Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Петербургская-ленинградская школа графики как явление мировой культуры




Графика (греч.—«письменный»)—вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.(Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях—два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже—фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики—особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»).

-В дореволюционный период формируется ленинградская школа графики. Одним из представителей является Добужинский, Мстислав Валерианович. В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века—А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. По стилю Добужинский был близок к символистам.

По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.

Добужинский много работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

-20е-30е гг. Родоначальником московской школы графиков можно считать теоретика и практика Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964), признанного классика книжной иллюстрации. Он так же оказал большое влияние на ленинградскую школу графики. В гравюрах В.А. Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства. Древний язык гравaюры на дереве зазвучал в работах мастера свежо и оригинально.

-30е гг. Сопоставление общего и личного. В этом процессе личное не было "задавлено". Основные темы: лозунги, призывы. Некоторые мастера графики "уходят" в пейзаж.

Например:

Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871-1955)

Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые гравюры-как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10; Павловск, 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920)-до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью.

-Графика в период Великой Отечественной Войны.

С начала Великой Отечественной войны Пахомов создавал плакаты. В знаменитой серии больших литографий «Ленинград в дни блокады» художник с документальной точностью изобразил трагические будни осажденного города: драматические сцены уличной жизни Ленинграда 1941-1944 гг., трудовые подвиги его населения, работы команд МПВО и т.д.

А.Ф.Пахомов, не выезжавший из родного города, запечатлел в литографиях свои наблюдения и передал то, в чем ярко сказалось величие духа и стойкость ленинградцев, их мужество и беззаветная преданность Родине. Ряд листов этой серии по праву стали причисляться к лучшим произведениям отечественной станковой графики.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило им в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

-Послевоенная графика.

Во второй половине 40—50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период—отражение успехов послевоенного социалистического строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов. В живопись, скульптуру, графику, архитектуру вливаются свежие молодые силы. В это время возникает устойчивое высшее художественное образование. Велика поддержка государства: происходит тиражирование и пропаганда с применением графики. Выпускаются газеты и журналы на продажу по умеренным ценам. Преобладает печатная графика.

-Сейчас в графике наблюдается большое разнообразие техник. Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

Журнальная и газетная графика

Компьютерная графика

Прикладная графика (художественное оформление предметов быта, плакат)

Промышленная графика

И некоторые другие виды графики. Как проявления массовой культуры. Cпецифическими видами графики являются в станковой печатной графике—лубок, а в газетно-журнальной—карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека, а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше).

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика—создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра)—создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

В пример можно привести наших преподавателей, таких как В. В. Бабияк и К. О. Почтенная.


15.Художественные музеи и галереи Санкт-Петербурга.

Название
Адрес
Дата открытия
Описание экспозиции

Государственный Эрмитаж[2]
Дворцовая площадь, 2
1764 год[3]
Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства скаменного века до конца XX столетия

Зимний дворец Петра I[2]
(филиал Государственного Эрмитажа) Дворцовая набережная, 32
1992 год
Уникальный архитектурно-мемориальный памятник первой четвертиXVIII века под Эрмитажным театром
Меншиковский дворец[2]
(филиал Государственного Эрмитажа) Университетская набережная, 15
1981 год
В экспозицию входят произведения искусства, предметы бытапетровской эпохи из собрания Эрмитажа.
Музей Императорского фарфорового завода[2]
(филиал Государственного Эрмитажа) проспект Обуховской обороны, 151
2003 год
Этапы развития первого отечественного фарфорового предприятия

Восточное крыло здания Главного штаба[2]
(филиал Государственного Эрмитажа) Дворцовая площадь, 6
2010 год
Экспозиция оформляется
Государственный Русский музей[4]
Инженерная улица, 4
1898 год
Экспозиция охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы с Х по XXI век

Мраморный дворец[4]
(филиал Государственного Русского музея) Миллионная улица, 5/1 1995 год
Развёрнуты постоянные экспозиции — «Музей Людвига в Русском музее», «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских»
Инженерный (Михайловский) замок[4]
(филиал Государственного Русского музея) Садовая улица, 2
1991 год
Развёрнуты постоянные экспозиции — «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников»
Строгановский дворец[4]
(филиал Государственного Русского музея) Невский проспект, 17
2003 год
Экспозиция «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы», также экспонируется уникальная коллекцияминералов рода Строгановых

Летний сад[4]
(филиал Государственного Русского музея) остров Летний сад 1704 год
С коллекцией скульптуры и Летний дворец Петра I, как первая императорская летняя резиденция

Государственный музей городской скульптуры[5]
Невский проспект, 179/2«А» 1939 год
Основная экспозиция музея - некрополи Александро-Невской лавры и Благовещенская усыпальница, в которой погребены многие члены царской фамилии и выдающиеся сановники. Наиболее известна могила А.В. Суворова.

