Лекции.Орг


Поиск:




Харчевня: 1 - вход, 2 - прилавок, 3 - топка, 4 - лестница, 5 - комнаты. Древний Рим

Посложнее устроена закусочная, где можно было быстро пообедать. Тут была выработана своя схема: Г-образный каменный прилавок служил одновременно и для торговли, и для подогрева еды, хранимой в больших, врезанных в прилавок сосудах. С торца устраивался очаг, от которого шел понизу нагретый воздух; на противоположный конец прилавка ставилась стопкой чистая посуда.

Все это было устроено как будто бы и не очень уж хитро, но это были первые в истории примеры организации трудовых процессов, и недооценивать их нельзя.

 
     
  Предметная среда древнеримского жилого дома Публичный характер дневнеримского общества вовсе не исключал интереса к быту. Правда, малоимущие жили большей частью в многоэтажных домах, называемых инсула (буквально — остров). В двух-трехкомнатные, тесные квартиры, лишеннее даже очага, вели узкие лестницы и переходы. Инсулы были прообразом многоэтажной городской застройки европейских городов. В индивидуальных домах, называемых домус, жили состоятельные граждане. Лучшие примеры жилых построек известны нам по Помпеям — городу, погребенному под вулканической лавой в 79 году до н. э.; самые известные из них — дом Тибуртина и Веттиев. Они свидетельствуют о том, что римский эклектизм объединил итальянский атрий с эллинским перистилем. К основным помещениям городского жилого дома с богатой расчлененной планировкой относились просторный атриум (сейчас его назвали бы холлом), открытого лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном для сбора дождевой воды, открывающийся отсюда таблинум, который служил и трапезной, и позади него сад, окруженный колоннами, — перистиль. Жилые комнаты для женщин и мужчин, а также хозяйственные помещения группировались вокруг этих основных помещений. Кроме хозяйственных комнат и кладовых, в доме было несколько спален, иногда несколько столовых. Такая планировка отличалась от планировки греческого дома, где все помещения находились по двум сторонам основной оси, чередуясь в строгом геометрическом порядке. Внутреннее оформление жилых домов было очень богатым, полы мраморные или из цветной мозаики, кессонный потолок сохранял формы деревянной конструкции, стены были украшены яркой декоративной росписью, создававшей иллюзию расширения внутреннего пространства узких темных комнат. Эти шедевры известны в истории искусства под названием помпейских фресок. Широко применялись ковры и драпировки - занавеси, закрівающие вход в другие помещения. В хорошую погоду ели в саду. Возлежание во время трапезы было принято, как и в Греции. Вокруг стола расставлялись три ложа, на каждом из них возлежало по три человека. Пирующих гостей обслуживали стоявшие сзади слуги, в то время как сервировка и перемена блюд делались с противоположной стороны стола. Нарадные комнаты были высоки и просторны. Стены их, зачастую покрытые нарядной росписью, по сути, ничем не заслонялись, громоздкой мебели не было. Вообще предметов в доме было немного: сиденья, треножники, жаровни. Бесконечно разнообразными — большими и малыми, напольными и настольными, мраморными и бронзовыми были канделябры — устройства, поддерживающие источники света: наполненные маслом сосуды с фитилем. Все предметы по мере надобности переносились с места на место, из комнаты в комнату. В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет, складной стул и кресло. Табуреты без спинкибыли из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы. Тип складного т. н. курульного (парадного) стула использовали важные персоны, а курульное императорское кресло — только император. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати». Солиум — почетный стул для глав аристократических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, купальнях или в таблинуме; их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скабеллумом - скамеечкой для ног. Еще в III веке н.э. в Риме была известна плетеная мебель, она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена. Среди мебели для сидения следует упомянуть скамнум - простую, неприхотливой формы скамью для повседневного пользования. В атриуме домов состоятельных людей стояла скамья со спинкой и подлокотникамии, предназначенная для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. В знак почести гостя могли усадить в биселлум - парадную двухместную скамью без спинки. Традиционная кровать, обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки поддерживали четырехугольную деревянную раму с низким изголовьем — косым или изогнутым. Основе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу. Стол у римлян играл большую роль и имел различное назначение. Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол. Лучше всего подходил греческий тип стола на трех ножках, ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Римляне же всю ножку стола делали в виде фигуры фантастического животного, можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. При этом общая форма изделий благодаря богатству, гибкости и динамичности очертаний была весьма благородной, однако лля позднеримских форм характерна декоративная перегруженность. Также использовался мраморный стол на трех ножках, и стол — гартибулум — по форме напоминал креденцу, он стоял на почетном месте в атриуме, и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой, волютами. На основе этой формы возник один из типов столов итальянского Ренессанса. Шкафов в римском жилище почти не было, они относились к предметам обстановки лавок, что известно нам по многочисленным изображениям. Для хранения же предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки. К сожалению, о римских сундуках мы знаем немного. Один из видов сундуков — арка - сверху полностью обивался железом, обычно стоял в атрии, использовался как сейф для хранения ценных вещей, имевшиеся в доме. Технология домашнего оборудования была примитивна — жаровни нагревались раскаленными углями, освещение было основано на нещадно коптивших масляных светильниках. Но вместе с тем во всем этом было много технической выдумки – приспособлений для подогрева напитков и пищи. Были и другие усовершенствования, достаточно остроумные и целесообразные. Примером может служить регулировка высоты канделябра при помощи выдвигания трубчатой стойки. Другой способ изменения высоты предмета встречался в конструкции легких столиков; здесь применялась знакомая нам шарнирная система параллелограмма из бронзовых стержней. Хорошо продуманной была кухонная посуда. Даже обыкновенное ведро было очень целесообразно во всех своих деталях; верхняя кромка, где большая вероятность смятия или изгиба, утолщена, и к этому утолщению шарнирно прикреплена ручка. До сих пор ведра делаются подобным же образом. Так же рациональны кастрюли с горизонтальной ручкой, сковороды с отогнутыми краями и носиком, чтобы легко можно было вылить содержимое. Для приготовления печений служили специальные формы и противни. Таким набором кухонной посуды можно пользоваться и сейчас. Другим типом римского дома была загородная вилла. Такие дома строили в живописной местности, в рощах, они были окружены прудами, фонтанами и садами. Как правило, дома были одноэтажными, однако в Помпеях нашли и двухэтажные дома; в Риме же были построены многоэтажные казармы.  
     
