Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные направления в художественной культуре XX в




 

Кинематография _ новый вид искусства, ставший лицом XX в., рождением своим целиком обязана техническому прогрессу, совершенствованию фотохимии, оптики и механики. В 1894 г. братья Луи и Огюст Люмьеры, заинтересовавшись изобретенным Томасом А. Эдисоном "синетоскопом", создали свою установку для демонстрации световой проекции движущихся фигур, которая была названа "синемато графом". В 1895 г. они организовали платный сеанс просмотра первого отснятого двухминутного документального фильма на большом экране в специальном зале, добившись эффекта многократного усиления зрительских эмоций. В результате аттракцион превратился в вид художественного творчества. Далее последовали игровой фильм "Политый поливальщик" и документальный "Прибытие поезда". Таким образом, было намечено два направления в последующем развитии кинематографа как вида искусства. На протяжении трех лет существова ния студия Люмьеров выпустила около1500 фильмов, среди которых были и игровые сценки на исторические и литературные сюжеты: "Фауст и Маргарита", "Синяя борода" и др. Изобретение Люмьеров мгновенно распространилось по всему миру, и в результате нарастающей конкуренции они были вынуждены закрыть студию и ограничиться лишь выпуском аппаратуры и плёнки. В 1902 г. Жорж Мельес во Франции снял фантастический фильм "Путешествие на Луну", а в 1903 г. Эдвин Портер полное драматизма "Великое ограбление поезда". В 1912 г. появляется мультипликация. Американский кинорежиссер Д. Гриффит совершил революцию в технике кино, разработав крупный план, ретроспекцию, съемку "из затемнения" и "в затемнение". В 1915 г. он поставил первый историчес кий фильм "Рождение нации". В начале имена исполнителей не играли роли. Первой в кинематографе обрела имя Мэри Пикфорд. Зрителям она так понравилась, что они захотели узнать, кто она такая. Первая мировая война помешала развитию кинематографа в Европе, но Голливуд продолжал процветать. Появилась целая плеяда "звезд": Рудольф Валентино, Дуглас Фэрбенкс, Лиллиан Гиш, Глория Свенсон, Грета Гарбо, комики Чарли Чаплин, Бестер Китон, Гарольд Ллойд. В конце 20х годов появляется звуковое кино, а в 30-е _ фильмы, снятые в цвете. В 1907 г. начинается история русского киноискусства. Режиссёры А.О. Дранков и А.А. Ханжонков создают первые документальные и трюковые, а в 1908 г. _ первый игровой фильм "Степан Разин". В России еще в довоенный период прославились актёры Вера Холодная и Николай Мазжухин. Крупнейшим режиссёром раннего этапа существования мирового кинематографа был русский кинорежиссёр и теоретик Сергей Эйзенштейн. Снятые им фильмы "Стачка" и "Броненосец Потёмкин" (1925), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1946) вошли в сокровищницу мирового киноискусства. Под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы стал конструктивизм (функционализм) _ архитектурное направление, сложившееся в 10-20-е годы, разработав шее принципы постройки общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрических, нарочито упрощённых форм. Основоположником направления считается немецкий архитектор В.А. Гропиус (1883-1969), создатель архитектурной школы Баухауз в Веймаре. Распространению традиций конструктивизма во многом способствовал Ле Корбюзье (1887-1965), один из крупнейших архитекторов XX в., предложивший ряд принципиально важных как функциональных, так и формально-эстетических решений, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. Современная архитектура обязана функционализму 20-х годов новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональной планировкой интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.). В 20-30-е годы сложились две противоположные теории строительства _ урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первой Ле Корбюзье в 1922 г. представил диораму "Современный город на 3 млн. жителей", а в 1925 г. _ проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий.

