09.02.2010
История искусств
История искусств – часть искусствознания.
Искусствознание включает в себя:
1) Теорию искусства (стиль, манера искусства и т.п.)
2) Историю искусства (развитие искусства, направления, творчество художников и т.п.)
3) Художественную критику (в современном искусстве) – критическая статья, монография и т.п.
Все 3 ветви позиционируются на принципе анализа художественных произведений
История искусств изучает историю графики, живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Графика – рисунок карандашом, тушью, пастель, акварель, гравюра (на меди, дереве, афорт).
Скульптура и декоративно-прикладное искусства – утилитарные искусства.
Искусствознание как наука началось с раскопок в Греции, Малой Азии (полуостров, где находится Турция), Италии в конце XVIII века. Но еще Рафаэль принимал участие в раскопках. Люди интересовались тем, что раскапывали.
Платон и Аристотель высказывались об искусстве и теоретизировали его. Этим также занимались древние художники.
Джорджо Вазари (XVI век, Италия) – живописец и архитектор. Написал «Жизнеописание живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Это была не критика современного искусства, т.к. большинство из описанных в книге художников умерли к моменту написания книги. Ее перевели на многие языки мира. Вазари писал о Гиберти, Альберти, Да Винчи, Микеланджело и др.
У Вазари было много последователей в Голландии. Карл ванн Мандр написал историю нидерландских художников.
Иоганн Геоахин Винкельман – «История искусства древности». В этой книге на первое место были выдвинуты произведения, а не художники. Начал анализ художественных стилей.
1915 – швейцарский ученый Генрих Лёфкин написал «Основные понятия истории искусства». Был за это избран в академию искусств. Писал о работах, а не о именах. Считал, что имена не нужны. Эта идея нашла поддержку только в Германии. В Италии интересовались тем, кто создал произведение искусства и почему, где родился художник и т.п., потому что биография влияет на творчество.
Середина XVIII-XIX вв. – создается много работ по искусству. Уиллиам Хогарт – «Анализ красоты», Рейнольдс – «Речи», Дени Дидро регулярно писал о художниках, Стендаль писал о выставках. Из России: Еропкин, Коробов, Земцов (архитекторы), Гробарь, Виппер (теоретические и исторические труды), Лазарев (о Да Винчи).
Ипполит Тэн – теоретик искусства (преподавал в Париже), издал свои лекции об искусстве, а затем и книгу о философии искусства. Считал, что художник зависит от социальной среды – «тэновский детерминизм». Но он не мог объяснить возникновение новаторства, т.к. сложно объяснить появление нового.
Существовало много споров, с чего началось искусство. Неизвестно, почему искусство возникло в разных местах в одно и то же время.
Первые зачатки искусства возникли в эпоху палеолита (территория Испании), 400 век до нашей эры.
Первобытная эпоха – самая длинная. Эпохи определяли по материалу орудий труда (камень, бронза и т.п.) и проч.
Существует три эпохи: Каменный, Бронзовый и Железный Века.
Самый длинный – Каменный: палеолит («другой камень») – ранний (100 000 тыс. лет до н.э.), средний и поздний (40-12 тыс. лет до н.э.); мезолит («средний камень») – 12-8 тыс. лет до н.э., неолит («новый камень») – 8-4 тыс. лет до н.э. Меднокаменный век – энеолит (4-3 тыс. лет до н.э.). Бронзовый век – 2-1 тыс. лет до н.э.. Железный век – с 1 тыс. лет до н.э.
Иногда культуры называют по месту их нахождения (например: культура Вилла Нова, дьякОвская культура и т.п.).
Зачатками изобразительного искусства считаются наскальные рисунки, архитектуры – мегалитические сооружения (т.е. из большого камня), например, Стоунхендж. Мегалиты проходят почти через всю Европу через Армению и до Индии.
16.02.2010
Стоунхендж (Stonehenge)
Стоунхендж – один из примеров мегалитических сооружений древности.
Отдельно стоящие камни называются менгирами.
Стоунхендж популярен, потому что к нему доехать легче, чем, к примеру, к Караунджу в Армении.
Недалеко от Стоунхенджа расположена деревня Эйвбери (Aveberry), где так же кругами стоят камни, которые, скорее всего, имели тот же смысл и цели. Но камни в Эйвбери не имеют таких гигантских шапок, как дольмены в Стоунхендже, однако они тоже большие. Также в Эйвберри почти полностью сохранились ритуальные рвы, в отличие от Стоунхенджа.
Камни ставились на специальном фундаменте, который не был подвержен землетрясениям, поэтому камни хорошо сохранились.