  Устройства для подогревания напитков и еды в Древнем Рим е   Любопытны были, например, различные устройства для подогревания напитков. Одно из них, наиболее примечательное — аутепса — античный самовар. В высоком, похожем на кувшин сосуде имелось две емкости: одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака — крана у аутепса не было. В жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась. Бытовые предметы: а) переносная бронзовая печь, б) аутепса, в) приспособление для нагрева жидкости, г) устройство для нагрева пищи, д) бронзовый канделябр, е) треножник. Древний Рим. Существовал и более совершенный «самовар». В средней его части была устроена полость для угля с решеткой внизу для удаления золы и доступа.воздуха. Между этой полостью и наружными стенками находилась жидкость. Приоткрыв крышку, можно увидеть обе емкости — среднюю для угля и периметральную для жидкости. Через специальное уширение сбоку «самовар» заполнялся, здесь же выпускался пар. Приспособления для подогрева пищи напоминали жаровню: это были ящики с полыми стенками, внутрь закладывались угли, а в полость наливалась жидкость. Такое устройство соединено было с сосудами, установленными на дне.  
     
  Украшение предметов в Древнем Риме Характерно, что самих типов предметов мебели было немного, но одни и те же, в общем известные, их схемы облекались в самые разнообразные художественные «одежды». Римляне откровенно украшали свои вещи — мебель, утварь (как и архитектору, впрочем). Облицовка, внешняя оболочка предмета скрывали иногда очень прозаическую основу. Типы мебели: ложе для трапезы и бицеллиум. Существенной новинкой по сравнению с Грецией было использование в римской мебели пластичных украшений - резьба по дереву и металлическая пластика. Изящные профилированные ножки пиршественных лож или роскошных табуретов были набором нанизанных на стержень пустотелых элементов. Декоративное оформление зависело от характера применявшихся инструментов, было много выточенных и изготовленных рубанком элементов мебели. Стремлением к роскоши обусловлено то, что наряду с древесиной применялись и дорогостоящие материалы. Поверхность деревянного остова покрывалась листовой бронзой, накладками из серебра, слоновой кости, а бронзовая рама ложа могла быть сверху украшена драгоценным металлом, применялись и золото, мрамор, рог, панцирь черепахи. Подлинный конструктивный материал предмета не выявлялся, во всяком случае, римляне были к нему равнодушны. Зато они смело прикрепляли к законченному полезному функциональному объему круглые скульптуры или же фрагменты архитектурного плана. Часто изделия мебели высекались из мрамора или полностью отливались из бронзы. К способам декоративного оформления относились резьба, гравировка, роспись, позолота, фанерование, инкрустация. Образцами служили поздние формы греческой мебели, однако в руках римлян они получали более богатое, более декоративное оформление, тщательно прорабатывались даже мелкие детали. Иногда тяга к самому безудержному скульптурному великолепию была, на наш вкус, чрезмерной. Высеченная из мрамора опора стола могла иметь форму ноги животного: у основания это лапа с когтями, наверху же она переходит в цветок с фигуркой ребенка среди лепестков. Ножки столов, курильниц, жаровен почти всегда имели форму звериных или птичьих лап. Скрывался ли за этим какой-либо магический смысл, как это было в Древнем Египте? Вряд ли. Переход одного вида орнаментики в другой, растения — в фигуру человека, фигуры человека — в архитектурную деталь был принят и в настенной росписи. Это перетекание одних форм в другие сочеталось с откровенным привнесением как бы извне целых скульптурных композиций. Основными элементами орнаментики в эпоху Августа были растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. Комбинации цветов, листьев и вьющихся побегов наподобие натюрмортов были строго симметричны и стилизованы. Орнаментика была часто символической и богата аллегориями. Часто встречались изображения зверей, символически используемые фигуры орлов, львов, крылатых хищников или сфинксов, хотя римляне воспринимали эти символы не так серьезно, как жители Востока, и смело использовали их для украшения мебели, особенно ножек и спинок стульев. У римлян впервые в истории стилей мы встречаем осознанную стилизацию.  
     
