Ис-во эпохи Солютре.
25/20-15 тыс.лет до н.э. Считается что эта культура появ.в Африке. Гл.темой ис-ва остаются животные. Изображ-е так же остается статичным и одиночным. В исключит.случаях появл.изображ-е нескольких фигур, но они никак не связаны между собой. Появл.новые эл-ты в контурной линии – она становится более уверенной, плавной и завершенной, она выражает все переходы. Она становится более разнообразной, в разных местах меняет свои размеры по толщине, яркости цвета.
Так же появл.намек на светотени – штриховка. Она показывала теневые стороны животного. Впервые появл.изображ.животных в разных позах. Это был косвенный намек на движение. Туловище изображалось в плоскости, а голова лицом к смотрящему. Размеры изображения постепенно увеличиваются.
К концу периода идет переход к детализации. Люди начинают прорисовывать все детали животного. Помимо красной краски, появляется еще и желтая, для изображ-я пятен животного.
5. Ис-во эпохи Мадлен.
15-10 тыс.до н.э. Это ис-во сконцентрировано на юге Франции. Самый короткий по хронологии период. Главной темой так же остается животное, но статичность в изображении пропадает. 1-м главным эл-том было изображ-е животного в движении, в разных позах. Если в Солютрейский период были только попытки детализации, то здесь она становится полной, реалистичной. Прорисовываются шерсть, пятна животных. Они изображ-ся в цвете. Что касается размеров животного, то они стали изображаться в полную величину. Начинают изображаться глаза, рога чего не наблюдалось в предыдущих эпохах.
Цветовая гамма в этот период оч.разнообразная. Присутствуют цвета: черный, красный, желтый. Они начинают активно смешивать эти цвета между собой.
Пик и расцвет этого периода приходится на 12 тыс. Встречаются целые пещерные галереи. Лучшие работы того времени найдены в пещерах Альтамира (Испания), Ласко (Франция), Ла Мадлен, Комбарель (Франция).
Но в этот период все же еще не удается объединить фигуры в одну композицию, хотя попытки такие уже наблюдаются.
6. Мезолитическое ис-во. Ис-во испанского Леванта.
10-7/6 тыс. В этот период полностью меняется климат, таят ледники, поднимаются воды мирового океана, что приводит к появл-ю новых рек, озер, болот. Это заставило человека уходить со своих нажитых мест и искать места более благоприятн.для жизни. В это время вымирают большие травоядн.животные, постеп.исчезают мамонты, бизоны, олени. На смену приходят быстроногие животные. Естественно старые способы охоты не годятся. Принципы загонной охоты стан.невостребованы. Чел-к придумывает нов.способы охоты и гл.оружием стан.лук и стрелы..охота стан.сезонной и миграция становится нормой жизни.
Снова распостран.собирательство и рыболовство. Появл-ся первые лодки, снасти для рыболовства, первый гарпун. В этот период наблюдается одомашнивание животных. Так же возрастают захоронения, появляются жертвенники и массовые захоронения.
Ис-во того времени наиболее полно выразилось в наскальных рисунках. Но изображ-е полностью меняется. Пик разв-я пришелся в 3-х регионах: Кавказ, ср.Азия и вост.Испания (Левант). В отлич.от рисунков эпохи Мадлена мезолитические рисунки становятся небольших размеров, иногда даже миниатюрных. Человеч.фигурки 5-10 см высотой, а животные 10-15см. Техника росписи снова стан.одноцветной (черн.или красн.). Достиж-ем этого времени стало изображ-е многофункциональных композиций повествоват.хар-ра, объединенных одним сюжетом. Начин.изображ.чел-ка и животн.в схватке, изображ-ся сотни фигур. Наконец-то все рисунки начинают содержать изображ-е чел-ка, но животное все равно остается главным.
7. Ис-во эпохи неолита. Расписная керамика, условно-орнаментальное ис-во, мелкая пластика.
7/ 6 – 4/3 тыс. Завершающий и важнейший этап разв-я первобытной к-ры. Развитие в эту эпоху происходит неравномерно. В этот период человек от собирания и охоты начинает переходить к производительным функциям (земледелие, скотоводство). Образ жизни стан.оседлый, т.к.осн.становится рыболовство, что позволяло делать запасы. Продолжается совершенствование оружия – появл.костяные кинжалы, крупные наконечники на копья, что позволяло убивать крупных зверей. Одним из признаков неолита стало изобретение керамики (изделия из обожженной глины). Вообще неолит условно делится на 3 этапа: ранний, средний и поздний. Вот керамические изделия в раннем неолите были далеко несовершенные – неровные, часто лопались. Они изготовлялись вручную. Только к позднему неолиту повысился уровень мастерства. С появлением гончарного круга посуда стала изготовляться с более тонкими стенками, стала более ровной. Важным явлением было появление ткачества – плелись рыболовные сети, корзины.
В этот период появл.много новых племен, которые начин.воевать между собой за землю, пищу. Это стало основной темой в наскальной живописи. Люди еще не умели писать, но происходящие события изображ.с помощью рисунка. Люди и животные изображ.более схематично, появл.условные обознач-я орудий труда, оружия, средств передвиж-я.
Развивается условно-орнаментальные формы изображения. Чел-к начинает украшать пердметы, находящиеся в его распоряжении. Больше всего до нас дошло орнаментированной посуды. Первоначально это были простейшие орнаменты – волнистые линии. Постепенно они усложнялись.
Широкое распостранение получает мелкая пластика из камня, глины, кости. Фигурки животных трактованы обобщенно. Женские фигуры так же схематичны и упрощены, иногда покрывались орнаментом, передававшим узоры верхней одежды.
8. Мегалитические памятники неолита.
7/ 6 – 4/3 тыс. Завершающий и важнейший этап разв-я первобытной к-ры.
Мегалиты – сооружения из больших каменных глыб или плит. Появление мегалитов относится к концу эпохи неолита и связаны с развитием религиозных представлений, с возрастанием культа предков и природы. Мегалитические сооружения неолита делятся на 3 группы:
1. Менгиры – «длинный камень» вертикальные столбы, иногда украшенные рельефами. Они были посредниками между чел-ком и космосом. Самые огромные были 20,5 м в высоту. К ним относятся и «каменные бабы». Абсолютно точно сказать, чему посвящались эти огромные каменные столбы, невозможно. Однако иногда под ними находили захоронения людей, по-видимому, знатных или выдающихся членов сообщества. Очевидно, что появилась необходимость сплотить род вокруг символа его единства, ибо менгир ставился над могилой, скорее всего, старейшины рода.
2. Дольмены – «каменные столы» четырехугольные постройки из плит. Они были связаны с погреб.ритуалом. Над коллективными погребениями вертикально укреплялись два монолита, перекрытые горизонтальной плитой, иногда несколькими плитами. Вверху оставляли отверстие для души, через него душа усопшего общалась с внешним миром. Впоследствии дольмены засыпались землей и над ними образовывались большие курганы.
3. Кромлехи – столбы, расставленные вокруг жертвенного огня. Иногда они имели перекрытия в виде каменной балки. Иногда они могли опоясывать площадку, где находился дольмен или менгир.
9. Ис-во Др. Египта. Общая хар-ка.
Египет – от древнегреч. «изогнутое побережье», сами египтяне наз. Его Кэмет – черная земля. Раньше люди зависели от земли, теперь же вся жизнь египтян стала полностью зависеть от Нила. Т.к.он постоянно разливался, людям приходилось укрощать его, т.о.стали строить дамбы, башни. Тем самым начин.развиваться строительство. Земли возле нила были оч.плодородны и легкообрабатываемы.
