Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Движение и развитие познавательного процесса




Итак, познание представляет собой развивающийся, динамичный в своей основе процесс. Это обусловлено, прежде всего, появлением у человека и общества все новых и новых потребностей и, соответствен­но, развитием и совершенствованием практики, всей деятельности человека. Именно поэтому познание и следует рассматривать, по сло­вам В.И.Ленина, "в вечном процессе движения, возникновения проти­воречий и разрешения их". Какова же внутренняя логика (последова­тельность) развития познавательного процесса?

Познание всегда предполагает переход от улавливания ("схваты­вания") внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к по­стижению внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это дает человеку знание сущности ("тайны" вещи, ее внутреннего закона). От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (раз­мышлению), от явления к сущности, — такова, в основном, логика дви­жения процесса познания. Вот почему Г.Гегель образно сравнивал по-знавательнй процесс с лестницей, которая убегает в глубину, где спря­тана сущность. От описания к раскрытию и объяснению причин — таков действительный ход познания. Несколько упрощая сложный про­цесс познания, в нем можно выделить два уровня (ступени).

Первый уровень (ступень) представляет собой чувственное, или эмпи­рическое познание ("живое созерцание", по определению В.И.Ленина). Оно существует, прежде всего, в форме ощущения как элементарной "клеточ­ки" познания, в которой отражаются отдельные признаки и свойства пред­метов (например, температура воды, цвета радуги и т.п.). С помощью же восприятия формируется целостный образ явления или предмета (образ воды в реке, радуги в небе и т.д.). А вот роль представления состоит в том, чтобы помочь человеку сохранить в своем сознании наглядный образ пред­мета или явления, которые он когда-то наблюдал в своей жизни. Вот поче­му без памяти невозможно эффективное протекание и развитие познания.

Эмпирическое познание всегда субъективно по форме и своему характеру. Это неизбежно порождает многообразие суждений и оце­нок относительно одного и того же явления (например, выявление потребительских свойств вещи, оценка политических явлений). Но, несмотря на это, оно обеспечивает связь сознания с внешним миром и дает человеку объем информации, вполне достаточный для его повсед­невной жизнедеятельности. Дело еще и в том, что каждый предмет имеет свои объективные (независимые от человека) свойства и пара­метры, знание которых необходимо человеку для того, чтобы верно ориентироваться в окружающем мире. Вот почему утрата человеком органов чувств (зрение, слух и др.) — это подлинная драма, ведь в таком случае он лишается возможности видеть, слышать и восприни­мать мир во всем его великолепии и обаянии.

Разумеется, эмпирическое познание ограничено в своих возможно­стях, поскольку фиксирует лишь внешнюю сторону предметов и процес­сов. Оно имеет пределы и в связи с ограниченными возможностями са­мих органов чувств — зрения, слуха и других. На протекание "живого созерцания" влияют психологические состояния человека (страх, гнев и иные негативные эмоции), которые могут уводить в сторону от исти­ны. Неудивительно, что на ступени эмпирического познания часто воз­никают искаженные формы отражения, и это не дает достоверной кар­тины того, что есть в объективной действительности.

Второй уровень (ступень) — это рациональное, или теоретичес­кое познание ("абстрактное мышление"). Оно существует прежде всего в форме понятия как форме мысли, которая выделяет общие и существен­ные свойства и признаки какого-то класса предметов, их смысл и значе­ние. Например, понятие "человек" фиксирует то общее, что присуще всем представителям этого биологического вида, — мышление, речь, труд и т.д. Понятия — обыденные и научные, составляют скелет мыс­лительного процесса. Будучи логически связанными, они образуют суж­дение, посредством которого отражаются зависимости и отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же отрицается. Вот пример простого суждения: "Человек есть разумное существо". Еще более сложной формой мышления является умозаключение, которое пред­ставляет собой связь между двумя или несколькими суждениями. Вот пример простого умозаключения: "Человек есть разумное существо. Следовательно, он может познавать окружающий мир".

Рациональное познание, не являясь непосредственно связанным с предметным миром, позволяет человеку постигнуть внутреннее (скры­тое) в вещах — их структуру, сущность, законы. Это касается также и познания социальных явлений. Они ведь настолько сложны, что их невозможно увидеть даже в самый совершенный микроскоп (напри­мер, духовные отношения). Названные выше особенности рационального познания резко расширяют возможности человека. В итоге к де­ятельности человеческого глаза, как весьма совершенного органа чувств, добавляется еще и деятельность абстрактного мышления, ко­торое оперирует образами и понятиями. Это помогает человеку обоб­щать огромное множество фактов и событий, познавать даже те вещи, с которыми он непосредственно не соприкасается. Богатейшие воз­можности для познавательной деятельности открывает применение в ней ЭВМ, компьютеров и иных технических средств обеспечения ин­теллектуального труда. Рациональное познание — это исследование "мира сущностей", и поэтому оно составляет важнейший компонент науки, являясь ее ядром.

