Во второй половине XX в. широкую популярность приобрела также концепция типологии культур известного немецкого философа Карла Ясперса (1883–1969), основанная на идее «осевого времени». Ясперс настаивает на идее единства мирового исторического процесса. По сути дела он возвращается от циклического толкования истории к христианской идее линеарной истории, имеющей начало и конец, смысл и цель.
Исследуя историческое развитие культуры, он вводит понятие «осевое время», которое фиксирует особый критический момент в мировой истории, пришедшийся на VI в. до н.э. По его мнению, в это время произошел некий эпохальный сдвиг в жизни народов Средиземноморья и сопредельных с ними народов. Было положено начало прогрессирующей во времени, чрезвычайно динамичной и относительно непрерывной европейской истории, «Осевое время» культуры, по Ясперсу, — это своего рода «центр» истории. До этого развитие человека, общества и культуры шло в основном локальным образом. С появлением «осевого времени» многие страны и регионы оказались вовлеченными в поток осевого времени истории. Они задали направление поступательного, прогрессивного развития, которое до настоящего времени служит стержневым началом мирового исторического процесса. После него открылась возможность универсального, единого развития человечества. Но эта возможность до сих пор не реализовалась, хотя в рамках европейской культуры созданы практические условия для такой реализации.
«Осевое время» основывается на вере, объединяющей все человечество. Ни одна из мировых религий такой верой быть не может, так как все религии чаще всего разъединяли людей, а не соединяли. Ясперс убежден, что общей для человечества верой может быть только философская вера, имеющая глубокие корни в исторической традиции, более древняя, чем христианство или ислам. Время рождения философской веры — это и есть искомая «ось» мировой истории, или «осевое время». Это время примерно между 800 и 200 гг. до н.э. В этот промежуток времени возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует в настоящее время. «Осевое время» — это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Тогда почти независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных Основное, что их сближало и являлось главной характеристикой «осевого времени», — это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых» культур.
«Осевое время» кладет конец непосредственному мифопоэтическому отношению человека к миру и к самому себе. Это пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.
На основе этих рассуждений Ясперс делит всю историю человечества на три последовательно сменяющих друг друга периода: доисторический, исторический и период мировой истории. Каждый из них отличается своей спецификой, обусловленной особенностями отношений человека к окружающей его природе, к другим людям и к себе, т.е. соответствующим особым типом культуры.
В доисторическую эпоху господствующим типом культуры был доосевой, в котором человек почти не выделял себя из природы и животного мира, он только становился человеком, осваивал систему языка. Слитность с природой породила мифологическое миросозерцание и мышление. В этот период люди были вынуждены объединяться и общаться в целях обеспечения своего биологического существования, что определяло их отношение к окружающему миру и другим людям, обусловливало специфику их коммуникативных связей. Доисторический период завершился приблизительно в конце IV тыс. до н.э., когда стали формироваться великие культуры древности — шумерская, египетская, эгейская и т.д.
Следующая фаза в культурной истории человечества — исторический период — создала другой тип культуры — осевую культуру. Внутри этой культуры начинает развиваться тип человека, близкого к современному. Самым главным итогом этого периода стал культурный переворот, положивший начало «осевому времени» и «оси мировой истории». В это время были заложены основы научных и философских знаний, искусства, мировых религий, произошел переход от мифологического мышления к мышлению рациональному, к науке. В «осевую» эпоху также совершился переход от непосредственного отношения человека к самому себе и миру к качественно новому уровню осознания самого себя. Произошло постижение человеком себя как личности.
Третья историческая фаза — мировая история — формирует глобальное единство человечества и единую мировую культуру. Этот исторический период был подготовлен Великими географическими открытиями, ставшими основой единения различных культур. Развивающаяся в настоящее время третья фаза в истории человечества и есть его будущая история. Однако аналогию этому типу культуры следует искать не в «осевой» эпохе, а в эпохе, когда человек изобрел орудия труда и научился пользоваться огнем. Это положило начало технической линии развития человечества, которая не составила основу «мировой истории». В будущей истории человечества должно наступить новое «осевое время», контуры и результаты которого пока нельзя представить.