Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I базилика II романский храм III готический храм





 

/наружная
колонна,
принимающая
на себя распор свода

 

Готический храм в плане имел вид латинского креста (когда вертикальная часть длиннее горизонтальной; греческий крест имеет равные по длине части).

По сравнению с романскими храмами готический собор, несмотря на свои подчас колоссальные размеры, производит впечатление лёгкости и свободы, он неизмеримо более динамичен и живописен. Связано это с тем, что основой готического собора является каркас, который и несёт на себе все конструктивные функции здания. Каркас держит свод; одновременно он опирается не на стены, а на колонны или пучки колонн. Это позволяет делать стены лёгкими, прорезать их огромными окнами. Стены фактически заменяются витражами. В готическом соборе максимально выражена идея стрельчатой арки, что придаёт облику собора особое изящество.

Олицетворением достоинств готического храма по праву считается собор Нотр-Дам в Реймсе. Подобно многим готическим храмам, этот собор строился в течение нескольких столетий (с!210 до начала XIV в., затем с перерывами в XV в.) Лицо собора - Западный фасад (это традиция). Внизу фасад открывается тремя глубокими порталами, украшенными скульптурными композициями. Второй ярус фасада разбит в центре огромной ажурной розой, через которую в храм льётся свет. Над вторым ярусом располагается т.н. Галерея королей, где в стрельчатых нишах помещены статуи. Наконец, две ажурные башни венчают собор.

 

В сентябре 1914 г. во время первой мировой войны Реймский собор был подвергнут немцами бомбардировке. На это событие откликнулись многие русские поэты серебряного века: М. Волошин, В. Брюсов, О. Мандельштам. Зазвучали строки, посвящённые собору Реймской богоматери:

 

И обнажив, её распяли...

Огонь лизал и стрелы рвали

Святую плоть... И по ночам

В порыве безысходной муки

Её обугленные руки

Простёрты к зимним небесам.

 

Существует несколько вариантов истолкования идеи готической архитектуры. Автором одного из них является Шатобриан, создатель "Гения христианства". Он полагал, что готический собор - это некий символ и одновременно аналог природы, галльского леса. Шатобриан говорит о сводах, украшенных каменной листвой, о столбах, поддерживающих стены и неожиданно обрывающихся, подобно срубленным стволам, о сени алтаря, сумрачных приделах, воспроизводящих лабиринт лесов. Русский поэт М. Волошин назвал эту гипотезу соблазнительной и красивой, но отверг её по существу, оставив внешнюю форму идеи. В итоге родилась изящная аналогия с античностью, представляющая собой следующее: "Колонна - это древесный ствол в своём в возникновении. Камень не подражает дереву, но, принимая его формы, подчиняется и растительным законам развития. В Греции она расцветает капителями различных ордеров, в средневековье пускает ветви и образует переплёты, как в лесу. Кроме "лесной" теории, существует ещё и антропоморфическая, уподобляющая готический собор человеку, объясняющая собор как человека. Элемент антропоморфизма ощутим в стихотворении О. Мандельштама" Notre-Dame":

 

Где римский судия судил чужой народ

Стоит базилика, - и радостный, и первый,

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый, легкий свод.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.

И чем внимательней, твердыня Notre-Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра,

Те6м чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.

 

Наконец, третий вариант – религиозно-символическое истолкование готического храма, принадлежащее аббату Сугерию (аббатство Сен-Дени в Париже). Согласно Сугерию, готический храм - это воплощение Града Божьего на Земле. Боковые стены храма трактовались как образ Ветхого Завета (северные стены) и Нового Завета (южные стены); столбы и колонны - это апостолы и пророки, несущие свод; порталы - преддверие рая, сам готический интерьер символизировал непосредственно рай, ослепительно сияющий и прекрасный. Свет витражей отождествляется со светом христианского знания, с образом, символом божественного света. Мистическая интерпретация света была необычайно популярна в готическую эпоху.

Интересные суждения о философии света и цвета в средние века мы встречаем у О. Шпенглера. Верный своему обычаю, Шпенглер сравнивает цвета символизирующие, по его мнению, античную и средневековую культуру.

Античный мир - это господство красного, солнечно-жёлтого цвета, цвета народных масс, детей и дикарей, цвет чувственности и точкообразного существования. Ему противостоит чистый синий цвет пространства, цвет просветлённого покрова Мадонны. Преодоление красного голубым, тела - духом дает цвет священничества, цвет готики - лиловый цвет. Эта мысль Шпенглера удивительным образом перекликается с видением свето-воздушной среды в готическом соборе, о котором говорит М. Волошин, намеревавшийся написать специальное исследование "Дух готики". Во втором стихотворении цикла "Ночь", названном "Лиловые лучи", он передаёт свои ощущения фиолетового свечения в соборе. А в письме к М. В. Сабашниковой Волошин пишет по этому же поводу следующее:

"Мы были в одном соборе, где каменные колонны были пронизаны фиолетовым цветом. Фиолетовым, переходившим в розовый, золотисто-розовый... Я смотрел наверх, где сияла фиолетовая роза среди мрака храма и фиолетовые лучи лились мне прямо в глаза, они одевали всю внутренность кружевного собора фиолетовой сияющей пылью} и я молился фиолетовому лучу". И ещё: "Вы не можете себе представить красоты этого собора. Он светлый - лиловато-серый камень, в котором живет молитва".

(См. в тексте лекций о символике цвета и цветочной символике).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 584 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.