Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В) На уровне действительности




Основные типологии культуры

Типология культуры- определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам. Необходимость построения и применения типологии культуры следует из того, что термин «культура» многозначен. Это задаёт единственно возможную методологию познания: субъект вынужден сам накладывать на культуру какие-либо ограничения, искусственно упорядочивать бесконечное многообразие, выделяя в нем некие аспекты, пространства, поля, сферы и ранжируя их по важности. Только такое, в известной степени произвольное, ограничение многообразия позволяет выбрать некоторое начало познания, исследования. Естественным ограничением такого рода и является типология.

Основа построения типологии культуры (признак) может выбираться как на уровне явлений культуры, так и на уровне сущности, а также в действительности культуры. Конкретный выбор основания классификации определяется познавательной ситуацией: научной школой или направлением, к которым принадлежит создатель типологии, в конечном счёте — действительными нуждами и проблемами, стоящими перед исследователем (обществом, которое он представляет).

Каких-либо принципиальных ограничений здесь, по-видимому, не существует. Важно лишь, чтобы избранное основание классификации действительно позволяло выделить и исследовать нужные в данной ситуации, необходимые для решения определенных задач и проблем аспекты культуры. Обществоведы на Западе и в России на сегодняшний день используют очень большое число таких оснований (признаков), дать конечный перечень которых невозможно. Их номенклатура будет постоянно возрастать. Наиболее часто работающие и известные:

А) На уровне явлений

Здесь в качестве основания для построения классификации принимается какое-либо единичное явление или чувственно ощутимая особенность культуры.

Например, часто используется как основа классификации географический ареал: западная культура, восточная культура.

Другие не менее популярные основы классификации на уровне явлений — исторические периоды. Широко известны определения «Первобытная культура», «Рабовладельческая культура», «культура античной Греции», «культура античного Рима» и прочие им подобные, включая «культуру СССР».

Достаточно часто в качестве основания классификации выбираются всего лишь некоторые чисто внешние признаки, например, типы погребения: «срубная культура», «ямная культура»; особенности керамики; деление целостной культуры на духовную и материальную и т. п.

Б) На уровне сущности

Здесь в качестве основания классификации выбираются более абстрактные и обобщенные признаки, характеризующие сущность культуры и часто не представленные в явлениях непосредственно.

Это, например, различение культуры по их ведущим ценностям, по различным сторонам или аспектам сущности культуры. К таковым можно отнести, например, различение культур:

по основополагающим смыслам той или иной культуры;

по восприимчивости к инновациям;

по способам регуляции поведения людей;

по типам воспроизводства (напр., культуры с простым воспроизводством, с интенсивным и деструктивным — В. Поликарпов);

по знаковым (семиотическим) особенностям и проч.

Здесь же работают такие основания, как характер и тип религии(«мусульманская культура», «языческая культура»).

Предложено различать культуры по «базовому типу человека», так что выделяются:

первобытно-синкретический тип культуры,

азиатский тип культуры,

античный тип культуры,

религиозный тип культуры средневековья,

сциентистско-прагматический тип культуры нового и новейшего времени,

гипотетический, играющий роль некоего идеала или ориентира гуманистический тип культуры (Л. К. Круглова).

в) На уровне действительности

Здесь в качестве основания классификации обычно выбираются особенности и черты действительной культуры, характеризующие её существование и/или функционирование как целостного феномена.

В качестве примеров можно назвать разделение культур:

по признаку ориентированности на личность или на государство («персоноцентрированные» и «системоцентрированные»);

по оси «либерализм — тоталитаризм»;

по оси «сциентизм — гуманизм»;

по соотношению целого и части (выделение различного вида субкультур — молодежной, артистической, студенческой, преступной, различных андерграудных, этнических субкультур...);

по месту проживания и образу жизни (городская и сельская культуры);

по роду занятий и профессии;

по идеологическим и политическим признакам (культура класса, фашистская культура, социалистическая культура и т. п.);

по месту и роли религии (культура религиозная или светская);

по численности и статусу группы-носителя;

по наличию или отсутствию необходимости специальной подготовки для восприятия культуры (элитарная и массовая) и т. д.

Приведенные перечни не претендуют на окончательность, это всего лишь иллюстрация тезиса о конвенциональности, ситуационности выбора оснований для построения типологии культуры.

Принципиально важный анализ принципов типологии культур даёт Э. А. Орлова в учебнике 2004 года. Она, в частности, приводит классификацию подходов к выбору оснований классификации (построения типологий) культуры:

по антрополого-философским основаниям;

по характеру ценностных ориентаций людей;

по основанию социального действия (подход Т. Парсонса);

по основанию форм построения суждений (различение по осям «абстрактность — ассоциативность», «универсализм — партикуляризм»);

по шкале «индивидуализм — коллективизм»;

по зависимости от контекста;

по «мужественности» или «женственности» (например, дальневосточные культуры «женственны», а западные «мужественны»);

по толерантности к неопределённости;

по дистанции власти.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 732 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2317 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.