Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Картина мира в средневековой культуре. Представление о времени и о пространстве




Одной из важнейших особенностей средневекового христианского мироощущения следует считать дуализм средневекового мышления, резко расчленяющий мир на полярные пары противоположностей (день - ночь, свет - мрак, небесное - земное, божественное - дьявольское, добро - зло, душа - тело, вера - разум.) Причем ночь ассоциируется с мраком, злом, разгулом плоти и временем господства дьявола. То, что Христос родился ночью, по мнению богословов, не противоречит христианскому истолкованию ночи, ибо сын бога был призван "принести свет истины тем, кто скитался в ночи заблуждений".

В соответствии с этим дуализмом мировосприятия христианский бог полностью изымается из природно-человеческого мира и превращается в сверх- и вне-природное существо. В этом одно из основных отличий христианского бога от богов античных, пребывавших в едином, общем с людьми Космосе. "Христианский бог полностью подчиняет себе судьбу", перед которой, как известно, бывал бессилен сам Зевс /Ф.А., стр. 56/ /Роберт Грейвс. Мифы древней Греции М., 1992, стр.168/ "Эак, Минос и Радамант были тремя сыновьями Зевса, которых он решил спасти от бремени старости. Однако богини судьбы воспротивились этому", и Зевс согласился с их запретом.

Бог ни на один миг не оставляет сотворённые им природу и человечество без своего попечения. Бог, воплощённый в Библии - единственный и наивысший авторитет для средневекового человека. Это и определяет меру авторитарности средневековой культуры.

Ретроспективность характеризует средневековое представление о времени как о важнейшей константе мирового устройства. В христианском миросозерцании "понятие времени было отделено от понятия вечности" (стр.120, Тур). Вечность - атрибут бога; время, временность - атрибут человека. Средневековое представление о времени отличается от эллинского, античного. Мы говорили о "точечном", вневременном мироощущении античного человека, воспринимавшего мир в покое или движении по кругу.

В пределах каждого цикла, продолжающегося, по убеждению Гераклита и стоиков, тысячи лет, мир, возникший из огня, исчерпывал все возможности, заложенные в нём, и огнём же поглощался, после чего следовало новое рождение мира, в точности повторяющего предшествующий, /стр.32 Ф.А./.

Римский император Марк Аврелий в философских размышлениях "К самому себе" пишет следующее: "Разумная душа облетает весь мир и...сознает, что наши потомки не увидят ничего нового сверх того, что видим мы... человек в силу общего единообразия... уже видел всё прошедшее и всё имеющее быть".

В средневековом миропонимании время имеет свою направленность (как говорят, векторность) и определённую структуру. По словам Тур, история движется от акта божественного творения через две главные эпохи - до рождества Христова и после рождества Христова - к Страшному суду, к Апокалипсису. Средневековая концепция времени нашла своё выражение в учении Августина Блаженного, согласно которому "вся история человечества представляет собой борьбу "двух градов", двух государств: божьих избранников, составляющих видимую и невидимую церковь, и светского государства, "разбойничьей организации". По воле бога "Божий град" непременно победит светское государство; одно из свидетельств тому - возникновение христианства и разрушение Римской империи, /см. Ф.А.стр 59/

Несмотря на представления о движении, изменчивости времени, в отношении к нему /времени/ в средние века преобладает ретроспективность. Взгляд средневекового человека обращен в прошлое, когда существовал единый град божий и человек обитал вместе с богом на небесах.

Представление о пространстве в средневековой картине мира также обусловлено спецификой религиозного миропонимания. Мы уже говорили о "рассечении" античного космоса, о выведении за его пределы того, что олицетворяет собой высший абсолют. В средние века непререкаемым догматом было модифицированное учение Аристотеля о неподвижной шаровидной земле, вокруг которой по особым сферам вращаются луна, солнце и планеты. Дальше - звезды, а за ними - Бог. В целом все это - Земля и бесконечное мироздание - представляло собой воплощение двух начал - земного и небесного (Земля – конечна и отграничена; небесный мир - бесконечен).

Вся эта пространственная космическая иерархия воспринималась средневековым человеком достаточно отвлеченно; в конкретной практике для него принципиально важную роль играл тот участок земли, на котором он кормился и растил детей. В условиях господства натурального хозяйства, при разбросанности селении и городов, отсутствии дорог своего рода "точечность" пространственного мышления средневекового человека была неизбежна. Более того, средневековый человек до конца еще и не выделил себя из природы, ощущал себя частью ее, о чем свидетельствует образ "гротескного тела" в произведениях искусства, литературы, в фольклоре и народных празднествах. Гротескное тело - это образы людей - зверей, людей растений, напоминающие античные, миксантропические типы и представленные наиболее ярко в произведениях Брейгеля и Босха (грифоны -крылатые львы, ламии - птицы с женскими головами, василиск - птица-змей, вылупившаяся из снесенного петухом яйца, высиженного жабой, обладающий взглядом, способным убить человека и т.д.).

В пространственных связях, по представлению средневекового человека, вечное преобладает над изменчивым; кроме того, поскольку мир сотворён богом, постольку он не может быть несовершенным и потому существует в неизменном виде (до божьего суда), в связи с этим мы выделяем третью сущностную черту средневекового миропонимания - традиционализм.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2388 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2518 - | 2254 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.