Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.
Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).
Состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой.
Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно, культура диалогична в своей основе – это коммуникативная функция.
Информационная функция - Исторический обмен, передача социального опыта. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, социальной наследственности, помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.
Знаковая – способность давать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культурой выработан запас значений, имен, знаков. Наука, искусство, философия – особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным и близким человеку.
Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.
Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.
Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.
Регулятивная Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
Интегрирующая Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Традиционные представления о субъектно-объектном взаимодействии основаны на активной и пассивной форме деятельности. Субъект и объект культуры (лат. Subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе и позднелатинское. objectum – предмет) – понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности, связанные с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности.
Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект.
Субъект культуры в культурологическом понимании – какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной ист. Эпохи.
Культурогенез - процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.
5. Культурные традиции, культурная картина мира.
Тради́ция (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio.
Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.
Культурные Традиции - это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. А вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов:
Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями,
поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям
способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических).
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА - система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире.
В узком значении слова культурную картину мира составляют национальные архетипы, ментальность, характерные способы восприятия времени и пространства.
В широком значении, наряду с перечисленными элементами, культурная картина мира включает в себя и научные знания.
Культурная картина мира складывается из осмысленных и очевидных содержаний артефактов и неосознанных значений и личностных смыслов, а также опытов, переживаний, мотивов, оценок. Поэтому с содержательно-тематической точки зрения можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подобные картины мира; с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Построению этих картин предшествует построение другой картины мира — картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.
6. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры.
В рамках отдельного общества можно выделить типы культур:
высокую (элитарную) народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.
Понятия "этническая" и "национальная" культура нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание.
Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. Консерватизм, преемственность, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры. Некоторые элементы ее становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности к его историческому прошлому - «щи да каша», самовар и сарафан у русских, кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев. Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности. Она самодостаточна. Лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.
Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровнородственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Национальная является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными.
Включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия, наука, право и др.).
Элитарная культура – это совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует специальной подготовки. Она призвана сохранить в культуре творческое начало и пафос. Наиболее целостно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах Х. Ортеги-и-Гассета. По его мнению, элита есть в каждом обществе. Элита – это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно она обеспечивает прогресс. Элитарная культура многообразна по содержанию и способам проявления.
Массовая культура — культура, распространенная, т. е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство, в том числе и biennale и т. п.
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения.