Истоки, предпосылки и основания экологической культуры
ПЛАН
1. Экоцентрическое мировоззрение и средства его формирования
2. Наука и научная картина мира
3. Мировые религии
4. Искусство
5. Народные традиции
1. Экоцентрическое мировоззрение и средства его формирования
Базисом ЭК является экоцентрическое мировоззрение. Оно формируется на основе синтеза самых разнообразных знаний, как научных, так и ненаучных, и включает определенную идеологию. Его истоки кроются в глубине веков истории разных стран и народов. Из далекой древности восходит человеческая мысль о необходимости бережного отношения к своему социоприродному окружению, сохраняется в памяти людей, утверждается во многих народных традициях и обрядах, сказаниях и мифах, которые являются первым опытом человечества в осмыслении окружающего мира и разрешения загадок природного и социального бытия. Эту мысль продолжают верования, искусство и литература. Она совершенствуется в философии и получает глубокое обоснование в научных исследованиях.
Для раскрытия категории «мировоззрение» в методологии широко используется понятие «картина мира». С одной стороны, картина мира - это способ систематизации разнообразных знаний и представлений, выработанных человечеством в процессе освоения действительности через разные формы ее постижения наука, искусство, мифология, религия с другой - это модель Мироздания, общепринятая обществом в тот или иной период его культурно-исторического развития.
Через все эти способы постижения окружающего мира, а скорее в них, проявляются разные лики экологической культуры. Так близки оказываются между собой религиозная и экологическая этика, научное знание и природосообразная деятельность, эстетика и эмоционально-чувственное отношение человека к природе и другому человеку. Но только в единстве интеллектуального и эмоционального проявляется единое начало жизни человека и рождается чувство сопричастности к единому могучему ритму природы. Без их синтеза нельзя составить целостный взгляд на окружающий мир и человека, смыслы и ценности его бытия. Поэтому в формировании экоцентрического мировоззрения человека в равной мере важны и рациональная наука, и чувства, и вера, и практический опыт. И эта «равная мерность» реализуется в процессе наложения в сознании человека модели и образа мира. Благодаря этому наложению в наших представлениях и складывается голографическая (от греч. holos – весь, целый, grapho - пишу) картина мира, в которой природа, человек, общество и культура спаяны воедино сетью нерасторжимых взаимосвязей и подчинены единым вселенским законам.
Наука и научная картина мира
Наука стремится к установлению объективной истины и построению системы знаний, которые адекватно отражают состояние окружающей действительности. На их основе она создает теории и модели, воспроизводящие всю совокупность свойств и связейобъектов и явлений, взятых в их естественной взаимозависимости. Развернутую научную модель называют научной картиной. Как форма систематизации знаний, она включает множество составляющих: аксиоматический и понятийный аппараты науки, законы развития природы, человека и общества, количественное описание явлений и процессов, качественное обобщение научных теорий, их методологическую интерпретацию и выработанную на их основе научную мировоззренческую позицию.
Научные теории и модели объективно отражают основные черты предметов, явлений или процессов. Их истинность не зависит от мнения отдельного человека или даже группы людей. В них, хотя и присутствует воображение ученого-творца, но они выстроены на основе строгого доказательства и расчета, рациональны, проверяемы, предлагают конкретные решения и рекомендации. В них царят логика, алгоритм, доказательство и нет места чувствам.
Но говорить о тождестве (неоспоримом равенстве) реальной действительности и ее научной модели было бы неправомерно. Можно лишь признать их некоторую конгруэнтность (от лат. congruentis - соответствующий), ибо всякая научная модель является ограниченной, подвижной и динамичной. И путь научного познания связан с последовательным усложнением моделей и теорий, предлагаемых для описания окружающего мира. По мере развития науки модели изменяются, приобретают новую концептуальную основу, дополняются, изменяются и перестраиваются.
Каждая частная наука строит свою модель: физика - физическую, химия – химическую, биология – биологическую, экология – экологическую, комплекс технических наук – технологическую, комплекс гуманитарных и обществоведческих – социокультурную и т.д. Но, лишь интеграция заложенных в них представлений, позволяет создать целостную научную картину мира.
