Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вненаучное познание, его место в духовно-[| практическом опыте человека




Наряду с научным, в духовном опыте человека существуют также и различные формы вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. В принципе, вне-научное познание доступно всякому мыслящему индивиду. Оно облада­ет специфическими признаками и функциями в жизни человека и обще­ства. Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры чело­века, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возмож­ностей и перспектив. Благодаря различным формам познания, окружаю­щий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого, но и сердцем верующего человека, чувствами и ухом музыкан­та. Его можно постигать взором художника и скульптора, да и просто — с позиций обыкновенного человека, так называемого "обывателя". Толь­ко так и постигается истина — при рассмотрении предмета в разных ра­курсах, с помощью разных способов его истолкования.

В духовно-практической деятельности человека видное место за­нимает обыденное познание. Иногда его называют "повседневным", или "житейским" мышлением, "обыденным разумом". В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей — при­родная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является так называемый здравый смысл, который включает элементарные вер­ные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей повседневной жизни, и служат они целям ориентации в мире и его практического ос­воения. Известно, например, что человеку важно знать о том, что вода при нагревании до 100 градусов закипает, что до оголенного электро­проводника дотрагиваться опасно.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие зна­ния о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элемен­ты народного фольклора как кристаллизацию познавательной деятель­ности. Обыденное познание "схватывает" простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей, значит — быть дождю; если в лесу очень много красной рябины — то это к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состо­янии приходить к глубоким обобщениям и выводам, которые касают­ся их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству.

Обыденное познание, особенно современного человека, включа­ет и элементы научных знаний и представлений. В целом же оно раз­вивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ког­да еще не было свободной личности с развитым интеллектом. То была как бы "заря" человеческого сознания, когда его трезвый день еще не наступил. Миф —это, в основе своей, эмоционально-образное вос­приятие мира, преломившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечи­вание сил окружающей природы, которые были непонятны челове­ку и над которыми он еще не имел власти. Первобытный миф был пронизан верой в богов как якобы всемогущих и бессмертных, хотя и земных, вполне естественных существ. Мир в мифологическом со­знании — это арена деятельности и соперничества богов, а человек является, в основном, зрителем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас наивные представления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь, как появились первые живые существа — Боги и люди. Сохра­нились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афи­не, о других божествах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, который якобы похитил у богов огонь и подарил его лю­дям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на тяжкие муки. Древние мифы оставили после себя не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую пищу для искусства, для развития других форм обще­ственного сознания и культуры общества.

Мифологический способ мышления и познания оказался очень живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах разных времен и народов. Примерами этого может быть и миф о коммунизме, выразивший давнюю мечту человечества о "золотом веке" как об­ществе всеобщего равенства, справедливости и братства. Элементы мифотворчества существуют и в сознании современного российского общества. Это обусловлено острыми социально-экономическими про­блемами и естественным стремлением людей найти быстрые и менее болезненные пути и способы решения этих проблем.

В системе форм познавательной деятельности человека специфи­ческое место занимает религиозное познание. Оно представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире. Сущностью религии является вера в сверхъес­тественное — в Бога как творца мира, в его великие созидательные деяния в этом мире. В этом смысле, религиозное познание — это бого-познание. (Г.Гегель называл религиозное мышление "теплыми клуба­ми тумана, музыкальным мышлением, не доходящим до понятия"). Религиозное мышление основано на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. Так, в христианстве основной догмой является положение о сотворенности всего сущего Богом и присутствии боже­ственного начала во всем земном, включая и самого человека.

В рамках богопознания сформировалась религиозная картина мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение лю­дей и духовную культуру человечества. Конечно, с позиций науки ре­лигия есть, по выражению А. Уайтхеда, "полет за недостижимым", за призрачным. Однако было бы совершенно несправедливым рассмат­ривать религию всего лишь как воплощение некоей глупости и неве­жества. Религия — это одна из важнейших форм духовного опыта че­ловечества, в которой воплощены искания людей более человечного мира, нежели этот несовершенный (а иногда даже и вовсе бесчеловеч­ный) земной мир.

