Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура как игра. Концепция Хейзенги




Голландский философ культуры Йохан Хейзинга выводит культуру как игру. Игра – прафеномен культуры. Культура, по Хейзинге, есть игра, осуществляется как игра. Основное произведение Хейзинги – «Homo ludens» («Человек играющий»). Т.е. отличительным свойством, и даже, скорее, здесь, уже сущностью, человека является игра. Хейзинга сам пишет о том, что любая человеческая деятельность в конечном итоге оказывается игрой. То, что мы называем «игрой» у животных, по аналогии с человеческом, не является в полном смысле слова игрой, а лишь видимостью последней.

Человеческая игра есть следствие онтологического избытка человека, его творческой сущности и свободы. Человек, играя, творит. Ребенок, выстраивая в игре символический, «миниатюрный» мир взрослых, творит его сам, заново, по своему замыслу, воображению, игре воображения. Игра воображения – исключительно человеческое. И оно, это воображение, творит символическую вселенную, культуру, миф, искусство, этикет, обряд etc.

Хейзинга определяет игру как свободную, спонтанную деятельность, осуществляемую в определенном месте и времени, вне материальной пользы, по определенным правилам, с определенной целью; и именно игра порождает то, что называется человеческими сообществами, общественными группами, живущими в соответствии со своими правилами и различающимися тем самым от других группировок и сообществ.

Игра, в принципе, невозможна без правил. И нарушение правил ведет к разрушению игры. Противоположность игры – насилие. Насилие разрушает правила, оно и есть разрушение правил; разрушая свободу, ее возможность, оно убивает воображение и воображаемое, повергает нас на «нечеловеческую» поверхность, низвергает с высот свободы.

Действительно, игра может развиваться, как свобода и в свободе, лишь по при определенных правилах. Всякий культурный феномен, – будь то ритуал, обряд, спортивное состязание etc., – представляет собой некоторую, по сути, игру. И поскольку он игра, постольку он существует как таковой, постольку имеет ценность. Игра – как бы блик вечности в человеке.

Игра воспитывает человека не только в том смысле, как мы сказали; игра воспитывает и в более простом виде. Ребенок, посредством игры, имея еще в душе тот необходимый для нее избыток энергии, творчества, роста, не только адаптируется, подражая к миру взрослых, их мифологии, но и активно выстраивает свой символический мир в том мире.

В античности слово «культура», как воспитание, paideia, и игра – paidia – «пайдия», имеют одну и ту же основу – paiV – «ребенок». Сфера игры, священной игры, есть сфера именно человеческого.

Другое дело, что игра, сотворив какой-либо культурный феномен, социальный институт, оставляет после себя зачастую лишь пустую и застывшую форму этого творчества – например, пустые формальные «правила», – и оборачивается не только в свой атавизм – «серьезное», но даже в свою противоположность: в насилие.

Ребенок – это возможность, избыточная возможность действительности; взрослый есть уже, во многом, отсутствие этой «возможности», он уже застыл, «ставшее», и не способен на спонтанную игру, где чистая игра превалирует над правилами, а – лишь на такую игру, хотя бы, где царит примат правил.

Французский философ Кайюа различает в Игре 4 типа:

1.«Игра-головокружение»

2.Игра-подражание

3.Игра-состязание

4.«Игра случая»

P.S. Зачастую вышеописанные виды игры имеют место в жизни в довольно смешанном виде и в «чистом» виде встречаются, если вообще встречаются, крайне редко.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

 

Кафедра философии и культурологии

 

 

Тест

 

Выполнила:

Сибейкина Елена ХТиТ

1 курс 2 группа

 

Тест

1.Понятие «культура» первоначально означало: г. исполнение культа

2.Культура понимается как игра в концепции: б. Хейзинги

3.Из принципа множественности культур и различения культуры и цивилизации в своей концепции исходил: г. Шпенглер

4.Ввел в философию культуры понятие архетипа: а. Юнг

5.Ввел различение в культуре и искусстве аполлонического и дионисического начал: а. Ницше

6.Выводил культуру из комплекса Эдипа («Метафоры Отца»): г. Фрейд

7.Творческое подражание – основа культуры, искусства и воспитания: в. мимесис

8.Стадия развития мифа – одушевление всего: г. анимизм

9.Отечественный мыслитель, понимавший культуру как «своеобразие»: б. Леонтьев

10.Комплекс, культурный архетип, который не постулировал Башляр: б. Одиссея

11.Ввел в философию культуры понятия «пассионарности» и «антисистемы»: в. Гумилёв

12.Не существующая фаза развития этноса и суперэтноса, по Л. Гумилеву: г. прогрессивная

13.Тип игры, не принадлежащий классификации Кайюа: г. «игра детская»

14.Учение о нравственности и морали: а. этика

15.Учение о «творчестве по законам красоты»: г. эстетика

16.Очищение души под воздействием произведения искусства, религиозного переживания: б. катарсис

17.Учение о культуре как знаковой системе: в. семиология

18.Отечественный мыслитель, предложивший концепцию культурно-исторических типов: б. Данилевский

19.Понимал культуру, как «объективацию человеческого творчества»: б. Бердяев

20.Понимал культуру как «душевность, выраженную в символических формах»: в. Шпенглер

21.Трактовал культуру как «символическую вселенную»: б. Кассирер

22.Как «развернутое магическое имя» Лосев понимал: г. миф

23.Флоренский понимал как «такую реальность, которая больше себя самой»: в. символ

24.Лосев определяет как «способ самоутверждения личности в вечности»: в. религию

25.Как «эстафетную палочку» культуры можно определить: б. традицию

26.Вейнингер определяет как «символ совершенства в явлении»: а. красоту

27.«Относиться к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» – как называется этот этический принцип: а. золотое правило

28.Философ, определивший изначальный нравственный принцип как «категорический императив»: в. Кант

29.Ввел различение в культурах и религиях «иранского» и «кушитского» начал: в. Хомяков

30.Трактовал изменение культурных моделей в западной цивилизации как смену порядков «симуляции»: а. Бодрийяр

31.Не был приверженцем цивилизационного подхода в исследовании культуры: в. Маркс

32.Этап развития культуры, который не постулировал К. Леонтьев: в. изначальной целостности

33.Можно определить как «точку интенсивности» культурного бытия человека: б. ценность

34.«Лишний» тип человека в типологии Кьеркегора: б. цивилизованный

35.Религия, не являющаяся «мировой»: а. индуизм

36.«Восьмеричный путь» – модель самосовершенствования человека в религии: в. буддизма

37.Религиозное течение, не являющееся христианской конфессией: б. Гностицизм

38.Основатель ислама: в. Муххамед

39.Культурный тип, не принадлежащий типологии П. Сорокина: в. идолопоклоннический

40.Совремнное состояние культуры определяют как: а. постмодернистское

41.В основе концепции Тойнби лежит: г. «вызов и ответ»

42.Главное качество гения, по Канту: б. оригинальность

43.Не писал о массах и массовой культуре: г. Чаадаев

44.Сборник критических статей (1909 г.) о русской интеллигенции: в. «Вехи»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 701 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.