Научная картина мира - всего лишь одна из сторон нашего суждения об окружающей действительности. Это «проза», в которой скрыты рациональные начала экологической культуры. И эти начала, картины и модели формируют естественно-научные дисциплины. Другая его сторона – связана с образными, субъективными, личностно-значимыми представлениями, которые с наибольшей глубиной запечатлены в мифологии, религии, искусстве, художественной литературе и народных экологических традициях.
Мировые религии
Традиции уважительного отношения к Земле, человеку и всему Мирозданию заложены и в мировых религиях. Они призывают искать в себе любовь к окружающему миру, действовать не только во имя своего блага, но, прежде всего, во благо для всех, и в том числе для себя, задают те нравственные стратегии жизни человека, формулируют те идеалы его поведения в окружающем мире, которые лежат в основании экологической культуры. Высокая вселенская мудрость древних учений перемежается с мудростью, спокойствием и пониманием стратегии природы, которые были присущи нашим предкам и которые так необходимы нам сейчас. Все религии мира призывают человека к духовному совершенствованию. В них заложен мощнейший духовно-нравственный потенциал, они связаны с очень сильными, ни с чем не сравнимыми, эмоциональными переживаниями человека. Они нацеливают его на духовное самосовершенствование, реализацию своих лучших потенциальных возможностей, самовоспитание в себе таких черт, которые возвышают над обыденностью. И в этом ракурсе их значение для сохранения устойчивого развития цивилизации и воспитания экологической культуры трудно переоценить.
Христианство. В христианском миропонимании человек после Бога - второе существо. И Ветхий, и Новый Заветы пронизывает мысль о более высоком положении человека по отношению ко всему остальному живому миру. Однако, ему отводится всего лишь роль наместника, управителя и рачительного хозяина всей остальной природы. И говорит Бог людям: «Наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми животными, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 28). Бог наделяет людей властью, но это вовсе не значит, что человек может вести себя в мире природы как угодно, и можно оправдать его безответственное обращение с ней. Господь по Библии заботится о благосостоянии всего живого, а не только человека. И люди в соответствии с этим обязаны заботиться о природе, не разрушать ее целостность в безжалостном подчинении своим нуждам. Любовь к Богу означает и любовь ко всем его творениям.
Конечно, Библия не устанавливает эти обязательства в виде четко выраженных принципов, в ней нет, какой бы-то ни было, экологической программы. Однако все ее содержание пронизано глубоким уважением ко всему живому, в ней устраняется деспотический подход к природе и устанавливаются существенные ограничения на отношения с ней. А это значит, что христианский антропоцентризм несет в себе многие из составляющих, необходимых для продуманной и взвешенной экологической этики. «Праведный печется и о жизни скота», «Шесть лет засевай землю и собирай произведения ее, а в седьмый оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые». Используй ее, но и береги. Бог проявляет заботу о природе, в которой человек не более приметен, чем полевые цветы, птицы или дикие звери. В глазах Бога различные существа обладают своей, только им присущей ценностью. Но человек призван руководить природой: «человек помещается в мир, чтобы присматривать за ним для Господа и... сохранять его как источник радости, а не только для пропитания». В первой главе Книги Бытия одобряется исключительно вегетарианская диета. Растения предназначены в пищу как животным, так и человеку. Только после грехопадения и Всемирного потопа людям было разрешено умеренно использовать мясо.
Ислам. Ислам также уделяет значительное место отношению мусульманина к природе. «Весь Мир сотворен местом богопочитания - чистым и светлым...» - утверждает он. Согласно заповедям Аллаха тот милосерден, кто, пожелав вкусить плодов земных, сажает и терпеливо взращивает дерево. Или «Если кому-то случится ради забавы убить даже воробья, этот воробей подаст свой голос в Судный день». Все творения являются детьми Аллаха, и наиболее любезен Аллаху тот, кто относится к его детям бережно и ласково.
В своде религиозных уложений - Коране заложены основы социальной справедливости: перед Всевышним все равны. Праведный путь человека к богу - джихад - это старание человека в труде. Чтобы прокормить свою семью, он должен хорошо потрудиться. Устремление к богатству и накоплению, жадность и скаредность - путь к шайтану (араб. - злой дух, сатана). Именно в повседневном тяжелом труде на благо своей семьи, на благо других людей выковывается справедливость. Ислам как цельное учение о смысле земного существования человека признает первостепенное значение духовных начал, по которым должна строиться жизнь человека, его судьба, которую он сам выбирает, призывает человека к нравственному совершенствованию.
