.

ѕортрет ѕечорина закрепл€ет уже полученное ранее читателем представление о Ђстранностиї, внутренней противоречивости характера геро€. ≈го Ђкарие глазаЕне сме€лись, когда он сме€лс€Е- ¬ам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Ёто признак или злого нрава, или глубокой посто€нной грусти. »з-за полуопущенных ресниц они си€ли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразитьс€. “о не было отражение жара душевного или играющего воображени€: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительной, но холоднойї.

√лаза ѕечорина, которые Ђне сме€лись, когда он сме€лс€ї, обнаруживали, сколь серьезна разочарованность геро€, насколько глубоко он разуверилс€ во всех обольщени€х мира и с какой безнадежностью смотрит на свои собственные жизненные перспективы. ЂЌервическа€ слабостьї, которую заметил путешественник в ѕечорине, видимо, €вление, пр€мо св€занное с теми Ђстранност€миї характера ѕечорина, о которых поведал еще ћаксим ћаксимыч. ¬спомним его недоумени€ по поводу того, что ѕечорин, отличавшийс€ выносливостью и бесстрашием и ходивший один охотитьс€ на кабана в стужу и сл€коть, порой панически бо€лс€ простуды и нервно вздрагивал при стуке ставен. ќчевидно, что петербургска€ жизнь способствовала закреплению давно уже начавшей подтачивать силы ѕечорина Ђнервической слабостиї, €вившейс€ следствием полнейшего и окончательного разочаровани€ во всем, усталости от сознани€ бессмысленности и пустоты своей жизни.

»стори€ жизни ѕечорина и данный в романе психологический портрет геро€ приподнимают завесу над скрытыми глубинами его души, но не раскрывают самого главного, характерного дл€ ѕечорина как личности Ђума зрелогої - его напр€женной внутренней жизни. Ётот пробел в обрисовке облика геро€ восполн€ет Ђ∆урнал ѕечоринаї. «накомство с Ђ∆урналомЕї позвол€ет взгл€нуть по-иному и на то, что рассказано ћаксимом ћаксимычем о его при€теле.

Ђ∆урнал ѕечоринаї - нечто уникальное в русской литературе. ÷ель Ђ∆урналаЕї - раскрыть самосознание геро€ Ц незаур€дной личности, отличающейс€ зрелостью ума. «релость ума ѕечорина вы€вл€етс€ в неуемной активности мысли, он увлечен самопознанием. ѕечорин, вз€вшись за Ђ∆урналї, поставил перед собой задачу внимательно проанализировать свои помыслы и чувствовани€, рассматриваемые им как Ђсемена и плодыї собственных действий.

÷ель, которую поставил перед собой ѕечорин, вз€вшись вести дневник, обнаруживает серьезность духовных исканий и тот высокий уровень образованности, который отличает лермонтовского геро€. Ђ∆урнал ѕечоринаї дает нам возможность убедитьс€, что герой Ћермонтова обрисован не как человек, который Ђучилс€ понемногу чему-нибудь и как-нибудьї, а, наоборот, как человек, который относилс€ к знани€м со всей серьезностью и благоговением и видел в науке ключ к пониманию закономерностей исторической жизни народов и смысла быти€ единичной человеческой индивидуальности. Ђ» не вина лермонтовского геро€, а его беде, что жизнь прошла бесплодно, а силы были израсходованы впустуюї,- отмечает ѕогодин.

ѕечорин Ц натура, богато одаренна€. ќн ощущает в груди своей Ђсилы необъ€тныеї, он рветс€ к действию, посто€нно чувству€ необходимость найти сферу приложени€ снедающей его активности и реализовать свои могучие силы.  ак справедливо отметила ≈.ћихайлова, Ђстремление к действию Ц замечательна€ черта ѕечорина как человека выдающегос€Е ƒействиеЕсоставл€ет основной нерв натуры ѕечорина как главную, насущную потребность егої. Ќо свои необъ€тные силы он растрачивает на недостойные его действи€, мелкие поступки. ¬едь что его толкает на конфликт с ћери? ќп€ть же желание поразвлечьс€, сделать так, чтобы не было скучно. » он идет на это, толкаемый мелким чувством расчетливости.

