Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Музыка в рекламных искусствах

Саундтрек (soundtrack) — это музыкальное оформление фильма, игры, передачи или сериала. Часто можно встретить английскую аббревиатуру OST (Original Soundtrack). Термин саундтрек / soundtrack появился в начале 50-х годов. Изначально задуманные кинокомпаниями как рекламная уловка для новых фильмов, саундтреки назывались "оригинальная музыка из фильма". Позже это выражение сократилось до "саундтрек к фильму". OST Score — звуковая дорожка, в которую включены оригинальные записи композиторов специально для этого фильма или мультфильма. Иногда саундтреки бьют рекорды продаж, которые даже не снятся музыкальным альбомам. Дмитрий Шумилов (автор музыки к российским рекламным роликам Mars, Milky Way, Twiks, Philips и т. д.) - это бас-гитарист группы «Вежливый отказ», а также негр Витя из знаменитого фильма Сергея Соловьева «Асса». Музыка «Вежливого отказа», который в следующем году будет отмечать 20-летие, достаточно сложная, неудобоваримая для массовой аудитории.
Работа на компанию Mars (музыка для роликов Uncle Ben`s) стала для Шумилова началом рекламной карьеры (кстати, по слухам, в 1994 году ее похвалил сам Форест Марс, ныне покойный основатель компании). Обычная в таких случаях история: Дмитрию предложили один рекламный проект, потом второй - и пошло-поехало.
Дмитрий Шумилов: Технологическая цепочка здесь такая. Производитель товара приходит в агентство и на определенных условиях заказывает ролик. Агентство, в свою очередь, предлагает креативной группе разработать идею ролика, а потом с этой идеей отправляется в production house (это такая небольшая киностудия для производства рекламных роликов). Чаще всего именно production house нанимает композитора. Иногда это делает само агентство, и тогда композитор участвует в создании ролика с самого начала, уже на этапе креатива. И в очень редких случаях композитора предлагает сам клиент. Довольно часто агентство объявляет тендер: трем-пяти композиторам высылаются по электронной почте ролик и инструкция, а они под ролик пишут музыку. Даже если предложенный вариант не проходит, «проигравшему» композитору платят некоторую сумму «за беспокойство».
Что касается гонораров, то точный их размер композиторы и продюсеры предпочитают не называть. Но порядок сумм определить можно: речь идет о $1 тыс. за заказ. Здесь надо учитывать, что заказы сильно разнятся по степени сложности. К примеру, есть ролик, рекламирующий тушь для ресниц, где музыки, по сути, нет, а есть электронный ритмический фон типа «унца-унца». С нынешними возможностями аппаратуры, компьютерных технологий творческие и технические затраты на такой музыкальный отрывок минимальны. А есть ролик про стиральный порошок - продолжительность примерно такая же, но имеют место четыре части с серьезным музыкальным сопровождением. Первая часть: ребенок приходит с рыбалки и демонстрирует маме улов - звучит тема «лучезарного детства». Далее мама замечает, что ее сын, к несчастью, испачкал свою майку,- здесь уже слышна «тревожная» тема. Потом предлагается сказочное решение использовать такой-то порошок для стирки - тема меняется на «бравурную». В конце ролика майка оказывается белоснежной, и потребителю предлагается тема «счастья». И все это в течение 30 секунд.
Арсенал у композиторов - богаче некуда, это выставка достижений музыкальных и компьютерных технологий: от «винтажных» аналоговых синтезаторов до программных семплеров с библиотеками в сотни гигабайтов, где во всех нюансах представлены все традиционные и экзотические инструменты, известные человечеству. Таким образом, посредством компьютера можно имитировать звучание практически любого музыкального состава, от электроники до этники и симфонического оркестра. По словам Дмитрия Шумилова, только профессиональный музыкант может отличить живую оркестровую музыку от качественно сделанной на компьютере. К примеру, не каждый поймет, что симфоническая музыка, записанная для ролика «Орбит» с космонавтом, целиком и полностью создана на компьютере. Существует профессиональная байка, как одного известного композитора старой формации попросили написать музыку к ролику. Тот согласился и вскоре принес в рекламное агентство ноты, чем сильно развеселил очевидцев. Сегодня ноты - это не тот формат, требуется готовый продукт.