Буддизм. Как повествует одно из преданий, когда однажды Будда отдыхал под деревом и предавался размышлением о жизни природы и людей, то вдруг почувствовал экстатическое вдохновенное состояние, в котором ему открылся смысл мира. И в ряду разрозненных предметов вдруг увиделась вместо хаоса некая гармоничная целостность. Бог сниспослал ему сокровенные знания, которые Будда записывал на пальмовых листьях и складывал в корзины. Эти знания и были сформулированы в древнеиндийских книгах: Трипитака (три корзины мудрости), Винья Питака (корзина дисциплины), Сатта Питака (правила Будды). В них нашли свое отражение нормы и правила жизни человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Ее идеал связан с космическим принципом объединенности всех существ, взаимным состраданием и взаимной помощью. В сборнике «Джатака», повествующем о перерождениях Будды, представлены сказания, сюжетную основу которых составляют басни и сказки о животных и поучительные притчи. В одной из таких притч, человек, увидевший исхудалую тигрицу и умирающих от голода тигрят переполняется таким состраданием к ним, что приносит себя в добровольную жертву. В другой - Будда укрывает голубя от голодного тигра. Но тигр подступает к Будде и говорит: «Если ты такой добрый, то накорми меня». И Будда отрезает часть своего тела и кладет на одну чашу весов, а голубя - на другую. Но голубь перевешивает. И сколько бы Будда не отрезал от себя кусков, голубь все равно перевешивал. И только когда Будда сам встал на чашу, весы уравновесились. Смысл этих притч в том, что в природе каждая целостность равнозначна другой целостности. И человек, желающий изменить мир, должен отдать этому всего себя и положить себя в основу. Готовность к самопожертвованию должна преобразить мир. Славны те, кто предпочитает быть убитым, чем убивать самому. Ненасилие, отказ от войн должны стать основой власти. Готовность личности жертвовать собой должна быть примером человеческой свободы в царстве необходимости.
Основной категорией религии является вера.
Искусство и художественная литература
Искусство - это специфический вид духовно-практического освоения мира, реализуемый в музыке, живописи, танце, архитектуре, скульптуре, художественной литературе, кино, театре и других видах творчества. Это огромный опыт многих поколений, запечатленный в художественных произведениях, которые дают возможность человеку пережить и прочувствовать то, через что ему не довелось пройти в реальной жизни. Они, более чем другие виды постижения мира, связаны с воображением и эмоциональностью человеческой натуры, безгранично расширяют возможности человека в понимании гармонии и симметрии окружающего мира. В них скрыто этико-эстетическое начало человека, раскрывающееся в его повседневной жизни и творчестве. Воздействуя на психику, они пробуждают его интуицию, творчество, облагораживают, поддерживают его устремления к добру, способствуют проявлению лучших его качеств. Их важнейшая социальная функция - рождать возвышенные чувства, возвышенные отношения, устремления к самосовершенствованию и приглушать низменные страсти, приводящие к агрессии и разрушению.
Основной категорией искусства является красота.
В искусстве присутствует и художественный образ, и красота, и познавательный компонент, и миф, и вера. Системы выстраиваемых в них знаний, представлений и постулатов бездоказательны. Но именно в них на ранних ступенях развития человечества высвечиваются истоки экоцентрического мировоззрения.
Все виды искусств, как и все на свете, не остается неизменным во времени. В своем поступательном движении к современному состоянию им пришлось пройти ступени примитивизма, реализма, модернизма, путь от наскального рисунка до современной фотографии и компьютерной графики, от примитивной дудочки до сложнейших электронных музыкальных инструментов, от старинного сказания до высот современной поэзии и литературы. Музыка начинает сочетаться с визуальным рядом и движением, скульптура становится плоской, а рисунок трехмерным. Изменяются архитектурные формы. От монументальных, молчаливо возвышающихся и строгих в своей геометрической форме, пирамид и святилищ древности, построенных вне поселений на просторах природы, они переходят в ажурное кружево готических храмов, вздымающихся над средневековыми городами, и минаретов, обращенных к единственному, чистому, великому и доброму Всевышнему, к устремленным вверх современным мегаполисам. И все смотрит туда - ввысь, к небесам обетованным, к вершинам человеческого духа.
