Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 1. Понятие культуры, ее смысл и функции




 

Содержание понятия «культурология». Место культурологии в системе гуманитарного знания. Культурология как синтез междисциплинарных исследований.

Культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие: объект; предмет; содержание; категории; принципы; методы; законы; функции. К социальным функциям культурологи можно отнести следующие: мировоззренческая; теоретико-познавательная; методологическая; регулятивная; аксиологическая; воспитательная; прогностическая; объяснительная; нарративная (лат. narrare - языковой, вербальный акт).

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Однако интерес к ее изучению и осмыслению как особого явления действительности сложился относительно недавно. В течение длительного времени - целых тысячелетий -культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Само слово "культура" получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII веке. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало прежде всего "агрокультуру", то есть возделывание, обработку, "культивирование" земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека, и в XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы быть культурным.

Что касается науки о культуре - культурологии, то она сложилась еще позднее, практически уже в нашем столетии. Конечно, культура изучалась и раньше. Примерно до середины XIX века этим занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки - этнография, филология, антропологии и т. д. Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э. Тайлора "Первобытная культура" (1871 г.).

Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975) своей книгой "Наука о культуре" (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические -отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей.

В настоящее время помимо теории Л. Уайта существует множество других концепций культуры и культурологии, опирающихся на самые различные методы и подходы. Все они - в зависимости от избранного подхода или угла зрения - могут быть сведены к несколькимосновным видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано.

Методы культурологических исследований: эволюционный, функциональный, сравнительно-исторический (компаративный), структурно-функциональный, системный.

Анализ содержания понятия «культура». Многомерность феномена культуры. Основные подходы к осмыслению культуры.

Принципы интерпретации культуры: культура как смысловой мир, культура-текст, диалог культур. Культура в качестве полагания смысла. Аксиологические основания культуры. Мир высших ценностей в культурном бытии: значение идеала (Н. Бердяев, Освальд Шпенглер). Культура как инакобытие. Концепция интенциональности культурной экзистенции (И. Ильин). «Истина бытия» как сверхценность.

Литература

1. Библиотека по культурологии http://www.countries.ru/

2. Культурология. Учебник для вузов 9-е изд. под ред. Драча Г.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 576 с.

3. Культурология. Учебное пособие под редакцией В.А. Фортуновой и Л.Е. Шапошникова. М., 2003.

4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

5. Хейзинга Й. Homo Iudens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

6. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

7. Электронный учебник по курсу «Культурология» http://www.ido.rudn.ru/

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.