Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Искусство России второй половины ХVIII в




Во второй половине ХVIII в. абсолютистская монархия достигла своего расцвета, став «золотым веком» для сторонников самодержавия. Могущество дворянства совпадало с активным ростом буржуазных отношений. В этот период началось формирование общенациональной русской культуры. Россия была оплотом абсолютизма, она играла ведущую роль в мировой политике, занимала одно из первых мест в Европе по уровню экономического развития, обладала сильнейшей армией и флотом, к России были присоединены часть территории Украины, Белоруссии и Польши, Бессарабия, Причерноморье и Крым. Мощь империи не могли поколебать ни многочисленные войны, ни народные волнения. Наряду с развитием промышленности и торговли шло усиленное закрепощение крестьян и рост вольностей дворянства, которые были освобождены императрицей Екатериной от обязательной военной и государственной службы.

Подавление пугачевского бунта в 1775г. стало важной вехой в истории русской культуры. До этого времени Екатерина II любила показать себя просвещенной императрицей, поддерживающей просветительские идеи и даже поощрявшей некоторое «вольнодумство». После 1775 г. началась эпоха реакции. Ответом на правую реакцию стали лево-радикальные идеи, первые призывы к революции, прозвучавшие в произведении Александра Радищева.

Ведущим стилем в искусстве стал классицизм. Деятельность художников, архитекторов и скульпторов вдохновлялась патриотической идеей служения Отечеству, гражданственностью, пафосом прославления человечности и человека, восхищения красотой его тела, ума и чувств, тягой к простоте и естественности. Классицизм в архитектуре выразился в следовании античным греческим и римским архитектурным формам и орнаментам, планировке зданий и городов. В русском зодчестве второй половины ХУ111 в. ранний классицизм охватывал 60-80-е гг., поздний классицизм – 80-90-е гг. На первом этапе облик архитектуры определяли общественные здания, на втором – городские дворцы и усадьбы.

Москва была одним из центров классической архитектуры. Самым ранним памятником классицизма является Воспитательный дом на набережной Москвы-реки (в него принимали подкидышей и сирот, давали им начальное образование и готовили рабочих, мастеров, лесников, гувернанток), заложенный в 1764 г. по проекту архитектора К.Бланка. Это было самое длинное здание в Москве(400 м).

Величайшим мастером русского классицизма был архитектор Василий Баженов (1737- 1799). Дважды императрица Екатерина прерывала воплощение его архитектурных проектов: Кремлевского дворца и дворцово-паркового ансамбля в Царицыно. Его проект Кремлевского дворца подразумевал реконструкцию всего Кремля. По плану главный фасад дворца(600 м) выходил на Москву-реку. В 1773 г. состоялась торжественная закладка дворца, но через два года работы были прекращены: война с Турцией и восстание Пугачева заставили Екатерину отказаться от дорогостоящей затеи. Кроме того, земляные работы со стороны Москвы-реки привели к осадкам грунта. План Баженова был безжалостен по отношению к древнему Кремлю, который был обречен на частичное уничтожение.

В 1775 г. началось строительство дворцово-паркового комплекса в с.Черная грязь, названной Екатериной Царицыно после подмосковной поездки с Г.А.Потемкиным, но через 10 лет строительства в 1786 г. императрица велела разобрать готовый дворец, а возведение нового поручила Казакову. «Это тюрьма, а не дворец», - сказала Екатерина. Задуманный Баженовым ансамбль в Царицыно составлял единое целое с парком, в архитектуре дворца были заложены древнерусские традиции: кирпичная постройка сочеталась с белокаменными деталями. При этом в белокаменном декоре значительное место занимали масонские знаки: трилистники -символ природы, круги с лучами - образ солнца, скрещенные лучи, означающие союз и т.д. Кроме того, масон Баженов пытался вовлечь в ложу наследника Павла, что вызвало гнев Екатерины, причем покои наследника Павла в Царицыно превышали размеры покоев самой императрицы.

Самой известной постройкой В.Баженова в Москве является дом Пашкова, ныне – здание Российской государственной библиотеки (хотя об этом нет никаких документальных свидетельств). В конце жизни Баженов, оставленный Екатериной без пенсии, переехал в Петербург, где был осыпан милостями новым императором Павлом, для которого он спроектировал здание Михайловского (Инженерного) замка.

Выдающимся архитектором эпохи классицизма был Матвей Казаков (1738-1812), построивший здание Сената в Кремле, Московский университет, императорский путевой Петровский дворец, здание Благородного собрания с колонным залом, Голицынскую больницу – мемориал в честь старинного рода князей Голицыных. Казаков был настоящим тружеником, целые дни он проводил на строительных лесах, был далек от мечтаний, как В.Баженов Автор более 100 московских построек, скончался в эвакуации в Рязани, когда узнал о пожаре Москвы в 1812 г. и разрушении многих его зданий.

