Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В. 43. Этика и культура по работам Швейцера

Альберт Швейцер (1875-1965) – теолог, философ, музыкант, врач.

Книга «Культура и этика» вышла в 1923 году. Посвятил её нравственному прогрессу человечества, возрождению культуры, защите гуманизма. Служению этим целям посвящена у него философия культуры. Величайшим злом современности Швейцер считал угрозу мировой термоядерной войны.

«Благоговение перед жизнью отбрасывает чисто индивидуалистическое и духовное понимание культуры».

«Благоговение перед жизнью не позволяет человеку пренебрегать интересами мира».

Анализируя состояние современной европейской культуры, Швейцер задался вопросом, почему мировоззрение, основанное на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. Он приходит к выводу, что идеи этого мировоззрения были благородны, но не глубоки.

Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стала швейцеровская концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала выстроенная в Ламбарене практически его собственными руками больница.

 

О мыслящем человеке:

«Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики».

 

Швейцер прагматично замечал: «Личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный».

Этическое таит в себе высшую правду и высшую целесообразность».

 

Значительное место уделено в книге истории этических идей и критическому анализу этических систем (со времён Древней Греции до конца 19в.) с точки зрения провозглашённой Швейцером этики активного самосовершенствования и благоговения перед жизнью.

 

Этический пафос пронизывает и протест Швейцера против «гротескного прогресса» современного западного общества, враждебного подлинной этической культуре, утратившего этические идеалы, завещанные ему Просвещением и рационализмом 18 века.

 

Творчество Швейцера – не желание устранить тайну, а попытка её понять. Понять всю огромную непростоту мира и человека, не редуцируя их к простым объясняемым величинам. Исходный посыл протестантской этики Швейцера – отношение к миру как непознаваемой тайне культуры.

 

Любая мысль человека, не отвечающая критериям научной рациональности, и в современном информационном обществе продолжает рассматриваться «как незаконная комета в кругу расчисленных светил».

Еще в начале прошлого века Швейцер усомнился, что выше научной истины ничего нет. Блестящий знаток Баха, он не доверял психологии как науке о душе и настаивал на том, что человек — это тайна, о которой науке нечего сказать. Только теперь мы понимаем всю важность мысли Швейцера о том, что переживание даёт для постижения мира гораздо больше, чем научное знание об этом мире.

До конца своих дней Швейцер был убеждён, что даже с помощью философии полного постижения тайны Бытия не достичь никогда: для человека навсегда останется загадкой его жизнь с чувством благоговения перед жизнью в мире, в котором созидающая воля одновременно действует как разрушающая воля, а разрушающая — как созидающая. И, тем не менее, культура, согласно Швейцеру, даёт человеку бесценную способность понимания метафизического единства с миром. Человек, у которого спокойная совесть, никогда не почувствует этой внутренней связи.

Для человека же, живущего только заботами о себе, ценящего только собственную жизнь, мир закрыт, и философствование о мире кажется ему непрактичной и бесполезной тратой времени. Поэтому, любой из людей обладает высокой культурой и духовностью лишь тогда, когда он исполнен внутреннего побуждения помогать всякой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. И если человек в своём духовном напряжении доходит до понимания единства со всем живым, то это означает, что в каждой живой клетке он обнаруживает элементы своей жизненной силы. И тогда, причиняя вред или убивая любое живое создание, человек тем самым убивает частичку самого себя.

Единство человека с миром, понимаемое Швейцером как культурная таинственная связь всех форм жизни, фактически означает признание равенства всех форм жизни. Этой идее Швейцера сегодня просто нет цены. Сегодня мы лучше, чем когда-либо, понимаем крайнюю сомнительность утверждений, что человек — вершина эволюции, венец творения, и что сама жизнь человека есть высшая ценность. Напротив, человек — не господин природы, а её часть. И когда мы в своей истории пытаемся разрушить эту связь, тогда природа отвечает человеку тем же.

Здоровое психическое состояние человека — когда он имеет Небо. И если человек теряет Небо, он теряет свою причастность к Высокому. А не имеющий Неба — гибнет.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Указатель имен для второго тома М-Я | Мифологическое сознание древних
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 549 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2408 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.