Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Период становления, укрепления и господства классицизма. 1730 - 1750-е годы




Основные этапы развития русской литературы и журналистики 18 в.

 

Начало 18 века – радикальное обновление различных сфер жизни (петровские реформы, ускорившие развитие общества), что отразилось и на лит-ре России. Происходит разрыв новой лит-ры со старой. В 18 веке на смену житиям и апокрифам приходит сатира, ода, роман. Основным литературным языком становится русский, а не церковно-славянский. В книжной поэзии выделяется силлабическая система стихосложения (Симеон Полоцкий, к примеру). В дальнейшем силлабо-тоническая система стихосложения приходит на смену силлабической. Начинается развитие периодической печати, с рпиходом в лит-ру Сумарокова и Ломоносова возникает традиция, когда писатели выступают одновременно и в качестве журналистов.

С 18 века литература становится государственным делом. И если говорить о периодизации литературного процесса, то он находится во взаимосвязи со сменой власти.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XVIII в.

1) Литература первой трети XVIII - с 1700 по 1730 гг. Литература Петровского времени. Это переходный период к словесной культуре общеевропейского типа. Ориентация на авторскую, светскую культуры. Господствовал панегирический стиль. Борьба нового со старым, что отражается в публицистике в первую очередь.

Газета «Ведомости» - начало русской периодической печати.

Особенности: - Защита гос. интересов - Прославление монарха - Интерес к античности

1708 г. вводится гражданский шрифт, упрощающий усвоение грамоты. Первая книга, напечатанная новый шрифтом – «Геометрия». Развивается издательское дело, поставленное на службу государственной, преобразовательной деятельности. Открываются новые типографии. Большое внимание Петр уделяет переводной лит-ре, требуя переводить книги технические и естественно-научные. Издаются книги для воспитания дворянства: «Приклады, како пишутся комплименты разные» - переводной сборник образцов писем (1708), «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению – пособие для молодых дворян, как вести себя в обществе. (1717).

Крупная фигура того времени – Феофан Прокопович. Придворный «политолог» Петра Первого. Написал ряд проектов, обосновавших указы Петра. Его проповеди или «слова» - жанровый прототип для следующих десятилетий. В 20-е годы появляется Антиох Дмитриевич Кантемир. В 30-е годы вышел придворный роман «Езда в остров любви» Василия Кирилловича Тредиаковского. Вторая часть книги – сборник его лирических стихотворений. И Кантемир, и Тредиаковский отразили сдвиги в литературном сознании. Был намечен курс на классицизм. Он, классицизм, отвечал требованиям абсолютизма. Тредиаковский считал, что в русской литературе должны быть выработаны свои каноны, как в европейской.

 

Период становления, укрепления и господства классицизма. 1730 - 1750-е годы.

Реформаторские акции: - Реформа рус. стихосложения - Стилевая реформа: стиль – в смысле стиль эпохи.

- Регламентация жанровой системы литературы. Жанровая реформа.

С 1755 г. выпускается первый в России научно-популярный и литературный журнал (издается по 1764): «Ежемесячные сочинения, к пользу и увеселению служащие». Воспитанники Сухопутного шляхетного корпуса (1732), где обучались только дворяне, издают журнал «Праздное время, в пользу употребленное», где печатается в основном переводной материал нравоучительного характера.

1755 – открывается Московский университет.

1756 – начала издаваться первая московская газета «Московские ведомости». Оживление в журналистике. Сумароковская «Трудолюбивая пчела» + «Праздное время..» + «Полезное увеселение» (под редакцией Хераскова при Московском университете, в 1763 ему на смену приходят «Свободные часы») + «Невинное упражнение» Дашковой и Богдановича.

Своеобразие русского классицизма: выраженный гражданско-патриотический пафос, обращение к сюжетам национальной истории; яркая сатирико-обличительная тенденция; связь с истоками народного творчества, фольклором (в западном классицизме – наоборот, удаление от фольклора в сторону аристократичности). Сатирические тенденции способствовали развитию реалистических представлений.

Классицизм дал развитие жанрам оды, трагедии, комедии, сатиры, басни.

Формирование и утверждение в творчестве Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова классицизма. В творчестве Кантемира и Ломоносова оформились высокие жанры классицизма: ода – Ломоносов, сатира – Кантемир. Сумароков – лирика, ратовал за жанровую универсальность. Тредиаковский – проза, стихи, разные направления.

С 1760 по 1790 гг

Первое время большое значение имела просветительская идеология, под влиянием которой классицизм меняется. Расцвет сатиры в журналистике и лит-ре, рост оппозиционных настроений по отношению к абсолютной монархии, развитие просветительской мысли.