ѕечорина природа наградила выносливостью физической и могучим духом. –аздумь€ ѕечорина о самом себе, его убежденность в том, что ему Ђбыло назначение высокоеї, позвол€ют предположить, что ѕечорин мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов.

ѕечорина, одного из задушевных героев Ћермонтова, томит тоска по гармоничной жизни. Ёто то, что заложено в его натуре. Ќо ѕечорин противоречив. ѕротиворечи€ми отмечен его характер, противоречивы и представлени€ его. —ам ѕечорин признаетс€, что в нем два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. ќдин лелеет в душе высокие идеалы, другой Ц скептик. » под вли€нием последнего ѕечорин пересматривает свои возвышенные представлени€ о славе и счастье. » тогда слава ему представл€етс€ удачей, и кажетс€, дл€ того чтобы достигнуть ее, нужно быть только ловким, а счастье он начинает видеть в насыщенной гордости.

Ёти искаженные представлени€ о славе и счастье у ѕечорина возникают в атмосфере искусственной жизни петербургского Ђсветаї, где, как в кривом зеркале, все истинно человеческое тер€ет свои естественные очертани€ и приобретает неправильные пропорции. „ем объ€снить те противоречи€, которые царили в душе ѕечорина? ¬едь Ђнеобъ€тные силы душиї уживаютс€ в нем с мелкими, недостойными поступками; он стараетс€ полюбить весь мир и приносит люд€м одно лишь зло и несчастье; дл€ него характерно наличие высоких благородных стремлений, а в результате Ц мелкие чувства, владеющие душой, жажда полноты жизни и полна€ безнадежность, сознание своей обреченности. ќн презирает своих современников, но и сам не приносит пользы никому. «а это он жестоко бичует себ€. Ќо объ€снить это все можно не его слабост€ми, нет! Ёто результат общественно-политической обстановки в стране. ¬едь это было врем€ господства реакции, когда передова€ мысль преследовалась. ” большинства представителей света не было идеалов в жизни, и это уродует людей. ” ѕечорина же есть и мечта о высоком назначении, есть и благородные стремлени€, но он не может их воплотить в жизнь, не может найти применение своим способност€м, и этом весь трагизм ѕечоринаЕ

ћожно ли найти смысл жизни в любви? Ћермонтовский герой завоевывает ценой некоторых усилий доверие и любовь черкешенки.  азалось, он обретает счастье. Ќо все дело в том, что подобное счастье его недолго прельщает. ќчень скоро он приходит к заключению, что человек Ђзрелого умаї не может обрести счасть€ в любви дикарки, что эта иде€ сама по себе несосто€тельна. ѕо его словам, Ђлюбовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другойЕмне с нею скучної. ƒл€ ѕечорина как человека развитого образованием и любовь должна иметь разумное содержание. ≈му необходима не только страстна€ прив€занность к нему любимой женщины, но и взаимопонимание, предполагающее возможность дружеского общени€, дающего пищу сердцу и уму.

ѕовесть Ђ“аманьї развенчивает романтику разбойничьей жизни. Ћермонтов вводит своего геро€ в круг так называемых Ђчестных контрабандистовї. ѕервоначально ѕечорину представл€етс€, что он попадает мир, где все дышит таинственностью и возвышенной романтикой, в среду, где люди красивы, их слова и песни поэтичны, а действи€ самоотверженны. Ќо очень скоро он убеждаетс€ в том, что движет этими людьми эгоизм и корыстолюбие, а жизнь их характеризует удивительна€ убогость стремлений и отсутствие вс€кого духовного содержани€.

ћолодой, энергичный, решительный ѕечорин, высланный на  авказ за какую-то нашумевшую в ѕетербурге Ђисториюї, про€вл€ет живейший интерес к окружающему. ќн восхищаетс€ смелостью контрабандистов, сожалеет, что потревожил их жизнь.

