Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История культуры первобытной

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.). Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующие примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датируют первые орудия труда возрастом 5-4 млн. лет назад. Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. Считалось, что они изготавливались путем разбивания камня камнем. 800-300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцев по-прежнему оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Использовались каменные, деревянные, костяные орудия для охоты и обработки. Техника их изготовления носила здесь гораздо более совершенный характер. Так, отколотые с помощью заготовки пластины кремния подвергались вторичной обработке, превращаясь в скребки, резцы, ножи и т.д. Жилищами служили в основном пещеры, землянки, но появились и постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. При захоронении несомненно использовались погребальные ритуалы. Обнаружение в погребениях костей животных, орудий труда и оружия свидетельствует о наличии представлений о загробной жизни. В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север, стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда (ручные мельницы, сети), появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное - собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства как лодка и лыжи. Возникла керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой рспространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Анализ характерных особенностей первобытной культуры строится прежде всего на основе данных археологов. Но они часто вызывают очень много споров и позволяют исследовать практически только материальную культуру. Однако археологические свидетельства являются не единственным источником информации о первобытности. Ведь архаичные племена в различных частях света и сегодня живут подобно нашим далеким предкам. Некоторые из них делают каменные инструменты, которые трудно отличить от тех, что производились в эпоху палеолита. Их способы построения жилищ и захоронения, скульптурные изображения и рисунки часто напоминают первобытные. Поэтому данные этнографов о духовной культуре архаичных обществ могут быть перенесены и на историческую первобытность. Конечно же, различия между жителями палеолита и современными традиционными культурами существуют, но в существенных чертах они сходны (в дальнейшем понятия первобытный и архаичный будут использоваться как синонимы). Еще одним важным источником исследования первобытности является язык и фольклор. Различные фразеологизмы, а также песни, сказки, пословицы, поговорки несут на себе отпечаток древних верований и представлений о мире.

На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной культуры.

Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры. Можно выделить следующие проявления синкретизма:

Синкретизм общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.

Синкретизм личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился именно человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово «я» вообще отсутствует, а о себе эти люди говорят в третьем лице. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Слитность с жизнью социума приводила к тому, что худшим наказанием, после смертной казни, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. К примеру, во многих архаичных племенах люди убеждены, что охота не будет удачной, если жена, оставшаяся в деревне, изменит своему мужу, ушедшему на охоту.

Синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия – само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены на предотвращение мести со стороны духа животного.

Синкретизм как принцип мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями как субъективное – объективное; наблюдаемое – воображаемое; внешнее – внутреннее; живое – мертвое; материальное – духовное; единое - многое. В языке понятия жизнь – смерть или дух - тело часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает. К примеру, предмет, принадлежащий человеку, отождествлялся с самим человеком. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить ему реальное зло. Именно подобный синкретизм сделал возможным появление фетишизма – веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Слияние символа и объекта приводило также к отождествлению психических процессов и внешних предметов. Отсюда происходили многие табу. Например, нельзя смотреть в рот едящего и пьющего человека, так как взгляд способен извлечь душу изо рта. А обычай завешивать зеркала в доме умершего восходит к опасению, что отражение живого человека (его душа) может быть похищено духом покойника. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Называние явления, животного, человека, мистического существа в магических обрядах было одновременно вызыванием его, а слова, срывающиеся с уст шамана, который в момент экстаза становился вместилищем духа, создавали иллюзию его фактического присутствия. Имена воспринимались как часть человека или вещи. Поэтому произнесение имен в определенном контексте могло таить опасность для их обладателя. В частности, имя тотемного животного в повседневном общении не назвалось. Вместо него использовалось иное обозначение. Так, у славян слово «медведь» – иносказательное именование («ведающий мед»), а запретная форма названия этого животного, вероятно, была близка индоевропейской (ср. нем. Bar), отголоском чего выступает слово берлога («логово бера»).

Философия культуры.

Культура - многоаспектный социальный феномен - является продуктом исторического развития человека и общества.

Понятие " культура" (лат. сultura - возделывание, воспитание, образование) восходит к древнегреческому понятию "пайдейя" (воспитанность), древнекитайскому "жень", древнеиндийскому "дхарма". Первоначальный смысл понятия закреплял противостояние культурного начала в человеке его природному, естественному началу. Во 2-й половине XYIII в. в философии французского Просвещения культура осмысливается на категориальном уровне. Французские просветители противопоставляли стадию культурного развития общества в качестве альтернативы первобытному состоянию. Критериями культуры выступали развивающийся разум и наука Представители немецкой философии XYIII - сер.XIX в.в. под культурой понимали универсальную человеческую духовность в многообразии ее форм. Во 2-й половине XIX в., а также и в XX в. развитие понятия происходило за счет исследования самобытности, особенности культур в различных типах общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, П. Сорокин и др.). В XX в. изучением культуры занимается целый ряд наук, которые изучают культуру в ее многообразных проявлениях. Существует множество определений и исследовательских подходов к культуре. Наиболее влиятельные - информационный, аксиологический, деятельностный, социологический, семиотический подходы - изучают культуру в различных ракурсах и дополняют друг друга. В рамках деятельностного подхода культуру можно определить как сложную совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности, общения и поведения, ядром которых является социальная информация. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития как общества, так и внутреннего мира самого человека.