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств[6]
Университетская набережная, 17
1757 год
Собрание рисунков, гравюр, картин русских и западноевропейских мастеров, а также слепков с произведений античной и западноевропейской скульптуры, служивших моделями для рисования в классах «гипсовых голов» и «гипсовых фигур».
Музей-квартира И. И. Бродского[6]
(филиал Музея Российской академии художеств) площадь Искусств, 3
1949 год
В экспозиции представлена коллекция русских художников, собраннаяИ.И.Бродским, и работы самого художника
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»[6]
(филиал Музея Российской академии художеств) поселок Репино, Приморское шоссе, 411 1940 год
В экспозиции можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев
Музей-усадьба П. П. Чистякова[6]
(филиал Музея Российской академии художеств) Пушкин, Московское шоссе, 23 1987 год
Экспозиция знакомит с творческой и педагогической деятельностью художника, который был учителем самых выдающихся мастеров русского искусства рубежа XIX—XX веков

Музей-квартира А. И. Куинджи[6]
(филиал Музея Российской академии художеств) Биржевой переулок, 1/10, квартира 11 1992 год
Экспозиция воссоздаёт атмосферу, долгие годы окружавшую легендарного мастера пейзажа

Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков[7]
Елагин остров 1918 год
В залах первого и второго этажей экспозиции декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков

Арт-центр «Пушкинская, 10»[8]
Пушкинская улица, 10

Музей современного искусства Эрарта[9]
Васильевский остров,29-я линия, 2
2010 год
Живопись, графика, скульптура, инсталляции и другие виды современного изобразительного искусства
Новый музей[10]
Васильевский остров,6-я линия, 29
2010 год
Музей создан на основе частной коллекции Аслана Чехоева. В экспозиции — произведения классиков нонконформистского искусства советского периода и современное российское искусство
Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица[11]
Соляной переулок, 13-15 1878 год
В собрании музея представлены образцы русского, западноевропейского, советского прикладного искусства
Галерея «Петербургский центр искусств»[12]
площадь Труда, 3
2010 год
Экспозиция ориентирована на мастерство и известность ее экспонентов, представляющих традиционную школу живописи и виды современного изобразительного искусства
Музей «Царскосельская коллекция»[13]
Пушкин, Магазейная улица, 40 1991 год
Музей современного традиционного искусства, включающий произведения ведущих мастеров живописно-пластического реализмаразличных школ и направлений, начиная с 1910-х годов по настоящее время

Галерея искусств KGallery[14]
Набережная реки Фонтанки, 24
2003 год
Главное направление деятельности галереи — изобразительное искусство начала 1930-х — конца 1970-х годов

Галерея современной скульптуры и пластики[15]
улица Маршала Тухачевского, 27/2
2009 год
Галерея, которая знакомит публику с искусством современной скульптуры и пластики
Галерея «Д137»[16]
Невский проспект, 90, квартира 9 1996 год
Галерея представляет произведения живописи, графики, скульптуры ифотографии известных современных художников
Музейно-выставочный центр «Петербургский художник»[17]
набережная реки Мойки, 100
2005 год
Экспозиция рассказывает о творчестве художников реалистического направления второй половины XX века и до наших дней
Борей Арт Центр[18]
Литейный проспект, 58 1991 год
Кроме живописи и графики, в галерее можно увидеть театральные действа, дизайн оформительский, театральный, интерьерный. В залах выставляются работы Митьков и других некоммерческих художников

Музей петербургского авангарда[19]
(филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга)
улица Профессора Попова, 10
2006 год
Музей демонстрирует основные этапы становления и многообразие петербургской авангардной культуры

Государственный музей-институт семьи Рерихов[20]
Васильевский остров,18-я линия, 1
2007 год
В экспозиции личные вещи, рукописи, живопись, декоративно-прикладное искусство, археологические находки, фотографии и другие экспонаты, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов
Музей детского творчества[21]
Можайская улица, 22, квартира 22 1992 год
Музей собирает и экспонирует детское изобразительное и музыкальное творчество.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2192 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2270 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.