Дезурбанисты шли от идеи Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. во всемирно известной книге "Завтра", о строительстве небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в зелени административными и культурного назначения зданиями, с жилыми домами индивидуального плана, с не подлежащим застройке кольцом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада. Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города. Советский архитектор Константин Мельников (1890-1974) получил мировую известность как талантливый интерпретатор теории конструктивизма. Созданные им проекты клуба им. Русакова и клуба завода "Каучук" в Москве (1927-1928) относятся к числу шедевров архитектуры ХХ в. По типу клуба им Русакова Дж. Стирлинг построил один из корпусов Лестерского университета в США. При всех сложных переплетениях разных художественных направлений в искусстве XX в. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству ещё времен античности. С начала ХХ в. начинается период авангардизма или модернизма, под которым подразумевается совокупность художественных направлений в культуре первой трети ХХ столетия, единых в желании порвать с реализмом, низвергнуть все существовавшие ранее художественные традиции. Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные, истолковательные функции искусства. В этой дегуманизации искусства есть и его уязвимость. За отрицанием изобразитель ных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом. Отсюда совершенно закономерен вопрос об уничтожении искусства как такового. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчеркнутому поиску собственной неповторимости. Этим продиктованы постоянные поиски ранее не использовавшихся изобразительных средств и материалов. В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо, Ван Донген и несколько других экспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление цветов и упрощенность форм критика назвала произведениями "диких", или фовистов. А все направление получило название "фовизм" _ направление во французском искусстве начала XX в., абсолютизирующее яркие цветовые сочетания и динамичность рисунка. Фовизм принято считать первым авангардистским направлени ем в истории культуры. Самым талантливым из фовистов был несомненно Анри Матисс (1869-1954). В поисках повышенной интенсивности и силы цвета он пришел к упрощенности и плоскостности форм, отказался от сюжетной повествовательности. Его не интересует передача освещения, в его полотнах почти нет объема, пространство лишь обозначено. Композиция строится на контрасте цветов ("Танец", "Музыка", "Красная гостиная", "Мастерская художника" и др.). Почти одновременно с фовизмом появилось одно из наиболее самобытных течений модернизма _ кубизм, передающее все многообра зие мира через простейшие геометрические формы. Создателями течения были испанец по происхождению Пабло Пикассо (1881-1973) и француз Жорж Брак (1882-1963). Отчасти примером для них послужила привезенная тогда в Европу негритянская скульптура. Имело значение также творчество постимпрессиониста Поля Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических форм шара, цилиндра, призмы, куба. Поэтому их творчество в насмешку называли "искусством кубиков". Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и беспокойно угловатым. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части, а затем укладывали эти части в другом порядке. Например, человек на портрете мог быть представлен сразу и анфас и в профиль. В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей и т.п. Такого рода произведения получили название коллажей (от французского слова "соllage" _ наклеивание). Используя приемы кубизма, Пикассо создал немало интересных глубоких произведений. Например, картина "Авиньонские девушки" (1908) и огромное живописное полотно "Герника" (1937), изображающее жуткие последствия бомбардировки одноимённого испанского города фашистами. Но Пикассо был связан не только с кубизмом. Он трудился более семи десятилетий, и в его творчестве нашли отражение самые разные художественные направления. Он использует приёмы абстрактного искусства ("Танец"), сюрреализма ("Плачущая женщина", "Портрет Доры Мар"), часто прибегает к символике (парные картины "Война" и "Мир" _ 1951). И никогда не забывает о том, что начинал как яркий художник-реалист ("Девочка на шаре" _ 1905, портрет первой жены, балерины Ольги Хохловой, _ 1910, "Три женщины у источника" _ 1921 и знаменитый "Голубь мира" _1949). Другим течением модернизма стал экспрессионизм, одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства _ его отражение. Уже Ван Гог, а затем фовисты и некоторые мастера той эпохи стремились к самовыражению, но название "экспрессионизм" употребляется преимущественно по отношению к немецкому искусству, где он получил наиболее чистое