Религия и мифология, как формы духовного освоения мира, очень близки, хотя и существенно отличаются друг от друга. Они появились на почве социальной и иной слабости человека, и поэтому содержат в себе вымысел, фантазию. Так, религия мысленно создает мир сверхъе­стественного, и с этой позиции объясняет бытие природы, человека и общества. Хотя в религии и присутствует рациональное мышление, но оно имеет ограниченное применение, — исключительно лишь для обоснования бытия Бога. Что же касается мифологии, то она, в отли­чие от религии, представляет собой бессознательно-художественную переработку людьми явлений окружающего мира и не создает, в от­личие от религии, мир сверхъестественного.

Одним из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира является художественное познание. Оно представляет собой "мышление образами" (В.Г.Белинский), воплощенное в различ­ных формах искусства и фольклора (устное народное творчество).

Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи. Познание мира в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное, низменное. Часто важнейшим видом искусства счита­ют художественную литературу. По убеждению писателя Л. М.Леоно­ва, она есть "опережающая совесть общества", тончайший инструмент для постижения духовного мира человека. Неудивительно, что глубо­кое проникновение в этот мир и было осуществлено именно в художе­ственной литературе —в произведениях О.Бальзака, Ф.М.Достоевс­кого и других писателей. Литература способна постигать и макромир, социальную среду. Вспомним, в связи с этим, роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" —это ведь "энциклопедия русской жизни", по оп­ределению Белинского. Вообще, каждый вид искусства имеет на сво­ем вооружении собственные средства познания: звук в музыке, плас­тический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в жи­вописи, рисунок в графике и т.д. Благодаря искусству человек откры­вает совершенство, гармонию и красоту окружающей действительно­сти, научается творить новый мир по законам красоты*.(* Искусство несет в себе красоту, и поэтому оно не утилитарно, не имеет прак­тического значения, в отличие от материальных вещей.)

Ведя речь об универсализме познавательной деятельности человека, следует выделить и философское познание как органичное единство ми­роощущения, миропредставления и миропонимания. По природе своей ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм позна­вательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания (а в наше время оно является так­же и профессией) характерен специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту, и многие другие черты. Философия словно бы оживляет все проявления человеческого духа, со­общает им "человеческое" содержание. Она стремится привести все све­дения о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и много­образное, Универсум. Философия — это органическое единство научно­го знания и жизненной мудрости человека. Вот почему философство­вать — означает не только размышлять о мире, но и вопрошать о са­мом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Фило­софия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания — обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художествен­ным. Ее удел и призвание — постигать всеобщее в бытии (начала, зако­ны, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие миро­воззренческие вопросы. В этом деле и формируется философский интел­лект — великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Итак, формы и способы познавательной деятельности чело­века разнообразны и совершенны. Они характеризуют человека как универсальное существо с богатейшим духовным миром. Чув­ственность, рассудок и разум дали ему знания и власть над ми­ром, безгранично расширили диапазон его возможностей и сво­боды. открыли тайны и красоту этого мира.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1.Бохеньский Ю. Сто суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. — М., 1993.

2. Выготский В.С. Психология искусства. — М., 1987.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., 1990.

4. Зись А. Я. Философское мышление и художественное творчество. — М., 1987.

5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — М., 1992.

6. Левяш И. Интеллект нации как созидательная сила// Свободная мысль. 1998. № 1.

7. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию/' /Вопросы философии. 1992. № 7.

8. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание// Вопросы философии. 1994. № 2.

9. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия?—М., 1991.

10. Дружинин Б. И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология?// Вопросы философии. 1994. № 2

11. Ракитов А. Наука в эпоху глобальных трансформации/Вопросы философии. 1997. № 5—7.

12. Русские пословицы и поговорки.— М„ 1988.

13. Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. — М.. 1986.

14. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. — М., 1989.

15. Фейнбер Е.Л. Наука, искусство и религия// Вопросы философии. 1997. № 7.

16. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете.—М., 1986.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1222 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2186 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.