Так же в этот период развивается астрономия, появляется солнечный календарь, который делил год на 365 дней и 12 месяцев.
Точной даты происхождения самого Египетского государства нет. Первоначально появляются номы, так называемые губернии. У каждого нома был свой главный город, своя письменность и пантеон богов. Постепенно номы объединялись между собой, что привело к появл-ю 2-х царств: Южный (верхний) и Северный (нижний). Символом верхнего царства был лотос и белый цвет, а нижнего – папирус и красный цвет. В нижнем царстве было развито скотоводство, в верхнем земледелие, рыболовство. Около 3000 года Юг победил над Севером и произошло объединение этих 2-х царств и образовалось единое Египетское государство. Это объединение произошло при правлении вождя верхнего Египта Нармера (Намарха). Именно с этого вождя начин.династическое летоисчисление.
Египет в своем развитии проходит много этапов, связанных с правлением различных династий. 1 этап додинастический (4-3 тыс.лет);
2 – раннединастический (Раннее царство) 30-28 века до н.э. Это время правления первых 2-х династий. В этот период строятся мастобы – места захоронений, сначала простые земляные, затем из кирпича, блоков. Мастоба послужила основой для пирамид. Появл.1-е скульптуры фараона, как правило сидящие. В центре ис-ва Бог, а не чел-к, т.к.фараон счит.божеством. В большом кол-ве были росписи – плита Нармера;
3 – древнее царство (28-23 века) этот период связан с правлением самых крупных династий. Этот период наз. «период великих пирамид». Возникает идея сохранения физич.тела (бальзамирование). Чтобы тело было вечным египтяне придумывают скульптуру, т.к.камень вечный материал. Но портретного сходства пока нет. 1-м художником был Имхотеб. Он автор шестиступенчатой пирамиды Джосера. Имхотеб положил начало пирамидному ис-ву. В этот период строятся 3 пирамиды Снафру, великая пирамида Хеопса и пирамида Хефрена.
После этого периода происходит спад расцвета Египетского государства и наступает 1-й переходный период (23-21 века).
Далее начинается период среднего царства (21-18 века) – время правления 2-х династий №11,12. В этот период главным сооруж-ем становится храм. Самым ярким явл.храм Ментухотеба (архитектурный кентавр). Во 2-й пол.средн.царства строится храм Аменемхета 3 (лабиринт).
Затем 3-й перех.период (18-16 века)
и наступает Поздний период (8-4 века). Правление Яхмоса 1. Египет по масштабам становится самым могущественным. Офиц.столицей стан.Фивы. Модернизируется религия, появл Бог Амон-Ра. Ярк.сооруж-ем явл. Карнакский храм.
В 4 веке разв-е Египетского гос-ва теряет свою самост-ть и входит в империю А.Македонского. Из всех периодов наиболее ярк.явл. 3 – Раннее, древнее и позднее царство.
10. Ис-во раннего царства. Памятник Нармера.
Период др.царства был временем сложения осн.форм египетской к-ры. Столицей тогда был г.Мемфис, во главе всего стоял фараон. Фараон и вся знать уделяли оч.большое вним-е обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а след-но сооруж-ю прочных гробниц. Уже с ранних времен египетск.к-ры ведущ.место занимала архитектура. Гл.материалом строит-ва становится кирпич-сырец (глина, смешанная с соломой). Гробницы знати наз.мастаба - состояла из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые. В этот период оч.была распостранена роспись. Ярким примером этого явл. «Плита Нармера» -это 1-й памятник в кот.запечатлено первое реальн.историч.событие, явл.историч.документом. Высота его 63,5 см. В центре изображен фараон Нармер в позе победителя, он держит за волосы (самый унизительный жест того времени) побежденного фараона севера. Внизу изобр.брошенная крепость и убегающие противники. На другой стороне плиты наверху изображено торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающий вражескую крепость и топчущий врага. Бык олицетворяет силу и мощь. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой, — отныне так будут строиться стенные росписи и рельефы в искусстве рабовладельческого Египта. Плита Нармера показывает сложившийся классовый характер египетского искусства явно выраженный в ней стремлением возвеличивать образ царя всеми доступными средствами — непомерным усилением масштабов его фигуры. В главной сцене над головой убиваемого царем пленного дано символическое изображение победы Нармера: бог Гор в виде сокола – это бог покровитель фараонов. Таким образом, плита Нармера является памятником, который показывает завершение развития искусства доклассового периода египетского общества и в то же время начало искусства рабовладельческого Египта.
11. Ис-во Древнего царства. От мастобы до пирамиды Джосера.
28-23 в.до н.э. В этот период появл.1-е литературн.тексты, тексты пирамид, а так же первые пирамиды.
К концу правления 2-й династии страна превращается в единую державу. Фараон становится единовластн.правителем. Формируется культ фараона. Все подчиняются только ему. Имени фараона никто не знал, т.к.имя – душа чел-ка. Фараон имел несколько имен. Судьбой фараона владеет богиня Маат, т.о.рождается концепция одухотворения всех фараонов. В живописи фараон изображ.неподвижным, т.к.он вечен, а вечность неподвижна. Лицо в профиль, туловище в пол-оборота.
Основой всей идеологии др.египетск.чел-ка был заупокойный культ. Но чел-к не счит.умершим, а просто он переходил в другой мир. Загробная жизнь счит.вечной, лучшей и счастливой. В основе этого культа лежала идея триединства: 1. Физич.тело, 2. Двойник Ка (энергетич.подобие чел-ка), 3. Душа Ба (душа, сущность чел-ка). Отсюда возник.идея сохранения физич.тела (бальзамирование). Мумификация сохраняла физич.тело, чтобы душа и двойник могли приходить к нему.
В раннем царстве строились мастабы – гробницы для знати. Сначала они были примитивными, но постепенно усложнялись, становились более монументальными. В древнем царстве появилась идея наземного наращивания массы. Тем самым фараон хотел показать свою мощь и силу. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали. Эта идея впервые возникла при постройке усыпальницы для фараона 3 династии Джосера. Архитектором этой пирамиды был 1-й известн.скульптор, художник, математик Имхотеб. Он явл.автором шестиступенчатой пирамиды Джосера. Эта пирамида была 1-й в Египте. В высоту она была 60 м и представляла собой как-бы 6 мастоб поставленных друг на друга. Окружена пирамида была не менее выдающ.сооруж-ем – стеной высотой 60 м и толщиной 15 м. Эта стена представл.собой выступы и впадины, это позволяло скрыть вход. Длина стены – 545 м. Входя в эту крепость попадаешь в галерею, где впервые встречается нов.вид архитектуры – полуколонны. Имхотеб еще не решается использ.их как сомост.эл-т. Полуколонны представлены в 4-х видах: протодорические, лотосообразные, тростниковообразные и пилястры. В южной части комплекса находился так называемый «хепсетный двор». Там проводили ритуал для поддержания жизненных сил фараона. Для этого ритуала изгот.хепсетная статуя фараона в сидячем виде в буллой одежде, руки и ноги изображ.черными. Эту статую убивали в конце ритуала и зохороняли в ложной гробнице кот наз.кенотаф. Сама усыпальница Джосера была приставлена к южн.стене вплотную, там помещали саркофаг. Она состояла из комнат, к-е были декорированы израсцами, к-е имитировали стебли тростника. Стены украшались циновками (подстилки, плетеные из тростника). Потолок был декорирован под бревенчатые перекрытия. Все это делалось для того, чтобы создать атмосферу и обстановку привычную для чел-ка.