Особенности древнеримского предметного мира - сосуществование конструктивного и декоративного Каково было соотношение конструктивного и декоративного, техники и искусства? Они просто сосуществовали. Технически оголенная конструкция металлического канделябра уживалась с богатейшим скульптурным основанием, а геометрическая четкость параллелограмма из бронзовых стержней на шарнирах сочеталась с необычайным скульптурным богатством опор столика. Удивительна была устойчивость самих типов предметов и их схем. В них неизменно прослеживалось традиционное разделение на основание, самое тело и завершение. Ни один канделябр, например, вне зависимости от его устройства или материала не отличался от принятой схемы, количество пиршественных столов было всегда равно трем. Типы сидений (а их было несколько) повторялись из поколения в поколение, меняя только свою внешнюю отделку. Эта устойчивость видов или типов тесно связана со знаковой ролью вещей. Специальный стул на скрещенных ножках (селла курулис) служил для самых высокопоставленных должностных лиц — консулов и преторов. Широкий табурет на прямых наборных ножках был привилегией очень немногих сановников и почетных граждан. На одном надгробном памятнике изображен такой табурет как свидетельство того, что покойный был высокопоставленной персоной, заслужившей чести восседать именно на бицеллиуме. Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода и мебели. В силу своей практичности они стремились к серьезной, качественной работе. Римляне не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Вместо простоты и ясности греческих форм часто можно видеть вычурность декора. Однако римское прикладное искусство, несмотря на свои явные недостатки, создало большие ценности. В древнеримском предметном мире господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к бытовавшим вкусам. Римляне почти ничего не добавили к перенятым у греков основным формам, гораздо больше внимания уделяли они богатому, помпезному оформлению. Знаковая роль вещей породила и метафорическое образное отношение к предметам военной техники. Римляне подчас подмечали и заостряли образные черты своего боевого оснащения, называя «черепахой» машину для засыпки рвов, «скорпионом» — метательный аппарат с длинным хоботом, с которого слетала тяжелая стрела, «бараном» — стенобитную машину, у которой раскачивающееся тяжелое бревно (таран) заканчивалось металлической головой «барана». Но машины и механизмы небытового назначения еще не имели эстетического содержания. Римское государство было последним звеном античной цивилизации. Здесь были заложены основные начала предметного мира и организации материальной среды современности. Особенно это ощутимо в бытовом пространстве — в масштабе города и отдельного жилья. Как ни изменились в течение последующих столетий дома и утварь, мебель и инструменты, они в большинстве своем оставались и остаются потомками далеких своих предков — предметов, сработанных античными ремесленниками. Во все последующие столетия достижения римского искусства вновь и вновь оказывали свое влияние, особенно в эпоху классицизма, и в настоящее время они все еще могут служить примером для подражания.  
   
       
  Средние века С конца V века н. э. после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Когда в V веке Псевдо-Дионисий Ареопагит в своем сочинении «О небесной иерархии» сформулировал систему мироздания, предполагавшую извечный порядок движущихся по математически точным параметрам сфер, концентрирующихся вокруг Земли, было создано, мыслительно задано то культурное пространство, в котором предстояло существовать тысячелетнему царству средневековья. Христианство восприняло космогонию Ареопагита не потому, что нашло ее для себя пригодной, а потому, что я то и другое представлялось людям само собой разумеющимся. Поэтому еще в XII веке аббат Сугерий членил пространство Сен-Дени в соответствии с той картиной мира, которую нарисовал автор сочинения «О небесной иерархии». И еще через век Дайте развернул ее в своей «Божественной комедии». То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпоха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья. Улицы тесных средневековых городов застраивались узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения. Бытовая мебель. Европейское средневековье. Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью. Достижения ремесленного искусства античности были забыты, вся мебель делалась плотниками, не знавшими хитрости различных соединений частей и врезок. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции со вставленными прямо в сиденье расходящимися книзу ножками.  
 
