Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность познания как вида деятельности человека




Для философии познание человеком окружающего мира явля­ется одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути сво­ей вопрос о том, познаваем ли мир и как относятся наши мысли о мире к нему самому, —это вопрос о возможности точного и полно­го отражения окружающего мира в сознании человека, его созна­тельной и свободной ориентации и деятельности в этом мире. В познавательной деятельности раскрываются сущностные силы че­ловека, его неисчерпаемая духовная энергия.

Сущность познавательного отношения человека к миру заключа­ется в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или же искаженных. Раздел философии, в котором рассматри­ваются общие проблемы познания, называется гносеологией, или тео­рией познания. Важнейшими в ней являются такие понятия, как "по­знание", "практика", "истина", "вера", "субъект" и "объект", "зна­ние". Феномен познания мира человеком изучают под собственным углом зрения и другие науки — логика, психология, кибернетика, со­циология.

Основы гносеологии были заложены в античной философии. Уже здесь познание стало рассматриваться как особый процесс, одно из проявлений деятельности человека. Рассматривая познание, Демокрит выделял знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). По его убеждению, истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте. Сама же истина, подчеркивал философ, "скрыта в глубине, она лежит на дне морском". Вот почему прийти к истине сможет далеко не каждый человек, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос о методах получения истинного знания. К числу таковых он относил прежде всего диалектику как искусство ведения спора, научной дис­куссии. Наиболее совершенную по тем временам теорию познания создал Аристотель. Он осмысливал познавательный процесс с помо­щью понятий "истина" и "заблуждение". Истина рассматривалась им как знание, которое соответствует вещам, а в заблуждении Аристо­тель видел искажение истины. Этот греческий мыслитель разработал также логику — науку о способах и формах правильного мышления. Он выделял субъект и объект познания, отчетливо сформулировал ос­новной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Другой известный философ из Греции — Платон — рассуждал о природе знания. С его точки зрения, знание — это "тень идеи", воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше. В античной философии появился и скептицизм, который ставил под сомнение возможность познавае­мости человеком мира (Пиррон, Секст Эмпирик и др.).

В средние века основные усилия гносеологии были направлены на обоснование существования Бога как некоей высшей причины, истока всех вещей. Так, Фома Аквинский полагал, что бытие Бога якобы можно обнаружить с помощью таких доказательств, как факт причинности всего, упорядоченности и целесообразности в мире, совершенства и разнообразия этого мира. В философии того исто­рического времени разум рассматривался, как правило, в качестве важной интеллектуальной способности души человека. Однако счи­талось, что по своим возможностям он якобы находится все же ниже веры. В философии выдвигался и соответствующий лозунг: знать, чтобы верить в существование Бога. Этим самым провозглашалась "служебная" роль разума по отношению к религиозной вере.

Пронизанная духом антропоцентризма, философия эпохи Возрождения считала, что целью разума является проникновение в глубину и сущность вещей и процессов, обнаружение растворенной в природе некоей "божественности". Д.Бруно, Н.Кузанский выдвигали идею не­исчерпаемости и разнообразия природного мира. Соответственно познание рассматривалось ими как динамичный и бесконечный про^, цесс. В его основе лежит здоровое сомнение человеческого разума, скеп­сис, т.е. критическое отношение к получаемым фактам и знаниям.

В рамках философии Нового времени интерес к проблемам гносе­ологии значительно возрос, что было обусловлено научной револю­цией, быстрым развитием точных наук — механики, математики, аст­рономии. В центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) исследования и формах существования знания. В научном знании ста­ли видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и обретения собственной свободы (Ф.Бэ­кон, Б. Спиноза). В гносеологии большое место занимала борьба раци­онализма {Р.Декарт) и сенсуализма (Д.Локк), по-разному трактовав­ших источники и природу знания, формы его существования.

Классическая немецкая философия обозначила и решала пробле­му познавательных способностей и возможностей человека. Это сде­лал прежде всего И.Кант в своей работе "Критика чистого разума". Он исходил из того, что человеку доступен лишь "мир явлений", а "мир сущностей" (внутренние процессы и связи) непознаваем и ос­тается таинственной "вещью в себе". В ходе познания возникают неразрешимые противоречия ("антиномия"), и в результате это от­крывает дорогу вере. Г.Гегель обосновывал тезис о том, что истина представляет собой динамичный процесс, и иллюстрировал его на большом научном и историческом материале.