Для строительства пирамиды впервые в истории применяется камень. После этой пирамиды камень стал главным материалом египетского строительства.
Минусы Имхотеба: неуверенность в работе с камнем, нет упорядочности располож-я храмов и пирамид, камни имеют несоразмерность с самим зданием, полуколонны не использ.как сомост.эл-т, пирамида пока вариант увеличенной мастобы.
12. Ис-во Древнего царства. От пирамид Снофру к пирамидн.комплексу в Гизэ.
Пирамида Джосера дала толчок к появл-ю совершенного и законченного типа пирамиды. Таким ярк.сооружением явл-ся пирамиды Снофру (фараон 4-й династии). При нем были построены 3 пирамиды: 1-я квадратной, правильной формы, 2-я ромбовидной формы 99 м высотой, 3-я высотой 104,4 м, основание 221,5 м. При правлении Снофру впервые появл.пирамиды гладкие, правильной формы, так же возрастает качество каменной кладки, ступенчатый профиль уходит, во 2-м храме впервые встреч.отдельно-стоящие колонны, наконец формир-ся классич.тип комплекса. Это значит что храмы вокруг пирамид начин.располагаться определенно по правилам. Появл.верхний и нижний храмы. Верхн.располаг.с вост.стороны пирамиды, нижн.ок.Нила, на границе самой высокой воды при разливе Нила. Храмы соединялись между собой перекрытиями (крытый тоннель). В верхн.храме проводили обряд «открытия рта» чтобы душа фараона вышла, а в нижн.проводили омывание и мумификацию. При правлении Снофру Египет начинает возвышаться, стан.могуществ.державой.
Самый расцвет Египта приходится на правление сына Снофру – Хеопса (Хуфу). Его пирамида является самым большим каменным сооружением мира. Ее высота 146,6 м длина основания 233 м. Она была построена в Гизэ. Эта пирамида состояла из 27 уровней, к-е затем заливались сверху однородной массой и затем палировались. На строит-во пирамиды ушло ок.30 лет. Каждая из пирамид в Гизе, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизэ показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамидки цариц. К восточной стороне пирамиды примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов.
Вслед за Хеопсом правителем стал его сын Хефрен (Хафра). Он так же построил себе пирамиду в Гизэ. По великолепию отделки она даже превосходит пирамиду Хеопса. Высота ее 143,3 м, основание 215,3. Верхний храм был больше чем у отца, был вымощен розовым гранитом, был более сложным по планировке. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы(Сфинкс- фантастическое существо, лев с головой человека, олицетворение мощи фараона.). Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.
После правл-я 4-й династии наступает спад в строит-ве пирамид. Последний фараон династии Микерин не смог построить столь грандиозные сооруж-я как его предшественники. Он строит пирамиду ниже пирамиды Снафру вполовину 66,4 м.
Его сын Шнпсескаф последний фараон 4-й династии уже отказывается от строит-ва пирамид и строит мастабу. Памятник Шепсескафа в его конечном состоянии имел вид гигантского саркофага длиной 100 м, шириной 75 м, высотой 18 м. С окончанием его правления наступает переходный период.
13. Скульптура Древнего царства.
В период др.царства так же развивалось ис-во скульптуры. Все они хранились в храмах или пирамидах. Они носили ритуальный хар-р и подчинялись осн.законам. Все фигуры были статичны, фронтальны и тяжеловесны. Принцип симметрии и принцип фронтальности были основными в этот период.
Шедевром скульптуры др.царства являются Сфинксы при входе в храм Хефрена. Это фантастическое животное с телом льва и лицом чел-ка. На голове царский платок – клафт, на лбу змея (урей) и ритуальная борода (мудрость). Длина туловища сфинкса – 57 м, с лапами и хвостом – 73 м.
В этот период выдел.2 типа скульптур: сидящая (основная) и стоящая. В ранних скульптурах рука фараона лежала на сердце с посохом, в поздних вар-тах в руках жезл. В стоящих скульптурах одна нога всегда впереди, символ шага из вечности. Цвет кожи мужских скульптур – красно-кирпичный, женский – светло-желтый или розовый. У мужчины торс всегда обнажен – символ силы и вечной молодости.
Ярким примером такой статуи явл. статуя Хефрена в Гизэ. Выполнена из диорита. Высота 1,68 м. Фигура сидящая. На голове как и положено царский платок – клафт, есть ритуальная борода (мудрость). Сзади головы фараона располаг.сокол, что символизирует бога Гора. На лице абсолютное спокойствие (волнение, радость – земные чувства присущи только смертным), глаза без зрачка (взгляд в вечность).
Другая статуя Микерина – 97 см, Скульптурная группа, изображающая Менкаура в сопровождении богини Хатхор (слева) и богини-покровительницы одного из номов Мве. Фараон одного роста с богинями, т.е.равен богам. Богиня Мве счит.местной богиней нома, откуда исходит династия. У нее одна нога видвинута вперед, шаг в вечность. Все персонажи изображ.только молодыми. Молодость – символ жизни.
Помимо фараонов статуи так же возводились и жрецам, т.к.они были 2 людьми после фараона. Ярким примером явл.статуя жреца Каапера, ее еще наз. «Сельский староста». Статуя изображена оч.реалистична, чего нельзя было делать в статуях фараона (все должно быть идеальным). Выполнена статуя из дерева.
Так же делали скульптуры писцов, т.к.они были оч.почитаемы, были грамотными и знали язык фараонов. До нас дошла статуя писца Каи. Изображен в поза лотоса. Высота 53,5 см. Сделана фигура из известняка. Поражают глаза, к-е сделаны из различных камней и придают статуе живость. Черты лица реалистичны.
14. Ис-во Среднего царства. Храмовый комплекс Ментухотепа I (архитектурный кентавр).
Ср.царство 21-нач.19 века. В 4-й династии мы видим сниж-масштабов пирамидн.комплекса, меняется техника строит-ва, снижаются масштабы. Фараоны 5 династии возвращаются к строит.пирамид, но они оч скромные. Усиливается роль знати. Усиливается строит.их гробниц. При 6 династии к управл-ю стали привлекать номархов, в своих номах они стан.полноправными хозяевами, у некот.была даже своя армия. Они начин.строить новые «скальные» гробницы, характерные для эпохи средн.царства. Внутри это были настоящ.дворцы, с внешн.стороны – простая скала. При 6 династии происх.развал страны и начин.1 перех.период. В этот период массов.хар-р приобрет.строит.»скальных гробниц». Тайны строит.пирамид распостр.апо всей тер-рии Египта. Всвязи с этим появл.новая кладка, формир-ся школы, появл.строит.многоэтажн.построек. Камен.строит-во стан.основным. С приходом 11 династии страна снова объединяется и наступ.период средн.царства. Самым оригин.и масштабным сооруж-ем этого периода явился храм фараона Ментухотепа III. Его храм условно наз. Архитектурный кентавр, т.к.он соединил пирамиду, верхн.и нижн.храм вместе. Нижн.храм наход.там где ему положено ок.Нила. От него вела дорога жизни, к-я представл.собой замечат.архитектурн.сооруж-е. Она была 1200 м постоянно поднималась вверх. Ширина ее была 33 м, а по бокам с двух сторон стояли статуи фараона в хепсетном одеянии. В этом комплексе сооруж-ий впервые появл.поритк из 64 колонн. Передний ряд желтый (символ солнца), второй голубой, синий (небо). Верхний храм располаг.на портике. Он был окружен колоннадой – 120 колонн. На верхнем храме располаг.верхняя часть пирамиды. Заходя с востока перед нами предстает гипостильный (многоколонный) зал. Здесь колонна выносится во вне. Весь храм примыкает к скале, где наход.скальная гробница.