До сих пор неизвестно, для чего нужен Стоунхендж
Известно, что строили Стоунхендж долго и с перерывами – с XXXV-XI вв. до н.э. Стоунхендж – это целый кольцевой ров с двумя ритуальными залами. За то долгое, время, что его строили, его могли использовать по-разному, даже как кладбище. Рядом с камнями обнаружены захоронения (56 лунок), которые назвали лунками Обри. Обри сделал первое описании Стоунхенджа в XVII веке.
Стоунхендж имеет ритуальное значение, астрономическое – хотя немного не в том смысле, как мы понимаем астрономию сейчас.
21 марта лучи проходят через проходы в камнях (календарное значение Стоунхенджа). Если лучи проходят правильно, то это значит, что с Землей все в порядке.
Но, возможно, было еще что-то, чего мы не знаем, т.к. люди, жившие в том время в этой местности, не имели письменности.
Еще рядом со Стоунхенджом находится отдельно стоящий камень – «Пяточный камень» (существует легенда о его появлении про монаха и дьявола, что свидетельствует о том, что эта легенда гораздо моложе самого камня). Рядом с Пяточным камнем находятся 80 глыб из так называемого голубого камня. В округе голубого камня нет, т.е. его откуда-то привезли. Ученые выяснили, что этот камень на самом деле – пятнистый галерит (родственный известняку). Этот камень был обнаружен в Южном Уэльсе. Там же находятся не до конца вырубленные глыбы (в 350 км от Стоунхенджа). Неизвестно, как их перевезли.
Стоунхендж – сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных глыб по 25 тонн и 5 огромных трилитов («три камня») по 50 тонн. Положение трилитов точно ориентировано по сторонам света.
Изначально считалось, что Стоунхендж создали в 3100 году для наблюдения за движением солнца и луны, но эту теорию позже отвергли. Теперь считается, что Стоунхендж строился долго и с перерывами (см. выше), т.е. разными людьми, поэтому Стоунхендж мог быть использован для разных целей. Значение порядка камней неизвестно.
Стоунхендж по-научному определили в 1994 году (в Уэльсе). Оказалось, что Стоунхенджу 140 тыс. лет.
Также исследовались геометрические особенности расположения камней – выяснилось, что древние точно знали орбиту Луны. Т.о. можно было вычислить точную продолжительность солнечного года.
А лунки Обри, находящиеся внутри круга, образуют траекторию полюса мира (120-130 вв до н.э.).
Ученые воссоздали первоначальный вид Стоунхенджа и исследовали его. Выяснилось, что это не только солнечный и лунный календари, но и точная модель Солнечной системы в поперечном разрезе. У древних в Солнечной системе 12 планет, что подтверждает предположение астрономов о наличии 12 планет в Солнечной системе в древности.
До сих пор неизвестно, кто и как воздвиг Стоунхендж в Каменном веке. Считалось, что это друиды, т.к. они знали пифагорейскую науку. Однако этих знаний было бы недостаточно для возведения подобного сооружения. Поэтому ученые пришли к выводу, что это не друиды, а другие люди, которые имели широкие познания в различных науках.
Считается, что камни имеют целебную силу, которая была дана им волшебником Мерлином.
В деревне Бушберроу (недалеко от Стоунхенджа) также имеются мегалиты. Там под камнями нашли самые древние золотые украшения, но они были помещены туда не строителями. Именно поэтому пришли к выводу, что такие сооружения возводятся в течение очень долгого времени.
Камни обрабатывали оленьими рогами. Также обнаружили орудие, при помощи которого строили Стоунхендж. Находили также бычьи кости, что свидетельствует о том, что люди в этом месте жили и занимались скотоводством.
Камни из Уэльса перевозили в течение 500 лет.
Эту эпоху назвали культурой кубков. Эта культура существовала не только на территории Великобритании, но также Португалии (нашли стену 4 м., которая являлось оборонительным сооружением; там же нашли медные наконечники стрел и копий, кусочки плавильного тигля, ножи, топоры) и Испании. Так как Стоунхендж строили в это же время, то его также относят к культуре кубков.
У Стоунхенджа нашли останки человека, который был металлургом (плавил металл и золото), по его зубам определили, что он прибыл из центральной Европы (Германии).
1978 – брали пробу почвы и обнаружили скелет еще одного человека. По повреждениям определили, что это было ритуальное убийство. По зубам выяснили, что он был шотландцем.
1923 – разгадали загадку голубых камней. Это отщепления от скал. Чтобы отщепить большой кусок камня от скалы, трещину в скале заливали водой и ждали морозов.
23.02.2010
Локальные культуры древности
Китай и Япония сильно повлияли на Европу, например, на живопись старого модерна (XIXв). Появились подражания фарфору и т.п.
Культуры Ближнего Востока влияли на Грецию, а Греция – наша культура.
Древняя Греция и Древний Рим – колыбель европейской цивилизации, на которую оказали влияние Передняя Азия и Ближний Восток.