воплощение. Немецкий экспрессионизм может произвести на некоторых зрителей угнетающее впечатление своей экзальтированностью, выражением ужаса перед действительностью и отчаяния. Он зародился в начале XX в., когда во Франции сформировались фовизм и кубизм. Но в отличие от фовистов, немецкие экспрессионисты не стремились к красоте. Картина для экспрессионистов была лишь средством поразить зрителя, пробудить его чувства, заставить сопереживать. Главным было выразить удрученность, разочарованность, недовольство всем сущим. В мире нет ничего, кроме зла и уродства. В начале века немецкими экспрессионистами было образовано несколько объединений, таких как "Мост" и "Синий всадник". Среди них были художники, поэты, критики, журналисты, в том числе и иностранцы. Одним из идеологов "Синего всадника" был Василий Кандинский. Среди наиболее известных художников -экспрессионистов были немцы Эмиль Нольде, австриец Оскар Кокошка, норвежец Эдвард Мунк. Войну с ее ужасами, ранеными, калеками, нищими, а также притоны большого города мастерски изображал Отто Дикс (1891-1969). Крупными представителями экспрессионизма были немецкие драматурги Георг Кайзер и Эрнст Толлер, а также американский писатель и драматург Торнтон Уайлдер. Долгая жизнь была суждена еще одному направлению авангардиз ма сюрреализму, в основе которого лежало желание заглянуть и отразить сферу подсознания и сна. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализ ме нет никакого порядка и разумного смысла _ все подчиняется случайности сновидения. Появление такого искусства в большей мере было связано с распространенной в начале XX в. в медицине точкой зрения, согласно которой в человеческой душе, в подсознании, гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Соответственно некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника так, чтобы произведение возникало как бы само собой, без контроля разума. В 1919 г. группа дадаистов, представителей ещё одного течения авангарда, отличавшегося крайним антиэстетизмом и презрением к классике мировой культуры (например, Марсель Дюшан пририсовывает к "Моне Лизе" усы и бороду или выставляет на обозрение зрителей писсуар) во главе с поэтом и теоретиком Андре Бретоном, начала выпускать журнал "Сюрреалистическая революция". Постепенно из литературы сюрреализм переходит в живопись, скульптуру, кино и театр. Сюрреалистическое направление в искусстве родилось как философия "потерянного поколения", чья молодость совпала с Первой мировой войной. Его представляла в основном бунтарски настроенная художественная молодежь, близкая по мироощущению к дадаистам, но понимающая, что дадаизм бессилен выразить волновавшие их идеи. Теория сюрреализма строилась на философии интуитивизма Анри Бергсона и на философии австрийского психиатра Зигмунда Фрейда с его учением о психоанализе, с культом "бессознательного". Двойственное чувство вызывают произведения известнейшего из сюрреалистов _ каталонца Сальвадора Дали (1904-1989). Неоспоримое мастерство, с которым выполнены все детали картины, делает особенно впечатляющим его фантазии, разыгрывающиеся в плоских пустынных ландшафтах. Среди знаменитых мотивов Дали _ огромные карманные часы из какого-то мягкого материала, свисающие с ветки дерева, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких, как проволока, ногах. В картине "Предчувствие гражданской войны" изображена ужасающая конструкция из разлагающейся головы на костяной ноге с двумя огромными лапами, одна из которых сжимает грудь с окровавленным соском. Всё это размещается на фоне безжизненного, мертвого, типично сюрреалистического пейзажа. Крупными представителя сюрреализма были также художники Ив Танги и Жоан Миро. Сюрреализм с его склонностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сторон жизни эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами. Подобные явления можно найти и в прошлом. Особенно много сюрреалистических черт было у Босха и Гойи, но и они ведь работали во времена войн и народных бедствий. С сюрреализмом часто связывают имя художника из Витебска Марка Шагала (1887-1985). Родившийся в России и именно здесь сформировав шийся как художник, Шагал большую часть жизни прожил за рубежом, но оставался верен впечатлениям детства и юности. Скрипач, парящие над землей любовники, коровы, лошади, ослы, петухи, покосившиеся деревянные домишки витебской окраины _ эти мотивы не заслонены парижскими и прочими впечатлениями и сопровождают произведения всех этапов его творческой жизни в самых разнообразных вариациях и художественных модификациях, где бы он ни работал. А творил Шагал поистине для всего мира _ от России до Франции, от Штатов до Иерусалима _ в самых разных жанрах и видах (как в станковой живописи, так и в монументальной _ плафон для парижской Гранд-опера, 1964; парные панно для фойе Метрополитен-опера, 1965; витражи для университета в Иерусалиме, 1960-1961 и т.