Классический марксизм XIX в. последовательно утверждал прин­цип гносеологического оптимизма, что означало убежденность в прин­ципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматрива­ет познание как особый вид духовной деятельности человека, глубоко социальный по своей сути. Познание тесно увязывается им с практи­кой человека и человечества. Полагается, что окружающий человека мир можно не только познать, но и практически преобразовать, при вести его в соответствие со своим идеалом.

В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Это течение называется агностицизмом, который имел различные исторические формы. Его представители не отрицают ни наличия у человека способности к познанию, ни сам процесс познания, но они ограничи­вают познавательные возможности человека. Например — сводят познание мира лишь к отражению внешних, лежащих на поверхности бытия явлений*.(Д. Юм: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов». Первой исторической формой агностицизма был ан­тичный скептицизм (Пиррон и др.). В Новое время известными агнос­тиками являлись Д. Юм, Д.Беркли, а позже и И.Кант. Элементы агно­стицизма имеют место в таких течениях современной философии, как позитивизм, экзистенциализм.

Суть агностицизма изложена, например, в словах известного араб­ского поэта и ученого Омара Хайяма: "Все, что видишь ты, — види­мость только одна, /Только форма — а суть никому не видна. /Смысла этих картинок понять не пытайся — /Сядь спокойно в сторонке и вы­пей вина!" Агностик полагает, что, дескать, "пути господни неиспове­димы", "чужая душа — потемки", "чем больше познаем — тем мень­ше знаем". И т.д. и т.п. Агностицизм, как точка зрения в гносеологии, порождается естественными трудностями и противоречиями познава­тельного процесса, его незавершенностью. Источниками агностициз­ма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающе­го мира, ограниченность способностей человека (особенно — орга­нов чувств), несовершенство экспериментальной базы исследований, и самое главное — "скрытностью" сущности, законов вещей и про­цессов. Но все же агностицизм, как точка зрения и воззрение, преодо­левается совокупным ходом познания и его очевидными результата­ми, историей труда и промышленности как важнейшими "веществен­ными доказательствами" огромных познавательных способностей и возможностей человеческого рода.

Так что же представляет собой познание? В чем состоит его сущность?

Прежде всего, познание — это особый вид отражательной деятель­ности человека. Во все времена в истории философской мысли под ним понималось активное и целенаправленное отражение человеком внеш­него мира и самого себя в нем с целью получения достоверного знания. Кратко говоря, познание — это творческий поиск знания, обусловлен­ный предпосылками социально-культурного характера.

Познание является духовной стороной практической деятельнос­ти человека. Оно протекает в рамках системы "человек—средства тру­да—природа" по мере того, как человек с помощью этих орудий вскры­вает "скорлупу" мира, под которой таится сущность вещей (напри­мер, сущность жизни, сущность магнетизма и т.п.). Он обнаруживает эту сущность — и наслаждается постигнутыми тайнами мира.

Познание есть высший уровень информации, достигаемый челове­ком целенаправленно, путем постановки и решения познавательных проблем и задач. С помощью абстрагирующей деятельности мозга информация обретает знаковую форму (2+2=4 и т.п.), что очень удобно для обработки, сохранения и последующего ее использования.

Познание представляет собой социальный процесс целенаправлен­ной и творческой деятельности человека, в ходе которой возникают чувственные и мысленные образы внешнего мира и формируется зна­ние как цель познания. Кратко говоря, познание — это не только по­иск, но и дальнейшее движение и развитие, совершенствование зна­ния. В.И.Ленин высказался об этом так: "Познание есть процесс по­гружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта"; оно представляет собой, говоря его словами, "вечное, бес­конечное приближение мышления к объекту".

