Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тенденции к универсализации в мировом процессе




Идея универсальности истории и создания всемирной общечеловеческой культуры прослеживается в трудах В. Вольтера, И.Канта, И.Гердера, В.Соловьева, К. Ясперса и др. Основополагающим аргументом является признание того, что культура есть содержание человеческой жизни. Признание культурной самобытности каждого народа несомненно, но во всех культурах прослеживается совпадение каких-то основополагающих аспектов жизнедеятельности людей. Поэтому необходимо свидетельствовать общие тенденции в многообразии культур.

Состояние мирового цивилизационного сообщества на рубеже ХХ-ХХI веков, в особенности современная культурная ситуация в России вызывает немалую тревогу у культурологов. Понятие «прогресс» в культуре еще в начале XX в. было подвергнуто резкой критике и вытеснено из научного обихода, понятия «развитие» и «модернизация» в научной мысли, отражали установки, сложившиеся в рамках эво­люционизма в период «покорения мира» европейцами, уверен­ными в просветительских, рационалистических и модернизиру­ющих потенциях своей цивилизации. Еще в 50-х — начале 70-х гг. в русле «теорий модернизации» приоритет принадлежал концеп­ции «аккультурации», т. е. постепенного приобщения населения покоренных стран к достижениям западной культуры через заим­ствование внешних образцов. Устойчивое сопротивление таким тенденциям в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки и крушение курсов на радикальное изменение «отсталых» обществ привели к «трибализму» т.е. приверженности к культурно-бытовой и общественно-политической племенной обособленности, например, межплеменная вражда в африканских странах, борьба перемен за культурное своеобразие с колонизаторами.

Сегодня для развития культуры России довольно распространенным является утверждение, что на настоящем этапе она продолжает культурные традиции, насильственно оборванные в 1917 году. Однако перед нами достаточно отличные процессы. Лавинообразная смена ценностей и нравственных установок, захлестнувшая российскую культуру не соответствует реалиям, характерным для дореволюционной России. И это можно проследить по всем культурным составляющим. Произошла резкая переориентация российского культурного сознания на Запад, что вызвано, прежде всего, экономическими причинами.

В научном мире существуют самые разные концепции выхода из современного культурного кризиса, однако сложность заключается в том, и это общемировая тенденция, что гуманитарные науки утратили возможность влиять на культурные процессы, поэтому сегодня судьба культуры во всем мире, а не только в России, зависит от экономической и политической элиты.

В целом надо констатировать глобальный кризис культуры XX века — произошла смена типов культуры, что связано с переходом к информационному обществу. Это наблюдается особенно на кризисе искусства - появлении модернизма и постмодернизма. Модернизм (с 1910-х до конца 1960-х) как фовизм (Анри Матисс), кубизм (Пабло Пикассо), экспрессионизм (Отто Дикс), конструктивизм (В.Е. Татлин), абстракционизм (Василий Кандинский, Пит Мондриан), дадаизм (Марсель Дюшан), сюрреализм (Сальвадор Дали), и др.. В раннем модернизме осмысливаются культурными достижениями прошлого, а в позднем - гиперреализм, инсталляция, перформенс, видео-арт; представителями философии постмодернизма можно назвать Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко.

На пороге XXI столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы нашего века, но и тенденции к стабильности поддерживающие жизнедеятельность основной массы населения в приемлемых для него формах (прежде всего, в унифицированной массовой культуре). Развитие ценностей культуры перед лицом новых реалий – тенденции к универсализации культуры в масштабах мирового сообщества.

Культурные универсалии – это черты общие всем культурам народов мира. Понятия «универсализации» и «унификации» нельзя отождествлять: первое характеризует разносторонней всеобъемлющий характер культуры, в последнее – приведение культуры к единой системе, единообразию культур.

Сегодня новый облик культурной жизни мирового сообщества определяется тенденциями к культурной универсализации современного процесса и идеи диалога культур. Выдвигается «концепция мировой глобальной цивилизации и метакультуры» как стремление человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству при сохранении культурного многообразия. Большую роль в этом играют национальные и надгосударственные культурные сообщества и организации (например, перспективы национальных культур, многонациональных государств, национально-культурных меньшинств и автономий). Каждая форма культуры – мораль, право, философия, наука, художественная, бытовая и политическая культуры – обладают своей спецификой и воздействуют на соответствующие виды культуры. Это происходит посредством взаимопроникновения культур, но при этом каждый компонент духовной культуры соотноситься со своей культурной средой, и это происходит так же на уровне субкультур.

В целом можно говорить о том, что сейчас мобильность людей, пересекающих культурные и национальные границы, столь велика, что будет оправдан качественный сдвиг в передачах специализированных материалов для людей, недавно осевших в чужой стране. По мере того как культурная информация, «переливаясь» за пределы этих отдельных групп, станет достоянием их новых и любознательных соседей, можно ожидать уменьшения культурных различий и взаимного непонимания. Таким образом, средства массовой информации могут способствовать как расширению связей между различными культурами, так и укреплению самобытности этих культур.

 

Контрольные вопросы:

1.К какому типу культуры относят культуру России? Охарактеризуйте его.

2. В трудах каких ученых мы находим идеи универсальности истории и создания всемирной общечеловеческой культуры?

3.Можно ли говорить сегодня о глобальном кризисе культуры? Почему?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1948 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.029 с.