Увеличивается кол- во журналов, расширяется круг влияния лит-ры, демократизируется русского общ. сознание.

Также изменение классицизма связано с вторжением низкой демократической беллетристики (например, Федор Александрович Эмин). Сначала расцвет, потом кризис классицизма, зарождение сентиментализма (60-е, апогей 90-е).

В 70-е и 90-е начинает колебаться жанровая система.Представители: Денис Иванович Фонвизин, Гаврила Романович Державин, Яков Борисович Княжнин

Василий Васильевич Капнист. Карамзин и Радищев закончили своим творчеством этот период.

 

2 вопрос Россия эпохи Петра I в информационных темах газеты «Ведомости»

 

До появления "Ведомостей" существовали только "Куранты" или «Вестовые письма»- рукописная газета, рассказывающая о жизни за рубежом, о военных планах и дипломатически отношениях за границей, о культурной жизни в зарубежных странах (театральные представления, печать книг). «Куранты» были доступны только царю и его придворному кругу. При царском дворе существовал обычай переводить и переписывать новости из заграничных газет. Материалы для газеты готовились чиновниками Посольского приказа.

Петр I же желал с помощью печатного слова пропагандировать свои военные и хозяйственные начинания, придавать им популярность, стремился, чтобы газету читали все образованные группы общества, поэтому её стоимость составляла всего лишь 1 копейка. С этой целью 15 (в некоторых источниках 16) декабря 1702 года он подписал указ о издании первой русской газеты "Ведомости". Отдельные номера газеты выходили под названием «Ведомости московские», «Российские ведомости» и др.В ней систематически велась пропаганда новой науки, культуры, просвещения, утверждалась необходимость и справедливость войны с Швецией и т.д (по Татариновой).

17 декабря вышел первый пробный номер Ведомостей. Через 10 дней, 27 декабря, вышел следующий номер, имевший особое название «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году». Текст его содержал описание осады Нотебурга. Номер от 2 января 1703г - первый дошедший до нас номер.

О России, как о стране в полном смысле этого слова, узнать было сложно. Но отдельные эпизоды дают чёткую картину того, что тогда происходило.

В частности, в первом дошедшем до нас номере газеты написано о том, сколько вылито «пушек, медных гоубиц и мартиров» в Москве, названо количество изготовленных артиллерийских орудий и указаны запасы металла («больше 40 000 пуд лежит»), предназначенного для литья. По сути, в нашем сознании сейчас эта информация ̶ гос.тайна, так же как и тогда, в принципе. Петр осознавал секретность этих сведений, но… Дело в том, что в неудачном бою под Нарвой русская армия потеряла всю артиллерию. Необходимо было вдохнуть бодрость в людей. На Пушечный двор свозились церковные колокола. Эта крайняя мера нуждалась в публичном оправдании, и все это появилось в газете.

Также в этом номере сообщается, что по указу Петра уничтожаются школы и «45 чел. слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют…». Здесь, очевидно, имеется в виду Школа математических и навигационных наук, открытая в 1701 году в Москве. Это даёт представление о системе образования в России в начале 18 века.

В "Ведомостях" писали о демографии (сколько в Москве родилось человек). «С 24 ноября по 24 декабря Родилось 386 чел». Это свидетельствует о крайне низком показатели численности населения в России в начале 18 века. Стоит отметить, что к концу 18 века в Российской империи, по некоторым источникам, проживало всего 40 млн. человек.

Писали о международных отношениях, о событиях отдалённых регионов России. «Из Персии пишут, что индийский царь послал России Слона и иных вещей немало. Из Казани пишут, что на реке Соку нашли много нефти и медной руды…».

В номере от 02.07. 1709 года написано про победу России в Полтавской битве. Представлены данные о том, каким образом она была достигнута, написано про позиции соперника, его действия.

В номере от 20.07. 1708 рассказано про бунт Кондрашки Булавина. Когда его настигла царская армия, он убил себя. Это свидетельствует о жестоких законах петровского времени.

Заграничная жизнь освещалась по донесениям послов (Шафиров, Бестужев, Долгорукий). Петр принимал непосредственное участие в выпуске «Ведомостей», редактировал некоторые номера. Он требовал простоты слов и ясности, чтобы каждый человек мог понять, о чём идёт речь. Федор Поликарпов был назначен Петром I ответственным за издание. Когда Ведомости переехали в Петербург, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. В 1719 Коллегия иностранных дел назначила ответственным за "Ведомости" переводчика Бориса Волкова. Он привлек к сотрудничеству Якова Синявича (его можно считать первым русским репортером).