Ќо все-таки, зачем он пустилс€ в рискованную авантюру? - ≈динственное его желание, как он сам признаетс€,- Ђдостать ключ этой загадкиї. » проснулись, пришли в действие его Ђсилы необъ€тныеї, вовлекли в приключение и нарушили жизненные св€зи людей, совсем чужих дл€ ѕечорина, случайно встреченных им.  огда же тайна была раскрыта, ѕечорин вновь осознает, что Ђнеобъ€тные силыї потрачены без цели, оказались никому не нужными. » снова тоска, скукаЕ

¬ Ђ н€жне ћериї ѕечорин в своей среде. «десь мы встречаем при€тел€ ѕечорина Ц доктора ¬ернера. ѕо своему культурному уровню ¬ернер Ц ровн€ ѕечорину. „еловек Ђдуши испытанной и высокойї, ¬ернер пользуетс€ уважением лучших людей общества.  ак и характер ѕечорина, характер ¬ернера очень противоречив: у него злой €зык, но он добр. ƒоктор ¬ернер был беден, мечтал о миллионах, но эта мечта носила отвлеченный характер: бескорыстный по натуре, отличающийс€ высокими духовными запросами, он Ђдл€ денег не сделал бы лишнего шагуї.

¬заимопонимание между ѕечориным и ¬ернером было настолько полное, что один мог продолжить ход мысли другого, но могли и морочить друг друга, когда им надоедало всерьез толковать Ђоб отвлеченных предметахї.

ћного места в Ђ н€жне ћериї уделено √рушницкому. √рушницкий, как и ¬ернер, тоже двойник ѕечорина. Ќо в этом двойнике в отличие от доктора ¬ернера многое из того, что свойственно ѕечорину, приобретает пародийный характер. ѕечорин Ц личность действительно исключительна€, отмеченна€ упорством воли, жаждой действи€. ≈го разочарование неподдельно, его жизнеощущение трагично. √рушницкий Ц обыкновенный юноша, предел его мечтаний Ц карьера, женитьба на богатой девушке из двор€нской семьи. «аветна€ мечта √рушницкого-юнкера Ц Ђсделатьс€ героем романаї, и потому он надевает на себ€ Ђтрагическую мантиюї - маску тоски, разочарованности, пыта€сь играть роль необыкновенного человека. ¬ Ђ н€жне ћериї тоже провер€ет идею жизненной практикой. Ёта иде€ возможности вернутьс€ в среду, св€занную с тем петербургским светским обществом, которое породило его, и обрести здесь душевный покой и счастье. Ќо личное счастье не заполнило бы жизни ѕечорина, личности м€тежной, жаждущей бурь Ц общеполезной де€тельности. ѕо воле ѕечорина разбито сердце ћери, оскорблено самолюбие девушки, виновной лишь в том, что когда-то она в его присутствии отличала другого. ѕечорин понимает, что его игра с кн€жной выбиваетс€ из норм гуманности. Ќо ѕечорину, чтобы поддерживать свою жизнь, необходимо кого-то обрекать на страдани€. ѕечорин отдает себе отчет в том, что превратило его в Ђнравственного калекуї. ќн признаетс€: ЂЕчестолюбие у мен€ подавлено обсто€тельствами, но оно про€вилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие подчин€ть моей воле все, что мен€ окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха Ц не есть ли первый признак и величайшее торжество властиї. Ќас отталкивает его преступное равнодушие к люд€м, эгоизм. ≈го не интересует, принесут ли его действи€ страдани€ и несчасть€ другим или нет. Ќесчасть€ он приносит горцам: он толкает на путь преступлений  азбича и јзамата, он губит Ѕэлу, потому что та имела несчастье понравитьс€ ему. ќн надеетс€, что Ѕэла возродит его интерес к жизни. Ќо он Ђошибс€Е любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыниї. » он отказываетс€ от Ѕэлы. ј истори€ с контрабандистами? «десь даже не было и намека на возрождениеЕ ¬ жизни ѕечорина изменений никаких не произошло. ќн мигом забыл об этих люд€х. » оп€ть скука, снова полное безразличие к люд€м, в чем он сам признаетс€: Ђƒа и какое мне дело до радостей и бедствий человеческихЕї ƒа, всем, с кем он соприкасаетс€, ѕечорин приносит горе или даже гибель. ¬едь из-за ѕечорина погибла Ѕэла. Ќа дуэли с ѕечориным погиб √рушницкий. ѕравда, признаки жестокости в борьбе с √рушницким можно оправдать. √рушницкий бесчестен. Ёто ничтожна€ натура, эгоист. Ќо не тот эгоист, каким €вл€етс€ ѕечорин. ѕечорин Ц Ђэгоист поневолеї, т.е. таким его сделала окружающа€ среда, свет, а √рушницкого эгоистом сделала его собственна€ самовлюбленность. ≈сли √рушницкий уверен в своей непогрешимости, то ѕечорин, наоборот, склонен к самоанализу. — какой желчной откровенностью он говорит о своих пороках. Ќо, кроме недостатков, о которых ѕечорин знает и подвергает убийственной критике, у него есть и такие качества, которые заставл€ют окружающих преклон€тьс€ перед ним. Ёто его глубокий ум, остроумие, его мужество и вол€, победившие в борьбе против Ђвод€ного обществаЕї »скренне его чувство к ¬ере. » уже при одной мысли о том, что ее он может навеки потер€ть, он пон€л, что ¬ера дл€ него стала дороже всего на свете. ќн мчитс€ на взмыленной лошади вслед за уехавшей ¬ерой. » этот человек, не дрогнувший под дулом пистолета, мог плакать, как ребенок, когда убедилс€ в том, что с ¬ерой они больше не встрет€тс€. ѕечорину свойственны благородные качества.Е Ќо эти благородные порывы в жизненных столкновени€х всегда уступают место жестокости. Ќо чем вызвано то, что он приносит страдани€ этим люд€м? „ем можно объ€снить то, что и сам ѕечорин глубоко страдает? ќн сам говорит об этом: Ђћо€ бесцветна€ молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, бо€сь насмешки, € хоронил в глубине сердца, они там и умерлиї.