Третьим крупнейшим зодчим второй половины ХVIIIв. был Иван Старов (1745 - 1808). Он возвел Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец в Петербурге. Таврический дворец князя Потемкина был образцом классической архитектуры. Огромный вклад в классическую архитектуру России внесли итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817), построивший здание Академии наук на набережной Невы, дворец Юсупова на Фонтанке, Торговые ряды на Невском проспекте, Смольный институт, а также шотландец Чарльз Камерон (1730-1812), создавший дворец в Павловске для наследника российского престола Павла.

В 1775г. Екатерина 11 утвердила генеральный план архитектурного строительства Москвы. В городе разрешалось строить только каменные дома, а улицы следовало мостить и освещать фонарями. На месте полуразрушенных стен Белого города проложили Бульварное кольцо, в 1786г. параллельно к Москве-реке построили Водоотводный канал, поскольку район Замоскворечья часто затапливался. В 1804 г. начал действовать первый московский общественный водопровод, по которому ключевая вода из Мытищ поступала в пять городских бассейнов (фонтанов). Почти все русские города в 1763г получили генеральные планы, согласно которым город должен быть «регулярным» т.е., иметь обширные правильные площади, прямые широкие улицы и типовые здания. В губернских городах строились стандартные административные здание – «присутственные места» для губернатора, его чиновников и канцеляристов. Они возводились в исторических центрах городов (во Владимире неподалеку от Дмитриевского и Успенского соборов, в Новгороде на территории кремля). Старинный облик русских городов уходил в прошлое.

Российская скульптура второй половины ХVIII в. дала блестящую плеяду скульпторов, которые представили практически все виды скульптуры – от памятника до бюста, от изображения современника до античного персонажа. Крупнейший скульптор-портретист Федор Шубин (1740-1805) был общепризнанным мастером бюста, которому принадлежат скульптурные портреты Ломоносова, фельдмаршала Румянцева-Задунайского, Екатерины II и Павла I. Любимым материалом мастера был мрамор, в обработке которого он проявлял исключительное мастерство, изображая детали человеческого лица и одежды. Выдающимся скульптором, создавшим один из лучших памятников Петру Первому, был Этьен-Морис Фальконе (1716-1791), который в этом памятнике выразил свое понимание личности Петра, ее исторической роли в судьбах России. Конь, вставший на дыбы, символизирующий Россию в период реформ, усмиряется могучей рукой самодержца. Михаил Козловский (1753-1802) создал памятник Екатерине, А.В.Суворову в Петербурге, а также фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» в Петергофе.

В живописи принципы классицизма воплощались прежде всего в историческом жанре, причем события русской древности изображались в античной манере.

В искусстве ХVIII в. особое место занимали бытовой жанр, пейзаж и портрет. Мастера бытового жанра обращались к современному сюжету, в их работах чувствовалось доброжелательное и уважительное отношение к народным персонажам. Таковы работы Михаила Шибанова «Крестьянский обед», «Сговор», изображавшие без всякой парадности будни крестьянской семьи и сцену свадебного обряда. Образцом для русских пейзажистов выступала Италия, ее города, парки, природа.

Русский портрет второй половины ХVIII в. вошел в число шедевров мирового искусства. В портрете отражалось влияние сентиментализма, что проявлялось в интересе к человеческой личности, ее чувствам и переживаниям. Портреты Федора Рокотова (1735-1808) отличаются такой человечностью и глубиной, которая была не свойственна русской живописи. Великим мастером портрета был Дмитрий Левицкий (1735-1822) – создатель парадного (он переписал всех екатериненских вельмож) и камерного портрета. В его работах проявлялось умение выделять наиболее яркие черты характера своих персонажей: Николая Новикова, Демидова, Голицына, Воронцова. Неоднократно он писал Екатерину, создав идеальный образ просвещенной монархини. Владимир Боровиковский (1757-1825) создавал портреты в духе сентиментализма. Главная забота художника – передать душевный настрой своего персонажа. Таковы портреты М.И.Лопухиной и Екатерины Второй – не императрицы со всеми регалиями, а обыкновенной женщины в чепце на прогулке в парке.

Освобожденные от обязательной службы дворяне ведут активное усадебное строительство. Наиболее знаменитые: Останкино, Кусково- владения Шереметевых, Архангельское- князей Голицыных и Юсуповых, Кузьминки Строгановых и Голицыных. Это были люди сильного и противоречивого характера, в них соединялась европейская образованность с полуварварской тягой к роскоши, в которой они соперничали с императорским домом. Кроме того, они были заядлые крепостники. Усадьбы стали воплощением русской дворянской культуры.

Таким образом, на протяжении ХVIII в. утвердилось искусство нового времени, ведущее место в котором заняла светскость и открытость для общения с другими культурами. Не случайно ХVIII в. вошел в историю русской культуры как век Просвещения.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 637 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2194 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.