15. Ис-во 2-й половины Средн.царства. Храмовый комплекс Аменемхета (Лабиринт).
2 половина средн.царства наступ.с приходом 12 династии. В это время столица из Фив переносится в Ит-Таун («Объединяющий обе земли»). Снова появл.интерес к пирамиде. Они строятся по принципу как в Древнем царстве, но по масштабам конечно уступают. Измен.принцип строит-ва. Материалом вместо камня стан.кирпич-сырец, что конечно было не оч.хорошо, т.к.строения из кирпича не дошли до нас. Камень клали только в основание, либо каркас делали из кирпича.
2-я половина ср.царства отмечена огромным прогрессом скульптуры. Она стан.самост.видом ис-ва. Конечно по масштабам она уступ.пирамидам и храмам, но она оказ.более сильное эмоц.влияние. Для лучших пр-ий этого периода хар-но:
Ярк.реалистическая манера, преодоление каноничности, полное безразличие к красивости. Скульптура стан.портретом фараона. Если его изображ.суровым то использ.жесткие материалы (мрамор), если мягкий, то известняк. Т.о.с помощью материала передавали хар-р фараона. В этот период даже нашли скульптуру, где фараон изображен старым. Это нонсенс.
Живопись так же формир-ся как самост.вид ис-ва. Она берет свое начало из пирамид. Важн.роль начин.играть цветовая гамма. Даже делались экспедиции для поиска нов.красок. Здесь тоже наблюд.реалистичная тенденция. Начин.изображ.простой люд на охоте, работе. Реалистично изображ.природа.
Сам.ярким строением этого периода стал Храмовый комплекс Аменемхета Лабиринт. Укрепление экономики позволило усилить строительство, видное место в котором продолжали занимать пирамиды. Начавшееся снова увеличение царских усыпальниц завершилось грандиозным строительством Аменемхета Ш в Хавара. Хотя и здесь пирамида была сложена из кирпича и только облицована известняком, однако в ней было много особенностей; так, например, погребальная камера была высечена из глыбы отполированного желтого кварцита. Так же поражают скульптуры внутри храма и сооружением неподалеку от него двух колоссов Аменемхета III из желтого блестящего кварцита, достигавших вместе с пьедесталами 18 м высоту. Особенную же известность получил заупокойный храм при пирамиде. Ширина храма 170 м, длина 200 м. Колоннады играли большую роль в оформлении всего сооружения и явились одной из его особенностей. Зодчие Среднего царства вообще значительно шире применяли колонну, чем их предшественники. Они создают новый тип колонн, капители которых украшены рельефными головами богини Хатор. Новым в храмовом строительстве было появление и пилона, то есть оформление ворот в виде двух башен с узким проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых, покрытые позолоченной медью, ярко горели на солнце. В храме появл.отдельно стоящие скульптуры, т.о.скульптура выносится на общее обозрение. Лабиринт – уник.комплекс. С его строит-ва начин.сущ-е многие виды ис-ва. Пирамида теперь теряет гл.знач-е, на 1-й план выносится храм, но не до конца, пока он еще явл.частью пирамиды.
16. Ис-во 2-й половины Ср.царства. Новые веяния в живописи и скульптуре. Скульптурный портрет.
2-я половина ср.царства отмечена огромным прогрессом скульптуры. Она стан.самост.видом ис-ва. Конечно по масштабам она уступ.пирамидам и храмам, но она оказ.более сильное эмоц.влияние. Для лучших пр-ий этого периода хар-но:
Ярк.реалистическая манера, преодоление каноничности, полное безразличие к красивости. Скульптура стан.портретом фараона. Если его изображ.суровым то использ.жесткие материалы (мрамор), если мягкий, то известняк. Т.о.с помощью материала передавали хар-р фараона. В этот период даже нашли скульптуру, где фараон изображен старым. Это нонсенс. Т.к.он был очень самодостаточным он позволил себе изобразить себя реально.
Непревзойденным произ-ем ис-ва признана скульптура Сенусерпта 3. Это пик разв-я скульптурного портрета. Здесь присутствует абсолютный реализм. Особенности: ярк.реалистичн.манера, художник не скрывает недостатки, реальное историч.лицо со всеми анатомическими особенностями. Происходит преодоление канона. Берет свое начало династический портрет – разные изображ-я одного и того же лица по возрасту.
Живопись так же формир-ся как самост.вид ис-ва, отделяется от скульптуры. Она берет свое начало из пирамид. Важн.роль начин.играть цветовая гамма. Даже делались экспедиции для поиска нов.красок. Здесь тоже наблюд.реалистичная тенденция. Начин.изображ.простой люд на охоте, работе. Реалистично изображ.природа. Художник начинает осознавать себя самостоятельным мастером.
17. Ис-во нового царства. Храм Амона в Карнаке.
С 16-11 века. Время династий с 18-20. Власть постеп.теряет сакральность. При правлении 13 династии начин.гражд.война и страна раздел.на 2 части. На севере правит 14 династия, на юге – 13. Армия так же разделилась, что привело к ослаблению страны. Этим начали пользоваться соседи из Азии (гексосы). Они образовывают свое гос-во, копируют фараоновскую символику и правят в восточной части. Их столицей был г.Аварио. Т.о. 15 и 16 династии – гексосские.
17 династия образуется в Фивах и борется за освобождение Египта и его объединение. Они воюют с гексосами и в 16 веке побеждают. Начин.правл-е 18 династии – фараоном стал Яхмос 1, с его правл-я начин.период Нового царства. Постепеннно Египет разрастается по масштабам и в итоге стан.самым могущественным в мире. Офиц.столицей стан. Фивы. В этот период начинается модернизация религии. Египтяне вводят культ своего бога Амона и соединяют его с богом солнца Ра, т.о.появл.новый бог Амон-Ра.
В период нового царства храм окончательно выходит на 1 план и стан.гл.архитектурн.эл-том. В честь бога Амона был построен храм при 12 династии. Наз. «Каменной летописью Др.Египта». Гл.архитектором был Инени. На протяж.2 тысячелетий этот храм расстраивался.
Храм представл.собой вытянутый прямоугольник, разделенный на 3 отдельн.самост.сооруж-я: 1 – открытый двор, 2 – депостильный храм, 3 – святилище. По высоте эти здания выстроены сверху вниз (идея от солнца к тьме), а фундамент идет снизу вверх.
