В начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию "Гамлет" именно этой смене эпох.
Главный герой трагедии — принц Датский Гамлет, типичный интеллигент-гуманист эпохи Возрождения. Он искренне верит в человека. Гамлет — студент одного из известнейших университетов, он окружен друзьями и наполнен любовью к жизни. Он еще не знает, что его представления о мире, при первом же столкновении с реальностью, рассеются как дым. Гамлету придется ощутить все сомнения, свойственные человеку вообще, и два противоречивых чувства овладевают его душой.
Гамлет возвращается в Эльсинор после неожиданной смерти отца-короля. Принц узнает, что его мать, королева Гертруда, неожиданно быстро вышла замуж за никчемного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Таким поступком королева Гертруда обесчестила не только мужа, но и сына. Гамлет поклялся отомстить за смерть отца и с этого момента жажда мести занимает первое место в его жизни.
В известном монологе Гамлета о человеке Шекспир показывает разрушительную душевную борьбу между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью. Коварное убийство отца, непристойное замужество матери, предательство друзей, слабость и легкомыслие возлюбленной, подлость придворных — все это наполняет душу принца непомерными страданиями. Гамлет понимает, что Дания — это тюрьма, век расшатался, а время сошло с ума. Отныне главный герой остается один на один с ханжеским и лицемерным миром, которым правят похоть, жестокость и ненависть.
Гамлет, надев маску дурашливого шута, вступает в единоборство с наполненным злом миром. Принц убивает царедворца Полония, который следит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не смогла противостоять дурному влиянию и втянута в интригу против Гамлета.
Принц мечтает не только о мести за убитого отца. Душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира. Главный герой задает риторический вопрос: почему именно он должен исправлять мир, который совсем расшатался? Имеет ли он на это право? В нем самом живет зло, и самому себе он сознается в напыщенности, честолюбии и мстительности. Как же в такой ситуации превозмочь зло? Как помочь человеку отстоять истину? Гамлет вынужден страдать под тяжестью нечеловеческих мук. Именно тогда он ставит перед собой вопрос: быть или не быть? В развязке этого вопроса лежит суть трагедии Гамлета — трагедии мыслящего человека, который пришел в беспорядочный мир слишком рано, первым из людей увидел поразительное несовершенство мира.
"Гамлет" — это трагедия разбуженного сознания.
Наконец Гамлет принимает решение. Он поистине близок к сумасшествию, так как вид зла, которое торжествует и властвует, невыносим.
Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, все недоразумения жизни, за все страдания людей. Главный герой остро ощущает свое одиночество и, понимая свое бессилие, все-таки идет в бой и гибнет, как борец. Поведение Гамлета в заключительном акте трагедии должно быть примером поведения человека вообще, примером понимания, что мысль должна быть смелой, помыслы — чистыми, совесть и душа — незапятнанными.
Трагедия "Гамлет" принадлежит перу гениального драматурга Уильяма Шекспира. Она, как и другие произведения этого автора, поднимает вечные проблемы: противоречия между действительностью и идеалом, несоответствия мечты и способа ее достижения, роль личности в истории человечества. И, наконец, в чем заключен смысл жизни каждого отдельно взятого человека.
Эпоха Возрождения: ее открытия, идеалы, «плюсы» и «минусы»
Эпоха Возрождения в истории земной цивилизации – это один из периодов высочайшего расцвета в развитии культуры человечества. Охватывая по времени II половину XIV и последующие века вплоть до XVI в. включительно, Ренессанс, конечно, не был просто возрождением античного культурного наследия, потому что в это время начала создаваться новая культура, качественно отличная как от древней (здесь – античной), так и от феодальной, хотя творцы новой культуры, естественно, сами, «того не сознавая, разделяли многие представления и убеждения» средневековья (8, стр. 10). В основе культурного и идеологического развития стран Западной и центральной Европы оказались процессы исторического, социального, экономического и религиозного планов. За два с половиной столетия в Италии, Франции, Нидерландах, Германии, некоторых славянских странах (к сожалению, исключая пока Россию) и др. государствах произошли такие существенные изменения, что можно было смело назвать их переворотом во всех областях человеческой деятельности.