Цифровой способ производства в разы удешевляет процесс записи, но предъявляет дополнительные требования композитору, который в этом случае выступает еще и в роли аранжировщика, звукорежиссера, а зачастую и исполнителя-мультиинструменталиста. Бывает, правда, что заказчик желает получить бескомпромиссный продукт, невзирая на затраты, или такой вариант по каким-то причинам предпочтительнее для самого композитора. Довольно дорого стоят услуги не только симфонических или камерных оркестров, но и «народников», ансамблей песни и пляски, военных хоров. Но крупные компании, которые хотят заказать гимн, ролик или качественное корпоративное видео, сумма в несколько тысяч дополнительных долларов не останавливает.
Композитор Павел Карманов (автор музыки к роликам Kiwi, Cosmopolitan, L`Etoile, Hohland и т. д.) имеет консерваторское образование (кстати, он тоже участник группы «Вежливый отказ») и рассматривает свой бизнес на рекламе как ремесло, которое приносит доход куда больший, чем его главное творчество - серьезная музыка, в том числе симфонические произведения. Концерт для альта и фортепиано с оркестром, исполняемый Юрием Башметом,- это для души, оркестровая тема для «Старого мельника» - для денег. Музыкальные услуги Павла Карманова стоят до $1500. Зарубежные композиторы-рекламщики получают в среднем на порядок больше, но, по словам Карманова, в российских условиях «и этот доход радует». К своему ремеслу Карманов относится философски и учитывает все пожелания клиента, какими бы нелепыми они ни казались.
Павел Карманов: Пожеланий и накладок может быть сколько угодно - монтаж ролика имеет свойство меняться на ходу, заказчиков бывает несколько, и не всегда очевидно, чье именно мнение нужно учитывать. К примеру, женщина со стороны заказчика может заказать «лирику», а мужчина - «что-нибудь пожестче».

С первого захода ролик практически никогда не принимается, продюсер и режиссер всегда рады заставить композитора дополнительно потрудиться. С другой стороны, это наглядная демонстрация креативности того, кто заказывает музыку. Я все это прекрасно понимаю и не возражаю, хотя количество переделок основной темы порой доходит до десятка. Часто заказчик приходит к композитору с приличным роликом типа клипа U2, музыка к которому записана в дорогой западной студии, и просит сделать «то же самое завтра к утру».
Очень часто просят упростить музыку, оставить, к примеру, только два музыкальных инструмента, а остальные убрать. Я уже давно перестал этому удивляться. Основной-то потребитель в консерватории не учился, и, по мысли продюсеров, ему понятна только самая примитивная музыка.

Олег Литвишко, автор музыки к роликам Aqua Minerale, Nuts, «Я», МТС, «Билайн": Я ужасно не люблю, когда меня просят переделать музыку, которая написана кем-то из моих коллег. И в таких случаях всячески пытаюсь отказаться. Но не всегда получается. Клиент обычно просит сделать музыку как можно ближе к референсу (оригиналу, с которого предлагается содрать фрагмент.- «Деньги"), но при этом чтобы никто не придрался. Вообще, это нонсенс, потому что всем понятно: чем больше мелодии похожи, тем, естественно, опаснее ситуация. Чем меньше подробностей и всяких там псевдозадач, подробно описывающих, что именно в каждый момент ролика должно происходить в музыке, тем лучше. Это мертвящие, ограничивающие лично меня вещи. Заказчик, который ставит не соответствующие бюджету проекта задачи или вообще не знает, чего хочет,- головная боль не только для композитора, но и для продюсера.
Евгений Усольцев, гендиректор компании «Триумф-TV» (специализируется в основном на корпоративном видео): К нам довольно часто приходят клиенты и просят за $3-4 тыс. «сделать так, как у 'Самсунга'", к примеру. А у «Самсунга» - очень дорого, там трехмерная графика, авторская музыка. Мы только композитору платим $1 тыс., а за сложную аранжировку - $1,5-2 тыс. Но, с другой стороны, и среди композиторов много таких, которые пишут «музыку без лица». То есть просто используют сэмплы, библиотеки, воруют фрагменты друг у друга. Случается и такое: если композитор написал действительно неплохую тему для ролика, он может в процессе работы потребовать повышения гонорара, мотивируя это тем, что улучшил аранжировку, чего-то там добавил и т. д. В таком случае мы показываем ему подписанный контракт, в котором четко прописано то, что от него требуется. В результате естественного отбора у нас осталось всего два композитора, с которыми мы постоянно работаем.
Обычно композитор заключает договор с рекламным агентством, по которому оно получает все права на его музыку, но при этом авторство сохраняется (так называемое неотчуждаемое авторское право). И потом, когда ролик попадает в эфир, телеканал, согласно закону об авторском праве, переводит авторскому обществу деньги за использование музыки, а оно, в свою очередь, расплачивается с композитором.
