Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурологические идеи русских мыслителей (XIX-XX век)




Одним из выдающихся российских социальных мыслителей XIX столетия был Лев Ильич Мечников (1838-1888 г.). Основная работа «Цивилизация и великие исторические реки». «Географическая теория развития современных обществ» – работа вышла в свет после смерти Мечникова в 1889 году, постоянно переиздаётся и переводится, на эту работу написано множество рецензий. В соответствии с воззрениями Л. И. Мечникова история человечества делится на 3 периода:

- речной – охватывает 4 древних цивилизации: Египет на реке Нил, Месопотамия на реках Тигр и Евфрат, Индия на Инде и Ганге, Китай на Хуанхэ и Янцзы. Черты этого периода составляют рабство и деспотизм.

- средиземноморский – период с эпохи основания Корфагена (VIII век до н.э.) до государства Карла Великого (VIII-IX век н.э.). Период характеризуется олигархическими формами правления и крепостничеством.

- океанический – охватывает прежде всего Новое время: со времени открытия Америки Колумбом (конец XV столетия). В эту эпоху должны утверждаться ценности свободы, равенства и братства.

В современной цивилизации, по мнению Мечникова, развивается солидарность, усиливается сотрудничество между народами на основе добровольной кооперации. Большинство мыслителей подчёркивали, что между людьми и группами людей существую кооперация и сотрудничество, а не только борьба.

Гуманистические концепции культуры разрабатывали русские мыслители – идеалисты. Это, прежде всего, теологические концепции. Среди них выделяются идеи и концепции Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900 г.). Основные работы:

- «Чтения о богочеловечестве» (1877-1881 г.).

- «История и будущность теократии» (1885-1887 г.).

- «Россия и вселенская церковь» (1889 г.).

-«Оправдание добра» (1887-1889 г.).

Основной культурологической проблемой в трудах Соловьёва выступает проблема направленности развития русской и мировой культуры, органически связанной с проблемой духовных основ культуры. Сущность своей теории всеединства Соловьёв видел в требовании полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, целым и частями, общим и единичным. Философия всеединства должна быть применима к обществу, которое Соловьёв считал организованной нравственностью.

Общество – это подражание, считал Габриэль Тард. Соловьёв подчёркивал, что полное и адекватное представление о мире, так называемое истинное цельное знание, возможно на путях органического синтеза религии, философии и науки. В совокупности они образуют свободную теософию – гармонию веры, философии и науки, сглаживают противоречия между элитой и народом. Эти противоречия могут привести к разрушению культурных ценностей гармонии веры, философии и науки могут нейтрализовать последствия технократизма. Современные исследователи отмечают, что идеи Владимира Соловьёва способствовали развитию представлений о возможностях преобразования общества средствами культуры путём духовного совершенствования. Человек в философии всеединства движется от природного к духовному, то есть к идеалу, которым является Бог.

Одним из ведущих представителей русского духовного ренессанса начала XX века был Николай Александрович Бердяев (1874-1948 г.). Основные работы:

- «Философия свободы» (1911 г.);

- «Смысл творчества» (1916 г.);

- «Судьба России» (1918 г.);

- «Новое Средневековье» (1924 г.);

- «Философия свободного духа» (1927 г.);

- «Русская идея» (1946 г.).

Бердяев пытался осмыслить культурно-исторические и психологические особенности русского народа, его место в мировой и европейской цивилизации. В условиях противоречий между различными социальными системами, которые имеют тенденцию к обострению, Бердяев предпринял попытки объективно оценить соответствия конкретных форм сознания религиозному и, следовательно, культурному идеалу человечества. Бердяев разрабатывал такие проблемы, как нация и культура, революция и культура. В русском народе Бердяев усматривал вечную мистическую реакцию против всякой культуры личного начала, прав и достоинств личности, против всяких ценностей. Культура аристократична, может возникнуть лишь в узком, избранном кругу элиты, а цивилизация демократична, стремится к равенству однородностей. Бердяев подчёркивал, что всякая культура, даже материальная, есть культура духа. Всякая культура имеет духовную основу, она есть продукт творческой работы духа над природными условиями.

Большой вклад в русскую культуру внёс религиозный мыслитель и учёный, прозванный при жизни русский Леонардо Да Винчи, Павел Александрович Флоренский (1882-1937 г.). Основная работа - «Столп и утверждения истины» (1914 г.). Он дал классическое определение религии – «Жизнь нас в Боге и Бога в нас». Флоренский отрицал бытие культуры, как единого во времени и пространстве процесса, поскольку не существует ни прогресса, ни даже эволюции культуры, а жизнь конкретных культур подчиняется их ритмическим, сменяющимся типам - средневековому и возрожденческому.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 682 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.