Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методы научного исследования и их классификация




Метод – сов-ть шагов, действий, кот необходимо предпринять, чтобы решить опред задачу или достичь опред цели. Научный метод – система предписаний, регламентирующих познават действия, операции, процедуры исследователя. Выделяют след осн методы научн исследования: непосредственного и посредственного изучения объектов, качественные и количественные, основанные на использовании материальных и идеальн средств исследования описат и объяснит, содержательные и формальные. Класс-ия: 1) филос методы – система общих принципов, определяющие способ фрагментации и синтеза исследуемой реальности, осмысления условий ее стабильности и направленности изменений и способ определения отношения к ней полученного знания. К фил методоам отн: диалектика, структурализм, феноменология, инструментализм, операционализм и др.; 2)общенаучные подходы – методы, кот исследуются для решения определенного класса проблем. К ним относ кач-ый, кол-ый, структурно-сист, киберентич, информац и синергетич подходы; 3)конкретно-научн – методы, регламентирующие познават действия, операции, процедуры исследователя в той или др научной дисциплине. Методы: ядерно-магнитного резонанса, калибровочный мет, метод ассоциаций, герменевтич метод и др.

Традиционная класс-ия, кот объединяет по формальным признакам общелог мет, а по содержат – методы эмпирич и теоретич исследов. 1)Общелог.методы(анализ,синтез,абстрагирование,обобщение,индукция,дедукция,аналогия,моделирование) 2)Методы эмпирического исследования(наблюдение,описание,измерение,экспиремент) 3) методы теорит. исслед(мысленный экспиремент,идеализация,формализация,гипотетико-дедуктивный и т. д.)

 

46. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

Выделяют эмп и теор ур научн позн. На эмп уровне исследование ориентировано но познание явлений – установление факта сущ-ия объекта, его свойств и связей с др объектами. Предмет научн исследований на эмп ур – наблюдаемые явления и их зависимости. Средства эмп исслед: наблюдение (организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью их изучения в определённых условиях), описание (метод исслед, в основе кот лежит фиксация ест и искусств языка данных наблюдений), измерение (метод исслед, в основе кот лежит сравнение объектов по сходным св-м, признакам), эксперимент (метод исслед, в основе кот лежит целенаправл воздействие на объект в заданных условиях).Главной формой выражения знания на эмп ур-не явл научный факт. На теор ур исслед направл на выяснение сущности исследуемого объекта как совокупности присущих ему знаков, осн задача теор исслед – объясн явлений. Ср-ва теор исслед: материальная точка в механике, абсолютное тверд тело в физ, идельн газ в термодинам.К ним относят методы идеализации, формализации, мыслит экспер, аксиоматический метод (способ построения научн теории, прокотором за ее основу принимаются некоторые положение, не трубующие спец док-ва), гипотетико-дедукт метод (способ построения научной теории на основе гипотез, из которых выводятся утверждения) и тд.

 

47. Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория).

Форма научного позн – это стадии, фазы, кот проходит знания, чтобы стать достоверным, систематическим, раскрывающим сущность исследуемых явлений. Высшей формой явл теория. Теория – форма научн зн, содержащая конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят исследуемый объект в виде сов-ти идеализированных элементов и их корреляций. На эмп уровне с пом наблюдения и эксперимента субъект получает научное знание в форме эмп фактов. Эмп факты – форма эмп знания, выраженная в предложениях, истинность которых определяется рез-ми набл и экспер. Если факт вступает в противоречие с устоявшимися представлениями, возникает проблема. Проблема - форма научн позн, в кот фиксируется знание о каких-то вновь обнаруженных, неизвестных сторонах исследуемого объекта, кот не м б объяснены с пом имеющегося знания.Новое знание, кот призвано решить проблему, первоначально принимает форму гипотезы. Гипотеза – научное предполож, вероятность кот обоснована фактическими данными с учетом известных закономерностей, присущих исследуемому объекту. Если из гипотезы вытекают следствия, которые носят характер предсказаний относительно каких-то неизвестных явлений, свойств и т.п. и в эксперименте это подтверждается, то гипотеза превращается из вероятностного знания в достоверное, т.е. в теорию.

48.Научные революции.