Человек, осваивая культуру, обретает определенную меру социокультурного содержания, меру " человеческого в человеке". В свою очередь, мера развития культуры определяется развитием человека. Человек - творец и творение культуры. В качестве основных функций можно выделить функцию освоения и преобразования мира; коммуникативную; обозначающую; нормативную; адаптационную; сигнификативную; функцию накопления; сохранения, трансляции социальной информации. Целостность, а также характер и направленность культуре определенного периода придают категории (универсалии) культуры, в которых воплощен социальный опыт. В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную составляющие. Это деление условно, материальная и духовная культуры взаимосвязаны, границы между ними подвижны.

Динамика культуры включает разнонаправленные процессы. С одной стороны, любая культура существует и выполняет свою роль в обществе при условии преемственности культуры. Преемственность - это связь между историческими периодами развития культуры, процесс накопления и наследования культурного опыта. Преемственность реализуется в форме культурных традиций. С другой стороны, развитие культуры, предполагает новаторство - приращение культурного богатства, процесс культурного творчества. Результатом развития культуры является ее внутреннее разнообразие. В современной культуре можно выделить национальную и интернациональную, светскую и религиозную, народную, массовую и элитарную, молодежную и взрослую и др. подсистемы культуры. Понятия субкультуры и контркультуры отражают внутреннюю дифференциацию и противоречивость культурных процессов. Под субкультурой понимают культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры; если субкультура враждебна доминирующей культуре, она выступает в качестве контркультуры. Между формами и слоями культуры существует взаимодействие. Перспективы развития современной культуры - в разностороннем диалоге культур, в развитии кросскультурных взаимодействий.

Социология культуры.

Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

Содержание социологии культуры составляют:

-существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;

-устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;

-конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;

-оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;

-социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;

-технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;

-специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

Указанные типы культурных образований выполняют важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в процессе социального взаимодействия.

Антропология культуры.

Мы не ставили себе задачу сразу же найти такой принцип расположения материала, которого следовало бы неукоснительно придерживаться в дальнейшем. Предоставляя страницы прежде всего сотрудникам Института, мы, однако, не имели возможности показать работу всех подразделений. Наш печатный орган не отчетный, а скорее иллюстративный. Для демонстрации выбираются наиболее яркие и серьезные научные высказывания, заметные события институтской жизни, программные выступления. К последним относятся план преподавания культурной антропологии — по существу, план широкого гуманитарного образования, а также проект коллективного труда по составлению словаря символов, «Symbolarium», задуманный как развитие замысла о. Павла Флоренского. Оба проекта разработаны директором Института, академиком Вяч. Вс. Ивановым. Статья о средневековье как типе культуры представляет собой уже завершенную часть масштабного проекта иного словаря. В общей части настоящего выпуска можно найти еще одну декларацию, — взгляд на филологию как на фундамент наук о духе. Анализ категорий времени и пространства sub specie философии, истории, семиотики, культурной антропологии являются другой содержательной осью сборника. Большинство статей по этим темам основаны на сообщениях двух круглых столов, организованных ИМК: «Текст пространства — пространство в тексте» (февраль 2000 г.) и «Текст времени — время в тексте» (сентябрь 2001 г.).

 

Дальнейшие выпуски предполагают следующую структуру. По нашему замыслу, книжки должны открываться одной или несколькими статьями общего или междисциплинарного характера, в равной степени интересующими историка и лингвиста, филолога и философа. В следующем разделе читатели увидят работы специальные, в различных аспектах рассматривающие феномены общечеловеческой культуры. Раздел «Публикации» может быть занят как архивными материалами, так и новыми переводами тех или иных научных сочинений на русский язык. В случае особой методологической или теоретической актуальности неизвестных прежде работ они будут помещаться на одно из первых мест в книге. Широкая и открытая для инноваций программа гуманитарного знания, по которой работает Институт, призвана помочь осуществлению так и не сбывшейся мечты Оскара Вальцеля, wechselseitige Erhellung der K ь nste. Ученые разных специальностей оказываются в условиях, когда они могут попытаться свободно решить одну и ту же проблему каждый со своей стороны, находясь в рамках общего полилога. Эту ситуацию и призваны отразить наши сборники, которые, с одной стороны, будут время от времени тематическими, а с другой — предусматривают раздел «Диа-критика», для более срочных отзывов и непосредственной полемики. Рецензии предполагается помещать в особую часть, равно как и Хронику деятельности Института. Таким образом, композиция нашего издания достаточно гибка: при сохранении разделов распределение материала внутри них не задается с самого начала, но в каждом выпуске может обусловливаться как темой, так и дисциплиной.

Следующий номер будет посвящен экспликации идеи, уточнению замысла и реализации плана составления сводного словаря символов. Мы планируем напечатать проект словника и пробные словарные статьи, так же как и статьи, которые трактуют значение и описывают функционирование различных символов, предметов, сыгравших свою роль в истории духовной и материальной культуры.

Мы надеемся, что вскоре после выхода из печати первого выпуска серии начнет работать сайт института, доступный по электронному адресу: http://www.imk.msu.ru. Там предполагается разместить общую информацию об институте, внутренние новости, предоставить отдельные страницы отделам и сотрудникам. Структурой сайта предусмотрены публикации работ культурологической проблематики, в том числе частично — материалов «Антропологии культуры», а также электронное издание, целиком посвященное научной критике.

 

Международный гуманитарно-экономический институт

 

 

Реферат

По теме: «Теория, история, философия, социология, антропология культуры»

 

 

Выполнил: Архипов А.

Проверила:Мячикова И.И

 

 

2013г.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
вопрос. Архитектура Древней Греции | Тема 2. Фігуративні зображення пізньопалеолітичної доби
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2293 - | 2064 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.