Переход человеческих сообществ от первобытной эпохи к эпохе первых цивилизаций археологи датируют У111 – У тыс. до н.э. и называют «неолитической революцией» (термин ввел в 1925 г. англичанин В.Г.Чайлд; «неолит» – новокаменный век). Этот процесс включал в себя:
· переход от присваивающего хозяйства, основанного на охоте и собирательстве, к хозяйству производящему (точнее воспроизводящему), основанному на земледелии, скотоводстве и ремесле;
· зарождение общественного разделения труда в трех крупных формах: отделение племен, перешедших к оседлому земледельческому образу жизни, от кочующих скотоводческих племен; развитие межплеменного обмена различными продуктами и выделение особого слоя людей, занимающихся торговлей; начало специализации отдельных людей на изготовлении утвари и орудий труда, прядении, ткачестве – появление ремесел;
· вертикальная дифференциация первобытнообщинной структуры6 выделение в основной ячейке общества – кровнородственной общине – людей с особыми дарованиями и функциями – вождей, шаманов, колдунов, знахарей.
В эпоху неолита люди научились шлифовать и сверлить каменные орудия. Палка – копалка – первое орудие земледелия – было заменено мотыгой, позднее появился деревянный серп с кремневой насадкой. Обожженная глина стала использоваться для изготовления глиняной посуды, религиозных амулетов и как строительный материал.
Ранее всего процесс «неолитической революции» развернулся в географическом районе, именуемом Передней Азией – от восточного побережья Средиземного моря и Аравийского полуострова до Иранского нагорья и пустыни Каракумы. Особенно быстро шло развитие в долине Нила, самой длинной мировой реки, впадающей в Средиземное море, и в междуречье Тигра и Евфрата. Здесь впервые стали возделывать хлебные злаки и бобовые, приручать крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов, ослов, свиней. В У1 тыс. до н.э. обитатели пространств Передней Азии освоили выплавку меди и стали переходить от каменных орудий труда и нападения к медным. Столкновения между отдельными племенами с появлением медного оружия приняли характер кровопролитных войн и сделали необходимыми укрепленные поселения – города, вокруг которых к концу 4 тыс. до н.э. сложились древнейшие цивилизации – египетская в долине Нила и шумерско-аккадская в Междуречье.
Египетское царство просуществовало в разных формах 2,5 тыс. лет; другие центры цивилизации на Ближнем Востоке оказались менее устойчивыми, возникая и распадаясь в течение 111 – 11 тыс. до н.э. (Шумер и Аккад, Вавилония, Элам, Эбла, Митанни, Хеттское, Фригийское и другие царства); в это же время сложились цивилизации в речных долинах Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы.
Русский географ и социолог Л.И.Мечников назвал эти реки великими историческими реками, а возникшие в долинах этих рек цивилизации – речными цивилизациями. Разливы великих рек могли обращать окрестности либо в заразные болота, либо в урожайные нивы. Чтобы избежать первого и гарантировать второе, требовались масштабные ирригационные работы – коллективный труд тысяч людей, подчиненных единой воле. Этой волей стала воля правителей и жрецов, монополизировавших знания и управление. Поливное земледелие обеспечивало прибавочный продукт, который, будучи результатом труда народных масс, присваивался выделившимися из общинной массы господствующим классом.
Понятие азиатский способ производства обозначает экономическую систему, в которой государство выступало как организатор поливного земледелия и верховный собственник орошаемой земли, принуждая население к уплате ренты-налога (до 2/3 урожая) и выполнению общественных работ (строительство гидравлических, культовых и военно-оборонительных сооружений, дорог). Трудящаяся масса состояла из соседских земледельческих общин, возникших из первобытных родовых. Города противостояли общинам как резиденции представителей деспотической власти. Благосостояние отдельных лиц определялось местом, занимаемым ими в иерархической властной структуре. Возникло ростовщичество – предоставление более зажиточными людьми натуральных кредитов при условии возвращения долга со значительным излишком. Несостоятельные должники обращались в рабство. Рабами становились также пленники, захваченные в войнах, - в основном женщины и дети. Но значение рабского труда в хозяйстве было второстепенным.
Древнеегипетское государство объединило под властью единого правителя – фараона – несколько десятков административных единиц – номов, сложившихся вокруг городов вдоль Нила. В городах были воздвигнуты монументальные сооружения (святилища, дворцы правителей) и сосредоточены чиновники и ремесленники. Фараон, жречество и номовая знать обеспечивали контроль над основной формой обмена – дальней международной торговлей, принявшей форму караванной. Караваны верблюдов шли через всю Переднюю Азию от долины Нила до г.Бактра в оазисе р. Амударьи. Из Центральной Азии в Египет поступали цветные металлы и поделочный камень.
