Дисциплина 2. Теория и история культуры.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ:
Структура и состав современного культурологического знания.
Культура - это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.
Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами.
Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества. В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования. В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".
Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком "+".
Культурология - это наука о культуре, и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает:
• предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей;
• культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов. Важнейшая задача культурологов — анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
Культурология исследует участие людей в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Одна из основных проблем культурологической науки — вопросы теории и истории мировой культуры.
Предмет культурологии:
• объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;
• памятники и явления материальной и духовной культуры;
• факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Объектом культурологии являются:
• культурные аспекты различных областей общественной жизни;
• выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов;
• анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.
Выделяют следующие периоды становления культурологии:
1) этнографический
2) эволюционистский
3) исторический
На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
Культурология включает два основных раздела:
- теоретическую культурологию; - эмпирическую и прикладную культурологию.
К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития.
К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.
Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Методы культурологических исследований.
Культурология применяет различные методы изучения культуры. Главными из них являются:
1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом.
2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны.
3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам.
4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.
5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы.
6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры.
7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.
Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них:
1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко - культурных процессов.
2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.
3. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры.
Под «культурой» понимают всё то, что создаётся, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю дать такое определение культуры: «культура – это созданная человеком «вторая природа». В России термин «культура» появился лишь во второй половине XIX века.
Понятие цивилизации вырабатывается культурологией для рассмотрения единства и многообразия культуры (единство в сочетании с многообразием).
Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения.
Цивилизация – данное понятие происходит от латинского civilis – гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе, комплекс человеческих достижений, подобающих гражданскому состоянию, таких как обходительность, приветливость, учтивость. Базовые значения данного понятия лежат в представлении греков и римлян о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство – это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т. е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. Следовательно, цивилизация, цивилизованные отношения – это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.
В современном энциклопедическом словаре: цивилизация – это заключительный этап развития какой- либо культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства, в первую очередь литературы.
Цивилизации – крупные социокультурные системы. Каждая цивилизация существует отдельно и имеет самобытный характер. Своеобразие цивилизации проявляется в различении содержания духовной жизни, структур и исторических судеб. Цивилизации присуща своя динамика, охватывающая длительные исторические периоды, в течение которых она проходит через различные циклы: генезиса (рождения) – роста – созревания – увядания – упадка – распада.
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. morphe - форма, logos - наука, учение, и лат. cultura - возделывание, воспитание) одна из основных наук о культуре.
Предметом её исследования выступает изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества.
Считая развитие культуры обусловленным внутренними закономерностями общества, морфология культуры преимущественно на основе методов сравнения, аналогии и др. стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования - от зарождения той или иной культуры до её смерти.
Морфология культуры исходит из предположения, что переход культур с одной ступени на другую обусловливается внутренней силой, действующей в самой культуре.
В рамках культурологии морфологический подход имеет важнейшее значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифических характеристик в строении определённой культуры.