Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬заимосв€зь материальной и духовной культуры

ћатериальна€ культура

ѕод материальной культурой обычно понимаютс€ искусственно созданные предметы, которые позвол€ют люд€м оптимальным способом приспособитьс€ к природным и социальным услови€м жизни.

ѕредметы материальной культуры создаютс€ дл€ удовлетворени€ разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваютс€ в качестве ценностей. √овор€ о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питани€, украшени€, устройство жилища, архитектурные сооружени€. —овременна€ наука, исследу€ такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

ѕри более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

—обственно предметный мир, созданный человеком, Ч здани€, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. –азвитие культуры про€вл€етс€ в посто€нном расширении и усложнении мира артефактов, Ђодомашниванииї среды обитани€ человека. ∆изнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств Ч компьютера, телевидени€, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

“ехнологии - средства и технические алгоритмы создани€ и использовани€ объектов предметного мира. “ехнологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах де€тельности.

“ехническа€ культура - это конкретные навыки, умени€, способности человека.  ультура сохран€ет эти навыки и умени€ нар€ду со знани€ми, транслиру€ из поколени€ в поколение как теоретический, так и практический опыт. ќднако в отличие от знаний навыки и умени€ формируютс€ в практической де€тельности, обычно наличном примере. Ќа каждом этапе развити€ культуры нар€ду с усложнением технологий усложн€ютс€ и навыки.

ƒуховна€ культура

ƒуховна€ культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. —фера ее быти€ Ч не вещи, а идеальна€ де€тельность, св€занна€ с интеллектом, эмоци€ми, чувствами.

»деальные формы существовани€ культуры не завис€т от отдельных человеческих мнений. Ёто Ч научные знани€, €зык, усто€вшиес€ нормы морали и права и т.д. »ногда к этой категории относ€т де€тельность образовани€ и средств массовой коммуникации.

»нтегрирующие формы духовной культуры соедин€ют разрозненные элементы общественного и личного сознани€ в цельное мировоззрение. Ќа первых этапах развити€ человечества такой регулирующей и объедин€ющей формой выступали мифы. ¬ современности ее место зан€ли религи€, философи€ и в некоторой степени Ч искусство.

—убъективна€ духовность представл€ет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. ¬ этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведени€ и т.д.).

—оединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосв€занной системы элементов, посто€нно переход€щих друг в друга. “ак, духовна€ культура Ч идеи, замыслы художника Ч может воплощатьс€ в материальных вещах Ч книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождаетс€ обратным переходом Ч от материальных вещей к знани€м, эмоци€м, чувствам.

 ачество каждого из этих элементов, а также тесна€ св€зь между ними определ€ют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге Ч культурного развити€ любого общества.

¬заимосв€зь материальной и духовной культуры

ѕри этом духовна€ культура неразрывно св€зана с материальной. Ћюбые предметы или €влени€ материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знани€ и станов€тс€ ценност€ми, удовлетвор€€ человеческие потребности. »ными словами, материальна€ культура всегда €вл€етс€ воплощением определенной части духовной культуры. Ќо и духовна€ культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Ћюба€ книга, картина, музыкальна€ композици€, как и прочие произведени€ искусства, которые €вл€ютс€ частью духовной культуры, нуждаютс€ в материальном носителе Ч бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Ѕолее того, часто сложно пон€ть, к какому виду культуры Ч материальной или духовной Ч относитс€ тот или иной предмет или €вление. “ак, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Ќо если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемс€ в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры.  нига Ч бесспорный предмет духовной культуры Ч может быть использована дл€ растопки печи. Ќо если предметы культуры могут мен€ть свое назначение, то должны быть введены критерии дл€ различени€ предметов материальной и духовной культуры. ¬ этом качестве можно использовать оценку смысла и назначени€ предмета: предмет или €вление, удовлетвор€ющие первичные (биологические) потребности человека, относ€тс€ к материальной культуре, если они удовлетвор€ют вторичные потребности, св€занные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