Храм строился на вост.берегу Нила. Дорога к храму начин.от самой высокой воды при разливе. Она представляла собой дорогу сфинксов. Они уже не с головой льва, а с головой барана. Баран – новый символ бога Амона, символ плодородия. Тело льва – символ бога Ра. Эти статуи считались вместилищем духа бога Амон-Ра. Считалось, что проходя по этой аллее чел-к очищался, отрекался от всего земного. Аллея шла от воды до самых ворот в храм. Вход представлял собой пилон. Он представлял собой трапецию – высота 44 м, длина 113 м, толщина стены 15 м. Она была декорирована рельефом на кот.изображ.картины правл-я того или иного фараона. Перед пилонами стояли скульптуры фараона (стоя или сидя). После аллеи богов стояли 2 обелиска. Раньше обелиски были символом бога, а теперь он стал символом фараона. Он был 4 гранный и сужался кверху и заканчив.пирамидоном. На него попадали 1 лучи солнца и это восприн.как присутствие бога Ра. Далее следовали пилоны, к-е имели узкий проход, чтобы создать естеств.порядок идущих. Затем мы попадаем в солнечный открытый двор. Здесь располаг.36 колонн, здесь были скульптуры всех богов, чтобы каждый кто приходил сюда мог молиться своему божеству. Размер двора 97,5 м х 79,25 м. 36 колонн по 12,8 м в высоту. В центре наход.еще одна колоннада из 10 колонн. Они указ.направл-е куда следовало идти дальше. Колонны были декорированы. Далее мы попадаем в депостильный храм. В нем 134 колонны. Масштаб храма 52х103 м. Вверху колонн есть капитель, к-я изображ.распустившиеся бутоны папируса. Куда бы мы не смтрели везде упираемся в колонны – идея тростник.зарослей. Потолок сдел.под звездное небо, оно как будто парит, потому что не видно подпорок. Колонны располож.так что прямые солнечн.лучи не проникают и получ.полумрак. Наконец следует 3-й пилон. Он окончат.отдел.тот мир. Туда попад.только высшие чины (родственники фараона).
Весь комплекс наполнен скульптурами (свыше 86 тысяч). Росписи одного зала заним. 2,5 га. Это один из самых богатых и грандиозн.храмов. Греки его даже причисляли к одному из чудес света.
18. Искусство амарнской эпохи.
Амарнский период при правлении 18 династии фараона Эхнатона. При Аменхотепе III Египет достигает высшего расцвета. Фараон при жизни почитается как Бог. Вместе с почитанием фараона растет почитание бога Амона. Жречество так же набирает силу и становится соперником фараона. С приходом Аменхотепа IV начин.почит-е второстеп.бога Атона. Аменхотеп принимает новое имя Эхнатон и покидает Фивы и основывает г.Ахетатон на месте деревни Тель-эль-Амарна. Он вводит Атона в ранг госуд.религии, запрещая культы др.богов.
Ахетатон представл.собой вытянутый прямоугольник вдоль Нила. В центре города стоял большой храм Атона. При его постройке был применен не характ.для Египта материал – кирпич-сырец, т.к.храм нужно было быстро построить камня не хватало.
Главным сооруж-ем являлся храм Атона. Храм ориентирован с востока на запад (движение солнца). Окружала его стена с входом в виде пилона. К его башням были прикреплены мачты с флагами. В храме не было крытых залов, он представлял чередование открытых дворов. Каждый двор в центре имел проход слегка приподнятый, по сторонам которого наход.несколько жертвенников. Это сделано для того, чтобы люди общались с Амоном без препятствий и каждый мог приносить жертвы богу (раньше это делал только фараон). Храм был открыт для всех желающих (для того чтобы укрепить веру людей). Чтобы придать зданию нарядность архитекторы удел.много вним-я декорировке. Стены и колонны были покрыты цветн.рельефами, части фигур выполнялись вставками различн.камней.
Такая планировка повторяется и в более меньшем дворце Атона. Дворец разделялся на жилую и официальную части. Обе части были соединены мостиком, к-й был разделен на 3 пролета: средний для конниц и отрядов войск, по краям для пешеходов. Над средней частью располаг.проем, к-й наз.»окно явлений». Там в особых случаях появл.фараон.
На юге Ахетатона наход. дворец Мару-Атон. Он был летней резиденцией фараона и заним.не такую обширн.территорию как дворец. В сев.части дворца наход.проход, к-й вел в сад с овальным бассейном.
На севере ахетатона наход.» Замок Атона». Этот дворец премичателен тем, что там наход.небольшой зоопарк, для развлеч-я фараона и его семьи.
В этом комплексе появились нов.виды колонн: к-е копировали изгибы стволов деревьев, колонны в форме связок папирусов. Новым приемом было применение различн.камней для разных частей колонн.
В этот период появились и замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. В них переданы лирические настроения, естественные человеческие чувства. Эти новые, неканонические особенности отличают скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити и их шести дочерей. На рельефах царица и царевны сопровождают Эхнатона повсюду. Часто изображали природу, животных (в росписях храма). Очень реалистично.
19. Искусство древней Греции. Общая характеристика.
20. Искусство Гомеровского периода.
11-8 вв.до н.э. Этот период еще называют «Темные века», т.к.это период страшного упадка, разрухи. Была утеряна письменность. Только в 9 веке заимствовали алфавит у филлипинцев. Это и дало толчок к разв-ю всей к-ры.
Из архитектуры этого времени до нас почти ничего не дошло. Дошли образцы греч.дома. Такой дом наз. мегарон и представл.собой прямоугольное помещение с очагом в центре и отверстием для дыма в потолке. Сначала они строились из досок, бревен. Позже из кирпича-сырца. Боковые стены – анты выступали, вместо них позже будут использ.колонны. Двускатная крыша появляется у дорийских племен. Размеры мегарона 10-12м х 4-5 м.
От скульптуры до нас практически ничего не дошло. Известно только о ксоанах – так наз.идолах, к-м поклонялись дорийцы. Они представл.собой бревно, на кот.процарапывался лик. Позднее процарапывалась и одежда. Чаще всего изображ.бога Диониса. Монумент.скульптуры еще не было. До нас дошли пр-я мелкой пластики. В осн.это статуэтки культового назначения. 1-е образцы – статуэтки Геракла. Они дел.из глины, керамики, дерева. Статуэтки примитивны, несовершенны, непропорциональны. Но всегда сохран.мощные бедра, ноги, ягодицы. В статуэтках впервые появл.идеал воина, поэт.мужчин изображ.с широкими плечами, крепкими ногами. Важн.атрибутом у воина была лошать, т.о.начин.формир.образ кентавра.
Скульптуры этого периода статичны. Примером явл.статуэтка «Сражение Геракла с Кентавром». Геракл – символ грека, он изображ.выше кентавра (сила, превосходство). В этой статуи 2 идеи: победа греков над варварами, победа чел-ка над своими нечеловеч.страстями. Все греч.ис-во антропоцентрично.
Все живописн.ис-во дошло до нас по описаниям. Живопись в осн.представлена росписной керамикой. Наиб.ярко представлена в вазописи. Разв-е было неоднородным. Выдел.3 вида вазописи : субмекенский – формир.в сер.12 – 11 вв.до н.э. Сосуды очень грубые, рисунок элементарный (точки, линии).; протогеометрический – с сер.11-сер.10вв. Сосуды начин.покрываться краской темно-коричн., несколько полос оставл.незакрашенными и на них наносят узоры. Начин.применяться гончарный круг, циркуль и линейка. Поэт.круги, линии стан.абсолютно точными. Форма сосудов стан.оч.рахнообразной, усложн.роспись, узоры склад.в определ.орнамент. Их насчит. Ок.400 видов; геометрический – с 9-8 вв. Совершенств.формы сосудов, орнамент, узоры. Появл-ся растительн.мотивы. Впервые появл.изображ-я животных. Они изображ.статично, геометрично. Они стан.эл-том орнамента. Появл-ся изображ-е чел-ка. Голова в виде круга, туловище треугольн., мощн.ноги. Изображ-е плоскостное.
21. Архаический период.
