Тема 3. Искусство Античности.
Искусство Древней Греции.
XI в. до н.э. – IV в. до н.э.
Историческая характеристика:
Были первые принципы демократии. Идеалы: человек должен быть красивый и физически сильный, культурно и умственно развитый, общественное выше личного. Поэтому строились города и гражданские здания, библиотеки, суды, тюрьмы, пинотеки (картинные галереи). Развивается театр, философия. Появляются общенародные праздники. Искусство связано с религией. Религия не деспотична, а человечна.
Герои мифов – боги – любят, живут, ссорятся, ревнуют.
Зевс – главный бог, бог всех богов (громовержец, бог неба);
Гера – покровительница брака и супружеской любви;
Посейдон – бог моря;
Аид – бог мертвых;
Афродита – богиня любви и красоты;
Афина – богиня мудрости или справедливой войны;
Артемида – покровительница охоты (Диана);
Гермес – покровитель торговли и путешествий;
Дионис – покровитель вина и веселья (Вакх).
Подразделяется на 4 периода:
- геометрика;
- архаика;
- классика (ранняя, высокая, поздняя);
- эллинизм.
Скульптура.
Древнегреческая скульптура родилась на стадионах Олимпиад. Победители Олимпийских игр прославлялись всенародно и в их честь воздвигали статуи. Юноши выступали обнаженными, поэтому скульптура выполнялась в пластике обнаженного тела.
I. Геометрика – преобладали четкие, логические формы основных декоративных приемов: ромб, квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг, линия.
II. Архаика.
Архитектура.
Появляется новый тип храма и развивается ордерная система.
Ордер (от лат. ordo – «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) – пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз.
- храм в Антах;
- простиль;
- периптер;
- диптр.
Ордер: дорический, ионический, коринфский.
Ордерная система: фронтон, антаблемент (карниз, архитрав, фриз), метопа, триглиф, акротерий, капитель, колонна, каннелюр, база, стилобат, стереобат.
Золотое сечение – 5 х 6.
Скульптура. (с. 112)
Куросы – архаические Аполлоны, похожие на египетскую скульптуру. (с. 112)
Четкая фронтальность, подчеркнуты профиль, статичная, монументальная, обобщенная. Руки прижаты к туловищу, одна нога отставлена вперед. Но это уже греческое искусство. Улыбка, жизнерадостность, взгляд в даль.
Коры – девы, задрапированные в хитоны (чаще богиня Афина), удлиненный разрез глаз, архаическая улыбка, раскрашивались. (с. 112)
III. Классика.
Появились фронтоны, метопы, украшенные скульптурой. Архитектура соединилась со скульптурой.
Мирон
Первый скульптор.
- Дискобол – впервые изображено движение. (с. 118)
- Афина и Марсий – впервые эмоции, два темперамента (сохранилась в римской копии). (с. 118)
Поликлет
- Дорифор (Копьеносец) – это теоретический трактат, канон атлета (с. 123).
Фидий
- Афина – воительница. Это было второе чудо света, выполненная из кости и золота.
- Зевс – не сохранился. 16 лет работал в акрополе, выполнил 2 фронтона, 92 метопа, состоящих из 365 фигур и 227 животных.
III.1. Классика высокая.
Архитектура.
Архитектурный памятник – Акрополь в Афинах (V в. до н.э.) – группа зданий, построенная на возвышенности, является центром города.
Иктин и Калликрат
- Парфенон в Афинском Акрополе. (с. 121)
Мнесикл
- Пропилеи (парадные ворота) афинского Акрополя. (с. 119)
III.2. Классика поздняя.
Скульптура.
Пракситель
Впервые изобразил душу человека.
- Гермес с младенцем Дионисом. (с. 128)
- Афродита Книдская. (с. 127)
Скопас – впервые изобразил страсть, страдания, трагический надлом.
- Вакханка. (с. 126)
Леохар
- Аполлон Бельведерский. (с. 127)
IV. Эллинизм.
Скульпторы не оставляли подписи на скульптурах, авторы не известны. Реалистические, эмоциональные.
Агесандр, Афинодор, Полидор
- Лаокоон с сыновьями – композиция сложная, дробная, театральная. (с. 133)
- Венера Милосская (нравственная красота). (с. 134)
- Ника Самофракийская.
Прикладное искусство.
Древнегреческие вазы: краснофигурные и чернофигурные, выполненные из красной глины и черного лака, украшенные орнаментами (меандром) и сюжетами из мифологии.
- амфоры для вина и растительного масла;
- килик для фруктов;
- кратер для смешивания воды и вина;
- гидрия для воды.
Искусство Древнего Рима.
VIII в. до н.э. – V в. н.э.
Историческая характеристика.
Мощное военно-административное государство, напоминавшее быт казармы. Была армия в Африке, Европе, Азии, поэтому самые лучшие произведения свозились в Рим. Римляне жестокие, практичные, расчетливые. Вместо Олимпиад появились кровавые игры гладиаторов. Искусство Рима основывалось на искусстве Древней Греции.
Архитектура.
Появились архитектурные ансамбли, потрясающие инженерной техникой:
1. Дороги.
2. Акведуки. (с. 150, Гарский мост)
3. Фонтаны и бассейны.
4. Форумы – площадь, на которой проходили народные собрания, ярмарки и вершили суды. (с. 147)
5. Амфитеатры.
Колизей – 3 тыс. гладиаторов одновременно принимали участие на сцене. В подвальном помещении под ареной – помещения для гладиаторов и животных. (с. 158)
Бетон – заливали гальку и облицовывали мрамором – впервые для архитектуры.
6. Триумфальная арка. (с. 157)
Бывают одно-, трех- и пятипролетные. Посвящены победам армии. Самая первая – арка Тита, украшенная коринфскими колоннами, высотой около 20 м.
7. Купол. (с. 162-163)
Пантеон.
Купол похож на воздушный шар, его диаметр равен высоте, внутрь входит 10 этажей. Освящение через глаз Пантеона диаметром 9 м. интерьер огромный, легкий, воздушный.
8. Термы (бани).
Место отдыха и развлечений. Располагались библиотеки, театры, бассейны, фонтаны, сады.
- Термы Каракаллы (S=11 га). Сохранились только руины. (с. 167)
9. Колонна триумфальная в честь полководцев.
- Колонна Трояна – h=30 м. уникальность в том, что на ней расположилась скульптурная лента, l=200м, 2500 скульптур. (с. 160)
Скульптура.
Впервые появляется реалистический портрет с беспощадной характеристикой, где мы видим образ римлянина жестокого и рационального.
Достижения:
1. Интерес к личности.
2. Создание идеала.
3. Сатирический портрет.
4. В технике мрамор (сочетался полированный и шлифованный).
5. Выполнялся зрачок.
6. Впервые конная статуя императору Марку Аврелию. (с. 165)