       
  Византийский стиль. Мавританский стиль. Романский стиль. Предметная среда средневекового жилого дома. Готический стиль. Предметный мир поздне-средневекового жилища. Византийский стиль Архитектурные формы и декоративные мотивы вначале были верны римским традициям. Византийское раннехристианское искусство ни в чем не отличалось от позднеримского. Во внутреннем оформлении церковных построек скульптурное богатство, характерное для древнеримской архитектуры, было заменено богатством красок и блеском золота, а место фресок заняла мозаика. Формы по-восточному дробны, измельчены и часто деформированы. Император Константин перевез в Византию самые ценные греческие и римские произведения искусства; однако византийское искусство приспосабливалось к восточным вкусам, новые произведения искусства удовлетворяли характерную для Востока страсть к помпезности, к роскоши. В византийской одежде и обстановке жилища большую роль играл, например, шелк. Его в течение нескольких столетий привозили из Китая. С падением Рима практически завершился классический период искусства. Прошло тысячелетие, сопровождавшееся беспрерывными войнами, переселением народов и борьбой религий, пока Византия в 1453 году не была завоевана турками. Это был период возвышения Каролингов, нашествия мавров, появления мусульманства и медленного, но широкого распространения христианства в Европе, борьбы за обладание землей обетованной — Иерусалимом, явившейся результатом религиозной вражды. Эти мрачные столетия не благоприятствовали развитию искусства. Этот бурный период истории чрезвычайно интересен, но памятников материальной культуры, основываясь на которых можно было бы сделать вывод об устройстве жилых домов и предметах мебели, почти нет. Византийская мебель была отделана роскошными материалами и перегружена украшениями. Многие выдающиеся художники и мастера объездили всю Европу. В результате оживленных торговых связей формы византийского искусства распространялись все дальше на Запад, в раннем средневековье они легли в основу романского стиля. Различные изображения и описания позволяют судить о том, что в мебели вначале поддерживались римские традиции, но позднее ее формы стали более грубыми, появилось множество вычурных украшений - отделка сусальным золотом, цветной эмалью, драгоценными камнями. Характерны выточенные опоры и спинки, колоннады. Для украшения использовалась цветная роспись и позолота. Распространены табуреты, складные стулья и сундуки, крышка которых использовалась для сидения; на кровати обычно спала лишь хозяйка дома, мужчины спали в стенных нишах. Для хранения предметов домашнего обихода использовались грубо сколоченные сундуки. В орнаметике нашли применение христианские мотивы, голубь, рыба, барашек, павлин; из растений — виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь и пальмовый лист. Из греческих мотивов были заимствованы и стилизованы лист аканта и пальметта. Восточные мотивы распространились по всей Европе, как в бывших странах с классической культурой, так и в областях, завоеванных северными варварскими племенами. Византийский стиль оказал непосредственное влияние на Россию и Балканские страны (Сербию, Болгарию, Румынию). Консерватизм православной церкви в России способствовал сохранению традиций византийского искусства. Хотя византийский стиль не создал ничего нового в отношении мебельных форм, все же благодаря своей орнаментике и определенной устойчивости содержания он оказал сильное влияние на стили средневековья, и в первую очередь — на романский стиль.  
 
 
 
  Мавританский стиль В процессе завоеваний ислам впитал культуру завоеванных народов, из смеси византийских, египетских, персидских и римских элементов создал своеобразный стиль, который христиане называли стилем сарацинов. Ислам запрещает изображение живых существ; взамен господствовала полная безудержной фантазии орнаментику поверхности. Мавританский стиль — чисто декоративное искусство, он достиг своего наивысшего расцвета в XIII и XIV веках в двух конечных пунктах громадной империи — в Индии и Испании. Мавританские короли постройкой дворцов Альгамбры в Гранаде и Альказара в Севилье создали самые выдающиеся памятники искусства ислама. Основными элементами архитектуры являются подковообразная (мавританская) и луковицеобразная (оживальная) арки и своеобразные сталактитовые формы сводов. Стены покрыты орнаментом точного, четкого рисунка с использованием геометрических и растительных мотивов; арабесками почти бесконечного разнообразия и сложной структуры. Такая стереотипная орнаментика возникла на базе арабского шрифта, изобилующего завитушками. Первоначально она применялась на лепных работах, украшавших стены, или на фаянсовых плитках ярких расцветок. За счет этого стены приобретали вид роскошных персидских ковров, которые также часто использовались для украшения арабских домов. Роскошные дворцы, вышитая одежда, скатерти, портьеры и ковры производили сильное впечатление. Мавританский стиль оказывал влияние еще на протяжении многих столетий. Интерьеры пышных арабо-мавританских зданий благодаря тонким стенам, игольчатым колоннам и острым ребрам производят впечатление гигантского шатра. В жизни мусульман мебель играла незначительную роль: по восточному обычаю они сидели на коврах или подушках, а для сна вместо деревянных кроватей использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки. Вместо шкафов использовались стенные ниши с дверцами - в большинстве случаев решетчатые из типично арабских точеных деревянных полочек. Столы были низкими и маленькими, богато украшенными резьбой, круглой, четырех-, шести- и восьмиугольной формы; столешницы выполнялись из древесины с интарсией или из чеканной меди (медного блюда). Широко использовались сундуки, ширмы и этажерки. В мебели заметно архитектурное влияние: часто встречаются колонны, аркады с подковообразными арками, сталактитовые формы сводов, в качестве декоративной отделки — точеные элементы, сложные виды решеток. Для интарсии часто использовался перламутр; эта техника широко распространилась в Италии и Испании; украшенная инкрустацией мебель (чертозианская мозаика в Венеции) стала предметом подражания. Для обивки мебели (спинок стульев или сундуков) использовалась также кордованская кожа с тиснением и позолотой. Нередко изделие поверх кожаной обивки обрабатывалось ажурными металлическими накладками. Стилизованный арабский орнамент превосходил вычурностью даже абстракцию византийцев. Арабо-мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие увело искусство средневековья еще дальше от классического наследия, обогатив средневековье, многочисленными дотоле неизвестными фантастичными декоративными элементами.  
 
