1. Развитие экспериментальной психологии и ее влияние на социологическое знание об обществе. Теории «социальных инстинктов». (Троттер, Уоллас, Мак-Дугалл и др.).
2. Психологический эволюционизм и его представители. (Уорд, Гиддингс, Кидд).
3. Ранний интеракционизм и его представители (Джеймс, Кули).
4. Школа «психология народов» (Вундт, Лацарус, Штейнталь).
Рождение экспериментальной психологии, ее институционализация в качестве самостоятельной дисциплины, высоко подняли ее научный престиж и способствовали экспансии психологизма в другие отрасли знания. Родоначальник экспериментальной психологии Вильгельм Вундт (1832—1920) пытается показать, что вся наша философия - это современная психология.
Подобно другим идейным течениям этого периода, психологическая социология отнюдь не была единым целым. Единственная черта, конституирующая ее как течение,- это стремление сводить социальное к психическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и используемых категорий, можно выделить несколько более или менее самостоятельных ответвлений: психологический эволюционизм (Л.Уорд, Гиддингс, Кидд); инстинктивизм (Мак-Дугалл, Троттер, Уоллас); «психологию народов» (Лацарус, Х.Штейнталь, Вундт, Потебня), тесно связанную с этнографией; групповую психологию (Г.Лебон, Г.Тард, Дж.Болдуин) и, наконец, интеракционизм (Г.Зиммель, Кули, У.Томас), делающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие.
Психологический эволюционизм. Психологическое объяснение социальных процессов не требовало немедленного разрыва с идеями биолого-эволюционной школы. Первоначально речь шла только о том, чтобы «дополнить» эволюционистскую схему изучением психологических механизмов развития и функционирования общества. Вслед за Спенсером Лестер Франк Уорд (1841—1913) и Франклин Генри Гиддингс (1855—1931) рассматривали развитие общества как часть космической эволюции, каждая последующая ступень которой аккумулирует достижения предыдущей.
Лестер Франк Уорд, был по специальности геологом и палеоботаником, проблемам социологии он обратился уже в зрелые годы. Его основные работы: «Динамическая социология» (1883; рус. пер. 1891), «Психические факторы цивилизации» (1893; рус. пер.—1897), «Очерки социологии» (1898; рус. пер.—1901), «Чистая социология» (1903), «Прикладная социология» (1906). Взгляды Уорда были не особенно оригинальны. Он считал, что применительно к человечеству спенсеровский принцип космической эволюции должен быть дополнен ценностной идеей прогресса. Социальные институты — результат развития скорее психических сил. Отсюда следует, что основанием социологии должна быть не биология, а психология.
Социогения — высшая ступень эволюционной лестницы, синтез всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Качественное отличие этой новой, социальной реальности заключается в наличии чувства и цели, которых не было в действиях слепых природных сил.
Первичная социальная сила - желания, в частности голод и жажда, связанные с поддержанием жизни индивида, и половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. На основе этих первичных желаний складываются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические желания, с помощью которых Уорд пытался объяснить поступательное развитие общества, его «улучшение».
Эклектизм характеризует и воззрения Гиддингса, основателя (1894 г.) первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете. Его основные книги: «Принципы социологии» (1896; рус. пер.—1898), учебник «Элементы социологии» (1898), «Индуктивная социология» (1901), «Исследования по теории человеческого общества» (1922), «Научное исследование человеческого общества» (1924).
Социология - это наука, которая стремится понять общество в целом и пытается объяснить его посредством космических законов и причин. Общество — не просто организм, а организация, которая возникает отчасти вследствие бессознательной эволюции, а отчасти как результат «сознательного плана». Общество - психическое явление, обусловленное физическим процессом, а потому социология должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения.
