Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Собор Парижской Богоматери. В средние века большие соборы строились в каждом крупном западноевропейском городе: в храмах не только отправляли богослужения и молились




 

В средние века большие соборы строились в каждом крупном западноевропейском городе: в храмах не только отправляли богослужения и молились, но и прятались от неприятеля в военное время, а также спасались от стихийных бедствий за их крепкими стенами.

В те времена читать умели далеко не все, да и книг было немного – ведь их писали от руки, поэтому средневековые соборы играли роль «книги в камне», или «каменной проповеди» - напоминая людям о том, как коротка и мимолётна земная жизнь, являющаяся только прелюдией к жизни вечной.

В этом смысле Notre-Dame de Paris, Кафедральный Собор Парижской Богоматери, можно назвать одним из самых известных, если не самым известным в мире – хотя, конечно, своей популярностью он во многом обязан одноимённому произведению Виктора Гюго.

Раньше на месте собора Нотр-Дам находилась базилика Святого Этьена – первая христианская церковь в Париже, а до неё там стоял храм Юпитеру, построенный во времена, когда галлы были покорены римлянами.

По документам, строительство собора было начато в 1163 году, при Людовике VII. Кто заложил первый камень, неизвестно – Папа Александр III или епископ Морис де Сюлли, но в разные века в строительстве принимали участие многие известные зодчие, и поэтому храм сочетает в себе несколько архитектурных стилей.

Во Франции много готических храмов, но собор Нотр-Дам во многом отличается от них: он величественный и строгий, но при этом гармоничный и прекрасный. Как образец средневековой архитектуры, собор уникален: строго говоря, его нельзя назвать полностью готическим - в нём есть и черты романского стиля, и он не так стремится ввысь, как другие готические храмы, однако готика всё же преобладает.

Сколько времени строился Нотр-Дам? Считается, что около 200 лет, но на самом деле получается гораздо дольше, если принять во внимание многочисленные переделки, капитальные перестройки и реставрации.

Имена некоторых архитекторов дошли до нас: с середины XIII века собор строили Жан де Шель и Пьер де Монтрейль, а потом, до 1330 года здесь работали Пьер де Шель и Жан Рави. Очень символичным было финансирование строительства: на храм жертвовали средства все – от короля и духовенства до самых бедных парижских граждан, и даже проституткам разрешили принять в этом участие, только тайно, но их это вполне устроило.

Облик собора менялся в зависимости от событий и нравов: в XII веке церковь была «воинствующей», и храм напоминал крепость – его стены были мощными и глухими, а окна – узкими, похожими на амбразуры.

XIII век изменил облик многих соборов, в том числе и собора Парижской Богоматери – ведь церковь стала «торжествующей».

Середина XIV века – это время, когда собор стали считать законченным, но нам неизвестно, каким именно он тогда был – за последующие столетия он перестраивался множество раз.

В архитектуре собора много вертикальных линий и стрельчатых форм; ниши, прорезанные в стенах, сужаются кверху, а окна украшены ажурными колонками. Кроме того, архитектура пластична – собор словно «струится», а аркбутаны – укрепления по бокам, отдалённо напоминают опоры космического корабля – конечно, с точки зрения человека нашего времени, поэтому собор, при всей своей величественности, кажется устремлённым ввысь.

Главный фасад собора тоже отличает его от других готических храмов – на башнях нет островерхих шпилей, характерных для этого стиля, а порталы в нижней части выглядят очень мощными: портал Страшного Суда находится в центре, портал Девы Марии – слева, портал Святой Анны, Её матери – справа.

Сверху над всеми тремя порталами проходит аркада, украшенная статуями иудейских царей – их 28, а над ними – окна с витражами. Перед центральным окном – готической розой, диаметр которой составляет 10 м, стоят скульптуры Богоматери и двух ангелов. В XVIII веке цветные стёкла были заменены одноцветными и прозрачными, но реставраторы XIX века восстановили окно, и сегодня мы можем увидеть его таким, каким оно было сделано мастера века XIII. В те времена в руках у ангелов были подсвечники, в которые перед Страстной Пятницей вставлялись большие свечи – всю ночь они горели, и центральный фасад был освещён.

Ещё выше проходит аркада галереи - стройные колонны с тонким каменным кружевом наверху поддерживают верхнюю площадку; венчают сооружение две массивные, украшенные каменной резьбой башни.

