Антропологический позитивизм
Антропологический позитивизм как научная школа в праве пытаетсяохватить внешним регулированием психологические схемы поведения человека,его биологические механизмы, его этнос. Эта сфера была всегда во властиестественного права, религии, морали. Но современный позитивизм пытается иеё захватить.
Формально догматическая юриспруденция
Этот метод обычно связывают только с изучением права. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями.
Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде — его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника. Один из основателей «чистой» теории права (нормативистской школы права) австрийский ученый Г. Кельзен, с 1948 г. работавший и живший в США, писал, что «учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле».
Полагаю, что формально-юридический метод с таким же успехом может применяться (применяется) при изучении государства. Как четко определенное, действующее на основе правовых норм и посредством их оформленное образование, государство может и должно изучаться не только в связи с другими социальными явлениями, но и само по себе. Препарируя таким образом государство как специфический социально-правовой феномен, можно установить, что в нем должны быть законодательная и исполнительная власть, правоохранительные органы, что функции государства осуществляются в законодательной, исполнительной и правообеспечительной формах и т.д.
Помня об узкоцелевом назначении формально-юридического метода, нельзя придавать ему преимущественное значение, и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования государства и права.
Применение формально-юридического метода ведет к формированию в правоведении и государствоведении направления, которое называется догмой государства и права. Это составная часть теории государства и права.
Аналитическая юриспруденция
ДОГМА ПРАВА (СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ИЛИ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ) — часть общей теории права, изучающая право с позиции специально-юридических свойств и проявлений. Это имеющая характер логической системы теория, связанная с атомистической проработкой фрагментов правовой действительности, осуществляемая путем обобщений, получаемых аналитическим путем данных (выработки понятий, категорий) на основе текстов законов и иных нормативных правовых актов, судебных решений, сложных юридических дел (казусов), др. реальных фактов правовой жизни (С. С. Алексеев). Предметом догмы права является изучение права как юридической формы общественных отношений, формулирование понятий, специально-юридический анализ правового регулирования норм права, правоотношений, правоприменения, правонарушения, мер принуждения в праве, систематизации законодательства и др.
Юриспруденция понятий
Метод юридической конструкции представляет собой последовательное применение приемов юридического анализа (сведение юридического материала к простым элементам), логической концентрации материала вокруг центрального понятия и систематического расположения материала.
Первоначально вся масса норм определенного правопорядка или отдела права подвергается анализу, цель которого – при помощи разложения комплексных образований на составляющие их элементы определить основные, общие всем объектам, подвергнутым анализу. Юридический анализ подобен разложению слов языка на буквы, в результате чего составляется алфавит права. Тем самым юридический анализ позволяет получить из множества разнообразных правовых положений обозреваемое количество простых тел, из которых вновь могут быть воссозданы отдельные правовые положения. После проведения анализа из букв юридической азбуки составляются основные юридические слова – понятия, каждому из которых дается определение при помощи указания его места в системе и отличительных признаков.
Затем юридическим словам дается надлежащая классификация на основе существенных сходств между ними. Родственные понятия объединяются в правовые институты – совокупность правовых явлений, связанных единством определенного правоотношения (брак, наследование, и т.п.). Важнейшие институты соединяются в отделы права, которые, в свою очередь, образуют систему отрасли или правопорядка.
Юриспруденция интересов
(теория, сторонники которой утверждают, что в единичном случае отражён всеобщий интерес) Interessenjurisprudenz Само право характеризуется Иерингом с разных сторон. Прежде всего – со стороны содержания. Им являются интересы субъектов социального взаимодействия, но такие интересы, которые общи всем его участникам; другими словами – интересы общества в целом. Они и составляют содержание права. При одном непременном условии – их защите, гарантировании государством. Право есть защищенный государством интере