Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фонетическое членение речи




 

Речевое общение обычно протекает в двух формах — устной и письменной. Письменность — явление довольно позднее.

 

Устная же форма с момента возникновения языка есть способ его существования как средства выражения мысли и средства общения.

 

Невозможно поэтому представить себе науку о языке без изучения его «природной материи», звуков, без выявления законов звучащей речи. Ведь многие факты лексики и грамматики могут быть объяснены и поняты только в связи с теми изменениями, которые затронули звуковую сторону языка на том или другом этапе его исторического развития. Кроме того, — и это главное — звучащая речь располагает специфическими звуковыми средствами, имеющими прямое отношение к выражению содержания в языке. К таким средствам относятся: фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово, слог, ударение. Вместе со звуками они составляют содержание понятия «звуковой строй, или звуковая система, языка». Изучение звуковой системы языка и есть предмет фонетики как науки. Таким образом, фонетика анализирует сложную природу звуков, законы их сочетания и изменения, изучает такие важные явления, как фонетическое членение речи, интонация, ударение, т.е. изучает звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях.

 

Фонетическое членение речи

 

Наша речь фонетически представляет собой звуковой поток, или цепь звучаний. Эта цепь распадается на звенья, являющиеся фонетическими единицами. Фонетические единицы речи — это фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки. Звуки речи употребляются не изолированно, а в составе слогов, тактов и фраз.

Фраза

 

В предложении Позвякивает оружие, консервные банки, кто-то бормочет во сне, негр милисиано, прикрыв глаза, выстукивает на кружке сложный синкопический ритм (Т. Гайд) выражены три самостоятельные мысли, которым в произношении соответствует звуковой отрезок речи.

 

Если вслушаться в произношение данного отрезка, то можно заметить, что он не представляет собой непрерывного следования одного звука за другим. Произнося это предложение, мы в определенных местах делаем паузу, т.е. членим звуковой отрезок на отдельные части в соответствии с мыслью (// — знак паузы): Позвякивает оружие, консервные банки, // кто-то бормочет во сне, // негр милисиано, прикрыв глаза, выстукивает на кружке сложный синкопический ритм //. Паузы указывают на то, что окончилась одна мысль, и начинается следующая.

 

Наличие пауз, которые членят звуковой отрезок на части, имеет прямое отношение к выражению мысли в языке: произвольность в членении приводит или к полному нарушению мысли, или к созданию совершенно новой мысли. Все это легко показать на нашем же примере, сделав паузы, например, после слов консервные и бормочет:

 

Позвякивает оружие, консервные // банки, кто-то бормочет // во сне, негр милисиано, прикрыв глаза, выстукивает на кружке сложный синкопический ритм. Невозможность подобного членения данного звукового отрезка очевидна.

 

Таким образом, для выражения мысли важны не только слова, их порядок в предложении, но и то, где при произношении мы делаем паузу, создающую звуковые отрезки, которые в фонетике называются фразами. Фраза — это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой.

 

Может показаться, что фраза и предложение — это одно и то же. На самом деле это не так. Во-первых, не всегда фраза совпадает с предложением (приведенное выше предложение состоит из трех фраз). Во-вторых, даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. Один и тот же речевой отрезок будет изучаться в грамматике со стороны того, простое это предложение или сложное, где в нем подлежащее и сказуемое, как связаны между собой отдельные слова и т.п.; в фонетике же, прежде всего, обращается внимание на интонацию этой фразы, на то, сколько пауз в середине фразы, в каком они месте, и т.д.

 

Ударение

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

 

Словесное ударение – это выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [вот-те-раз], [на-стороне], [под-горой].

 

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).

 

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: иначе и иначе, обух и обух, творог и творог и т.п.

 

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [за-город], [на-зиму], [под-вечер].

 

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

 

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрeвнерусский. К таким словам относятся слова:

а) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),

б) сложносокращённые (гoстелецентр),

в) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трaнсатлантический, послеоктябрьский),

г) некоторые иноязычные слова (пoстскриптум, пoстфактум).

 

Тактовое ударение – это выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).

 

Фразовое ударение – это выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.

 

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1616 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2283 - | 2059 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.