Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура эпохи Просвещения (Европа)




 

Хронологические рамки эпохи Просвещения определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Важно отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, специфику воплощения идей Просвещения в культуре разных государств. Европейское Просвещение - комплекс идей, породивший определенную систему культуры. По словам И. Канта, люди вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры. Культура Просвещения имеет ряд специфических черт: - деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума), он давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания; - космополитизм - к нему привело поклонение просветителей природе, что выражалось в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры. На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Немецкий учёный И.Г. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!"; - "научность"- к началу XVIII в. естествознание переживало истинное возрождение, ученые середины XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. "Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает В.И. Вернадский, - окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией". То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации;

- век разума - идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуры. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе - от Петербурга до Кадиса.

- идея прогресса - определяющая черта культуры, которая тесно переплетается с идеей разумности, концепция "вера в прогресс через разум", определила надолго развитие европейской цивилизации; - абсолютизация значения образования - характерна для просветителей в формировании нового человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Джон Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества. "Опыт о человеческом разуме", философский трактат Джона Локка, стал своего рода манифестом эпохи Просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и справедливости. Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - Ш.Л. Монтескье и Вольтер - тяготели к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии, где установилась конституционная монархия, форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и аристократов. Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за "просвещённую монархию", воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант. Издание "Великой Энциклопедии" собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов -энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты - французские просветители, принявшие участие во главе с Дени Дидро в создании 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" _ провозгласили целью многотомного издания - подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения, формой борьбы с общественными предрассудками, предназначалась для всего общества. Первый том вышел в 1751 г. Главным редактором и душой предприятия был Дени Дидро (1713-1784). В философских произведениях ("Мысли об объяснении природы", "Философские принципы материи и движения" и др.) Дидро отстаивал материалистические идеи. В литературном творчестве он стремился к реализму ("Племянник Рамо", "Жак-фаталист", "Монахиня"). Просветители рассматривали искусство как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели Просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. Вольтер писал философские повести ("Кандид, или Оптимизм", "Простодушный"), сатирические поэмы ("Орлеанская дева"), философские трактаты ("Английские письма"), пьесы ("Заира", "Магомед"), фельетоны, статьи. Демократическое направление в Просвещении получило название "руссоизм" по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей - Жан Жака Руссо (1712-1778). Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности ("Рассуждение о начале и основаниях неравенства"). В своих литературных произведениях - стихах, поэмах, романах, комедиях - Руссо идеализировал "естественное состояние" человечества, прославлял культ природы, первым заговорил о высокой цене прогресса цивилизации, противопоставлял развращенности цивилизованных наций идеальную чистоту нравов жизни общества на патриархальной стадии развития. Его лозунг "Назад к природе!" отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде. Педагогические взгляды Руссо выражены в его знаменитом романе-трактате "Эмиль, или О воспитании". Его роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Исповедь" стали настольными книгами для многих поколений образованных людей в Европе. В "Общественном договоре" Руссо сформулировал общественный демократический идеал, основанный на передаче власти от немногих всем. Образ нового героя, способного благодаря знаниям и природному уму выжить в любых условиях, получил художественное воплощение в английской литературе. В знаменитом романе Даниэля Дефо (16611731) "Робинзон Крузо" наглядно доказано, что наделённый знаниями человек может выжить в любых условиях, что характерно и для доктора Гулливера, созданного Джонатаном Свифтом (1667-1745). Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве Генри Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. В романе "История Тома Джонса, найденыша", в комедии "Судья в ловушке", сатирическом романе "Джонатан Уайльд" даётся яркая картина эпохи. Искусство XVIII в. находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо - художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине XVIII в. и отражавший вкуса двора Людовика XV и аристократии. Рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный, разыгрывает на стенах и плафонах интерьеров орнаментальные симфонии, утрачивая барочную монументальность и силу. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Сфера рококо - убранство интерьера. Рокайльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела чисто декоративный характер, избегала обращения к драматическим сюжетам, носила откровенно иллюзорный характер. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии - Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли в культуре рококо важное место. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведениями искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, казались вычурной игрушкой в фантастическом интерьере. Крупнейшим представителем рококо в живописи был Франсуа Буше (1703-1770), работал в области декоративной живописи, делал эскизы гобеленов и росписей по фарфору. Его мифологические и пасторальные композиции очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры", "Туалет Венеры", "Купание Дианы". В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой. Просветители обоснованно упрекали его за отсутствие правды жизни. Сюжетами произведений Жана Оноре Фрагонара становятся обыденные эпизоды ("Поцелуй украдкой", "Счастливые возможности качелей"). В них проявляется реалистическое мастерство, тонкая и тщательная проработка деталей, незаметно переводящая условный рокайльный жанр в бытовой. Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия. Их призывам вняли Жан Батист Симеон Шарден (1699- 1779) и Жан Батист Грез (1725-1805). С трудом верится, что шарденовские женщины ("Молитва перед обедом", "Прачка", "Женщина, моющая кастрюли") - современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную Францию тех лет. Картины Греза ближе к проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях ("Отец семейства, читающий своим детям Библию", "Деревенская невеста", "Балованное дитя"). Дидро в своих критических статьях говорил о Шардене как о создателе нового искусства, а Греза называл "поистине своим художником". Предтечей критического реализма в живописи стал английский художник Уильям Хогарт (1697-1764). Серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом ("Карьера мота", "Модный брак", "Прилежание и леность", "Выборы в парламент") переводились в гравюры и становились доступными широкому кругу людей. Более демократичная и дешевая, чем живопись, гравюра стала пропагандистом идей Просвещения.

Наиболее полно и всесторонне раскрыл своеобразие английского Просвещения в изобразительном искусстве Томас Гейнсборо (1727 - 1788), талантливый живописец, график, гравер, музыкант, Европейская скульптура XVIII в. отразила ту же смену общественного настроения, что и живопись. Самый интересный скульптор эпохи _ Жан Антуан Гудон (1741-1828), создатель целой портретной галереи своих современников, в том числе статуи сидящего Вольтера.Театр эпохи Просвещения и в драматургии, и в сценических приёмах отразил новый взгляд на мир. Драматурги и актёры Англии, Франции, Германии были едины в желании представить как можно точнее современную жизнь. Комедии "Севильский цирюльник" и "Безумный день, или женитьба Фигаро" Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799) очень точно отражают расстановку общественных сил. Фигаро выступает представителем всего третьего сословия. Фигаро _ символ простолюди на, за которым будущее. Король Людовик XVI, прочитав "Безумный день", заявил, что скорее Бастилия падёт, нежели эта пьеса будет поставлена. И действительно, Бастилия пала через пять лет после премьеры этот острой, обличительной комедии. Прогрессивные идеи в музыке воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Моцарт изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта"), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый "Реквием", хоровые сочинения. Многогранное творчество Моцарта органично связано с общим пафосом эпохи Просвещения. В XVIII в. картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах. Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово "культура" впервые стало общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века, но и простая публика. Вслед за философами представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры начали связывать с разумом, нравственно -этическим началом. Уже за это можно высоко оценивать век Просвещения, несмотря на множество свойственных ему ошибок и заблуждений.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 754 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.