 
 
  Романский стиль В период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были пост- роены церковь и дворец, символизирующие зарождение романского стиля. Широкое распространился он в начале II тысячелетия и господствовал в Европе почти 400 лет. Название он получил в XIX веке благодаря его римским элементам, однако черпал из нескольких источников: из античных и ранних христианских форм, из восточных, и в первую очередь византийских, элементов, а также из искусства варварских народов (германских и северных). В результате этих многочисленных влияний в X веке в различных частях Европы независимо друг от друга возник первый всеобъемлющий интернациональный стиль, отличавшийся в различных странах большим своеобразием. В южных провинциях Франции на базе прекрасных памятников римской культуры возник сначала романский стиль. В Англии он распространился в X веке, англичане называли его англосаксонским искусством, а после норманского завоевания (1066 год) — норманским стилем, он процветал до конца XII столетия. В Норвегии сохранились древние деревянные церкви, украшенные скульптурными изображениями драконов, корабли викингов, богатая резьба по дереву, дверные косяки и мебель со сложным орнаментом северного стиля. Знатные господа и рыцари жили в крепостях. Центрами новой культуры становились церкви и монастыри, в монастырских мастерских создвавлись выдающиеся произведения нового стиля. Первостепенной задачей искусства этого времени было исключительно культовое назначение, однако к началу Ренессанса искусство обратилось к будничным человеческим потребностям. Основным признаком романской архитектуры является обороноспособность, для нее характерны тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, независимо от того, идет ли речь о церквах, монастырях или крепостях. Из базилики периода раннего христианства возник романский тип церкви со сводчатыми перекрытиями и маленькими полукруглыми отверстиями; внутреннее помещение оставалось без украшений. Со временем влияние римских традиций становится слабее, а архитектурные членения — колонны, капители, карнизы — приобретают иные пропорции. В средневековом натуральном хозяйстве предметы домашнего обихода изготавливались в рамках этого хозяйства. Труд ремесленников или художников был мало востребован, их нанимали только богатые епископаты и аристократические дворы, маленькие церкви и монастыри должны были довольствоваться крестьянской работой. Привлекались и бродячие художники на время выполнения определенного задания. Искусство не свободно, произведения создавались по строгим канонам. Толчком для развития экономической и культурной жизни послужили крестовые походы. Под защитой крепостей и церквей возникали города, появлился класс городской буржуазии, ставшей значительной экономической и духовной силой наряду с духовенством и дворянством. В искусстве тоже ощущаются изменения.  
 
 
 