ѕечорин определ€ет свою роль в жизни, то Ђкак жалкую роль палача или предател€ї, то как роль Ђтопора в руках судьбыї. “ема судьбы Ц одна из посто€нных тем в раздумь€х ѕечорина. ¬ новелле Ђ‘аталистї она становитс€ центральной. Ђ‘аталистї - закономерный эпилог лермонтовского романа. –азуверившийс€ и разочаровавшийс€ во всем Ћермонтовский герой предстал перед читателем размышл€ющим над проблемами судьбы и смерти. »спытыва€ судьбу, понимаемую как власть случа€, ѕечорин бросаетс€ в окно в€зать пь€ного казака.

ѕечорин, обреченный на посто€нный переход Ђот сомнени€ к сомнениюї, с тоской вспоминает о временах, давно прошедших, о Ђлюд€х премудрыхї, наивных, но убежденных в своих воззрени€х, не знавших мук сомнени€: ЂЕкакую силу воли придавала им уверенность, что целое небо, с своими бесчисленными жител€ми, на них смотрит с участием, хот€ немым, но неизменным!.. ј мы, их жалкие потомки, скитающиес€ по земле без убеждений и без гордости, без наслаждени€ и страха, кроме той невольной бо€зни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы неспособны более к великим жертвам ни дл€ блага человечества, ни даже дл€ собственного нашего счасть€, потому что знаем его невозможностьЕї “ак ѕечорин формулирует новое понимание судьбы как власти исторических обсто€тельств, предопредел€ющих жизненный путь и психологию человека его времени. “рагеди€ ѕечорина Ц это трагеди€ личности, волей исторических обсто€тельств отчужденной от своего народа, том€щегос€ в крепостной неволе, лишенного возможности приобщитьс€ к культуре.

Ђ√ерой нашего времениї - значительное €вление в развитии классической литературы. Ёто первый русский психологический роман в прозе, в котором показаны изнутри жизнь сердца и напр€женна€ работа ума человека 30-х годов.

 

 

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-09-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 10211 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

838 - | 622 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.