В сущности, первым мыслителем, который попытался развить и пересмотреть идеи Фрейда был австрийский учёный Альфред Адлер (1870 - 1937 г.). Адлер подверг критике Фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм. В самой общей форме детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности. Адлер придавал меньшее значение бессознательному. Адлер пытался свести формы культуры к проявлениям стремления к самоутверждению. Сублимация рассматривается, как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями социальной реальности. Проблему сублимации автор связывает с комплексом неполноценности, который в его концепции интерпретируется, как движущий фактор культуро-созидающей деятельности личности.
Основные работы Адлера:
- «Наука жизни»;
- «Смысл жизни» (1933 г.)
Идеи Фрейда развивались швейцарским мыслителем Карлом Густавом Юнгом (1875-1961 г.). Основные культурологические идеи Юнга содержаться в работах:
- «Архетип и символ»;
- «Психологические типы»;
- «Феномен духа в искусстве и науке»;
- «О философии восточных религий и философий».
Современные исследователи подчёркивают, что Юнг смотрел на психологию, как на средство, сближающее науку и религию. Это открывает путь к познанию смысла жизни и культуры. Душевное здоровье и её болезни имеют корни в социо-культурных процессах.
Центральная категория Юнгианства – коллективное бессознательное. Оно идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверх личным.
Коллективное бессознательное передаётся по наследству и является основой, на которой вырастает психика человека. Под воздействием врождённых программ, универсальных образцов поведения находятся не только элементарные поведенческие реакции, но и восприятие, мышление, воображение. Содержание коллективного бессознательного - человеческие первообразы – архетипы (мать-Земля). Архетипы выражаются в мифах, сказках, магии, паранауке. Архетипические образы исторически сопровождают человека, выступая источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях обрабатывались образы бессознательного. Изначальным способом обработки и систематизации архетипических образов была мифология. Первобытный человек только начинает отрывать себя от матери природы, но он переживает этот разрыв, осмысливаемый на языке религии, как грехопадение. Сопротивляясь отдалению от природы, человек прибегает к магии, чтобы восстановить утраченную связь с миром. С развитием сознания пропасть между человеком и природой углубляется. Перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру, гармонизации сознательного и бессознательного всей психики. Обособление сознания ведёт к утрате психического равновесия. Бессознательное пытается компенсировать односторонность и безрассудство сознания. Если сознание не принимает опыт архетипов, и символическая передача этого опыта становится невозможной, то архетипы могут вторгаться в культуру в самых примитивных и жестоких формах. Вторжение коллективного бессознательного ведёт не только к индивидуальным, но и к массовым неврозам и психозам, массовым беспорядкам, войнам. Кризис Западной цивилизации Юнг пытается объяснить вторжением архетипов в духовную и общественную жизнь. Следствия этого вторжения – фашизм и коммунизм.
Культурологические воззрения Питирима Сорокина.
Любое общество представляет собой социо-культурную систему, которая выступает единством, включающим 3 аспекта:
- мир вещей или конкретных предметов;
- субъективный мир или человек;
- транссубъективный мир: духовная сущность – идеи, мысли, трансцендентный (потусторонний) комплекс.