Мир, отраженный светом души творца, смотрит на нас глазами вылепленного им образа. Но мы, всматриваясь в него, все равно видим его по-своему, чувствуем в нем что-то свое, особенное, личное. Какой-то тайный скрытый смысл порою присущ одному и тому же образу. И узнать эту тайну почти невозможно. Сколь ни пытаемся мы разгадать загадочную усмешку Моны Лизы, так ничего и не удается. Изображенная на фоне виднеющихся вдали холмов и одиноких деревьев, чему она улыбается? Что это - загадка сфинкса или просто задумчивый взгляд женщины, погруженной в какие-то свои повседневные дела, заботы и отношения? А может быть, это сама природа лукаво смотрит на старания человека постичь ее тайны до самого малого первокирпичика и говорит ему: сколько ни беги за природой, сколько ни стремись за ней, все равно смертному не суждено разгадать меня до конца, нет, не постичь тебе всего таинства моего божества.
Прекрасное принимает разные образы. Музыка, поэзия, живопись, скульптура. Но законы их построения одни и те же: ритм, пропорция, гармония. Именно то, что присуще самой Великой Природе, частью которой является человек. Конечно, писать и говорить о них обычными словами - неблагодарное дело.
Но чтобы постигать душу и красоту природы, понимать ее и воспринимать, нужно знать ее языки. Нужно ее изучать, внимательно всматриваться в ее движения и краски, ощущать ее, вслушиваться в ее звуки, улавливать их в музыкальном произведении, искать их созвучия и учить этому своих учеников.
Властная сила художественного образа, в какой бы форме он ни был выражен, находит живой отклик в душе каждого, соприкасающегося с ним человека, заставляет размышлять о смыслах и ценностях человеческого бытия, возвысится над миром каждодневной суеты и хотя бы на мгновение обрести внутреннюю свободу, побуждает его творчество. Есть множество фактов, свидетельствующих о том, что ощущение прекрасного рождало интуитивные прозрения не только у ученых, но и обычных людей, из тех, кто любит созерцать, наблюдать, внимательно вслушивается и всматривается в окружающий мир.
В основании искусств и художественной литературы лежит представление о красоте. Они раскрывают мир красоты природы и человеческого духа. Красоты, которую кто называет дивной, божественной, завораживающей, бескорыстной, а кто и страшной силой. Это та сила, которая противостоит смерти. Поколения приходят и уходят, а она вечна. Она устремляет человека вперед, ввысь, к миру горнему.
Рациональная наука не может нам сказать, что это такое, в чем ее природа и как отличить прекрасное от безобразного. Ибо понятия эти относительны, субъективны и подвижны. Один может восхищаться, а другой равнодушно проходит мимо. Идеалы красоты переменчивы, но есть нечто, что делает ее вечной - это тот внутренний свет, который излучает человек ли, природа ли или их образы.
По образному выражению М. Волошина человек «разъял Вселенную на вес и на число», то есть сумел описать ее с помощью научно обоснованных моделей и четких аналитических выражений. Однако, разъять чувства на вес и на число видимо ему не дано. Как количественно описать такие струны души человека, которые возбуждают в нем глубокие чувства? Каков механизм восприятия, почему восприятие одного и того же объекта у разных людей вызывает самые разные, порой диаметрально противоположные ассоциации? И даже у одного и того же человека в зависимости от его настроя, ощущение образа может быть разным. Но, тем не менее, в исследовании природы действия художественного образа на психику человека сегодня активно используют идеи кибернетики. Она рассматривает красоту как некую информацию со - звучную нашему психическому состоянию, со - размерности ее ритма нашему ритму, их со - единение, со - бытие¢. Красота выступает как раздражитель живого восприятия, действует как импульс, создающий направленную организованность и настроенность нашего духовного мира. Эстетическое организационное начало захватывает не только познавательные, но и более глубинные центры коры больших полушарий, а отчасти и волевые центры подкорки. И в этом произведение искусства чем-то близко идеомоторному действию (появлению нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении). Внутренняя эстетическая структура произведений искусства или живых картин природы дает психологические импульсы, стимулирующие появление новых ассоциаций.
