Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II. Древний Восток: Культура древней Месопотамии




Раздел I. Художественная культура Древнего Мира.

I. Древний Восток: Культура Древнего Египта

- архитектура

- скульптура и живопись

- Амарнское искусство

- письменность и литература

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте роль религии в древнеегипетской культуре.

2. В чем состоит уникальность художественной культуры Древнего Египта?

3. Что такое канон, и какова была его роль в искусстве древних египтян?

II. Древний Восток: Культура древней Месопотамии

- Шумеро-Аккадская культура (письменность и литература, искусство);

- Ассиро-Вавилонская культура (литература, изобразительное искусство)

 

Мы уже говорили о том, что начало эпохи древних цивилизаций, связано с появлением первых государственных образований в Египте и Шумере (конец IV тыс. до н.э.).

Месопотамией древнегреческие географы называли обширную область в бассейнах Тигра и Евфрата, отличавшуюся исключительным плодородием и выгодным географическим положением на пересечении важнейших торговых путей, связывавших Запад и Восток.

Месопотамия подобно Египту была заселена с глубокой древности. Но в отличие от Египта с его этническим единством населения в Месопотамии жили многочисленные народы, говорившие на разных языках. Древнейшее население Южной Месопотамии - племена шумеров, к которым и восходят истоки культуры этого региона, создатели клинописной системы письма, заимствованной многими азиатскими народами. Северными соседями шумеров были семитские племена аккадцев.

В Месопотамии ничего похожего на пирамиды, сфинксы и руины величественных храмов не сохранилось. О прошлом говорят лишь письменные памятники: множество клинообразных надписей на глиняных табличках, каменных плитах и стелах.

Возникновение первых государств в Южной Месопотамии, в Шумере, относится к началу III тыс. до н.э. Остатка шумерских городов таких как Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др., свидетельствуют о высокоразвитой цивилизации земледельческого типа с великолепными храмами, собственными законами, литературой и богатой мифологией. В XXIV-XXIII вв.до н.э. политический центр Месопотамии переместился в её центральную часть, где находилось государство Аккад. В первой половине II тыс. до н.э. самым крупным государством Двуречья было Вавилонское царство.

В восточной части Северной Месопотамии еще в III тыс. до н.э. возникло Ассирийское государство с центром сначала в городе Ашшур, а затем в Ниневии, одном из красивейших городов всей Древней Передней Азии, постоянном сопернике Вавилона.

Шумеро-Аккадская культура (письменность и литература, искусство)

Письменность и литература.

Клинописное письмо названо так из-за сходства формы его знаков с горизонтальными, вертикальными и угловыми клиньями. Клинопись не была алфавитом, т.е. звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложныен шумерские тексты напоминают ребусы.

Основным материалом для письма в древней Месопотамии была глина. Даже человек, и тот, согласно древнему шумерскому мифу, был сотворен из глины. Глина была единственным имеющимся в изобилии в бедной природным сырьем Месопотамии материалом для письма. Глиняные таблички, покрытые клинописными знаками, высушивались на солнце, в редких случаях обжигались. Они были прочны и долговечны, не разрушались от пожаров, а, напротив, приобретали еще большую прочность. До наших дней дошло около 1,5 миллиона табличек с клинописными текстами.

Неоднократно были попытки прочитать клинопись:

- немецкий учитель классических языков ГЕОРГ ФРИДРИХ ГРОТЕФЕНД в 1802;

- независимо от него в 30-40е гг. XIX в. английский офицер и дипломат ГЕНРИ РАУЛИНСОН дешифровал вавилонскую клинопись;

- к концу XIX века была прочитана эламская клинопись и составлен первый словарь аккадского языка;

- в первой половине XX века была окончательно дешифрована самая древняя из клинописных систем - шумерская.

Богатая шумерская литература была представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами, легендами, пословицами, эпическими сказаниями и другими жанрами. Особый жанр представляли так называемые плачи - произведения о гибели шумерских городов в результате набегов соседних племен.

Наиболее распространенные в шумерской литературе были так называемые этиологические (объясняющие) мифы, например, о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия. Этот жанр типичен для литературы стран Древнего Востока. Особенно популярной была поэма о смерти о воскресении богини плодородия Инанны. Это большое произведение изобилует мелкими повторяющимися деталями.

Шумерская клинопись была заимствована многими народами Передней Азии - вавилонянами, аккадцами, эламитами, хурритами, хеттами, урартами, персами, которые приспособили её к своим языкам.

Искусство.

В становлении и развитии искусства древнего Двуречья решающее значение имели традиции шумерского народа. Ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для неё геометрическим орнаментом. С начала III тыс. до н.э. большое значение приобрела резьба по камню.