  Предметная среда средневекового жилого дома Чтобы познакомиться с предметным миром средневековья, следует остановиться на обстановке крепостных замков и церквей. В средневековых крепостях для жилья оборудовали т. н. жилые башни. Основным помещением их был высокий полутемный зал, огражденный каменными стенами, изобилующий колоннами, каминами и фресками, и тем не менее остающийся холодным неприветливым помещением, которое зимой с трудом можно было прогреть. Несколько позднее стены начали обшивать деревом. Пол был выложен керамическими плитками и покрыт коврами. В городах вначале были довольно скромные жилища, с узкими, темными комнатами, обставленными грубой, примитивной мебелью. Исключение составляли жилища буржуазного класса - по мере упрочения семейных устоев началось строительство более уютных, с большей претензией дома. С характерными мебельными формами можно познакомиться прежде всего по обстановке церквей: кресла для клироса — пример мебели для сидения, мебель ризниц — шкафы и сундуки. Небольшое количество сохранившихся изделий имеет примитивную конструкцию и громоздкие массивные формы. Шкафы, сделанные из необработанных толстых досок, держались при помощи накладок из кованого железа. Использование для декоративных целей кованых железных накладок было новым элементом, пришедшим из Франции, до тех пор их нигде не применяли. В поздней романской мебели появляются формы выражения, характерные для последующих стилей: первые признаки архитектурного членения — колонны, аркады, профильные карнизы. Несомненно, и в этот период появляются отдельные замечательные изделия из дорогих материалов. Мебель для сидения в большинстве случаев покрывалась слоем краски живых тонов с той целью, чтобы скрыть дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали его слоем гипса или мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку, создавая некое подобие картин. В позднем романском стиле добавилась резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура. Сундук в средневековье был универсальной мебелью, он мог одновременно служить кроватью и мебелью для сидения, даже дорожным чемоданом во время частых и длительных путешествий королей и знатных господ, о чем свидетельствуют ручки на сундуках. Наряду с простыми сундуками-скамьями в церквах использовали более высокие сундуки с короткими ножками и дверками, их можно рассматривать как переходную форму к шкафу. Позднее появились типы сундуков чисто столярной и плотницкой конструкции без украшений, которые скромно отделывались архитектурными элементами. Мебелью для сидения в это время почти не пользовались. Сидели на низких скамьях, стоящих вдоль стен, или на сундуках, только главам знатных семей полагался отдельный стул. Его высокая конструкция и высота спинки отражали степень знатности владельца. Стул в большинстве случаев имел подставку для ног, чтобы не надо было ставить ноги на холодные каменные плиты. В средневековье мебель в основном ставилась вплотную к стенам, позднее этот порядок нарушается, мебель размещается более свободно. В этот период мебель для сидения довольно неудобна и тяжеловесна, что объясняется в основном точеными ножками и прямыми спинками. Наиболее распространенной формой, заимствованной из античности, является складной стул. Кроме того, встречаются громоздкие кресла с сиденьем в форме ящика и скамьи дощатой конструкции со спинкой или без нее, а также двойные скамьи, которые вытачивались так же, как и стулья. Наряду со стульями на четырех ножках пользовались и стульями на трех ножках. Подобные более поздние изделия народного искусства были в употреблении вплоть до XIX века. В средневековье большее значение приобретают кровати. Их формы, созданные на основе византийских образцов, претерпели дальнейшие изменения: характерная конструкция — рама на точеных ножках, окруженная низкой решеткой. Позднее, начиная с XII века, под влиянием восточной шатровой конструкции, стали применять кровати с балдахином, которые укрепляли сознание безопасности. Драпировка крепилась к потолочной балке или на специальный каркас. Столы имеют очень простую брусочно-дощатую конструкцию; для церквей делались и столы из камня. Иногда столом служила простая съемная широкая доска на двух козлах. В средневековье столы, за которыми ели, после трапез разбирались. Столы обычно покрывали низко свисающей белой скатертью. К декоративным элементам мебели относятся кованые накладки, ряды гвоздей из кованого железа, цветные расписные орнаменты. Мотивы перенесены из архитектуры без соблюдения классических пропорций. Элементы форм используются свободно, беспорядочно, в сочетании с мотивами искусства варварских народов. Используют многочисленные растительные мотивы: стилизованные листья, гроздья, вьющиеся растения; мотивы с фигурами людей и животных, мистических чудовищ; геометрические элементы; формы наподобие меандра, зигзагообразные линии и плетения. Орнаменты применялись бессистемно, часто без соблюдения гармоничных пропорций и органической взаимосвязи. Германским народам понадобились долгие столетия, чтобы создать предметный мир, близкий античному. По всем приметам, античные точеные формы явились прототипами средневековых. Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры. Роскошь, искусство оформления и развитое художественное ремесло античного мира были преданы забвению. В романскую эпоху ремесло было способно удовлетворить только элементарные потребности. Мебель сбивалась очень грубо, без придания ей пластичности. Позднее появились накладки из кованого железа, вначале как средство для придания стабильности и транспортабельности, а затем и как декоративный элемент. Мир форм и красок романского стиля возник на базе византийского, варварского и восточного влияний. Формы и краски — простые и грубые. На имеющихся изображениях мебели все стилизовано и неподвижно, однако не лишено выразительного декоративного характера. Многочисленные элементы орнаментики с убедительной силой выражают религиозные настроения (капители колонн).  
 
 
       