Основной жанр газеты - информация, также встречалась корреспонденция, газетный репортаж. Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа – половина ширины школьной тетради), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Печатались славянским шрифтом, с 1715 года - гражданским. Тираж был нерегулярным, с большими перерывами. Тираж колебался от 150 до 1000 экз. С 1703-1704 год вышло 39 номеров, а в 1718 – один номер. Объем газеты колебался от 2 до 22 страниц. До 1715 года "Ведомости" Печатались в Москве на печатном дворе. С 11 мая того же года выходит также и в Питере. Лишь к 1719 переходят окончательно в Питере, в Москве печатаются отдельные номера газеты. В 1728 году издание «Ведомостей» было передано Академии наук, газета выходила под названием «Санкт-Петербургские ведомости».

Итак, петровские «Ведомости» носили общенациональный государственный характер, газета, несмотря на информационный характер, с самого начала была агитатором и пропагандистом петровских преобразований, издание рассчитано на формирование общественного мнения. Нужно было разъяснять законы, реформы.

3 вопрос

 

4 вопрос Театр и публицистика петровского времени. Трагедокомедия «Владимир» Феофана Прокоповича.

 

Но в новом веке цель театров – пропаганда знаний и политики государства. Для этого было предпринят ряд мер. В 1702 Пётр Великий отправил бывшего «комедианта», венгра Ягана Сплавского, в Данциг, чтобы навербовать там труппу. Сплавский привёз в Москву девять комедиантов, набранных из странствующих немецких трупп, под управлением Куншта. Труппа сначала играла на дому у Лефорта, а затем для неё был построен театр на Красной площади («храмина» на 400 мест). В том же 1702 царь приказал отдать Куншту в обучение 12 молодых русских, набранных из подьячих и посадских. Кунст через год скончался и на должность руководителя был приглашен «золотых дел мастер» Отто Фюрст. 1703-1706 театром занимался он, делал дорогущие красивые декорации, думал, что это самое главное. Пьесы были отвратительны. А здание театра было построено напротив Никольских ворот. Возмущались и церковнослужители, театр – рассадник бесовства.

 

Так как целью Петра было просвещение всех слоёв населения, цена на билет была низка от 3 до 10 копеек

он был всеобщий, то есть культура и просвещение было теперь доступно всем. В дальнейшем, правда, театр был расформирован. Это было связано и с плохими переводами (варваризмами) и с плохой игрой актёров.Однако Петр был недоволен работой театра, так как не выполнялась просветительская функция. По поводу актёрской игры Пётр I даже изрёк следующую мысль: «Должен быть весёлый фарс, без шутовства».

 

В театре шли инсценировки рыцарских романов, легенд, сказок, все пьесы отличались общей балаганностью действа

. Пьесы помогали обмирщению драмы. Часто шли пьесы с античными героями (Цезарь, Македонский).

 

При Петре существовали школьные театры, театры при учебных заведениях, прежде всего духовных. Например, при Киево-Могилянской академии

Также – театр учеников Славяно-греко-латинской академии. Кроме того, в Москве был госпиталь Николая Бидлоо, где существовал «гошпитальный театр». На одном из его представлений был лично Петр («Слава Российская»)

В школьных спектаклях существовала масса аллегорий, Было две линии: светская (историческая) и библейская. Аллегории были самого разного толка, к примеру, колесо – фортуна, мир - оливковая ветвь, добродетель-птица. В исторической аллегории под апостолом Петром мог подразумеваться русский царь. Также в этих сказках были ожившие эмблемы: драконы, птицы и т.п. Школьные театры был довольно успешной задумкой. В пьесах было пение, музыка, танцы

Божье гордое уничижителей уничижение» (1709 год)

Связано с Полтавской битвой. В данной пьесе ссылка библейскую историю о Давиде и Голиафе, где Давид - это русские, а Голиаф - это шведы.

 

«Слава российская» (1724 год) по случаю коронации Петра I, ставится в гошпитальном театре

«Слава печальная» (1729 год) по случаю смерти Петра I

 

Второй вид театров – придворные театры. Первый был при Алексее Михайловиче, для него приготовили множество декораций, денег не жалели (декорации тогда называли першпективы). В первое 10-летие 18 века появились любительские театры при «малых» дворах.

в Преображенском (при дворе сестры Петра Натальи Алексеевны), в Москве, а затем в Петербурге (при дворе Елизаветы Петровны). Указ о создании Русского национального театра был издан ей в 1756 году.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 889 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.