Науч.рев- это процесс коренных изменений в опр.области знаний или отдельной дисциплине,происходящих в сравнительно короткий период.Происходит в результате 3 процессов 1) разработаны новые методы исследования (представления о целях науч. деят-ти и способах их достижения);2) перестройка идеалов, науч.картина мира (целост-ная система представлений о мире,его общих св-ах и закономерностях, формирующаяся на основе науч.по-нятий и з-нов) 3)построение новых фундамент. Теорий. Можно выделить 4 науч.револ. 1)р евол XVIIв.,-становление класс-кой науки; 2)в к.18-1ой пол.19вв.-переход от класс.науки к дисциплинарно организованной науке развитие биологии, химии, геологии;центр.проблемы ф-и в этот период:?? дифференциации и интеграции науч. зн-я, соотн-я разл.методов науч.исследования,классификация наук и поиск ее критериев; 3) револ с к.19до сер.20в.рев произошла в физике (были разработаны релятивистская и квантовая теории), в биологии (генетика), в химии (квантовая химия)… Возникают кибернетика и т-я систем. Отрицались разумно-лог.содержания онтологии, допускалась возм-сть признавать истинность неск-ких теорий. Возникла картина мира, в кот появилось представление о природе как сложном динамическом ед-ве саморегулирующихся систем. Ф-я ввела идею истор.изменчивости науч.зн-я,призна-ла относительность истины,разработала представление об активности субъекта позн-я.Стало ясно,что целое и часть находятся в более сложных взаимоотн-ях в сложных системах; 4) в посл1/3 20в. Становление постнелкласс науки. Синергетика(греч.совместный)-направление междисциплинарных исследований,объектом к-ых явл процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах. Синергетика открыла механизм возникновения порядка из беспорядка.Науч.рев были одновременно сменой типов рациональности.Тип науч.рац-ти-состояние науч. деят-ти,направленной на получение объект. истины.Класс тип рациональнос-ти выделяет объект в качестве гл.компонента указанного отн-я.Некласс.тип науч.рациональности хар-ется осозн-ем влияния познават.ср-в на объект.отн-е«субъект-ср-ва-объект». Постнекласс тип рац-ти полагает,что зн-я об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей-я со ср-ами,но и с ценностно-целевыми структурами дея-сти субъекта. Субъект влияет на содержание зн-й об объекте не только в силу применения особых исследовательских ср-в и процедур,но и в силу своих ценностно-целевых установок.Прогнозируя будущее науки,можно сказать,что статус доминирующего и опред.принадлежит постнекласс типу рациональности. В эпоху техногенной цивилизации определение стратегии науч. поиска должно вкл.??,связанные с челом и его жизнью на планете Земля.

49.Этика науки и социальная ответственность ученого.

Важной пробл совр науки явл соблюдение учеными этических норм научн деят-ти. К числу таких норм относят: установка на поиск объект истина как высшей ценности и на приращение нового знания; бескорыстность; равноправие всех членов научн сообщества в обязанности исполнять данные нормы и др этические нормы и требования научн деят-ти. Особ знач имеет требование соц ответственности ученых за хар-р рез-ов своих и их возможное применение в антигуманит целях. Наиб остро эта пробл встала в связи созданием ядерн, водородн, нейтронной бомб. Аналогичн ситуация складывается сегодня в области генной инженерии, биотехнологии, биомедицины и в нек обл псих науки. однако ученые и люди считают, что гуманист потенциал использован еще не в полной мере и что пробл этики будет решена.

 

50. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.

Общ-во - это сложная система отношений между людьми. Элементом общ-ва явл индивид и общ связи (отношения). Общ отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими соц группами и внутри них. Чел выступает не только пассивным «элементом», но и субъектом общ отношений. Чел, находясь в общ-ве, включен в различные системы отношений. Осн сферы жизни общ-ва: эконом, полит, дух, соц. ведущей сф явл эконом. В основе экономики – преобразовательное воздействие общества на природу с целью удовлетворения потребностей. Труд носит коллективный характер. Процесс труда включает технические средства и производственные отношения. Основные элементы соц структуры общ-ва: этническая, демографическая, поселенческая, классовая. Соц структура общ-ва — сов всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Осн положения полит сферы: власть принимает решения, ставит цели от имени всего сообщества, только она имеет легитимные средства принудить к их исполнению, в новейшей истории феномен власти преимущественно отождествляется с ее национально-государственной формой. В дух сферу входят наука, религия, мораль, искусство, право, общественное сознание: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое.

51. Социальная структура общества.