  Готический стиль В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены. Готический стиль, просуществовавший более 300 лет, зародился во Франции с Иль де Франс на севере и просуществовал с 1200 по 1525 годы. Название стиля прижилось от насмешливого прозвища в эпоху Ренессанса, которым желали подчеркнуть его дикость и нецивилизованность. Одновременно с Францией готика появилась в Бельгии и в Швейцарии, в Германии этот стиль развился только в XIII веке и достиг полного расцвета в XIV—XV веках. Расцвет городов в феодальном средневековье тесно связан с развитием торговли и ремесел. Господствующим слоем в городах были землевладельцы, знатное окружение сюзерена и богатые торговцы. Самую многочисленную прослойку населения образуют цеховые ремесленники и мелкие торговцы. Быстрее всего смена стиля отражается на архитектурных формах. Громоздкие, мрачные, похожие на крепости романские церкви уступают место динамичным, ярким, бесконечно разнообразным строениям готики. Стены становятся более легкими; характерными элементами формы являются высокие башни, стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды. Стрельчатый свод устремлен ввысь, как копье, в его форме ощущается восточное влияние. Готическая архитектура характеризуется пространственностью, открытой вовне, и совершенно новой каркасной системой постройки, новой конструкцией сводов: сплошные своды заменила система реберных перекрытий и вынесенных наружу мощных контрфорсов с аркбутанами (перекидными арками). Фантастичные конструкции готики преодолевают громоздкость камня, который сковывал и античные архитектурные формы, доводя тяжеловесный камень до границ нематериальности. Произведения средневекового изобразительного искусства отличает выразительность, экспрессивность. Картины в большинстве случаев очень жизненно изображаются драматические библейские сцены, на них мы видим людей этой эпохи в современной одежде. Огромные красочные витражи в свете проникающих через них солнечных лучей кажутся почти нематериальными. «Готические розы» — эти симфонии света, поэмы в стекле и камне — как нельзя лучше отражают суть готического стиля. Готические алтари — изумительные шедевры, счастливо объединившие красочность живописи и раскрашенной скульптуры. Цвет получает в средневековье особую роль. Одежда, дома, статуи радуют глаз яркостью красок и позолотой. К концу средневековья с появлением огнестрельного оружия крепости теряют свое значение, в их стенах расцветают феодальные замки, защищенные укрепленными башнями. Средневековые города строились на небольшой площади, тесно застраивались и окружались стенами, что обеспечивало защиту от нападений извне. Улочки были узкими и кривыми, а дома — узкими и высокими. В нижнем этаже размещались магазины, мастерские, вверху — жилые помещения. В процессе длительной упорной борьбы города отвоевывали у сюзеренов различные привилегии, самоуправление. Архитекторы и строители — уже не служители церкви, а свободные ремесленники, мастера строительного дела. Варианты готического стиля могут, быть разделены на две основные группы: северную и южную. Северная готика представлена искусством стран Франции, Нидерландов, северо-западной Германии и Англии, особое значение имеет нидерландское искусство. Южный готический стиль распространяется прежде всего в южной Германии, Швейцарии и в Австрии. Во многих странах Северной Европы (Германия, Фландрия, Скандинавия) отдельные черты готического стиля сохранились вплоть до появления барокко, а в более отдаленных районах — и еще позже.  
 
 
 
  Предметный мир поздне-средневекового жилища В домах средневековой знати приемные залы и комнаты для гостей богато оформлялись в соответствии с архитектурой каменных сооружений. Жилые дома богатых горожан сохраняют определенную сдержанность и простоту оформления и обстановки, хотя им также характерна роскошь. Для раннеготического интерьера характерны дощатые или кафельные полы, которые позднее застилались коврами. Стены облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, и настенными коврами. В XV веке в северной части Европы ковры, подушки, шпалеры особенно роскошны (фламандские и бургундские тканые ковры). В это время начинают уже остеклять окна, сначала появляются круглые оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, занавесей же еще нет. Картины для украшения комнат используются редко, широко распространена настенная живопись, позднее появляется письмо масляными красками, главным образом портретная живопись, и гравюра по дереву. Потолки обычно деревянные, имеют балочную конструкцию, или, как в Англии, это потолок с открытыми, прекрасно оформленными стропилами. Наряду с балочными потолками встречаются также потолки, облицованные досками, гладкие или часто расчлененные рейками и украшенные декоративной росписью. Во Франции и в Англии центром интерьера был богато оформленный камин; в Германии уже с середины XV века в интерьере начинают играть большую роль кафельные печи. Предметы обстановки еще очень тяжелы и неуклюжи, мбель чаще всего приставлена. На готических шкафах и кроватях можно встретить самые разные элементы архитектуры церквей и крепостных замков вплоть до амбразур, позже это сказалось в распространении геометрически точной орнаментике, украшавшей деревянную мебель. К концу средневековья появляются прототипы всех основных современных предметов мебели. Почти каждое изделие мебели ранней готики имеет церковное происхождение. Конструкция и техника исполнения еще долго сохраняют следы романского стиля. Позднее на основе традиции высокого мастерства каменотесов была создана великолепная обстановка церквей (шкафы для ризниц, кресла для клироса и т. д.), которая повлияла на дальнейшее развитие мебели городских жилищ, этому способствовало и оживление старой конструкции с рамками и филенками, известной еще древним римлянам и не использовавшейся в течение многих столетий. В IV веке были забыты все высокоразвитые технические приемы, и прежде всего — рамочно-филеночная вязка, исчезали даже и инструменты; позднее их приходилось изобретать вновь. Помимо филенок каркас украшается многочисленными архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками и пр., благодаря чему он выглядит легче и декоративнее. Для украшения готической мебели помимо росписи и резьбы служили также стрельчатые своды, ниши и ажурные орнаменты; вскоре к этому добавились и изображения фигур, сначала на фронтальных поверхностях мебели, а затем и по бокам. Готика во всех странах Европы отличается своеобразием, что нашло свое выражение прежде всего в технике орнаментовки. Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан по-прежнему остается сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки новой, архитектурной конструкции украшались стрельчатыми сводами, имели цоколь, они приближались к форме шкафа. Из сундуков позже развивается не один новый тип мебели, например, шкафы для посуды: буфет, креденцу или дрессуар (вид поставца) XV века. Буфет представлял собой разделенные дощатые полки, в некоторых случаях обтянутые тканью, на которые ставили золотую и серебряную посуду или более скромную — оловянную. Креденца первоначально была прекрасным видом церковной алтарной мебели, который позднее проник в мирскую жизнь как шкаф для напитков или для посуды. Постепенно он превратился в шкаф на длинных ножках. Дрессуар — разновидность французской открытой подставки для тарелок, также на высоких ножках. Известны самые разнообразные формы позднеготических шкафов, в основном они служили для хранения посуды. Северо-европейская разновидность имеет большие дверки, которые занимают всю переднюю часть, их можно широко открывать. На юге Европы шкафы многоэтажные и имеют четыре, а то и более маленьких дверок. Готические столы приобрели более стабильные формы, развилось и большее число их разновидностей. Самым характерным является стол с торцовыми стенками, с сильно выступающей столешницей на двух торцовых опорах, с глубоким выдвижным ящиком. Из этого типа стола образовалась ранняя форма письменного стола с поднимаемой столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящичков. Другой излюбленный тип стола имел четыре косых ножки, внизу — с подножкой, иногда с поперечными, соединенными клиньями. Уже были известны раздвижные столы различных конструкций, помимо этого были круглые и четырехугольные столы с простой или разветвленной центральной опорой. Кровать в готическом стиле, если она не была встроена в стену, имела полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу деревянный каркас, а в южных странах Европы — дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой. Встраивание кроватей в стену и пологи служили для защиты от холода в плохо обогреваемых помещениях. Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, чаще всего располагалась у стен. Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Скамьи имели различное исполнение: с подобной сундуку нижней частью, с высокой спинкой, в большинстве случаев они ставились у стены, но были и такие, которые ставились перед камином и имели перекидную дощатую спинку. Для украшения готической мебели использовались мотивы архитектуры. В северной готике использовались чаще всего ажурный орнамент и складки, в южной - орнамент с многочисленными растительными элементами, листвой, завитками, лентами, часто в натуралистическом изображении. Резьба в поздней готике XV века перенимает ажурный орнамент, мотивы т. н. рыбьих пузырей и ослиных спин встречаются преимущественно во Фландрии. В те времена было принято использовать в орнаментике гербы.  
 