д.). Для него никогда не был свойствен культ подсознательного, как для сюрреалистов. В его творчестве отсутствуют "крик", истерика, надрыв, как у экспрессионистов. Марк Шагал "живописец по природе". Одним из самых сложных, самых спорных направлений в современном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-либо реально существующее _ людей, предметы, пейзажи, события, только точки, линии, плоскости, цветовые пятна, отвечающие настроениям и чувствам художника. Нередко употребляется также название "беспредметное искусство". "Отцом абстракционизма" считают русского художника Василия Кандинского (1866-1944). В 1910г. он написал первые акварели, состоявшие из одних только цветных пятен. Кандинский был также первым, кто изложил теорию абстрактного искусства в своих сочинениях. Некоторые ответвления абстракционизма возникли в России. Различные геометрические фигуры изображал на своих полотнах Казимир Малевич (1878-1935), называя свой творческий метод супрематизмом. Знаменитые картины Малевича _ "Черный квадрат на белом фоне", "Белый квадрат на белом фоне", "Красный квадрат" и всевозможные супрематические композиции. Ещё одно направление абстракционизма _ лучизм _ возглавляли Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. По Ларионову все предметы представляют собой сумму лучей, а задача художника зафиксировать их пересечения и сплетения. К числу основателей абстракционизма принадлежит также голландец Пит Мондриан. Он разделял плоскость картины вертикальными и горизонтальными полосами на квадраты и прямоугольники. Некоторые из них он окрашивал в белый цвет, другие _ в красный, синий, желтый. С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 г. в Нью-Йорке создается музей беспредмет ной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма (спиралеобразное здание было построено по проекту знаменитого архитектора Ф.Л.Райта), в 1939 г. _ Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй мировой войны в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира. В литературе авангардизма писатели часто прибегали к методу "потока сознания", когда привычное повествование заменяется непрерывным потоком мыслей, впечатлений и чувств персонажей без обычных диалогов и объективных описаний окружающего; например, ирландский писатель Джеймс Джойс (1882-1941), автор романов "Дублинцы", "Портрет художника в юности". Мировую славу ему принёс объёмный и сложночитаемый роман "Улисс" (1922). Все события здесь происходят в течение одного дня в Дублине. Повествование строится в форме внутреннего монолога некой Молли Блум, по сути дела, единственного персонажа, констатации её невысказанных и неосознанных эмоций. Метод "потока сознания" использовали в своих произведениях такие знаменитые писатели, как англичанка Вирджиния Вулф ("Миссис Дэллоуэй", 1925) и американец Уильям Фолкнер ("Шум и ярость", 1929). Считается, что метод "потока сосзнания" был разработан английской писательницей Дороти Ричардсон, а термин введён в обиход философом У. Джеймсом в 1890 г. На основе философии "потока сознания" и теории кубистов американская писательница Гертруда Стейн создала стиль "постоянного присутствия", заключающийся в нарочитом повторении простых фраз ("Становление американцев", 1925). Пытались сломать привычные установки и приёмы литературного творчества, но не прибегая к определённой методологии и другие крупные писатели. Это и Марсель Пруст ("В поисках утраченного времени", 1913-1927), и Франц Кафка ("Процесс", 1920; "Замок", 1924), Андрей Платонов ("Котлован", 1926; "Чивенгур", 1931) и многие другие. Ярчайшими ниспровергателями канонов поэтического творчества были Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. В театральном искусстве авангардизм проявился достаточно поздно, если принимать во внимание не постановочные приёмы, которые пытались реформировать на протяжении всей второй половины XIX в. (Э.Г.Крэг, Люнье-По, К.С. Станиславский, Вс. Мейерхольд и др.), а саму драматургию. Авангардизм в драме наиболее ярко, программно, заявил о себе в начале 50-х годов в так называемой драматургии театра абсурда, отразившей очередной виток кризиса человеческого сознания и культуры. К представителям театра абсурда относят Сэмюэля Беккета, Эжена Ионеско, Жана Жене и др. Их работы строятся на утверждении, что человеческое существование бессмысленно и бесцельно, что люди одиноки и некоммуникабельны. Поступки и высказывания персонажей иррациональны, нелогичны, бессмысленны. Самым популярным произведением абсурда является пьеса Беккета "В ожидании Годо", в которой персонажи заняты бесконечным так и не реализовавшимся ожиданием.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 591 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2151 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.