Критерии понимания и определения права в юридическом позитивизме
Юридический позитивизм — направление философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти. Характерными чертами данного подхода к праву являются: формальное определение права (когда под правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе); отождествление права с действующим законодательством; автономный характер права (его независимость от морали и исторических традиций).
Юридический позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, т.е. действующего в данный момент.
Правовой позитивизм (юридический позитивизм) состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.
Таким образом, в право, в соответствии с концепцией юридического позитивизма, есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений. Право – приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.
Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. Эмпирическое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так же от его социально-политических характеристик. Сущность права признается непознаваемой – оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений.
Этатический позитивизм и его основные разновидности
Классический (этатический) позитивизм (легизм, нормативизм). Теория была разработана в конце ХIX века, но и поныне она сохраняет свое влияние в юриспруденции, особенно в России, Беларуси, других странах СНГ. Создателями легистского позитивизма были: в Англии - Д.Остин, в Германии - П. Лабанд, К. Бергбом, в России - Г.Ф. Шершеневич. Суть теории состоит в следующем. Право в научном понимании - это закон, потому что только законы, как официально установленные законодательные тексты объективны. Именно они и только они представляют собой доступное для науки явление.
Содержание закона раскрывается через набор формальных признаков: законы содержат абстрактные общеобязательные нормы, установленные и подкрепленные принудительной силой государства. Содержательная сторона закона не берется во внимание. Создание права государством, приоритет, определяющая роль государства в жизни общества, подчинение государства членов общества своей воле -- позволяет назвать данное направление позитивизма государственническим или этатическим.
Таким образом данная концепция понятия права определяет через понятие государства. Государство первично, право вторично. Право есть продукт правотворческой деятельности государства. Без государства право невозможно.
Эта теория правопонимания отличается гипертрофическим отношением к государству, власти, закону. Для ее сторонников характерна убежденность в том, что власть и закон могут решить любые общественные проблемы. Они отрывают закон от социальной почвы, и полагают, что не общественная жизнь определяет содержание законов, а наоборот, законодатель организует общественные отношения и формирует порядок реализации этих общественных отношений. Иначе говоря, в жизни все должно быть так, как предписывает законодатель.
Соответственно такому пониманию права понимаются и другие правовые категории права, например: нарушение законности - это отклонение реальных жизненных обстоятельств от юридических предписаний; правоотношение - это только урегулированные правом общественные отношения, возникающие только после принятия закона. Не может быть дозаконотворческих правоотношений, например урегулированных договорами частных лиц, при отсутствии соответствующего закона. Для позитивистов вообще правоотношения возможны только как законоотношения.
Возникает вопрос: "Могут ли, исходя из этой концепции, существовать "противозаконные нормативные правовые акты?". Позитивисты отвечают на него утвердительно: " Да, в обществе могут действовать законы, противоречащие конституции и нормативные акты, противоречащие закону. Но такие акты будут действовать до тех пор, пока их не отменят или не исправят в установленном порядке издавшие их властные органы".
Классический позитивизм отрицает естественные и неотчуждаемые права человека, т.е. права человека по отношению к государству. С его точки зрения есть только основные права и свободы граждан, установленные законодателем, одновременно же законодатель устанавливает основные обязанности граждан. Государство может отменить основные права в любой момент, поскольку соблюдает их по своей доброй воле.
Марксистско-ленинское понятие права. Эта теория официально признавалась в СССР, как единственно верная и отступление от нее считалось враждебным проявлением. Поэтому и сегодня правоведы из стран бывшего Советского Союза по существу являются сторонниками этого направления, хотя в определенной мере модернизированного, приспосабливаемого к современным требованиям соотношения: человек, общество, государство.
Под правом понимается совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих волю и интересы господствующего класса, определяемые материальными условиями его жизни. Фактически право - это воля господствующего класса, выраженная через государство. Государство понимается как политическая организация господствующего в обществе класса, как организация классового насилия.
Впервые официально утвержденное определение права было сформулировано в 1938 г. на I Совещании научных работников тогдашним Генеральным прокурором СССР А.Я. Вышинским: "Право - совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу". Суть этого определения можно выразить так: право - это законы, выгодные и угодные господствующему классу.
Позднее советская доктрина отказалась от такой вульгарной трактовки закона. Право стали определять как систему общеобязательных норм, выражающих социально и экономически детерминированную волю господствующего класса, а в социалистическом обществе - всего народа.
Как известно, марксизм-ленинизм отрицает естественные права человека. Не бывает прав человека вообще, а есть буржуазные права и свободы, которые охраняют частную собственность и позволяют собственникам средств производства эксплуатировать наемный труд, есть также и права трудового народа в социалистическом государстве, гарантирующие трудящимся бесплатное получение от общества необходимых социальных благ. Таким образом, марксизм-ленинизм отрицает правовую свободу и частную собственность как ненужные классу наемных рабочих и заменяет их уравнительным распределением обобществленного национального дохода.
В отличие от этатического позитивизма марксизм-ленинизм поясняет, что законы выражают волю господствующего класса, в то время как позитивисты исключают из понятия права вопрос о том, что именно выражают законы. Но если право отождествляется с законом, то нет смысла добавлять, что законы выражают чью-то волю, поскольку по определению, закон - это волеизъявление государства, а нем всегда присутствует воля господствующих социальных групп.
Неопозитивизм (нормативизм). Эта теория возникла в первой половине ХХ века. Ее основоположниками являются Г.Кельзен, австриец по происхождению, создатель первого в мире австрийского конституционного суда, долгое время проживший в США, где он нашел убежище от преследований нацистов, а также англичанин Х.Л.А. Харт.
Неопозитивизм поставил задачу - объяснить право "в чистом виде", таким, как оно есть. При этом не подвергалось сомнению, что право "как оно есть" - это законы, другие официально изданные акты независимо от их содержания. С точки зрения неопозитивистов норма права не может быть "хорошей" или "плохой", поскольку это только форма, модель должного поведения, неисполнение которого содержит угрозу применения санкции.
Исходя из неопозитивизма право - это принудительные нормы, основные на других принудительных нормах, составляющие в совокупности иерархическую систему предписаний, снабженных санкциями. "Основанные на других" означает, что содержание одной нормы или конкретного предписания вытекает из другой нормы более высокого ранга.
Конституция является высшей нормы внутригосударственного права, выше нее могут быть нормы международного права, но только в том случае, если найдутся такие, которые предписывают, что нормы международного права должны соблюдаться. На вершине иерархии принудительных норм стоит гипотетическая основная норма (Х.Л.А. Харт называет ее правилом признания).
Суть теории состоит в следующем: закон считается правом, потому что есть принудительная норма более высокого ранга - конституция, которая предписывает соблюдение законов. Законы, противоречащие конституции по содержанию, тоже будут считаться правом до тех пор, пока они не отменены в рамках специально предусмотренной для этой цели процедуры.
Проанализировав основные теории позитивизма можно выделить следующие признаки права, вытекающие из позитивистского подхода:
выступает государственным регулятором общественных отношений;
возведенная в закон воля той социальной группы, которая находится у власти;
система норм - не просто совокупность, а именно система норм, характеризующаяся иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью;
исходит от государства - т.е. принимается, санкционируется либо признается им;
охраняется государством - нарушение норм права должно влечь государственное принуждение;
носит общий характер, который состоит в том, что нормы права неперсонофицированы и распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся в сфере действия данной нормы;
носит обязательный характер, т.е. требования нормы обязательный для всех субъектов, независимо от их личностного отношения к данной норме;
формально определено - т.е. право зафиксировано в определенных формах (нормативных правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецедентах и правовых обычаях).