Мы готовы бесконечно любоваться замысловатой структурой и причудливой формой плывущих по небу облаков или пейзажами Левитана. Красота вызывает наслаждение, завлекает, овладевает всеми чувствами, сознанием и волей, вызывает стремление ее сохранить не только в своем воображении, но и в реальности.
К попыткам раскрыть волшебную силу действия на человека красоты обращались многие мыслители древности, философы, психологи и литературоведы, поэты, художники и писатели, специалисты по эстетике и искусствознанию. Однако построить более или менее совершенную модель процесса восприятия произведений искусства структурами мозга пока не удается. Тайна сия так и остается нераскрытой. Рождение чувства прекрасного, как и веры, и озарения, и интуиции необъяснимо с точки зрения рациональной науки.
Все сущности человека - от самого прекрасного до самого безобразного - остаются в центре художественной прозы. Исследуя как истоки нравственного падения человека, так и его духовного величия, она формирует определенные этические ориентиры, определенное отношение к действиям и поступкам героев, помогает человеку искать и находить жизненные смыслы для преодоления экстремальных ситуаций. И делает это она не путем нотаций и поучений, а на примере нравственных исканий других людей, преодоления собственных ошибок и заблуждений, в результате которого и происходит очищение души.
Особое место занимает русская художественная литература. Это энциклопедия души человека, сотканной из противоречий и глубокой, как темный омут. Она несет на своих плечах груз понимания этих противоречий. В ней наиболее глубоко просматривается ее собственная социальная миссия - пробуждение возвышенных чувств и укрощение низменных страстей, приводящих к агрессии и разрушению.
Наиболее полное, глубокое и яркое отражение эта проблема получила в произведениях двух величайших писателей второй половины XIX столетия - Ф.М. Достоевского (1821-1881) и Л.Н. Толстого (1828-1910). Пожалуй, что никто, более чем они, не изобразил человека с такой ясностью и психологической глубиной. Выписывая образы людей, исследуя глубины их души, и часто нелицеприятную ее сторону, они показывают их многогранную, сложную и противоречивую натуру. Но неизменно расположение писателей всегда на стороне устремленных к нравственному совершенствованию.
Все творчество Достоевского: пронизывает мысль о страшной опасности для общества - способности человека сживаться со злом и преступлением, оправдывать их. Наполненная пессимизмом драма доброго человека пронизывает все его творчество. Его князь Мышкин - человек исключительного душевного бескорыстия, нравственной чистоты, внутренней красоты и гуманности - идиот в глазах современников. Он отторгается ими, становится изгоем и предметом насмешки, он повторяет страдальческий путь Христа и благородного рыцаря Дон-Кихота. Окружающие его люди теряют ощущение различия между добром и злом, грубеют, превращаются в палачей над душой инакомыслящего человека.
Мрачное предчувствие и пессимизм, которые пронизывают почти все произведения писателя, как бы говорят, в какие опасные и разрушительные дали все это может увести человечество. Это пророческое видение потери личностью внутренней гармонии так созвучно современности, когда человек в погоне за материальным теряет чувство меры, когда Мамона одерживает верх над Богом в душах людей.
Л.Н. Толстой, исследуя проблемы исторического и личностного бытия, акцентирует внимание на поисках истоков человеческого духа, нравственных исканиях своих героев. Ему бесконечно близка нравственная чистота человека, его устремление к миру и братству независимо от национальных и классовых различий. Он отрицает воинствующую враждебность людей, рассматривает войну как испытание всех душевных сил человека. Его неизменные симпатии на стороне людей, движущихся, совершенствующихся, борющихся, долженствующих изменить свою жизнь. И классический пример этому размышления князя Андрея из его романа «Война и мир» о смысле и назначении жизни у знаменитого дуба. Или Пьера Безухова, плененного французами, голодного и оборванного, который в общении с простым человеком - Платоном Каратаевым находит столько глубины и философского смысла в жизни, столько благородства и понимания другого человека, сколько он не мог понять за все годы всей своей предыдущей жизни.