Как социальное явление и процесс, познание на деле есть субъект—объектное отношение. Это означает наличие и взаимодей­ствие в нем двух сторон — субъекта и объекта. Субъект познания (ин­дивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познава­тельную деятельность, ставит те или иные задачи и решает их. Позна­вательная активность субъекта направлена на объект познания (от­дельная вещь, часть материального мира или же весь мир в целом). Субъект стремится вычленить и постигнуть предмет познания — глав­ные и основные характеристики объекта. В ходе познания объект и предмет распредмечиваются (постигаются чувствами и умом) и обре­тают иную форму своего существования — форму идеального (идеи, образы и т.д.).

Некоторое время в истории философии (например, в философс­ком материализме XVIII в.) процесс познания рассматривался всего лишь как механическое воздействие природы на органы чувств чело­века. Считалось, что человек является существом пассивным, и при­рода как бы ударяет по клавишам этого живого инструмента, вызы­вая в нем те или иные ощущения и образы. Однако же на самом деле познание всегда носит весьма активный характер. Это обусловлено потребностями, интересами и установками людей, их совместной дея­тельностью во имя общих целей, другими мотивами и обстоятельства­ми. Иначе говоря, познание имеет социальную обусловленность и природу, т.е. его черты и характеристики заданы влиянием социокультурной среды. На это было обращено внимание, в частности, в клас­сической немецкой философии в концепции активности субъекта (И. Фихте и др.). Социальная природа познания, если говорить об этом подробнее, означает также и следующее.

Познание всегда протекает под активным влиянием социальных отношений и мира культуры. "Мы можем познавать только при дан­ных нашей эпохой условиях и лишь настолько, насколько эти условия позволяют", — так писал об этом Ф. Энгельс. Эти условия порождают так называемый социальный заказ в виде актуальных потребностей общества. Они формируют субъект и влияют на ход познания, ускоряя или же замедляя его, придавая ему определенную ориентацию. Напри­мер, на познание мира и человека в средние века большое воздействие оказывали религия и церковь. В XVII в. — зарождение в Европе пер­вых форм промышленности. А вот в XX столетии познание разверты­вается под огромным влиянием со стороны иных факторов — масш­табного освоения космического пространства, острой экологической, продовольственной и иных глобальных проблем, технизации общества.

Познание возможно лишь при опоре на так называемый интел­лектуальный фонд. Под ним подразумеваются совокупные знания человечества, методы и формы, традиции познания, понятийный ап­парат, имеющиеся научные факты. Это ведь очень важно — опирать­ся на уже достигнутое в познании, чтобы всякий раз не начинать его на пустом месте, с "нуля". И.Ньютон замечал в связи с этим, что он как ученый смог увидеть дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов — своих предшественников в науке.

Познавательный процесс может протекать лишь при помощи язы­ка как инструмента общения, человеческого способа выражения чувств и мыслей. Он является коллективным достоянием всего общества, важ­нейшим элементом культуры человечества. Для науки язык — это на­копитель и хранитель информации, гигантская кладовая знаний и иных сведений о мире.

Общественные отношения тоже имеют отношение к познанию, по­скольку они обусловливают ценностное (пристрастное) отношение субъекта к объекту. Отсюда и вытекает разное, иногда даже полярное восприятие и трактовка одних и тех же явлений и проблем в жизни обще­ства. Известно, например, что в XIX в. западники и славянофилы по-разному представляли себе пути и формы будущего развития России. В современной политической жизни одно и то же явление (институт част­ной собственности, становление демократии, рыночной экономики и т.д.) оценивается одними социальными группами как благо, а другими — как зло. Все это говорит о наличии в познании общественных явлений идео­логии, т.е. оценки конкретных общественных явлений с позиций различ­ных социальных групп и слоев. Вообще, познание социальных явлений имеет большую специфику, ведь общественные явления и процессы крайне запутаны, нередко и вовсе скрыты от наблюдения, непредсказуемы. К тому же, для их исследования оказываются непригодными традицион­ные технические средства— микроскоп, телескоп и т.п.

На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека. К.Гельвеций писал в связи с этим, что "...Без страстей нет ни великих артистов, ни великих полководцев, ни великих мини­стров, ни великих поэтов, ни великих философов". Эмоции заряжают исследователя энергией и двигают процесс познания. В.И.Ленин тоже подчеркивал, что без человеческих эмоций невозможно искание исти­ны. Кстати говоря, он и сам был примером весьма эмоционального и страстного исследователя проблем общественной жизни.