Ближний Восток – юго-запад и запад Азии и северо-восток Африки (Египет, Судан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кипр (Южный Кипр, т.к. Северный Кипр – непризнанное государство), возможно, Иран, Турция, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Палестинская автономия). В американской литературе страны Ближнего Востока включают в себя Иран и Афганистан (Middle East).
Как считать, где проходит границы между Азией и Европой? Некоторые считают, что по Кавказскому хребту. Еще можно считать границу по рекам, например, Дону, но тогда на две части света разделяется Ростов. Также по такому разделению получается, что к Европе можно отнести все страны бывшего СССР.
Передняя Азия – это Западная Азия и Юго-Западная Азия, включающая полуостров Малая Азия, Аравийский и Синайский полуострова, а также примыкающий к ним Кипр, Кавказский перешеек, Армянское нагорье, большую часть Иранского нагорья, Месопотамскую низменность, Левант («Там, где поднимается солнце») – Сирию, Израиль. Это страны: Кавказ России, Турция, Абхазия, Карабах, Армения, Азербайджан, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Кипр, Ливан, Сирия, Иордания, Израиль, Палестинская Автономия, Кувейт, азиатская часть Египта, Саудовская Аравия, Йемен, Катар, Оман, ОАЭ, Бахрейн.
На этой территории существует много древних государств. Их культура и искусство сохранились не полностью, но многое можно увидеть в музеях; мы до сих пор используем некоторые их изобретения. Трудно открывать новое, т.к. мусульмане не пускают археологов для исследований на территории их стран, например, Турция. Из-за политических споров в начале XX века из Турции выселили всех греков и армян, так как они христиане, была резня армян (геноцид). Геноцид был политикой турецкого правительства. Убили всех армянских писателей, деятелей искусства, поэтов. Некоторые смогли бежать в Сирию. Сегодня Турция отказывается признавать геноцид армян, поэтому не пускает на свои земли исследователей. Однако это не единственный случай в истории, когда один народ изгоняет другой.
Хронология государств
XL в. до н.э | Шумеры, первые города: Урук, Ур, Эреду, Лагаш, Киш |
XXX в. до н.э. | Хатты, предшественники хеттов |
XXX в. до н.э.- IV в. н.э. | Древний Египет |
XX в. до н.э. | Хетты (воевали с Древним Египтом) Вавилон (Междуречье, Месопотамия) |
XVIII – IX вв. до н.э. | Империя хеттов. Троя считается хеттским сооружением, но еще точно неизвестно |
XVI в. до н.э. | Гибель Минойской культуры (о. Крит) и, возможно, Атлантиды. В 15 в. до н.э. доказано, что извержение вулкана потопило остров, где находилась Атлантида |
XV в. до н.э. | Пелопоннес, Микенская культура |
XIV в. до н.э. | Ассирия. Ассирийцы существуют до сих пор Новохеттское царство |
XIII в. до н.э. | Завоевание Вавилона Ассирией. Разрушение Трои |
XII в. до н.э. | Распад Хеттской империи на отдельные хеттские царства |
XII-VII вв. до н.э. | Поздние хеттские царства |
X-VIII вв. до н.э. | Урарту (предки армян) |
X-VII вв. до н.э. | Ассирия (освобожденная от завоевателей) |
X в. до н.э. – IV в. н.э. | Древняя Греция |
X в. до н.э. – V в н.э. | Древний Рим |
На этой территории существовали общества, сформировавшиеся еще в XL в. до н.э. Эти общества формировались в бассейнах рек, так как это удобно: из рек пили, ловили рыбу, по рекам пускали транспорт.
Колыбель человечества – реки Нил, Тигр и Евфрат.
В процесс формирования культуры включаются народы Юго-Восточной и Южной Азии и Дальнего Востока (Индия, Китай и т.п.).
Завершают эпоху древние государства Античной Европы – Древняя Греция и Древний Рим.
В эпоху древности обозначились различия между культурами Востока и Запада.
Древняя Месопотамия
Месопотамия располагалась на реках Тигр и Евфрат. Реки – оружия в руках государства, но во избежание военных конфликтов их не использовали в «плохих» целях. В районе рек Тигра и Евфрата формировалась древняя культура.
«Месо» - «между», «потам» - «река» (греч.).
Прочие центры (Ур, Урук и т.п.) были замкнутыми, что обеспечивало устойчивость этносов, самобытность, но низкий темп развития.
Культуру Египта сложно изучать, т.к. за 30 веков ничего не изменилось.