Романтический образ одухотворенной природы, воспетый в литературе и искусствах, углубляет их философское осмысление и понимание. Через обращение к природе нередко раскрывается сложный мир человеческой души. Аналогия между явлениями внешнего мира и внутреннего мира человека помогает понять его внутренние устремления. Созерцание возрождения умирающего дуба с особой глубиной пронизывает душу князя Андрея, просветляет ее, дает положительный импульс, призывает к жизни. Это возрождение природы вызывает ответное созвучие в его душе, рождает надежду на будущее.
В художественной литературе отражаются предчувствия и догадки о том, чего еще не знает рациональная наука. И примеров тому несть числа. Известный фантаст конца XIX века Жюль Верн, описывая в своих романах «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» полет снаряда «Колумбиада», предсказал с достаточно высокой точностью размеры космического корабля «Аполлон-8», совершившего подобный полет в семидесятых годах ХХ века, место его старта - штат Флорида и место приводнения, количество членов экипажа. Подводное путешествие его капитана Немо на «Наутилусе» предвосхищает появление подводной лодки. Идея лазерного боевого оружия зародилась в романах Герберта Уэллса, а прообраз лазера был создан в романе А.Н.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». И путешествие на Луну, и подводный корабль, и лазерный луч, первоначально зародились в головах гуманитариев, но воплотились в реальность с помощью естественных наук. Ни каким из современных научных способов объяснения подобные феномены не поддаются. Природа интуиции, догадки, фантазии остается для науки тайной за семью печатями.
Художественная проза о природе - это особая статья. Не счесть произведений русской художественной литературы, где с восхищением описывается красота родной природы, через которую высвечивается дух человека. Это произведения К. Паустовского, В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина и многих других. Особый заряд несут произведения детских писателей о природе - В. Бианки, Н. Верзилина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, М. Пришвина и др.
В одном из своих писем наш соотечественник, поэт А. Блок (1880-1921) писал: «Поэт - сын гармонии», той гармонии, которая царит в первозданной природе и которую ощущает и доносит нам гений поэта. «В нем почивает некий Бог, его опустошает Демон..., его прозрения глубоки».
Мощная энергетика поэтического слова заключена не только в его красоте, но и в многозначности, рожденной в сочетании с другими словами, которая порождает ответную волну ассоциаций у читающего или слушающего стихи. Стихотворная фраза как дыхание. В гармонической связи и созвучии с другими словами в воображении возникают новые смыслы и символы. Как белое облако на фоне режущей глаз голубизны неба, поворачиваясь к нам разными своими сторонами, рисует контуры самых разнообразных объектов, вызывает самые разные ассоциации, так и поэтическое слово несет множество смыслов, созвучных настроению читающего. Слова сами по себе льются в душу человека, просветляя ее и наполняя новыми глубокими чувствами.
В радостные и роковые минуты жизни мы обращаемся к лирической поэзии. Как пчела к цветку, к ней стремятся художник и ученый, музыкант и ваятель. В чем ее притягательная сила? Может быть в том, что она рассыпана во всем и везде, а мы ее часто не замечаем? Глубина мысли, краткость ее изложения, мгновенное проникновение в суть вещей, присущая поэтическим произведениям, роднит поэта и философа. Многозначность и метафоричность поэтических смыслов роднит ее с музыкой и живописью. И это взаимное проникновение ритма, симметрии и красоты, глубокого философского смысла в постижении природы и человека приносит душе очищение от налетов корысти, вызывает в ней сочувствие к чужому горю, снимает глубокие шрамы обид.
Наверное, нет такого русского поэта, который бы не воспевал картины родной природы. В ней черпали свое вдохновение А. Пушкин, В. Жуковский, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Фет, Ф. Тютчев, С. Есенин, И. Бунин, Б. Пастернак и многие, многие другие. С великой силой ее образ раскрыт в пейзажной лирике И. Никитина и А. Кольцова.
Поэзия - глубокое проникновение в духовный мир человека. В ней нашли ярчайшее сочетание логика, интуиция, магия и очарование, мистика и пророчество. И это переплетение рождает в нашем воображении магнетический многомерный образ природы и человека.
В стихах, как в водах бездонного озера, отражается вечность Вселенной, непостижимость и необратимость времени, необъятность пространства и таинственная недосказанность природы. В ней наиболее ярко проявляется созвучие состояния души человека и природы, состояние, когда человек ощущает себя частицей единого мирового целого. Именно поэзия в лаконичной и образной форме раскрывает его величие и ничтожность, его место в природе и смысл его существования.