На фасадах собора много скульптур, и особенно отличаются порталы – они оформлены так, чтобы люди, глядя на Нотр-Дам, могли увидеть всю историю христианства – от времён Адама до Страшного Суда. Очень интересны скульптуры химер на верхних площадках – они тоже были восстановлены в XIX веке. Средневековые скульпторы создали их жуткими, фантастическими существами – они кажутся застывшими, но имеющими душу – мрачную и безжалостную. Считалось, что химеры воплощают самые страшные грехи людей.

Хотя высокие башни-колокольни Нотр-Дама кажутся массивными – возможно, из-за плоского верха, - они в то же время воздушны. Долгое время именно отсюда парижане следили за окрестностями – приближавшихся врагов можно было видеть издалека, и сообщить об этом с помощью большого колокола.

Необыкновенная красота собора Парижской Богоматери объясняется удивительным сочетанием горизонтальных и вертикальных пропорций. Если смотреть на фасад, то он кажется словно разделённым на четыре яруса: внизу порталы, потом окна, галереи, и, наконец, башни. Ярусы вытянуты горизонтально, но весь фасад стремится вверх, и это впечатление усиливают стрельчатые формы.

Если говорить об архитектуре собора в целом, то это базилика – пятинефная, хотя на первый взгляд она кажется трёхнефной. Высота башен собора – 69 м, а его длина – 130 м, и одновременно в нём помещается 9000 человек.

Впервые попав внутрь собора Нотр-Дам, большинство людей чувствуют изумление, и восхищение работой средневековых архитекторов и строителей – настолько огромным кажется его пространство, а все элементы буквально рвутся вверх. Столбы, стрельчатые арки, вытянутые окна, каменные сплетения – всё стремится ввысь, и кажется, что они сделаны не из твёрдого камня, а из какого-то неизвестного материала, гибкого и пластичного.

Каким образом средневековые мастера сумели создать такое чудо, не имея никакой строительной техники и приспособлений, которые мы знаем сегодня? Можно сказать, что собор не имеет стен как таковых – вместо них идёт ряд столбов, между которыми находятся стрельчатые окна – огромные разноцветные витражи, играющие и переливающиеся в солнечную погоду всеми красками радуги. Одно только визуальное восприятие может действовать на состояние людей неожиданно: даже неверующий человек ощущает религиозное благоговение, оказавшись среди взлетающих арок, под неземным светом солнечных лучей, проходящих сквозь витражные стёкла, в которых каким-то образом гармонично сочетаются удивительно глубокие и насыщенные цвета.

От средневековых витражей мало что сохранилось, однако всё, что было разрушено, тщательно и с любовью восстановлено реставраторами, внимательно изучавшими искусство средневековых мастеров. Очень пострадал собор во время Великой французской революции – многое было разрушено, и даже высокий шпиль снесён – за то, что возвышался над всем остальным, и противоречил идеям равенства. Поистине, глупость революционеров была беспредельна – с нашей точки зрения, но сегодня всё восстановлено, хотя некоторые архитекторы и зашли дальше, чем было нужно: они не только восстанавливали элементы собора, но и старались внести что-то своё. Конечно, их вполне можно понять – уж очень велико было искушение оставить своё имя в истории Нотр-Дама, добавив к его убранству хотя бы маленькую деталь.

В Соборе Парижской Богоматери несколько органов, и один из них – самый большой во Франции. Когда эти органы звучат, то кажется, что звучит сам воздух под сводами собора, и музыка, дополняемая потоками света, проходящими сквозь витражи, кажется цветной и осязаемой.

Можно долго пытаться описать парижский собор Нотр-Дам, но вряд ли это получится, тем более после того, как это сделал Виктор Гюго. И хотя сегодня во Франции и в Европе много других знаменитых и прекрасных памятников, Notre-Dame de Paris остаётся непревзойдённым символом христианской культуры, и воспринимается, как идеальное творение, созданное людьми, но не без помощи высших сил. Собор Парижской Богоматери обязательно нужно увидеть – только тогда можно понять, что никакие описания не в силах даже частично передать его величие и красоту.

 

Микеланджело Буонарроти (полное имя — Микеланджело ди Лодовико ди Буонарроти Симони, итал. Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni; 1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.Содержание





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 758 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.