Познание — это всегда творчество, т.е. постоянное создание чего-то нового, ранее не существовавшего в знаниях. Главным критерием (показателем) творчества является новизна и социокультурное значе­ние полученных результатов. Творчество есть, по выражению К.Мар~ кса, "дьявольски серьезное дело".0но требует очень больших умствен­ных и физических усилий (недаром ведь говорят о "муках творчества"), а нередко гражданского мужества и даже самопожертвования, ведь передовые идеи всегда сталкиваются с инертной, консервативной и даже враждебной действительностью. Большую роль в творчестве иг­рает интуиция как форма познания со специфической природой. Ин­теллектуальная интуиция — это как бы внезапное озарение некоего "сверхсознания", творческое самовоспламенение, когда истина откры­вается субъекту сразу, без сложной цепи логических процедур и дока­зательств. Ей присуща не только непосредственность (прямое усмот­рение истины), но и неосознанность поиска, внезапность открытия. Она проявляет себя в научном, художественном, обыденном позна­нии. В основе интуиции лежит взаимодействие и пересечение нагляд­но-образного и понятийно-абстрактного мышления при огромной роли бессознательного мыслительного процесса. Она является резуль­татом большой предварительной работы ума и души человека. В этом смысле интуитивное познание доступно лишь натурам одаренным, трудолюбивым и целеустремленным.

Функцию ориентации человека в окружающей его действитель­ности выполняет знание. Оно представляет собой высший уровень информации о мире, получаемый человеком с помощью своего созна­ния и специальных технических средств. Знание, как состояние ума, существует в форме образов, понятий, знаков, и применяется в каче­стве идеального (проективного) плана для практической деятельнос­ти людей. Без знаний (обыденных, научных, художественных и иных) невозможно формирование целостной картины мира или его отдель­ных фрагментов. Ф.Бэкон в связи с этим подчеркивал, что знание — это сила, дающая человеку власть над окружающим миром. Знание следует отличать от мнения, которое, по словам Г.Гегеля, есть всего лишь "субъективное представление, произвольная мысль, плод вооб­ражения", и поэтому оно вовсе не обязательно бывает истинным.

Ведя речь о познании и знании, не следует противопоставлять зна­ние и веру, как это было, например, в философии средних веков. Вера является специфическим способом постижения вещей, процессов и яв­лений материального и духовного мира, — познания без логического обоснования. "Я верю, что есть Бог"; "я верю, что скоро наступит весна"; "я верю в успех своего дела", — и т.д. и т.п. Она предполагает вос­приятие воображаемой реальности как якобы действительно существу­ющей, и в этом смысле является особым состоянием души человека и психологической установкой. Если разум открывает нам вещи видимые, очевидные, то вера устремлена к тому, чтобы обнаружить вещи пока еще невидимые, и поэтому таинственные для человека. Тем самым вера активно участвует в процессе познания, являясь его необходимым ком­понентом. Но здесь следует заметить, что существует и так называемая ложная (иррациональная) вера. В ее основе лежит ослепление разума, фанатизм и интеллектуальная слабость человека.

Существует и вера разумная (рациональная), которая олицетво­ряет силу человека и способствует его эмоциональной и интеллекту­альной активности, стимулирует познавательный поиск. Ее предпо­сылками являются мышление, опыт исследования, знания и факты, эксперимент, наблюдения и размышления, и поэтому она не противо­стоит разуму. Учеными всегда двигала их глубокая вера в человечес­кий разум, и без этого они никогда не смогли бы сделать своих откры­тий. В этом смысле разумная вера является как бы светом во тьме, двигателем истины и прогресса. Словно факел, она освещает дорогу Знанию, способствует творчеству и придает человеку уверенность и силы на этом пути. Напротив, отсутствие разумной веры порождает скептицизм, ошибки и бесплодность познания. Таким образом, мне­ние, знание и вера представляют собой необходимые ступени движе­ния к Истине, важные формы духовного опыта человека, состояния его рассудка, разума и души.