Величайший русский лирик XIX века А. Фет (1820-1892) утверждал: «Поэзия - великая и таинственная стихия музыки речи, над которой властен только лирический поэт: чем глубже изведал он тайны этой музыки, тем больше мощь, тем неотразимее магия сотканного им нового смыслового созвучия, каким является лирическое стихотворение».
Даже хорошо известная мысль, но выраженная в поэтической форме обретает новый смысл, поражает душу какою-то небывалой новизной. Взаимное проникновение ритма, глубокого философского смысла, симметрии и красоты в постижении природы помогает объединить образ мира и его научную картину. Именно ритм, созвучный трепету нашего сердца и пульсу Вселенной, позволяет найти общие корни всего сущего, почувствовать это грандиозное всеобщее «биенье и горенье» мира, которое наука сухо называет универсальным эволюционизмом, наводит на глубокие размышления, о смысле и назначении бытия, о месте и роли человека в Мироздании, его космической сути.
Светлое зеркало поэзии, в котором свободно отражается небо и воды, лес и поле, радостный блеск солнечного луча и душа человека, рождает многомерный смысл, созданный единством звуков, чувств и отношений. Ощущение живой связи поэта с природой помогает нам войти в ее бесконечный и таинственный мир и почувствовать себя частицей того могущественного и необъятного, что мы называем Мироздание.
В одном из писем А. Фет писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно - в сущности, музыкальные произведения.... В них раскрывается глубина сущности предметов, созвучная человеческому духу в форме своего животрепещущего колебания, гармонического пения, присущей красоты». Их волшебная, непостижимая разумом, взаимосвязь особенно ярко проявляется в классических вокальных произведениях.
Все великие музыканты учились музыке у природы. Вслушайтесь в хоралы и фуги И.С. Баха. Их волшебные звуки завораживают и рождают ассоциации с торжеством и величием самого Мироздания, заставляют подчиниться его ритму. Страстная музыка «Лунной сонаты» Л.Бетховена вызывает высокую патетику, волнует душу, устремляет человека ввысь, в безбрежность небесных просторов.
Когда П. Чайковский работал над циклами «Времена года» и «Детский альбом», он много времени проводил в лесу. Созданные в них музыкальные образы, мотивы и настроения подсказаны ему звуками леса. Звонкий апрель с его первоцветами и студеная зима с теплом камелька - все это навеяно самой природой. Или вот знаменитый «Соловей» А. Алябьева. Как нужно чувствовать настроение птицы, слышать и понимать природу звука, чтобы переложить ее пение на музыку и передать всю его прелесть, все трели и переходы.
Великим талантом изображать природу в музыке обладал Н. Римский-Корсаков. Однажды, когда композитор работал над оперой «Ночь перед рождеством» по повести Н.В. Гоголя, он на суд друзей принес одну музыкальную пьесу. Сыграв ее, он спросил, о чем эта пьеса. Все дружно утверждали, что это звездная, трескучая, морозная зимняя ночь. Так явственно от нее веяло снегом и холодом. И действительно, это была увертюра к опере. Когда композитор работал над оперой по сказке А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», он жил на даче. Лето было в разгаре. Все звенело и пело. Его без конца отвлекало от работы и раздражало жужжание шмелей. Но постепенно, вслушиваясь в эти звуки, он ощутил их особенную красоту и необычность. Из этой красоты и появился его «Полет шмеля». А его музыка к опере «Садко» - гимн подводному царству, в котором реальное и фантастическое представление о подводном мире переплетается и перетекает из одного в другое.
Музыка и поэзия - эти две неразлучные сестры, связанные единым ритмом, - позволяют выйти далеко за пределы рационального осмысления мира, увидеть «неумолимый строй во всем, созвучье полное в природе» и человеке. Музыка, объединенная с живым поэтическим словом, с его ритмоинтонацией, пробуждает множество мыслей и чувств и переливается в другого человека, вызывая в нем ответные чувства. Эта ритмоинтонация и смысл поэтического текста воплощаются в музыкальном произведении. Великой тайной окутан процесс рождения его восприятия и феномен воздействия.