Соц структ общ-ва – сов-ть всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Осн элементы соц структ об-ва:этническая; демографическая; поселенческая; классовая. 1) Этнич структ общества включ в себя род, племя, народность, нацию. Нация – историческая общность людей, кот отличается общностью, территорией, языком, экономической жизнью, общими чертами псих склада, наличием нацсамосознания и специфической культуры, общностью дух жизни. Нация формируется на основе капиталистических производственных отношений. Индикаторы, позволяющие определить уровень нац самосознания: 1)знание истории своего народа; 2)отношение к нац традициям; 3)отношение к языку; 4)самодистанцирование (это - мы, это – они). 2) Демограф структ общ-ва (структура народонаселения). Ускоренные или замедленные темпы общественного развития, расцвет или прозябание общества зависит от таких демограф показателей, как общая численность населения; его плотность; темпы роста; Половозрастная структура (мужчины, женщины, постарение населения); Состояние психофизического здоровья; Миграционная подвижность. 3) Поселенческая: Урбанизация – возрастание роли городов. Рурбанизация – обратный проц. 4) Класс структ общ-ва. По Ленину классы это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного произв-ва, по их отношению к средствам произв-ва, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. 5) Теории соц стратификации. Соц стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

52. Духовная жизнь общества.

Дух сфера -это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общ-ва. В дух сферу входят наука, религия, мораль, искусство, право, общественное сознание: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Моральное сознание. Гл функция – регуляция поведения людей. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью. Мораль и право тесно переплетены. формализованная мораль может становиться правом. Религия. Религ сознание включ в себя 3 осн элемента: 1) Представления; 2) религ чувство (эмоциональный элемент); 3) религ действия (культовый, или обрядовый, элемент). Функции рел: смысловая (связана с внутренней психологической потребностью чела осознать смысл жизни), компенсаторная (восполнение несовершенства действительности, утешение), интегративная (единство общ-а), регулятивная (религия способна выполнять потому, что она аккумулировала в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений людей), коммуникативная (религия служит средством общения верующих). Эстетическое сознание - осознание окр мира в форме конкретно-чувственных, худ-ых образов. Спор о соотношении прекрасного в искусстве и действ-ти. 2 осн позиции: 1)прекрасное в жизни всегда выше прекрасного в искусстве. Искусство - копия с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности; 2)прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, ибо художник видит зорче, дальше, глубже, чувствует мощнее и многокрасочнее своих будущих зрителей, читателей, слушателей.

53. Социальные отношения и социальные противоречия. Эволюция и революция в общественной динамике. Соц отнош – отнош, проявляющиеся через соц кач-ва людей, кот в проц своей деят-ти интегрируют разл стороны общ отношений.В мире сущ-т постоянное противоречие.Соц противоречия —это отношения между противоположностями в любом соц явлении, образовании или общ-ве в целом. Они возникают в процессе развития сферы соц отношений. Ленин определил соц противоерия след образом: «Это когда низы не могут, а верхи не хотят жить по-старому». Марксизм рассматривал соц противореч как «вечный двигатель» истории (противоречие между производит силами и производств отношениями), эти противореч проявл в класс борьбе, где вражда классовых интересов ведет к соц революции и смене формации. К аспектам проблемы в обществ динамике относится соотношения эволюции и революции в развитии общ-ва. Их часто противопоставляют, связывая эволюцию с постепенными изм-ми, которые не ведут к кач-у изменению всей системы, а революцию – с глубинными и коренными изменениями качества системы в целом. Это также выражается в противопоставлении двух путей изменения общ-ва – эволюционного (оцениваемого его противниками как «плоский», реформаторский эволюционизм, чуждый социальному прогрессу) и революционного, рассматриваемого как соц радикализм, основанный на насилии и дестабилизации общ-ва.

54. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики.

Соц динамика - это сов-ть процессов функционирования, изменения и развития общ-ва и его соц структур. Проблема источника исторического развития связана с решением вопроса о том, что движет историю. 3 осн модели решения этой проблемы: теории соц противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта. Теории соц противоречия утверждают, что противоречие явл источником развития. Представ: Н. Макиавелли, Т. марксизм Гоббс, Г. Гегель. Марксизм рассматривал соц противореч как «вечный двигатель» истории (противоречие между производит силами и производств отношениями, эти противореч проявл в класс борьбе, где вражда класс интересов ведет к соц револи смене формации. Солидаризм (Конт, Спенсер, Дюркгейм, Парсонс) видит решение пробл в соц сплоченности, что приведет к сбалансированному развитию общ-ва. Солидарность основана на разделении труда и стратификационной структ общ-ва, конфликты и противоречия рассматриваются препятствие для прогресса. По теор конфликта (Парк, Козер, Дарендорф), конфликт - осознанное противостояние 2 или > сторон, они способствуют соц инновациям и явл источником истор развития. В закр общ-ве попытки подавления конфл ведут к револ и гр войнами. Открытые общества способны мирно разрешать их. Проблема движущих сил и субъекта истории - это вопрос о том, кто ее движет. Субъект истории - те участники истор проц, чье воздействие на истор проц явл осмысленным и осуществляется на основе интересов (носитель осознанной и целенаправленной истор активности). Движущие сипы – ср-ва для достиж целей (те слои нас-я, посредством кот осуществляется воля субъекта). Субъектами истории в фил-ии могут выступать личность; нар массы; элита. Движ силы истории: народ; нар массы; массы. Личности как субъект способна создавать новые идеи и приводить в движение народ. По марксизму, нар массы явл субъект и движ силой.