ћежду материальной и духовной культурой существуют переходные формы Ч знаки, представл€ющие нечто отличное оттого, чем они сами €вл€ютс€, хот€ это содержание не относитс€ к духовной культуре. —ама€ известна€ форма знака Ч деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., примен€емые людьми дл€ обозначени€ оплаты всевозможных услуг. “ак, деньги Ч всеобщий рыночный эквивалент Ч можно потратить на покупку продуктов питани€ или одежду (материальна€ культура) или приобрести билет в театр или музей (духовна€ культура). »ными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Ќо в этом таитс€ серьезна€ опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличива€ предметы духовной культуры. ѕри этом у многих людей рождаетс€ иллюзи€, что все имеет свою цену, что все можно купить. ¬ таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

5.  ультура Ц одна из важнейших характеристик специфики человеческой жизнеде€тельности.  аждый индивид представл€ет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействи€ с окружающей средой, что необходимо человеку дл€ его нормального функционировани€, жизнеде€тельности и развити€.

Ѕольшинство потребностей человека удовлетвор€етс€ посредством труда. ј процесс труда всегда осуществл€етс€ при непосредственном участии и направл€ющем воздействии сознани€ человека, его мышлени€, знаний, чувств, воли. —истема человеческой культуры Ц это мир вещей, предметов, а теперь и природной среды, созданных человеком дл€ удовлетворени€ его потребностей. «начит культура Ч это "опредмеченный" мир человеческой духовности.

 ультура есть продукт человеческой де€тельности, а де€тельность есть способ быти€ человека в мире. –езультаты человеческого труда посто€нно накапливаютс€, и потому система культуры исторически развиваетс€ и обогащаетс€ многими поколени€ми людей. ¬се достигнутое человечеством в правовой, политической, государственной де€тельности, в системах образовани€, медицинского, бытового и других видов обслуживани€, в науке и технике, искусстве, религии, философии Ц все это принадлежит миру человеческой культуры:

Ј пол€ и фермы, промышленные (фабрики, заводы и т.п.) и гражданские (жилые дома, учреждени€ и др.) постройки, транспортные коммуникации (дороги, трубопроводы, мосты и т.д.), линии св€зи и т.д.;

Ј политические, правовые, образовательные и другие учреждени€;

Ј научные знани€, художественные образы, религиозные доктрины и философские системы, культура семьи

Ќа «емле непросто найти такое место, которое бы в той или иной мере не было освоено человеческим трудом, которое не затронули бы де€тельные руки человека, на котором не было бы печати человеческого духа.

ћир культуры окружает каждого.  аждый человек как бы погружен в море вещей, предметов человеческой культуры. Ѕолее того, индивид становитс€ человеком постольку, поскольку он усваивает формы де€тельности по производству и использованию предметов культуры (выработанные предыдущими поколени€ми людей). ¬ семье, в школе, в высшем учебном заведении, на работе, в общении с другими людьми мы осваиваем систему предметных форм культуры, "распредмечиваем" их дл€ себ€. “олько на этом пути человек измен€ет сам себ€, развивает свой внутренний духовный мир, свои знани€, интересы, мораль, навыки, умени€, мировоззрение, ценности, потребности и др. „ем выше степень освоени€ человеком достижений культуры, тем больший вклад он может внести в ее дальнейшее развитие.

 ультура по€вилась одновременно с самим человеком, и первыми культуральными €влени€ми стали оруди€ труда, созданные нашими далекими предками.

 ультура это единое, сложное, комплексное €вление человеческой природы, которое условно (по степени преобладани€ духовной или материальной составл€ющих) часто дел€т на гуманитарную и естественнонаучную культуры.

¬р€д ли сегодн€ кто-либо сможет описать все разнообразие культурных ценностей, достигнутых и достигаемых человечеством. ћожно выделить лишь некоторые наиболее значимые области культуры человека на сегодн€шний день. ѕодобное деление условно, спорно и во многом зависит от взгл€дов конкретного человека. √уманитарна€ культура.

√уманитарна€ культура в современном понимании Ц мировоззрение „еловека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас ћир можно вообразить в сознании. ѕо-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Ёто мораль, религи€, искусство, политика, философи€ и т.п., что входит в пон€тие духовное.

√уманитарна€ культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократи€, мораль, права человека и т.п. Ќо исследователь этой культуры находитс€ внутри рассматриваемых проблем. ‘илософские системы, религии, филологические исследовани€ включают в себ€ особенности, присущие их творцу. ¬с€ его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. ѕоэтому и методы исследовани€, используемые в области гуманитарного знани€, разительно отличаютс€ от естественнонаучных и свод€тс€ преимущественно к интерпретаци€м, толковани€м, сравнени€м.