8-6 вв. В этот период закладываются все осн.процессы разв-я греч.к-ры. В этот период появл-ся полисы. Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Древнегреческий полис – закрытое государство, то есть жители полиса были привязаны к общине и не могли её покидать.
В этот период начинают строиться храмы. Храм занимал лучшее место в городе и строился в честь бога-покровителя. Первые храмы строились из дерева, затем из глины. Различ.несколько типов храмов:
1. Храм в Антах. Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах». Он состоял из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Всем этим «храм в антах» был близок к древнему мегарону.
2. Простиль – храм с рядом колонн впереди (обычно 4). Внутри наход.центральная часть храма – наос. Разновидностью такого храма явл. Амфипростиль, на переднем и заднем фасадах наход.портики как правило из 4 колонн.
3. Периптор – самый основной вид греч.храма. Слож.в 1 пол.7в. Спереди четное кол-во колонн 6 х 4, или 8 х 12. Есть разновидность – псевдопериптор, у него полноценные колонны только на фасаде, а с остальных сторон – полуколонны.
4. Диптер – тип храма, окруженный со всех сторон не одним а двумя рядами колонн.
5. Круглые храмы: моноптер – храм без несущих стен (наоса), кровля которого поддерживается только колоннами; толос – круглое сооружении с колоннадой внутри, снаружи стена со входом.
22. Формирование ордерной системы в период архаики.
В 7в.начинает формироваться ордерная система. Ордер – строй, порядок. В ордерн.системе размеры колонн должны быть согласованы между собой, а так де со всеми эл-тами храма. К сер.7 века начин.форм-ся дорический ордер. Он возник.на Пелопанесском п-ве. Колонна ставилась на основание (стереобат). Дорич.колонна была:
- без подставки, вырастала из стереобата (основание).
- сост.из барабанов (чтобы убрать срезы барабанов делались конилюры – желобки. Они придают устремленность вверх. Их было от 16-20. Канилюры созд.эфеект светотени.
- высота колонны сост. 4 диаметра.
Храмы дорич.стиля были приземисты и тяжеловесны. Средняя высота дорич.колонны 5 нижних диаметров. Вообще колонны символизировали стволы деревьев. И по форме у них на 1/3 высоте делалось расшир-е, а к верху снова колонна сужалась.
Завершалась колонна капителью, к-я сост.из 2-х эл-тов: эхин (переходн.часть от колонны к капители, «каменная подушка»); абак (прямоугольная плита, к-я прин.на себя всю тяжесть).
Далее идет антаблемент, к-й сост.из архитрава, фриза (триглифометопного) и карниза. Триглифы размещ.по краям и являются как бы продолжением колонны. Между ними находилась метопа. Весь антаблемент заканч.карнизом. В карнизе самым интересн.является фронтон. Этот треугольник счит.божественным, как бы соединением небесного и земного.
Дорич.ордер наз.мужским.
Ионический ордер слож.к сер.6 века. Появляется на базе дорического. Здесь колонна всегда стоит на базе. Увелич.кол-во конилюров – 24. Они стан.более глабокими, острые углы срезаются, что придает полоскам как-бы свечение. Это придавало колонне стройность. Высота колонны 7-9 диаметров. Капитель тоже отлич. Она представляла собой валюту. Фриз в этом ордере сплошной и декорированный. Этот ордер наз.женственным.
23. Скльптура архаического периода.
Толчок развитию греч.скульптуры дали храмы, в кот.зарождался рельеф и барельеф. Архитектура и скульптура этого времени тесно связ.друг с другом.
Наиболее ярким образцом этого периода явл.статуя, посвященная божеству – «Артемида Делосская». В этой статуе отмечена статичность, фронтальность, симметричность.
Другая статуя «Гера Самосская» своей нижней частью напомин.колонну. Пальцы ног у этой фигуры очень точно промоделированы.
Вообще скульптуры этого периода полностью задрапированы, и перед художником встает задача показать очертания тела через ткань, через одежду.
Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах храмов — под двускатной крышей, — назывались фронтонами. Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.
Что касается храмов, то в них начин.на метопах изображать различные сюжеты. Эти сюжеты были самыми разнообразными (историч., военные), в осн.в этих изображ-ях присутствуют 2-3 фигуры. Фигуры непропорциональны, приземисты. В этих изображ-ях еще нет единого сюжетного действия, композиции. Нет общего масштаба фигур. Все фигуры фронтальны.
Ярк.примером явл.метоп «Поединок Персея с медузой гаргоной». В этой композиции мы как раз видим несоразмерность фигур. Медуза по размерам изображ.больше Персея, но он ее одолевает. Здесь конечно залож.идея силы человеч.духа, ттак же показано как велико зло, но что чел-к может его победить. В углу этой композиции Афина, что символизирует постоянное присутствие с нами Бога.
Так же на фронтоне тоже изображаются определенные сюжеты. Здесь впервые появл.новый прием – коленопреклонного бега. Лица на фронтоне всегда смотрят на созерцающих.
К концу 6 в.завоевывается пространство и глубина в скульптуре. Первонач.глубина передавалась с помощью показа нескольких планов, а не только фронтального. Но сами фигуры от стены еще не отстают.
24. Скульптура как самост.вид в эпоху архаики.
Наряду с храмовой так же начин.развив.скульптура, как самост.вид ис-ва. В 776г.появл. Олимпийские игры. На них в честь трижды побеждающих водружались скльптуры, к-е наз. Курос – это обнаженные статуи мужчин. Среди подобных статуй оч.многие были посвящ.простым людям: воинам, атлетам. Изображ-я бога и чел-ка перестают отличаться. Тип Куроса слож.на Пилопанесском п-ве. Тип архаич.скульптуры формир-ся под влиянием египет.скульптуры. От нее греки заимствовали: фронтальное, статичное изображ-е, выдвинутая лев.нога, прижатые к туловищу руки сжатые в кулаки. По внешн.признакам скульптуры будут оч.похожи на егип.скульптуры, но по внутр.содерж-ю здесь будут большие отличия:
- греч.статуи обнаженные, что показ.повыш.интерес к структуре человеч.тела,
- у греков не было идеи вечности,
- скульптура не зависела от окруж.пространства (у египтян она вырастала из колонны, пилястра).
Идея совершенства у Греков будет главной!!!
В эпоху архаики куросы еще фронтальны, с 6в.начнут отходить от этого, курос будет всегда стоять прямо, статично, но внутренне уже будет заложена некая энергия, структура тела четко прописана, лицо никогда не было портретным.
Самые ранние куросы наз. Сунийские. К концу 6в. – античные куросы (руки уже не в кулаках). Одним из 1-х авторов куросов был Полимер Аргосский.
Другая разновидность скульптуры в эпоху архаики Коры – женские статуи. Они созд.по той же методике что и куросы. Они фронтальны, статичны, в полный рост. Женские статуи отлич.от куросов:
- руки свободны, левой как бы придерж.полы одежды, а пр.какой-то предмет (гранат, фигурки богов),
- никогда не изображ.голыми, всегда задрапированы от плеч до пят. Здесь скульпторы столкнулись с проблемой изображ-я одежды. Вообще в этих статуях вним-е скульптора в большей мере удел.одежде, прическе и лицу.
- коры всегда были цветные.
Яркие примеры кор: «Кора Фрасиклея» - в руке статуэтка божества к кот.она обращаетя. В этой коре формир.классич.тип одежды для архаики.
«Кора в пеплосе» - у этой коры рука отодвиг.от тела, более свободна. У нее ярко выражена улыбка, лицо более живое и более индивидуальна.