Скульптура древнейших государств Двуречья известна сравнительно мало. В большинстве своем это небольшие (до 40 см) фигуры, выполненные из различных пород камня. Всем им свойственно также резкое подчеркивание одной - двух черт, особенно часто носа, глаз и ушей. Для скульптуры не требовалось конкретного сходства с оригиналом, как у египтян: например, вполне достаточно было короткой надписи на фигурке. У шумерских статуэток большие уши (они считались вместилищем мудрости), широко раскрытые глаза, руки, сложенные в молитвенном жесте.

В XXIV-XXII вв. до н.э., когда вся Месопотамия объединилась под властью Аккада, скульпторы стали создавать идеализированные портреты аккадских царей, особенно часто Саргона Древнего, основателя династии Аккада, изображавшегося владыкой и победителем, могучим героем с кудрявой бородой. Скульптуры более позднего периода (III в.до н.э.) оставляют впечатление однообразия и стереотипности. Это в основном скульптурные портреты правителей (например, портрет лагашского правителя Гудеи). Для этих изображений характерна некоторая скованность, но в то же время тщательная отделка всех деталей.

В Шумере сформировался определенный тип храмового зодчества, характеризующееся применением высоких искусственных платформ, на которых устанавливался основной храм. Такие храмовые башни - зиккураты - являлись непременной принадлежностью каждого шумерского города. Обычай строить зиккураты переняли у шумеров аккадцы и вавилоняне.

 

Ассиро-Вавилонская культура (литература, изобразительное искусство)

Ассирия и Вавилон были крупнейшими государствами Двуречья во II-I тыс. до н.э.

Культура древнего Вавилона во многом унаследовала шумерские культурные традиции, но она была и значительным шагом вперед. Город Вавилон на Евфрате занимал выгодное географическое положение в центре Месопотамии.

Внешний вид Вавилона хорошо известен благодаря археологическим раскопкам немецких археологов под руководством РОБЕРТА КОЛЬДЕВЕЯ. Вавилон был характерным образцом городского центра того времени: административного, культурного и ремесленного. Опоясанный двойным кольцом крепостных стен (толщина внутренней стены доходила до 6,5 м), он имел 8 ворот. Наиболее знаменитые ворота богини Иштар высотой 12 метров, напоминающие по форме триумфальную арку. Они были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений: 575 львов, священных драконов и быков. Улицы Вавилона были длинным (до 5 км) и прямыми. Город раскинулся на обоих берегах Евфрата, через который был перекинут один из самых древних в мире каменных мостов на семи скульптурных быках, обломки которых сохранились до настоящего времени. Многие дома в Вавилоне имели два этажа и систему водопровода и канализации. Полы покрывались обожженным кирпичом и заливались природным асфальтом.

Литература.

Одним из крупных достижений вавилонской и ассирийской культур было создание библиотек. Крупнейшую из известных ныне библиотек основал ассирийский царь АШШУРБАНИПАЛ (VII в. до н.э.) в своем дворце в Ниневии. По-видимому он был самым образованным правителем и тонким ценителем культуры. Археологи обнаружили в его библиотеке около 25 тыс. глиняных табличек и фрагментов табличек. В библиотеке хранились хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты.

Древнемесопотамская словесность, ее тематика, само видение мира и человека оказали значительное влияние на литературу соседних народов, на Библию, а через неё - на литературу Европы.

Изобразительное искусство.

О скульптуре Вавилона известно очень мало. Некоторое представление о храмовой скульптуре дают ее многочисленные терракотовые воспроизведения (букв. обожженная земля. Изделие из глины, вид керамики). Сохранились также несколько каменных и бронзовых скульптурных голов, по-видимому, изображающих царей.

Архитектура Вавилонского царства известно не очень много. Скажем лишь о том, что больших успехов зодчие древней Месопотамии достигли в сооружении дворцовых и храмовых комплексов, которые воздвигали на высокие платформы. Примером такого рода зданий являются уже упоминавшиеся дворец Ашшурбанишпала в столице Ассирии Ниневии, дворец вавилонского царя Навуходоносора II, частью которого были знаменитые Висячие Сады Семирамиды, еще в древности названные «чудом света». Они представляли собой искусственные террасы, сложенные из глиняных кирпичей разного размера и покоившиеся на высоких каменных уступах, державших грунт с экзотическими деревьями. Была предусмотрена и система полива садов: вода поступала наверх по трубам, проложенным в одной из каменных опор.

Главным святилищем вавилонян была Эсагила - храм бога Мардука. Это было квадратное здание, длина каждой стороны равнялась 400 м. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу от неё семиступенчатый зиккурат Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли) высотой 91 м., названный в Библии Вавилонская башня. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Мардука, облицованное глазурованным кирпичом. Стены и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте роль клинописи в культуре древней Передней Азии.

2. Определите основные сходства и различия в культурах Египта и Двуречья.

3. Какой был вклад народов древней Месопотамии в мировую культуру?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1872 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.