Античность не знала гелиоцентричной системы Вселенной – это открытие эпохи Возрождения. «Сегодня уже никто не сомневается в том, что Земля вращается вокруг Солнца. В средние века считали, что в центре Вселенной неподвижно стоит Земля, а вокруг неё на прозрачных твёрдых шаровидных оболочках («сферах») сидят Солнце, Луна и планеты. Движутся планеты, благодаря усилиям ангелов. Вселенная имеет предел, замкнутый в другую внешнюю «сферу» - «небосвод», где и располагается Бог, господин Вселенной, волей которого всё сущее двигается. В 1543 г. В. Коперник (1473-1543) опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», где впервые высказал мнение, что «центр Земли не является центром Вселенной», что все небесные тела обращаются вокруг Солнца. (Сегодня мы знаем, что это определение приложимо только к нашей Солнечной системе; о существовании других миров, галактик, о спиральной системе, тем более о системе «пчелиных сот» информационной структуры Вселенной тогда не знали.) Хотя в невысказанной форме в системе работ польского учёного Н. Коперника и заключалась мысль о бесконечности Вселенной и о возможности существования бесконечного количества Солнечных систем, подобных нашей. Эту теорию развил позже другой мыслитель итальянского Возрождения, Джордано Бруно (1548-1600).
Развитие астрологии с её возможностями определять опорные пункты по звёздам, изобретение часов с колесным механизмом (XIV в., Джованни), затем с маятником (ХVI, Г. Галилей), инженерные решения мореплавания (изобретение рулевой лопасти, уходящей с кормы глубоко в море) – всё это дало возможность человеку новой эпохи выйти в открытый океан. Так, великие географические открытия XV-XVI веков позволили составить новые карты мира, где Земля представала уже не в форме шара, который в основном соответствовал действительному положению вещей. Правда, античные учёные высказывали идеи о том, что Земля – шар, но в средние века об этом забыли. Первооткрыватели новых земель обнаружили, что весь мир населён людьми, хотя они и отличаются сложением, цветом лица, речью, культурой. Так средневековые домыслы о полулюдях, уродах, чудищах, были тоже опровергнуты.
В новой системе мироздания уже не было места ни аду, ни раю (по средневековым представлениям первый был во чреве Земли, второй – в небесной «сфере»). Их стали искать в душах людей: ад становился символом зла и угрызений совести, а рай – символом добра и душевного мира. Недаром художник Возрождения Микелино (XV в.) изобразил своего соотечественника Данте Алигьери (1265-1321), предтечу итальянского Возрождения в определённой позе: в одной руке он держит рукопись «Божественной комедии» (1321 г.), источающей яркий свет, другой указывает на ад и рай, но сам смотрит вперёд, в будущее, будто говоря: ад и рай – это символы прежних времён, а вы имеете свободу выбора на Земле. Речь именно о Земле – подтверждением тому является здание Флорентийского собора с куполом Ф. Брунеллески (1377-1446), это здание справа от Данте.
Во времена античности философы спорили о вопросах материи и движения. Основные две точки зрения были таковы: первая – мир состоит из крошечных частиц – атомов, которые в своём случайном свободном движении, соединяясь образуют в пустоте стихии (землю, воду, воздух и огонь); вторая – вся Вселенная состоит из элементов, и нигде нет пустоты. При отсутствии пустоты нет и случайного движения и соединения. А так как материя сама по себе мертва, то возбудителем движения является внешняя сила – «первичный двигатель» (по Аристотелю). Средневековая христианская церковь таким «первичным возбудителем движения» считала Бога. Ренессанс вновь возрождает атомную теорию и дополняет её теорией импульса. Последствия этого открытия трудно переоценить. «Если атомы движутся сами по себе, свободно, тогда отпадает предположение о боге как о «первичном возбудителе…тогда всякий человек, всякое государство движется согласно собственной воле, неисчислимым наперёд образом и несогласованно. В этом случае в природе и обществе господствует не божественное провидение, а случай, и в столкновении побеждает более сильный или более удачливый. К такому заключению пришёл Джордано Бруно, строго и последовательно анализируя произведения ренессансных философов. Поэтому ему пришлось погибнуть на костре…инквизиции»
Гуманизм – основное идейное содержание эпохи
Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей и др. учёные-гуманисты заложили основы научного опытного естествознания. Бурное развитие и науки и искусства породило светское вольномыслие эпохи Возрождения, борьбу за демократические идеалы равенства и свободы частной жизни личности против феодального и церковного гнёта. Основным идейным содержанием эпохи Возрождения стал гуманизм. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Эти идеи наиболее ярко и полно воплотились в литературе и искусстве, главной темой которых стал прекрасный гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. «Идея божественности человека в рационализованном виде, как идея его бесконечных возможностей делается подлинным кредо Возрождения». В этом и сказался антропоцентрический характер воззрений гуманистов, и здесь кроются и сила и слабость ренессансных позиций, здесь таятся поначалу скрытые иллюзии и последующие разочарования, оптимизм и пессимизм. Воплощением этой идеи становятся тысячи произведений разных видов искусства эпохи Возрождения от архитектурного шедевра Ф. Брунеллески (1377-1446) до величественных литературных памятников У. Шекспира (15 -1616) и Лопе де Веги (1562-1635).