Месопотамия – перекресток древнего мира, торговый центр с реками, туда приходили караваны и т.п. Поэтому происходило взаимопроникновение народов, что рождало новые народы. Месопотамия была открыта для чужого воздействия и влияла на другие страны. У рек – плодородные земли, которые требовали много труда. Таким образом жители Месопотамии научились регулировать разливы рек, строить плотины, каналы, осушали болота. Это называется интенсивным земледелием. Это привело к повышению благосостояния. Деньги уже существовали, начали покупать, строить. Появились города. В городах живут разные люди. Появляются разные слои и классы: богатые, бедные, аристократы, священники, ученые, жрецы, воины, прислуга, рабы, торговцы, чиновники и т.п. Т.е. появляется четкая социальная структура.
IV тысячелетие до н.э. – шумеры (семитский язык – арабский/еврейский). Появляется народ аккадцы, они жили к западу от шумер.
II тысячелетие до н.э. – Вавилон. Вавилон пал от хеттского царя Мурсили в 1595 г. до н.э. во время наивысшего расцвета хеттов и Ассирии. Персия покоряет половину Месопотамии.
02.03.2010
Хеттская культура
Хетты жили на территории Турции, в ее центре. Турция – гористая, неудобная для изучения местность. По этой причине хеттов открыли совсем недавно (около 40 лет назад).
Известно, что хетты жили очень давно. После XXV в. до н.э. шло переселение в Анатолию (с востока на запад). Народы говорили на древних, протохеттских языках. Существовали полисы – государства в виде городов по длине реки Кызылырмак. Эти города враждовали между собой. Это – исконные племена Малой Азии (автотохтоны ). Рядом с ними жили хуриты – г. Перусханда, Хаттус, Самуха (потом в этих городах жили хетты). Языки, на котором говорили протохетты, - предки армянского. Хетты создали большую державу от Черного моря до Египта. Однако в отличие от египтян, хетты не записывали свою историю.
Хеттский язык относится к индоевропейским языкам. Индоевропейскими языки называются из-за того, что шло переселение из Индии.
Хеттов знают только по записям соседей. Существует наука хеттология. Первый ученый-хеттолог – Берджо Грозный (Чехия).
У хеттов была своя религия, боги и храмы. Были статуи из бронзы, серебра, но они не сохранились; о них известно лишь потому, что хетты любили вести инвентаризацию и каталоги. Сохранились каменные статуи и барельефы на камне.
Хетты носили высокие бараньи шапки в форме конуса, которые сохранились у некоторых народов.
У хеттов были талисманы из золота и серебра в виде небольших статуэток, например, бога грозы (предшественник Зевса). Бога грозы часто изображали в виде быка. Вообще изображения быков были очень распространены.
Хетты делали некоторые записи на глиняных табличках (глина добывалась у рек), глиняные таблички хранятся очень долго, им не страшны пожары.
В Сирии нашли ортостаты – прямостоящие камни с надписями (относятся к разным векам). В Айндаре нашли хеттский храм.
Хетты изображали людей с головами зверей и птиц. Также у хеттов были сфинксы. Статуи, найденные в Айндаре, были из базальта, т.е. хетты умели обрабатывать базальт, что считается продвинутым умением.
Также хетты умели чеканить монеты и делать посуду, металл, керамику и бронзу.
В хеттской культуре было мало шедевров, их произведения искусства по современным меркам нельзя назвать красивыми или привлекательными. Это можно объяснить тем, что условия жизни хеттов были суровые и сложные.
Очень многие памятники культуры хеттов остаются ненайденными, т.к. располагаются на территории Турции, а они не любит говорить о том, что завоевали эту территорию.
Существуют печати для подписей документов. У Измира нашли наскальные изображения. Самый известный памятник – галерея памятников хеттской культуры (Язылыкая).
У хеттов был культ камня. Они считали, что небо – каменное.
При изображении человека начинали с головы, а затем шли вниз, затем табличка или камень заканчивался, поэтому пропорции были неверными. Рельефы начинали делать из центра, как только кончался камень – кончался и рельеф.
Имели два вида письменности: клинопись и иероглифы.
Все их творчество было натуралистическим: были правила, похожие на египетские. Лицо всегда изображалось в профиль, тело в анфас, ноги в профиль.
Империю открыли только 100 лет назад, так как она была забыта.
Есть теория, что Троя была хеттским городом. Когда пала Троя, тогда и пала Хеттская империя. Часть захватил Тиглат Паласар – ассирийский царь. В итоге хетты смешались с другими народами, одни смешались с победителями, другие бежали на Кавказ (есть заимствованные слова) и смешались с грузинами, армянами и басками (баски живут в Испании и Франции). В Германии тоже есть потомки хеттов.
Хетты большое значение придавали сну. Все сны они считали вещими. Чтобы сон был вещим, нужно спать в храме. Толкование снов похоже на абхазское. Слово «сновидение» по-абхазски звучит так же, как и по-хеттски. Это обнаружилось, когда нашли поэму об охотнике, написанную на очень древнем языке.
У хеттов был парламент – Панкус. Он могли судить царя, если царь нарушал закон.
09.03.2010