Ѕольшое значение в гуманитарных сферах имеют телеологические или финалистские объ€снени€, цель которых Ц раскрытие мотивов и намерений в де€тельности людей. »нтерес к подобным объ€снени€м усилилс€ в последнее врем€, он был обусловлен результатами, полученными в синергетике, экологии и других естественных науках. Ќо еще большее значение в гуманитарных сферах имеет исследовательский метод, св€занный с истолкованием, который обычно называют герменевтическим.

6.  ультура выступает как важный фактор социальных обновлений общества. ќна чутко реагирует на все перемены, происход€щие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формиру€ и определ€€ многие общественные процессы.

—овременные западные социологи отвод€т культуре большую роль в развитии процессов модернизации. ѕо их мнению, Ђпрорывї традиционного образа жизни в р€де стран должен произойти под непосредственным вли€нием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. ѕри этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиес€ культурно-психологические стереотипы и др.

ќсобую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. ƒостаточно привести знаменитый труд ћ. ¬ебера Ђѕротестантска€ этика и дух капитализмаї, где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.

–оль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Ёто со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны.

¬ этих услови€х особое значение приобретает выработка новой культурной политики. ѕод культурной политикой понимаетс€ комплекс мер по регулированию развити€ духовно-ценностных аспектов общественного быти€.  ультуре отводитс€ роль формировани€ ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной де€тельности.

7. ѕостиндустриальное состо€ние человеческой цивилизации правомерно св€зывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определ€етс€ количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. ¬озникновение информационного общества неразрывно св€зано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизаци€.

—тановление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образовани€ динамичным изменени€м, происход€щим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. ќсобое значение в информационном обществе приобретает организаци€ информационного образовани€ и повышение информационной культуры личности.

—егодн€ есть все основани€ говорить о формировании новой информационной культуры, котора€ может стать элементом общей культуры человечества. ≈ю станут знани€ об информационной среде, законах ее функционировани€, умение ориентироватьс€ в информационных потоках. »нформационна€ культура пока еще €вл€етс€ показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развити€ каждой личности. ѕон€тие "информационна€ культура" характеризует одну из граней культуры, св€занную с информационным аспектом жизни людей. –оль этого аспекта в информационном обществе посто€нно возрастает; и сегодн€ совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знани€ законов информационной среды и умени€ ориентироватьс€ в информационных потоках. ¬ противном случае он не сможет адаптироватьс€ к жизни в новых услови€х, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной де€тельности и услуг.

¬ насто€щее врем€ существует множество определений информационной культуры. –ассмотрим некоторые из них.

¬ широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

¬ узком смысле - оптимальные способы обращени€ со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю дл€ решени€ теоретических и практических задач; механизмы совершенствовани€ технических сред производства, хранени€ и передачи информации; развитие системы обучени€, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

»нформационную культуру человечества в разное врем€ потр€сали информационные кризисы. ќдин из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к по€влению письменности. ”стные методики сохранени€ знани€ не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. ¬ ее состав вошла культура общени€ с документами: извлечени€ фиксированного знани€, кодировани€ и фиксации информации; документографического поиска. ќперирование информацией стало легче, претерпел изменени€ образ мышлени€, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значени€, но и обогатились системой взаимосв€зей с письменными.

ќчередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

—овременна€ информационна€ культура вобрала в себ€ все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство.  ак особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической де€тельности людей. Ёто результат де€тельности субъекта и процесс сохранени€ созданного, распространени€ и потреблени€ объектов культуры.

¬ насто€щее врем€ создаетс€ база дл€ формировани€ противоречи€ между категорией индивидов, информационна€ культура которых формируетс€ под вли€нием информационных технологий и отражает новые св€зи и отношени€ информационного общества, и категорией индивидов, информационна€ культура которых определ€етс€ традиционными подходами. Ёто создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что св€зано со снижением возможностей творческого про€влени€ одних субъектов по сравнению с другими.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
 ультуры –оссии вли€ние на мировую культуру | ќценочный и нейтральный смыслы пон€ти€ культура
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-09-03; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 27505 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

529 - | 454 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.