«Первичный и элементарный» субъективный социальный факт - «сознание рода» или «социальный разум», означает духовное единство разумных существ, делающее возможным их сознательное взаимодействие друг с другом, при сохранении индивидуальности каждого. По сути дела, речь идет о групповом, коллективном сознании, продуктами которого являются общественное мнение, культурные традиции, коллективные настроения и социальные ценности
Социальная структура общества, три класса:
· «жизненные классы», или демографические, которые различались по темпам смертности и рождаемости;
· «классы личностей», различающиеся по степени одаренности (гении, таланты, нормальные люди, уроды);
· «социальные классы: а) «социальный класс», состоящий из людей, активно защищающих и улучшающих существующий общественный строй; б) «несоциальный класс», состоящий из тех, кто тяготеет к индивидуализму и равнодушен к общественным делам; в) «псевдосоциальный класс», состоящий из бедняков, стремящихся жить за счет общества; г) «антисоциальный класс», состоящий из инстинктивных и привычных преступников, у которых почти исчезло сознание рода и которые ненавидят общество и все его учреждения.
Гиддингс классифицирует «общественные классы» не по объективным признакам, а по степени развития «сознания рода», т. е. чувства солидарности.
Инстинктивизм. Проблема «социальных инстинктов» возникла в XIX в. не случайно. Конструируя общество по образу и подобию индивида, психология XIX в. стремилась найти детерминанты, которые могли бы одновременно объяснять и индивидуальное, и групповое поведение.
«Инстинкт» - и биологические потребности организма, и наследственные программы поведения, и даже просто желания. Наряду с биологическими инстинктами индивида пишут и о групповых, «социальных» инстинктах.
Уильям Мак-Дугалл (1871 —1938), он - английский психолог, с 1921 г. работавший в США, автор популярной книги «Введение в социальную психологию» (1908; рус. пер.: «Основные проблемы социальной психологии»—1916).
Инстинкт - врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты и испытывать при этом эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к этим объектам определенным образом.
Каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция, которая, является простой и неразложимой. Так, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту любопытства эмоция удивления, инстинкту драчливости — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т. д.
Распространяя свою психологическую теорию на общество, Мак-Дугалл под каждое общественное явление подводит определенный инстинкт или группу инстинктов. Наибольшее социальное значение придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе и лежит в основе большинства институтов общества. Непосредственное проявление стадного инстинкта — рост городов, коллективный характер человеческого досуга, массовые сборища.
Мак-Дугалл, имел многочисленных последователей. Это английский хирург Уилфрид Троттер (1872—1939), который утверждал, что все социальные явления объясняются, в конечном счете, стадными инстинктами. Грэм Уоллас (1858—1932) распространяет психологический анализ на сферу политики. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) считает универсальной детерминантой человеческого поведения половое влечение - либидо.
Инстинктивизм оказал определенное влияние на науку о человеке тем, что привлек внимание к неосознаваемым компонентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом. Однако его собственная теоретическая основа была более чем шаткой. Инстинктивизм подменяет социально-исторические закономерности индивидуально-психологическими и пытается придать последним биологическое обоснование. При этом не только содержание, но даже число «базовых инстинктов» варьирует от одного автора к другому.
«Школа психология народов» Все представленные ранее теории искали простейшую «клеточку» социального поведения в психике индивида и были в этом смысле субъективно-идеалистическими. Но в науке XIX в. существовала и объективно-идеалистическая трактовка общественного сознания, уходившая своими идейными корнями в гегелевскую теорию «объективного духа» и концепции «народного духа» немецких романтиков.
Эти концепции опирались не столько на психологию, сколько на историю языка и литературы, особенно фольклора, которые убедительно показывали наличие в развитии культуры некоторых устойчивых, повторяющихся элементов и структур сверхиндивидуального характера, как особой духовной реальности.
Синтезировав данные языкознания и этнографии с психологической теорией Иоганна Фридриха Гербарта, немецкие ученые Мориц Лацарус (1824—1903) и Хейман Штейнталь (1823—1899) провозгласили в 1860 году создание новой дисциплины - «психологии народов». Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа носят отпечаток особой природы народа на своем теле и душе, благодаря единству своего происхождения и среды обитания. Это вызывает известные склонности, тенденции, предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом. Народный дух - психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно их самосознание. Содержание народного духа раскрывается при изучении языка, мифов, морали и культуры.