Расположение египетских номов по «цепочке» вдоль Нила создавало предпосылки для централизации власти в пределах всей долины. Существование Древнего египетского царства, памятником которому остались знаменитые пирамиды, было прервано в конце 111 тыс. до н.э. междоусобными столкновениями, охватившими все номы. После нового объединения возникло царство, называемое Средним, которое разрушили вторгшиеся в Египет с севера кочевники-гиксосы, воевавшие на еще не знакомых тогда египтянам лошадях. Владычество гиксосов продолжалось полтора века (1710 – 1560 гг. до н.э.) После их изгнания возникло Новое египетское царство, благодаря перенятию и усовершенствованию боевого опыта гиксосов (использование при военных действиях коней, запряженных в колесницы) распространившее свою власть на завоеванные территории к югу (Нубия – Эфиопия) и к северу (Сирия и Палестина) от Египта.
Во времена Среднего царства оформилась система переписей населения и централизованного распределения всех «царских свойственников» – т.е. работников – по профессиям (земледелие, ремесло, военная служба) и секторам (дворец фараона, храмы, хозяйства жреческой и военно-чиновничьей знати). Собственно рабы – плененные иноплеменники и их потомство, несостоятельные должники – составляли меньшинство населения Египта. Основной сферой их деятельности стало услужение в домах знати. Египетское государство монополизировало не только основные естественные условия воспроизводства (земля, вода), знания и управление, но и отдельные виды производства (маслоделие, изготовление папируса и пива, которое было культовым напитком, дозволенным для употребления только жрецам для вхождения в экстаз). Новое царство (ХУ – Х1 вв. до н.э.) было временем экономического расцвета Египта, когда достигли высокого уровня различные ремесла, в т.ч. художественные (всемирно известные ювелирные украшения из гробницы Тутанхамона). С покоренных народов властители Египта взимали в виде дани яства и напитки, скот, цветные металлы, ценные породы дерева (ливанский кедр) и камня (мрамор); развивалась не только внешняя, но и внутренняя торговля, в которой стали использоваться в качестве мерила ценности весовые слитки серебра.
В междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия) где не сложилось, в отличие от долины Нила, устойчивой традиции государственности, охватывающей весь речной бассейн, преобладало храмовое хозяйство; монументальная архитектура не приобрела грандиозной формы пирамид, ограничившись 5-7 ступенчатыми башнями – зиккуратами, на самом верху которых иногда располагались астрономические обсерватории; письменность развивалась в виде клинописи на глиняных табличках (а не иероглифов, как в Египте).
Древнейшая цивилизация Индии – хараппская – возникла в конце 111 тыс. до н.э. уже в эпоху перехода от медного оружия к бронзовому (бронзовый век). А с освоением металлургии железа (11 тыс. до н.э.) началась эпоха внешних завоеваний Индии нашествиями с северо-запада. В конце 11 тыс. до н.э. Индию, населенную темнокожими племенами дравидов, завоевали вторгшиеся со стороны Иранского нагорья арии. После арийского завоевания характерная для восточных обществ иерархическая структура приняла в Индии наиболее жесткую форму – систему варн. Основная масса населения оказалась в рамках 4-х замкнутых социальных категорий – жрецов (брахманы), военной знати (кшатрии), торговцев и ремесленников (вайшьи) и слуг (шудры). Ниже всех были те, кто вовсе не имел варнового статуса – чандалы. Варновый строй освящался религией – брахманизмом. Позднее он трансформировался в кастовую систему, традиции которой сильны и в современной Индии.
Железный век ознаменовал и возникновение новых центров государственности на Ближнем Востоке. Ранее всего железо стало обрабатываться на полуострове Малая Азия (основная территория современной Турции) и там возникло Хеттское царство, могущество властителей которого символизировали железный трон и скипетр. Обработка железа открывала новый этап в развитии хозяйства, делая возможным расчистку под пашню лесных пространств и обеспечивая ремесленникам более твердые и острые орудия. Но ещё большее значения имело распространение железного оружия, что привело к расширению масштабов войн и захвата рабов в плен, создало предпосылки для значительного увеличения масштабов применения рабского труда в хозяйстве.