Лоренцо Валла (1407-1457), Д. Пико делла Мирандола (1463-1494) утвердили гуманистическую этику, центром которой стали реальный мир и живая человеческая личность. Выдающиеся живописцы В. Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело (1471-1528) воспели красоту человеческого тела, сняв с него средневековые представления о грехе и передав разные оттенки простых человеческих чувств и душевных состояний.
Дж. Бокаччо (1313-1375), Ф. Петрарка (1304-1374), Ульрих фон Гуттен (1488-1523), Эразм Роттердамский (1466-1536), Франсуа Рабле (1494-1553), М. Сервантес (1547-1616) создали не увядающие с веками произведения, в центре которых стал живой человек с его чувствами, страданиями, пытливый мыслью и стремлением к Добру. Поистине вызывает восхищение то обстоятельство, что большинство выдающихся деятелей этой поры были людьми, не только разносторонне образованными, знавшими несколько языков, но и сочетали в себе яркую одарённость, занимаясь различными видами человеческой деятельности (Д. Бруно, Ф. Рабле, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Ф. Брунеллески, Н. Маккиавели-1469-1527 и др.)
Черты кризиса гуманизма
Восставая против феодально-церковного, мистического и аскетического мировоззрения средневековья под лозунгом свободного развития человеческой личности, гуманисты «искренне верили, что борются за освобождение всего угнетённого человечества. Отсюда жизнерадостный и утопический характер творчества большинства разных гуманистов как в Англии, так и в других странах…Однако…общественные отношения, складывающиеся после ломки феодально-крепостнического строя, породили новую, ещё более жестокую форму эксплуатации…По мере того как это делалось всё более очевидным, предметом критики гуманистов становились не только пороки феодальных, сколько бесчеловечных новых, капиталистических отношений… Отсюда тот новый этап в развитии гуманизма, который наблюдается в Англии на исходе XVI века, а в других странах (Италия, Франция)- на несколько десятилетий раньше и который заключается, с одной стороны, в отказе от недавних иллюзий, а с другой стороны – в трагическом осознании огромности и неодолимости общественного зла»
Так, в 20-40-е годы XVI в. в Италии появляется течение маньеризма в искусстве. Оно вливается в новый всеевропейский художественный стиль барокко. Феодализм изживал себя, господствующий класс сходил со сцены, его агония длилась века, мучительно, кроваво. Не всегда люди, вступавшие в политическую борьбу, понимали её истинный смысл… Родилось отчаяние, его и запечатлевало искусство барокко. Внутреннее существо его – в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением Возрождения… и мировоззрением возрождаемого средневекового христианства с его мрачной аскетической идеей». Крушение утопических идеалов происходило исподволь. В начале XVI в. Томас Мор впервые создаёт в литературе образец идеального общества «всеобщего благоденствия», однако, даже написанный ещё в пору ренессанского расцвета, роман содержит в себе образ мира – тюрьмы. Это заметил М. Морозов (16, стр. 176). Один из интересных представителей французского гуманизма М. Монтень (1533-1592) создаёт целую систему взглядов в знаменитой книге «Опыты», в основе которой лежит жажда жизни, стремление к счастью. Но скрупулёзно, наблюдая за человеком, он приходит к выводу, что, будучи по природе существом изменчивым, человек может и «бесконечно высоко вознестись и бесконечно низко пасть». Так и в творчестве этого гуманиста уживаются оптимизм, уступающий место скепсису и пессимизму в последние годы.
Многие исследователи творчества Шекспира неоднократно подчёркивали сходство мыслей М. Монтеня и целого ряда героев английского драматурга, в том числе и в трагедии «Гамлет».
Так, «на смену оптимизму раннего Ренессанса пришла рассудочность зрелого Возрождения, которую вскоре сменило трагическое восприятие действительности».Это наступил кризис эпохи Возрождения.