Таинственная красота природы, разлитая по всему Мирозданью, отраженная в поэзии и музыке, уносит человека в безбрежные дали, позволяет воспарить духом к небесам. Состояние погружения в космическую глубину приносит ощущение себя как частицы единого мирового гармонического целого, пробуждает интуицию и творчество. Божественное звучание человеческого голоса в вокальном произведении вливается в это единое и неделимое, соединяется с хором его голосов. В общем порыве объединяются ритмы природы и ритмы человека и, резонируя, усиливают наши ощущения.
Природа и жизнь человека всегда были нераздельны. Сочетание ее звуков, красок, форм и узоров, их симметрия и гармония извечно радовали его глаз и согревали душу. Самые древние художники рисовали на стенах пещер, придавали определенную форму камню, выбивали на нем орнаменты. В них они стремились показать красоту окружающего мира, изящество его линий и форм, его цветовую гамму.
На протяжении многих тысячелетий картины живой природы пробуждали у человека лучшие чувства, возвышали над обыденностью, вдохновляли на творчество, будь это рисунок, орнамент на горшке, игрушка из глины, ажурный дымник, резные узорные ставеньки, вышитый рушник, хоровод или игрище, живописный портрет, скульптура, танец, произведение устного народного творчества - во всех них отражена величественная симфония природы, во всех них проявляется ее одухотворяющая сила. Дух ее красоты проявляется в глубоком эмоциональном воздействии на его психику. В общении с природой, прикосновении к ее первозданной девственной чистоте рождаются самые высокие мысли и устремления.
Жизнь современного человека круто изменилась по сравнению с былыми временами. Большинство из нас живет в городах, где все искусственное и однообразное. За каменными коробками зданий не видно первозданной природы, в лучшем случае газон или цветник во дворе, созданные руками человека. Хорошо, если поблизости есть сквер или парк. В угоду автомобилю - нужно расширить дорогу или сделать автостоянку - вырубаются деревья. И выглянув за окно, видишь унылую картину: потоки гудящих машин, дымящие трубы заводов, да серые коробки зданий. Кое-где это перемежается с редкими зелеными пятнами. Заковали матушку - землю в асфальт, опутали ее проводами и железными рельсами, прорыли в ее чреве тоннели и метро, по рельсам ползают огромные железные жуки, по ее небу летают огромные железные птицы. Но искусственное, каким бы удобным и полезным оно ни было, никогда не сможет заменить естественное природное окружение. Взращенный в такой среде человек часто не замечает красоты неброских полевых цветов, изумрудной зелени травы, музыки леса. Резной листок клена, яркий цветок одуванчика, похожий на маленькое солнышко, белоствольная березка, мохнатая островерхая елочка - неприметная красота, на которую он смотрит будничным взглядом. Это присуще современной цивилизации. За суетой повседневной жизни, погоней за материальным у человека притупляются эстетические чувства, все реже ощущается боль природы от нанесенных ей ран. Агрессивная визуальная среда, созданная самим же человеком, порождает в нем психическую агрессию по отношению к другим людям и окружающим объектам.
Образы природы, запечатленные в пейзажной живописи, наряду с ее живыми картинами имеют огромное значение в формировании экологической культуры человека - его миропонимания, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать, находить соответствия. И, вживаясь в образ, восходить к вершинам понимания места и роли человека и его деятельности в системе Мироздания, смыслов и ценностей его отношений не только с окружающей природой, но и другими людьми. В ней отражается гармония нетронутой природы и дисгармония, внесенная деятельностью человека. Именно в пейзаже раскрывается во всем своем блеске радость бытия и вечность природы, ее созвучие с настроением души художника. Запечатленное в пейзаже ее вечное движение, смена времен года и красок, самые тонкие оттенки неба, травы и листвы, игра солнечного луча в водах создают определенный настрой, зарождают в душе созерцающего человека ответное чувство, рождают созвучие его души с душой природы.
Пейзаж всегда экологичен: и когда он отражает идеал, и когда - искореженную человеком землю. И в том, и в другом случае он рождает определенное отношение к природе - единение с ней, восторг, жалость, сочувствие, сострадание, ощущение боли природы как своей собственной, стремление помочь, уберечь. И даже у черствого человека они могут пробудить ответные эмоции, побудить самые глубинные струны души, настроить его на созидание.