Идея Штейнталя и Лацаруса была развита Вильгельмом Вундтом. По его мнению, реальное содержание зрелого сознания не охватывается физиологической психологией. Высшие психические процессы, в том числе, мышление должны изучаться особой наукой, поскольку являются результатами исторического развития общества. Вундт не использовал прямую аналогию «индивидуального» и «народного» сознания. Сознание индивида не сводится им к исходным элементам ощущения и чувства, а представляет собой их творческий синтез, точно также народное сознание есть творческий синтез индивидуальных сознаний, в результате которого возникает новая реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхличностной деятельности — языке, мифах и морали. Вундту не удалось реализовать своих программных установок.
Направление «Психология народов» было одной из первых попыток концептуализации исследования в области взаимодействия культуры и индивидуального сознания. В первую очередь значимой была сама установка на сближение психологических, этнографических, лингвистических, историко-филологических и антропологических исследований.
Интеракционистская ориентация не изменила взгляд на общество и принципы его исследования. Для нее процесс взаимодействия (интеракция) индивидов является основной клеточкой анализа. Субъектом этого взаимодействия избирается социальный индивид, принадлежащий к определенным социальным группам и выполняющий определенные функции и социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступает место идее их взаимопроникновения.
Уильям Джеймс (1842— 1910). Определяя содержание эмпирического Я личности как «общий итог того, что человек может назвать своим», Джеймс различает в нем три элемента:
- «материальное Я», включающее тело, одежду, семью и собственность;
- «социальное Я», признание, которое индивид получает со стороны окружающих;
- «духовное Я», совокупность психических способностей и склонностей.
При всей методологической наивности этой концепции включение в структуру личности и в ее самосознание социальных моментов было весьма плодотворно. Следующий шаг в этом направлении сделал один из родоначальников современной генетической психологии Джеймс Марк Болдуин (1861—1934), автор книг «Духовное развитие ребенка и расы» (1895; рус. пер.: «Духовное развитие детского индивида и человеческого рода» - 1911), «Социальная и этическая интерпретации духовного развития» (1897; рус. пер.: «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения» - 1913).
Болдуин идет от личности к обществу. С точки зрения психологии, социальная организация совпадает с организацией человеческой личности и ее самосознания.
Социологический аспект этой проблемы исследовал профессор Мичиганского университета Чарлз Хортон Кули (1864—1929). Первую свою книгу «Человеческая природа и социальный порядок» (1902) Кули посвятил изучению индивидуального, личностного аспекта «живого социального процесса». Во второй книге — «Социальная организация» (1909) — общество рассматривалось им уже с точки зрения социального целого. Основное внимание в ней уделяется общественному сознанию, несводимому к сознанию отдельных индивидов.
Свой подход Кули называл «органическим», исходя из признания изначального единства личности и общества. Органическая точка зрения подчеркивает одновременно единство целого и особую ценность индивида и объясняет одно через другое. «Личность» и «общество» это не две разные сущности, а разные аспекты изучения живого процесса человеческого взаимодействия, который можно рассматривать либо со стороны личности, динамики социального Я, либо со стороны общественных институтов и фиксированных типов общения.
Нельзя придавать инстинктам значения универсальных мотивов социального поведения. Многообразные факты общественной жизни доказывают изменчивость мотивов поведения человека, отсутствие единого закона, который управлял бы его поступками.
Теория «зеркального Я» Кули получила дальнейшее развитие в работах Джорджа Герберта Мида в символическом интеракционизме. Понятие первичной группы снова приобрело популярность в исследованиях социализации и теории малых групп. Однако социология Кули имеет те же коренные недостатки, что и прочие разновидности психологизма. Даже Мид, высоко ценивший теорию Кули, отмечал неправомерность сведения социального взаимодействия индивидов к обмену их мнениями друг о друге.