Культурология
Культурология – наука о культуре.
Культура – передаваемая по наследству социальная память.
Культура – правила и нормы, регламентирующие образ жизни.
Культура – способ приспособления общества к природе и к экономическим потребностям.
Культура – совокупность продуктов человеческой деятельности.
Культура – результат воспитания детей.
Культура – поток идей, передаваемый друг другу с помощью языка.
Культура – противостоящий природе, искусственно созданный человеком мир вещей.
Культура – социально обусловленные особенности человеческой психики.
Культура – духовное начало, определяющее человеческую жизнь.
Основные свойства культуры:
1. Культура есть нечто отличное от природы.
2. Культура всепроникающая. Пронизывает все явления общества и обеспечивает целостность и непрерывность общества.
3. Культура передается по традиции, по средствам прямого подражания, языка, символов и практического нравоучения. Не передается на биологическом уровне.
4. Культура включает верования, нормы, ценности, образцы поведения.
· Нормы – правила поведения.
· Ценности – система предпочтений.
5. Культура тесно связана с языком. Язык – некий способ представления о мире.
6. Культура символична, т.е. слова, предметы, действия имеют эмоциональное значение, которое понятно в данной культуре.
Культура может быть материальной (жилище, вещи, отношение к труду, к телу), духовной (мифология, философия, искусство). Культуру выделяют в зависимости от ее носителя.
Культурологические концепции
Концепция просветительская (поддерживали просветители, считавшие, что мир можно сделать лучше за счет просвещения). Особенность – культура рассматривается только с положительной стороны.
Антропологическая концепция. Рассматривает все, что отличает жизнь человеческого сообщества от природы. Рассматривает конкретные исторические культуры, выделяются позитивные и негативные свойства культур. «Развитие культуры мешает радостному существованию человека» - Кант.
Аксиологическая концепция культуры (Аксиология – наука о ценностях (труд, любовь, общение, мудрость и т.д.)). Рассматривается изменение ценностей во времени.
Информационно-семиотическое понимание культуры (Семиотика – наука о знаках). Культура рассматривается как социальная информация, накапливаемая и передаваемая человеком с помощью знаков. К знаковым системам относятся: языки математики и химии, машинные языки, системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театр, кино, музыка, правила этикета, религиозные символы, геральдические знаки, фирменные знаки, государственная символика и т.д.
Функции культуры
1. Информационные функции — сохранение передачи и распространение информации в обществе. В природе информация передается генетическим путем или путем подражания. Человек придумал над биологическую форму хранения информации (знаки).
2. Коммуникативная функция — культура является результатом и условием общения людей. Культура связывает и объединяет людей. Общение возможно при некоторой согласованности действий, при наличии общей социально-культурной среды.
3. Регулятивная (нормативная) функция — рассматриваются нормы, как допустимые цели для достижения цели. Нормы согласуют действия определенных людей с общественными интересами. Нормы: мораль, права, политическая жизнь, руководство профессиональной деятельности, традиции. Общечеловеческие нормы: не убей, не укради. Классовые нормы. Государственные нормы. Групповые. Писаные и неписаные правила.
4. Функция проективной разрядки.
5. Функция защиты.
6. Адаптивная функция. Культура создает механизмы для адаптации к среде. Дает нормы взаимодействия, которые позволяют, в рамках сообщества, адаптироваться к среде.
7. Интегративная функция (пересекается с коммуникативной функцией) — функция, позволяющая сохранить свои традиции и ограничить себя от воздействий чужих традиций, при смене общества
Генезис культуры (развитие культуры)
Труд создал человека — утверждение материалистов. Считается, что развитие человека началось с появления орудий труда.
Этнографы утверждают, что до появления орудий труда появилась «магия» - явление, которое дает объяснение многим событиям — человек начинает использовать знаки.
Зигмунд Фрейд: «Первые особенности связаны с табу — с запретами». У человека есть запрет на родственные отношения.
Хейзинга: «Человека создала игра, в которой он имитировал различного рода ситуации, в следствии которой он стал учиться».
Кассирер: «Человек утратил свою биологическую природу, свою непосредственную связь со средой. Природные инстинкты вытиснились — возникла свобода выбора поведения».
Генотипический подход.
Первобытная культура
Каменный век — 2.5 млн. лет назад. Первые орудия были созданы 2.5 млн лет назад.
- Древнекаменный век (полиолит) — 2.5 -12 тыс. лет
- Среднекаменный век (мезолит) — 12 т. - 7 т. лет
- Новокаменный век (неолит) — 7 т. - 2 т. лет
Появляется первое искусство — натуральное творчество. Меандра — борозда по мокрой глине, создаются барельефы, рисуются профильные контуры.
Бронзовый век — 2 т. лет до н.э. - 1 т. лет до н.э.
Железный век — 1 т. г. до н.э.
Мифологическое сознание древних
Синкретичность — слитность, понимается, как слитность с природой, т.е. первобытный человек считает себя таким же, как и все другое в природе, человек не выделяет себя из природы.
Анимизм — одушевление природы, наделение ее человеческими качествами.
Тотемизм — вера отдельного племени в родство с каким-то отдельным видом животного.
Табу — запреты. Запреты существовали на браки внутри племени, поэтому женщин в основном крали с соседних племен. Часто табу было связано с запретом на убийство тотема и поедания мяса тотема. Табу определяло поведение людей внутри племени.
Аниматизм — вера в существование параллельного мира духов умерших людей, влияющих на существование людей.
Магия — попытка повлиять на природные силы с тем, чтобы получить определенный результат.
Фетишизм — предписывание предметам магических свойств.
Считалось, что есть связь с одеждой и самочувствием человека (поколотив одежду человека, ему станет плохо).
Pars pro toto — часть равно целому — магические действия над частью могут повлечь изменения в целом.
Подобное производит подобное. Запрещалось прясть женщинам во время заседания старейшин (женщина путает мысли старейшинам).
Post hoc proter hoc — после этого, значит по причине этого — у первобытной культуры нет причинно-следственной связи, считалось, что временная последовательность определяет причину.
Только так и другого не дано — в первобытной культуре нет сомнений. Нарушивший табу человек мог умереть, вследствие самовнушения.
Первобытный человек — синкретичен, близок к природе, коллективист, верен традициям (существует особенный способ общения — суггестия —невербальное внушение), нет личной инициативы, наблюдателен, всего боится и над всем властен — do ut des, никогда не удивляется и не сомневается, он эгоцентричен, опыт передается устно, нет письменности, мировоззрение передается в мифах.
Особенности мифа: нет различия между реальностью и фактом; я так хочу: хочу чтобы мертвый воскрес, чуда случилось; нет проблемы веры и безверья; все воспринимается без сомнения; нет удивления т.к. все возможно; что есть, то есть. Культурная функция мифа — дать человеку форму для его мировосприятия. Реальная роль мифа — помощь первобытному человеку. Постановка цели — зачем жить? Помогает в выборе средств достижения цели. Регулировка отношений в первобытных племенах.
Античный период
Появление письменности.
В искусстве господствуют некоторые каноны, за которые нельзя выходить. Происходит отказ от индивидуальности.
Единая религия.
Античный тип культуры представлен Древней Грецией и Древним Римом (7-8 века до н.э.).
Религия – компонент мировоззрения общества, отдельных людей, которое позволяет сформировать целостное, не противоречивое представление о мире и нашем месте в нем.