В гносеологии познание рассматривается с учетом его взаимодей­ствия с практикой. Как же соотносятся познание и практика?

В философии под практикой принято понимать деятельность чело­века, направленную на преобразование им окружающего мира или от­дельных его фрагментов в целях удовлетворения своих потребностей. Основной формой практики является труд как целенаправленная ору­дийная деятельность, в ходе которой человек вторгается в природу и пытается подчинить ее себе. Выделяют также политическую и управленческую, военную, революционную, педагогическую и иные формы практики. Можно уверенно сказать, что практика имеет непосредственое отношение к познанию.

Во-первых, практика является истоком и основой, движущей силой познания. Конкретные запросы практики всегда вызывали к жизни по­знавательные потребности и задачи человечества. Само познание как вид деятельности человека—это ведь "дитя" практики. Например, прак­тика земледелия в Древнем Египте стимулировала появление геомет­рии и математики, а судоходство и торговое дело обусловливали раз­витие астрономии и географии. Сталкиваясь с новыми проблемами, значимыми для общества (например, освоение космического простран­ства, продовольственная ситуация в мире и др.), практика человечества порождает и ускоряет развитие новых отраслей познания. В XX в. та­ковыми стали генетика и кибернетика, космическая медицина и другие науки. Ведя речь о соотношении познания и практики, Ф.Энгельс под­черкивал, что человеческая потребность подвигает науку вперед быст­рее, нежели даже целая дюжина университетов.

Во-вторых, практика с ее насущными запросами — это одновре­менно и конечная цель познания. Получаемые людьми знания предназ­начены для применения их в своей жизни, в том числе и в быту. Но первостепенное значение они имеют для промышленности, где созда­ются вещи и товары, орудия труда. Например, без периодической сис­темы элементов Д. И. Менделеева и содержащихся в ней сведений невоз­можно представить себе современную химическую промышленность. Телевидение и радио, столь нужные для нас, были изобретены во мно­гом благодаря физике и другим наукам. Современный компьютер — это тоже "дитя" и "слуга" практики. Если же знания оказываются не востребованными на практике, то их социальная и культурная ценность может быть утрачена. Следовательно, практика представляет собой гигантскую сферу систематического применения знаний.

В-третьих, практика есть критерий (показатель, мерило) истинности человеческих знаний и представлений. Взятая в своем историческом раз­витии, она выступает в качестве основного способа проверки на достовер­ность полученных в науке результатов, гипотез и теорий (например, пред­положение о наличии жизни на других планетах Солнечной системы). Имея это в виду, К. Маркс подчеркивал: "Вопрос о том, обладает ли человечес­кое мышление предметной истинностью, —вовсе не вопрос теории, а прак­тический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. дей­ствительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о дей­ствительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос". Однако следует иметь в виду, что этот критерий отнюдь не универсален (всеобщ) из-за своего несовер­шенства. Очевидно ведь, что далеко не все идеи и предположения об окру­жающем мире можно проверить на практике. Поэтому наука для обосно­вания достоверности своих знаний прибегает и к таким способам, как, на­пример, логическое доказательство, мысленный эксперимент, аксиологическое (ценностное) обоснование и другие.

В отличие от науки, в религии критерием истинности знания счи­тается слово Бога как якобы высшего авторитета. В Библии говорит­ся, что "слово твое есть истина", и "заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей". Человеку предлагается лишь воспринять на веру то, что изречено его Творцом, и потому уже не нуждается ни в каких доказательствах и дополнительных аргументах.

Как уже было сказано выше, в истории философии процесс по­знания иногда воспринимался по упрощенной схеме "объект— субъект", т.е. как механический односторонний процесс. С учетом же очевидной и весьма активной роли субъекта и практики этот процесс вернее было бы рассматривать таким образом: "субъект—практика— объект". Все компоненты этой триады взаимосвязаны и находятся в движении, динамике. Поэтому краткая формула познания может быть изложена в таком виде: "Развивающееся познание деятельного челове­ка активно отражает развивающийся мир". Это убедительно подтвер­ждается и историей самого познания, и историей практики, одним словом — совокупным опытом человечества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1023 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2323 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.