В этот период появл.первые попытки изображ-я на лице каких-либо эмоций. В этот период находят «Задумчивую Кору», «Мрачную Кору».
Одна из самых ярко дикорированных кор «Кора Антенора» - в высоту 2,15м.
25. Живопись греческой архаики. Вазопись.
Вся живопись этого периода сосредоточена в вазописи. Развитие керамики в этот период достигло высоких результатов. Сосуды становятся ровные, тонкие, разнообразные. Все это связ.с появлением ручного и ножного гончарного кругов.
Развитие живописи (вазописи) представлено в 3 стилях:
1. Ориентализирующий (ковровый)
2. Чернофигурный (сер.7в.до н.э.)
3. Краснофигурный (конец 6 в.до н.э.)
Ориентализирующий (ковровый) стиль. Для него характерно изображ-е животных и растений. Поверхность очень пестро расписывается. Все пространство заполняется орнаментом, точками и т.д. Отсюда название ковровый. Фигуры располагались горизонтальными полосами т.е. «ковром». Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. Недостатком этого стиля была сверхмерная аляповатость. Пример такого стиля «Гидря Аналата» - сосуд для воды высотой 80 см.
В сер.7 века на смену ковровому приходит чернофигурный стиль К-й наивысшего расцвета достиг.в Атике. В этом стиле орнамент теряет свое гл.знач-е, стан-ся дополнением основного рисунка. На вазах чаще начин.изображ.сцены охоты, пира, религиозные события. На 1-й план выходит сюжетное начало. В этот период работы начин.подписываться. Ярким примером явл. «Ваза Франсуа» - на ней изображено 12 мифол.событий, 66 см в высоту.
«Амфора Эксетия» - сцена Ахилла и Аякса за игрой в кости.
«Ваза Эфрония» - Геракл на ложе.
Краснофигурный стиль появл-ся на пике разв-я чернофигурного стиля в 6в. Техника была придумана в Афинах. Сначала появл.красно-черная ваза «Амфора Андокида» (одна стор.чернофиг., др.краснофиг.). На ней изображ.пиршество Геракла на Олимпе. Эта сцена изображ.с двух сторон в черно и красно-фиг.стиле. В краснофиг.стиле появляется глубина. Рисунок более объемный, более богатый. Появляется ракурс различн.частей тела. Рисунок (композиция) становится в центре самост.видом ис-ва. Постеп.в этот период начин.отход от мифологич.сюжетов. Им на смену приходит жанровая тема. Но этот стиль своего расцвета достиг уже в период греч.классики.
26. Искусство ранней классики. Характерные особенности.
Классика 5-4вв до н.э. Делится на 4 этапа: строгая классика (490-450 гг) наз.периодом строгого стиля; высокая классика (450-410 гг); поздняя классика (410-350/25 гг).
На рубеже 6-5 вв.происходит перелом в искусстве. Уходят в небытие архаические законы ис-ва. Вазопись как раз характеризует этот переломный период. Вазопись выходит из архаики и предопределяет всю классич.вазопись. В этот период появл.краснофигурный стиль.
Краснофигурный стиль появл-ся на пике разв-я чернофигурного стиля в 6в. Техника была придумана в Афинах. Сначала появл.красно-черная ваза «Амфора Андокида» (одна стор.чернофиг., др.краснофиг.). На ней изображ.пиршество Геракла на Олимпе. Эта сцена изображ.с двух сторон в черно и красно-фиг.стиле. В краснофиг.стиле появляется глубина. Рисунок более объемный, более богатый. Появляется ракурс различн.частей тела. Рисунок (композиция) становится в центре самост.видом ис-ва. Постеп.в этот период начин.отход от мифологич.сюжетов. Им на смену приходит жанровая тема. Но этот стиль своего расцвета достиг уже в период греч.классики.
Крупнейшие мастера: Андокид, Эвкимид, Эвфроний, Эпиктет, Дурис.
Эвкимид в своих рисунках впервые: изобразил ноги в разных ракурсах, через складки пыт.передать тяж.и легк.ткань; 1-м применил орнамент; впервые использ.пальметку. Самая его известн.ваза «Проводы Гектора» - в центре Гектор, мать с отцом помог.ему одеваться. Здесь впервые одна нога героя смотрит на нас.
Эвфроний Так же работает в Атике. Его рисунки оч.реалистичны. Он впервые понял, что одежда может повторять контуры тела. Обращает вним-е на анатомию тела людей и животных.
« Пелика с ласточкой» - полное изображ-е лица, смотрящее вверх. Все оч.реалистично.
27. Архитектура и скульптура ранней классики.
В 5в.греч.архитектура завершила свое становление. В эпоху архаики появл.2 ордера, появл.различные виды храмов. Периптр становится главным. Наиболее активно разв-е периптра наблюдается именно в раннюю классику 5в. В этот период так же появл.новый ордер Коринфский. Он появл.на базе ионич.ордера. Есть база, канилюра, верхн.часть в точности ионич. Отлич.только капителью. Она больше. У греков этот ордер не прижился, его любили Римляне.
Дорич.храм в это время тоже притерпел эволюцию: храмы менее вытянуты, более компактны; преодолен контраст между несущей и несомой частями; измен.соотнош-е колонн, ушло нечетн.кол-во колонн на фасаде. Соотнош-е стан. 6х13, 8х17; измен.строит.материал, гл.стан.мрамор; начин.удел.вним-е ландшафту где нах.храм; скульптура отдел.от фронтона и стан.самост. Несмотря на эти достиж-я эта арх-ра носила перех.хар-р. Она подгот.высокую классику.
Храм Афины Афайи храм построен на самом высок.месте в нескольк.км от столицы Эгины. С этого места был виден Акрополь. Храм был окруж.стеной, вход наход.снизу с южн.стороны. Справа были пристройки быт.назнач-я. Выше с вост.стороны наход.жертвенник. Стены храма были вылож.из известняка и покрыты мраморн.крошкой. Полностью из мрамора были сдел.только фронтон и скульптуры. В этом храме скульптуры были раскраш.что показывает еще влияние архаики. По фасаду наход.6 колонн по бокам 12. 15,5м х 30,5 м. Колонны здесь уже более стройные, изящные, но антаблемент все еще тяжелый (переход от архаики к классике). Этот храм известен своими фронтонными скульптурами. Найдено 15 скульптур. На обоих фронтонах изображ.битва греков с Троянцами. На восточн.фронтоне – 1-й поход, на зап. – 2-й. На этих фронтонах мы видим что они имеют единый сюжет, фигуры все соразмерны, они уже не явл.рельефом, а явл.самост.скульптурами. Архаику в этих фронтонах напомин.симметрия (6 фигур с одной стор. 6 с др.). Фигуры бойцов изображены более реалистично, в разных позах. Это хорошо видно на фигуре «Атакующего воина» - показаны ребра, мышцы, грудная клетка немного плосковата. Но все это еще изображ.обобщенно. Лицо не соотв.напряж-ю метания. Лицо спокойное с архаической улыбкой. Прическа тоже еще в архаич.стиле.
Интересной явл. Фигура «Раненого воина» -он изображен вынимающим стрелу. Поза соотв.действию, а вот ноги выполнены в архаич.стиле. Рука свободно отброшена словно сама по себе. Пр.рукой он вырывает стрелу, но лицо снова не соотв.моменту. На лице улыбка.