Выделение нами в процессе познания двух уровней (эмпирический и рациональный) вовсе не означает, что они существуют сами по себе в некоем "чистом" виде и обособленно друг от друга. Нет, "живое созер­цание" всегда предполагает мыслительную деятельность человека, раз­мышление о наблюдаемом предмете. С другой стороны, абстрактное мышление не даст никакого эффекта, если оно не станет опираться на эмпирические сведения о внешнем мире. Во всем этом проявляют себя три основные познавательные способности человека — чувственность, рассудок и разум. Познание — это всегда диалог, взаимодействие и син­тез его внутренних потоков. В нем чувственное начало пронизывается рациональным, а рациональное — чувственным.

Наличие в познавательном процессе двух относительно самосто­ятельных уровней (компонент) обусловило существование и борьбу в истории философской мысли двух противоположных течений — сен­суализма и рационализма, их острую полемику.

Сенсуализм (Д.Локк, К.Гельвеций, Л.Фейербах и др.) всегда под­черкивал особую роль человеческих чувств в познании. Его исходный тезис звучал так: "Все, что есть в знании, получено из чувств". Как правило, сенсуализм означает философский материализм, поскольку он (сенсуализм) руководствуется идеей первичности материи как объекта познания человека. Однако в истории философии существо­вал и идеалистический сенсуализм. Его исходный тезис звучит более радикально: "Нет ничего, кроме моих ощущений". Такая точка зре­ния ("мир есть мое "я") называется солипсизмом и представляет собой крайнюю позицию в теории познания..

Напротив, рационализм (Р.Декарт, Г.Лейбниц, Г.Гегель) всегда на­стаивал на особой роли разума как якобы наиболее достоверного источ­ника человеческих знаний. Его исходный тезис звучит так: "Все, что есть в знании, получено посредством разума". На деле рационализм означает безграничную веру в человеческий разум, его культ, высокую оценку зна­ния как важнейшего источника общественного прогресса.

Сенсуализм и рационализм представляют собой два крайних подхода к пониманию источников и природы знания, внутренней логики познавательного процесса. Крайних же позиций желательно избегать что и было предпринято, в частности, И.Кантом в его учении о трех ступенях (формах) познания. Он выделил чувственное, рассудочное и разумное знание, разграничив их объекты и функции. Немецкий фи­лософ не противопоставлял между собой эти ступени, показывая их необходимость и значение каждой из них в отдельности. Его учение явилось большим вкладом в исследование "анатомии" познаватель­ного процесса, форм его проявлений и границ.

Процессу познания всегда присущи определенные противоречия. Они символизируют собой извилистость, проблемный и даже конф­ликтный характер познания. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих противоречий.

Противоречие между субъектом и объектом (т.е. между человеком и внешним миром) является естественным и вечным. Оно представляет со­бой несоответствие между потребностью человека в практическом пре­образовании мира и недостатком (или же отсутствием вообще) знаний о нем. Собственно говоря, с этого несоответствия всегда и начинается про­цесс познания. (Известно, например, что К. Маркс взялся за написание своего "Капитала" в силу страстного желания помочь устроить соци­альный мир "по-человечески" и недостатком теоретических знаний об устройстве современного ему буржуазного общества). Об этом противо­речии познания В.И.Ленин выразился так: "Мир не удовлетворяет чело­века, и человек своими действиями решает изменить его". По сути дела, это есть основное и неустранимое противоречие познавательного про­цесса, лежащее в самом его основании. А.Эйнштейн писал, что все суще­ственные идеи в науке родились из драматического конфликта между окружающим миром и нашими настойчивыми попытками понять и объяснить его. Разрешается же данное противоречие обычно путем кри­тического преодоления исчерпавших себя представлений о мире и настой­чивого поиска новых знаний, совершенствования методов познания и развития практики. Но даже если это противоречие каким-то образом и находит свое разрешение, то оно со временем вновь возрождается на пос­ледующих витках познавательного поиска.

Иногда познанию присуще противоречие между данными орга­нов чувств и мысленно-понятийным отражением окружающего мира. Известно ведь, что восход Солнца можно объяснить с помощью орга­нов чувств, наивно полагая, что Солнце совершает свой путь вокруг неподвижной Земли. Но это явление можно объяснить и с помощью научных размышлений, доказывая подвижность обоих небесных тел. Это познавательное противоречие разрешается путем эксперименталь­ной проверки наших предположений, с помощью системы логических рассуждений и доказательств.

Противоречие между сложившейся теорией и появившимися но­выми научными фактами и экспериментальными данными тоже есте­ственно для познания. В таком случае требуется или уточнить теорию с помощью появившихся фактов, или же, наоборот, признать ее уста­ревшей, исчерпавшей себя и свои познавательные возможности.

В ходе познания возникают противоречия между течениями в на­уке, ее школами и отдельными теориями. Подобные противоречия су­ществуют и в философии, например, между "линией Демокрита" и "ли­нией Платона" как мировоззренческими позициями. Обычным являет­ся несоответствие между стремлением человека познать окружающий мир полнее и точнее, и наличием субъективных и объективных преде­лов этого (рамки субъективных способностей человека, недостаточный уровень развития науки и техники и т.д.). Противоречия естествен­ны для человеческого познания как живого и вечно развивающегося процесса. Их общим источником является совокупная духовно-прак­тическая деятельность человека, общественная жизнь. Противоречия и разрешаются тоже в ходе этой деятельности — путем поиска новых методов, фактов и знаний, совершенствования интеллектуальных спо­собностей субъекта познания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 693 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.