Крупные формы Вообще, написание музыки для телесериалов и кинофильмов (в первую очередь малобюджетных) для композиторов часто бизнес, родственный их же рекламной деятельности. Особенно это актуально для музыкантов из действующих групп, ведь киноупражнения позволяют безбедно существовать основному проекту и вообще заниматься музыкой для души. Отметим, что в кино отчисления за использование музыкального произведения больше, чем в рекламе.
К примеру, на студии лидера групп «Крематорий» и «Третий ангел» Армена Григоряна пишется музыка к роликам («Солодов», «Смирнов», «Фруктовый сад» и т. д.), выпускаются альбомы малоизвестных широкой публике исполнителей (по словам Армена, у него недавно «запела» даже жена лидера партии «Родина» Дмитрия Рогозина), пишется музыка к телесериалам и т. д. Сам лидер «Крематория» принимает участие во всех этих проектах далеко не всегда - в большей степени его интересует именно кино как способ раскрутки группы и объект приложения творческих усилий. Недавно Армен Григорян отметился песней «Регтайм» в телесериале «Солдаты», идущем на Ren TV. Позже эта песня попала в топ-13 «Нашего радио».
Свое участие в подобных проектах композитор Григорян оценивает в пределах $2-10 тыс. в зависимости от сложности поставленной задачи.

Армен Григорян: У музыки для кино и сериалов есть своя специфика, связанная с пожеланиями режиссера или музыкального продюсера. Музыку для кино и сериалов часто приходится «глушить» «для удобства восприятия». «Регтайм», который войдет в следующий альбом «Крематория», будет звучать по-другому, нежели в «Солдатах». Наш договор с продюсерским центром позволяет использовать написанную музыку в альбоме «Крематория». Что же касается способа получения гонорара, то в России лучше получать разовую выплату, а в цивилизованном кинопространстве лучше сидеть на процентах.
Александр Семенов, продюсер группы «Юта», записавшей для сериала «Солдаты» лейтмотивную песню «Жили-были": Объем передаваемых сериалу смежных прав всегда зависит от нескольких факторов, среди которых значимость произведения в конкретном фильме, степень заинтересованности канала в использовании произведения в целях промоушна и т. п. Гонорар в сериале зависит от объема музыки, ее места в картине и имени композитора. Стоимость работы музыкантов в телесериале может варьироваться от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч. В кино, где гонорары заметно выше, это либо согласованный гонорар, либо какой-то процент от бюджета картины. Обычно не больше 1%.
По словам музыкального продюсера продюсерского центра «Леан-М» (сериалы «Солдаты», «Студенты», «Туристы») Антона Прокоповича, музыкальная статья расходов сериала составляет 3-5% общего бюджета. Среднебюджетный сериал обходится заказчику где-то в $500 тыс.
Лидер группы «Ногу свело!" Максим Покровский, написавший песни для фильмов «Турецкий гамбит» и «Азазель», полагает, что при участии в теле- и кинопроектах сумма гонорара не всегда главное. Покровский заключил договор с компанией Real Records, которая заказывает у него музыку для проектов «Первого канала» и параллельно продюсирует его собственные проекты, выпускает альбомы.
В каком-то смысле этот союз удивителен, поскольку группа «Ногу свело!" никогда не играла «коммерческую» музыку, форматную для большинства радиостанций. Как бы то ни было, Покровский - крупная фигура в российском музыкальном мире, при этом в отношении современного шоу-бизнеса он настроен критически.
Максим Покровский: Массмедиа, которые якобы ориентированы на обратную связь, на самом деле сами диктуют конъюнктуру рынку. В этом конвейере есть звено, которое всегда настроено на максимально возможное упрощение всех смыслов. Это звено - программный директор ТВ, радиостанции, взгляд его почти всегда плоский, двухмерный. Он свою задачу видит в том, чтобы не раздражать публику, и всегда кивает на обратную связь, заявляя, что народ этого хочет. Но ведь публика не всегда была «мертвой», ее просто приучили к максимально упрощенному продукту. Вспомните рок-лаборатории, джаз-клубы, вспомните, какими популярными были в свое время группы «Кино», «Центр». Жанровая принадлежность тут ни при чем, можно тот же «Мираж» вспомнить.
Можно вспомнить и музыку к кинофильмам, благодаря которой они стали классикой,- ту, что писали Нино Рота, Эннио Морриконе, Микаэл Таривердиев. Сейчас в России, по одной версии, музыкальные шедевры кино и рекламе не нужны. По другой - писать их просто некому.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные положения эволюционизма | Искусство Франции 16-18 вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2556 - | 2401 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.