На вост.фронтоне интересн.явл.фигура «Умирающего воина» - эта фигура уже менее зависима от архаики. Впервые ноги соотв.реальн.полож-ю тела. Это прорыв в скульптуре. Впервые разворот тела показ.что чел-к хочет подняться. Выраж-е лица более человечно, более живое. Но прическа пока архаич.
В центре композиции на фронтоне стоит скульптура Афины Афайи Это одна из сам.архаич.скульптур в композиции, т.к.она божество. Все в ней уравновешено – справа щит, слева легкая одежда и копье, что созд.равновесие. Хитон до пола – на нем изображ.узоры, к-е тоже симметричны. Это придает статуе статичность. Моделирована фигура тоже архаически – лицо смотрит анфас, ноги в профиль. На лице архаич.улыбка. С вост.фронтона лицо более фивое. Улыбка не так ярко выражена. Она более округлая мягкая, нет скуловатости, остроты.
Было еще 2 храма, к-е готовят появл-е высок.классики: 1. Храм «Посейдона в Пестуне», 2. Храм «Зевса в Олимпии».
28. Живопись ранней классики. Полигнот.
С 5в.начин.расцвет живописи. В основе ее леж.рисунок. Живопись включ.в себя рисунок+узор. Было 3 метода:
-фреска (рисов-е по сырой штукатурке)
- метод темперы (краски смеш.с яичн.желтком)
- метод энкаустики (созд.в 5в. Восковая живопись, краски смеш.с воском и нанос.на грунт).
1-м известн.художником был Полигнот (510-440гг). Происходил из потомств.семьи художников. Его признали родоначальником классич.живописи. Работал в Дели, Афинах и др.
В храме Диоскуров Полигнот изобраз.похищение дочерей Левкита. И здесь впервые он изобраз.женск.фигуры в прозрачной одежде. Это конечно было нонсенс. После этого он был приглашен в соседнюю Биотию где был постр.храм Афины Афайи его приглас.расписать этот храм. В этом храме он изобраз.сцену избиения Одиссеем мужчин приставших к Пенелопе. Здесь есть работа с мимикой. Вообще Полигнот был тонким философом. Он в своих работах показ.не само действие а последствие.
Он напис.2 картины: на мифол.и историч.сюжет. В кач-ве мифол.темы он выбрал «Разруш-е Трои». В центре вним-я снова не действие а последствие. Он изображ.утро след.дня. азруш.город, руины, мертвые лошади, люди. Вторая картина «Битва при Эное» она была на соврем.тему конфликта между Афинами и Спартой. С этой картины начин.историч.живопись в Греции. Снова в центре событие – подготовки к битве. Момент полного напряж-я.
Полигнот польз.почетом в Греции. Ему даже дали афинское гражданство. Он был митеком. В 50-е годы ему предлаг.расписать Лесху (дом собраний, заседаний) в Дельфах. Он выбрал темы «Гибель Трои» и «Путешествие Одиссея в царство мертвых». Здесь он изобраз.100 фигурю Нашел нов.технич.прием – неровного рельефа (холмы, горы). Это придало глубину картине и помогло вместить 100 фигур. Впервые начин.изображ.хар-р чел-ка. Все фигуры на этих полотнах объединены единым эмоц.настроением. Фигуры, находящ.в центре более ярко передают хар-р, к-е дальше фигуы, тем мимика проще. Находит нов.прием – полуоткрытый рот. Ему удалось в глазах всех героев отразить «Трояскую войну».
Полигнот первым начал:
- показ.мимику;
- изображ.чел-ка с полуоткрыт.ртом;
- изображ.умирающего чел-ка
- передавать современников;
- изображ.женские образы;
- как никто другой передавал этику души.
29. Искусство высокой классики.
Представителями высокой классики явл. Аполлодор, Зевксис и Паррасий.
Аполлодор продолжил открытия Полигнота. Совершил переворот в живописи:
- создает свои картины на дер.досках (темперы). До него были фрески.
- живопись впервые не связана ни со скульптурой, ни с архитектурой. Она стан.самост.видом ис-ва (станковой)
- самым важн.является то что она ввел в живопись эл-ты перспективы и светотени для объемн.изображ-я.
Его наз. Скиаграфом – тенеписец. Он сделал послабление тени, она стала яркой, бледной, разнообразной. Теперь художник рисует так как он видит предмет, а не так как он его знает. Первонач.его ТВ-во не было признано. Эта иллюзия рассчитывалась как обман, счит.что он уводил людей во тьму. Считалось что он писал копию копий. Он явился чел-ком, к-й впрвые разделил художников на 2 направления.
Его уч-к Зевксис Признан выдающ.художником своего времени. В Афесе он созд.школу к-я отлич.яркой светотеневой живописью. Он написал огромное кол-во картин. Был новатором в сюжетах. Его сюжеты необычные и парадоксальные. Нередко его работы изображ.одного чл-ка «Элена прекрасная», «Эрот».
Паррасий так же был уч-ком Зевксиса и его соперником. Расцвет его живописи пришелся на нач.4в. Он очень хорошо передавал мимику. Это яркий шаг к появл.ю портрета. В одном герое он мог передавать различн.настроения. создавал сложные трагические образы. У него 2 известн.картины «Афинский народ» - изобразил противоречивость народа. «проникновенный прометей» - впервые изображ.не саму смерть, а ее появление, наступление.
Архитектура высокой классики. Афинский Акрополь.
Вершиной греч.ис-ва стало строительство Афинского Акрополя. Т.к.местность была выбрана неровная, холмистая, то архитекторам пришлось полностью отказ.от принципа симметрии. Все строения были ассиметричны. Планировка и постройка Акрополя при Перикле были выполнены по единому продуманному плану и в сравнительно короткое время под общим руководством великого скульптора Греции — Фидия. Здесь впервые здание можно было осматривать в движении (динамическая позиция). Здания как бы раскрывались по движ-ю процессии вверх здания вырастают на наших глазах. Весь комплекс превращается в оптическую симметрию.
Весь комплекс состоит из Парфенона, пропилей, храма Ники Аптерос и эрехтейона.
Пропилеи - торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Ширина пролета 20-21 м. Правое крыло нах.ближе. на пр.бастионе стоит ионич.храм, к-й придает легкость и уравновеш.пр.и л.стен. Далее следуе 6-ти колонный портик. Справа библиотека, слева пинакотека. Проходя дальше мы видим колонны в ионич.стиле. Этот стиль характериз.внутр богатство души чел-ка, при внешн.строгости присутств.внутр.богатство.
Храм Ники Аптерос - необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.
Парфенон – храм богини Афины Парфенос (Девы) – Возведен по приказуПерикла (447–438 до н.э.) на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Архитекторами были Иктин и Калликрат. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (длина – 69,54 м, ширина – 30,89 м) с 17 колонными по длинным сторонам и с 8 – по торцевым. Весь храм сделан из мрамора. Впервые колонны перестали штукатурить, а оставляли их натуральными. Внутри храма находилась знаменитая скульптура Фидия Афина-Дева. На невысоком постаменте возвышалась 12-метровая статуя. Афина на правой руке держала фигуру богини победы Ники, у левого плеча – копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придавали статуе величавую торжественность. Лицо, руки были созданы из слоновой кости, одежда и оружие из золота, глаза – из драгоценных камней.
Эрехтейон - выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.
Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид – вместо колонн здесь коры, 6 жен.фигур держат портик, ткань декорирована, а ноги напомин.колонны, 4х3. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами. Западная часть посвящена Посейдону, Эрехтею.