55.Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

Хар-т истор проц определяется посредством 2 подходом: линейного и нелин. Лин подход подразумевает, что развитие общ-в идет по 1 и тем же законам, а 2 – развитие разн общ-тв может идти совершенно по-разному. Лин подход рассматривает историю как единый проц поступательно восходящего или нисходящего развития человечества. Здесь выделяют стадии прогрессизма (Гегель, Маркс) и регрессизма. По марксизму, истор проц осуществляется путем смены формаций, а сам переход формаций происходит за счет револ. В лин интерприт истор проц выделяют также цивилизационно-стадийный подход, кот включ 3 типа цивил: доиндустр (агр), индустр (пром), постиндустр (инф). В нелин подходе отрицалась единая линия развития чел-ва. Сущность нелин подхода состоит в том, что история чел-ва подразделяется на локальные цивилизации. Представ: Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Ясперс. А. Тойнби разработал концепцию локальных цивилиз. История чел-ва рассматривается как сов-ть историй отдельных цивилизаций, каждая из которых проходит собственные стадии эволюции. Шпенглер счит, что есть лишь отдельные истории различных культур.

56.Основные парадигмы философского анализа культуры.

Сущ различ теорет подходы к исслед и опред культу в ф-фии 20в:материалист (деятельностн), игровой, аксеологич и семиотич. Материалист (деят) [марксист и постмарк традиц]. Культ - система норм, ценностей и программ матер и дух деят. При этом практич жизнь опред-т Культ. В игровой концепции(Хейзинга), К - набор игр, посредс кот чел организ свой дух мир. сферы чел жизнедеят рассм как игры, с особыми правилами. В аксеологич концепции К - индивид форма дух жизни конкр чела (Дильтей) или общ-ва (Шпенглер), выраж в выработке ценностей. К ней относ герменевтика. В ней утвержд, что К созд-ся отдельн личност с особым психич опытом (напр, гениями). чтобы понять любое явл К, нужно понять его автора, почувств его психич состояние в момент, когда он творил. семиотическая концепция, [структурализме(Барт)] опред К как опред язык, знак структуру, посредст кот представит об-ва описывают себя и мир. В постклассич фил формир информ и диалогич концепции К. К в информ концепции [постструктурализм] переплет-ие инф сетей, перед сообщ о сетях, об их пользоват и о событиях, в кот вовлеч эти пользователи. в К домин информ посредник(масс-медиа).

57. Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации. Понятие цивилизации появилось в 18в: так франц просветители называли общ-во, вкот благод прогр разума и просвещению рациональность преобладает над невежеством и религиозными предрассудками. Прогресс человечества - духовное совершенствование. В наст.вр. принято различать доиндустр, индустр и постиндустр цивил. Различение этих типов цивилизации сформировалось в процессе разработки теорий инд и постинд общ-ва в 50–70-е г XX в. Значит вклад в разработку этих теорий внесли Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер,Г. Канн и др. Теория индустр и постиндустр общ-ва предполагает, что уровень соц-эконом развития той или иной страны определяется тем, какие ср-ва пр-ва играют ведущую роль. Концепция постиндустр общ-ва утверждает, что в зав-ти от уровня техники в 3 указанных цивил преобладают либо с/х, либо промыш-ть, либо сфера услуг, инф-я, наука, образование. В каждой из этих цивилизаций вед роль играют определенные соц группы: в аграрной цивилизации священники и феодалы, в инд — предприниматели и инженеры, в постинд — ученые, эксперты. Осн признаком доиндустр цив-ции является примитивный уровень техники, требующий применения мускульной силы. Важн хар-ми индцив-ции явл широкое применение машинной техники, преобладание фабричного пр-ва, рын экономики, урбанизация, формирование наций-гос-в, применение достижений науки во всех сферах жизни, рост образованности населения. Считается, что совр развитые страны вступили в стадию постиндустр цивилизации в 70–80-е годы XX в. Важн роль в становлении постинд цивил играет развитие инф технологий, поэтому совр стадию развития характеризуют как «информ общ-во». Осн ресурсом постинд хоз-ва явл знание; его использование в отличие от потребления материальных благ не уничтожает благо и может осуществляться одновременно неограниченным числом субъектов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 730 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.