Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие культура обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя




 

Виды определений культуры

Описательный – перечисление (заведомо неполно) отдельных элементов и проявлений культуры, например, обычаи, верования, виды деятельности.

Антропологический – культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком.

Адаптивный – культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.

Функциональный – характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.

Нормативный – содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

Ценностный – культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

Идеационный – определяет культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.

Дидактический – рассматривает культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).

Исторический – культура есть продукт истории общества и развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

Психологический – указывает на связь культуры с психологией поведения людей и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

Социологический – культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Семиотический – рассматривает культуру как систему знаков, используемых обществом.

Символический – акцентируется внимание на употреблении символов в культуре.

Герменевтический (с греч. – толкование, объяснение) – представляет культуру как множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

 

При изучении общечеловеческой культуры нас должны интересовать следующие вопросы:

1) как происходит взаимодействие конкретных культур между собой

2) как они сливаются в единое целое – культуру определенной эпохи

3) чем определяется смена культур при переходе от одной эпохи к другой

4) что несет человечеству каждая эта смена.

 

Культура одновременно может пониматься и как абстрактное понятие, и как вполне конкретная единица. Варианты:

а) целое

б) совокупность эпох

в) объединение развивающихся одновременно региональных культур

г) множество конкретных культур разных стран и народов.

 

В свою очередь конкретная культура определенного народа также не является однородной, так как она зависит от:

- национального фактора;

- социальной структуры общества (элитарная и массовая культура)

- среды обитания общества (деревенская, городская культура)

- отдельных событий.

Таким образом, культура – это результат сложного взаимодействия и взаимопереплетения культурных ценностей, пестрая мозаика входящих в нее культур.

 

Классификация культуры:

1. По носителю:

– Мировая, общечеловеческая

– Национальная

– Региональная

– Городская, деревенская

– Социальных слоев и групп и т.д.

 

2. По генезису (происхождению, возникновению):

– Народная (языковая, экономическая культура и т.д.)

– Профессиональная (возникает позже народной и фиксируется)

 

3. По характеру:

– Общая (т.е. минимальные требования, которые предъявляются каждому человеку)

– Специализированная (например, монашеская)

 

4.По видам (хотя четкой границы между ними нет):

– Материальная

– Духовная

Материальная – производственно-технические знания, техника (технология, организация труда, условия труда, продукт труда); материальная культура быта (бытовые умения, навыки, знания, сервиз, вещи); культура физического развития человека (отношение к собственному телу: спортивные занятия, гигиенические знания, система учреждений, оборудование).

Духовная – духовные качества человека (сознание); духовные ценности (научные теории, нормы, традиции); интеллектуальная сфера (наука); эстетическая сфера (искусство); этическая сфера (мораль); социальная (государство, политика, право), религия.

В некоторых классификациях из духовной культуры отдельно выделяют художественную культуру.

Художественная культура – художественные ценности, унаследованные от предшествующих эпох и созданные в настоящее время, сам процесс творения произведений, творцы, группы и объединения профессиональных творцов, музеи, работники музеев, художественная критика и сами критики, публика.

 

О диалоге и полилоге культур. Полилог-это не только общение, но и понимание чужой культуры. Однако адекватному пониманию чужих культур мешает множество факторов:

1) проблема понимания, проблема чужого языка;

2) проблема «временного масштаба» (под культурной эпохой часто объединяют несколько столетий и судят об эпохе по конкретным произведениям и событиям, которые произошли в ограниченный период времени. Такой подход особенно характерен при изучении древних культур)

3) проблема «культурного фона» и «вершин» (часто культуру рассматривают по ее вершинам и не замечают ее культурного фона, например, 1820-1830 гг русской культуры ассоциируются с творчеством Пушкина и декабристами, хотя это одновременно и культура фамусовых, собакевичей, молчалиных, коробочек и пр., которые жили в тоже время и их было гораздо больше, чем Пушкиных и декабристов)

4) проблема реального влияния и восприимчивости (часто произведение, которое сейчас называется вершиной той или иной культуры, писалось в одно время, а выходило уже в другое, например, после смерти автора, т.е. в ту эпоху, когда оно создавалось оно не было известно и поэтому не могло оказать влияния на развитие культуры (про восприимчивость- пример про А. Ф. Лосева))

5) пролема деформации культуры (изучая культуру прошлого мы ищем то, что волнует нас, что нам интересно и тем самым выделяем какие-то отдельные темы, которые в нашем понимании являются главными, но вполне возможно, что в системе той культуры оно занимало совсем иное место. Отсюда картина изучаемой культуры деформируется)

6) проблема сохранности культуры

Охватить всю массу таких явлений сложно, поэтому надо искать по остаткам культуры нечто общее в них – алгоритм, основной стержень, что определяет культуру.

3.

1. Функция преобразования мира (преобразующая, человекотворческая). Процесс преобразования невозможен без появления новых знаний, норм, ценностей и других артефактов культуры. Культурный артефакт (с лат. "искусственно сделанный") – любая материально-духовная реальность, созданная творческим трудом человека, а также процесс или состояние не свойственное объекту в нормальном для него состоянии, а возникающее под воздействием сложного и непредсказуемого сочетания множества внутренних и внешних факторов культурной динамики (девиантное поведение, культурный национализм, экономический коллапс). Освоение и преобразование окружающей действительности является фундаментальной потребностью человека.

2. Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

3. Информационная функция. "Культура всегда, – пишет Ю.М. Лотман, – подразумевает сохранение предшествующего опыта. Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей". Когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении, систематизации и передаче (трансляции) информации. Носители информации – память индивида, коллективная память (язык). Символически-вещественные средства хранения информации. Формы трансляции: магия, миф, фольклор, религия, наука, искусство. Трансляторы могут сосуществовать, но на определенном этапе есть приоритетный транслятор.

4. В тесной связи с информационной находится коммуникативная функция. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура вырабатывает конкретные правила и способы коммуникации.

5. Нормативная (регулятивная или защитная функция) – является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. На уровне отдельного человека культура обеспечивает его "подключенность" к богатству человеческой деятельности. Культура создает нормы – юридические, технические, этические, экологические и т.д.

6. Ценностная (аксиологическая) – показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

7. Духовно-нравственная – воспитывает человека.

8. Потребительская (релаксационная) – снимает стресс, напряжение.

 


ЭТО СЦЕНКА

 

 


 


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 684 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2151 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.