 
 
  Эпоха Возрождения в Италии В XII—XIII веках в Италии возникают города-республики, где бурное развитие получают торговля и ремесла. Это создает благоприятные условия для расцвета культуры. Поэзия, искусство, просвещение начинают все более пробуждаться, и в последующие XV и XVI века получают свое невиданное с времен античности развитие. Эту эпоху обычно именуют Возрождением или Ренессансом. Для Возрождения был характерен небывалый расцвет искусства. Флоренция, Венеция, Мантуя, Сиена и другие города Италии украшались великолепными архитектурными ансамблями, а стенопись и скульптура того времени принадлежат к вершинам европейской художественной культуры. Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы. Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля. Гуманизм Возрождения провозглашает основой мировоззрения человеческий разум и познание мира. Появляется острый интерес к забытой было античной культуре, философии и особенно к искусству. Многое меняется в духовной и материальной жизни людей: идеологические воззрения, эстетические потребности; социально-культурные условия, а с ними и мир вещей. Структура природы предстала в виде организованного пространственного тела у великих художников Возрождения. Мистика и иерархия отошли на второй план. Теперь это было тело, во всем подобное человеческому. Возрождение знаменовало собой один из радикальнейших поворотов в истории европейской культуры. И в ренессансном восприятии пространства уже чувствовался кризис. Мореплаватели прошли неведомыми путями в экзотические страны, узнали, что люди могут жить на земле совершенно по-разному. Магеллан доказал, что наша планета — шар. Коперник вычислил, что она — рядовой спутник солнца. А Галилей увидел в телескоп пятна на самом солнце. Рушилась иерархическая система ценностей, ранее придававшая вселенной определенную структурность. Земля со всеми ее богатствами тонула в путающей пустоте бесконечного пространства. Понятие об универсальности мира слилось с идеей бесконечности. Границы человеческого познания раздвигаются, чему способствуют, в частности, и многочисленные изобретения. На суконовальных, железоделательных, лесопильных производствах мускульная сила все чаще заменялась силой воды. Машины той эпохи при самом различном их устройстве зачастую походили друг на друга. Получалось это потому, что их компоновали из одних и тех же частей-блоков, воротов, рычагов, шестерен, клиньев, сообразуясь с тем или иным назначением. Конструкция машин была открытой, и поэтому нетрудно было понять связи частей и принцип их действия. Но самое важное для нас в этой эпохе то, что впервые в истории мир машин и механизмов занял определенное место в кругу художественных проблем. Естественно, что проектировщики машин были в то время не только механиками, но и художниками. Неразрывность художественного и технического творчества выражалась в том, что живопись и скульптура приравнивались к обычным ремеслам. Художники принадлежали к цеховым организациям, причем живописцы зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы — к каменных дел мастерам. Создатели машин связывали свою деятельность с размышлениями над формами природы — растениями, животными, насекомыми. Знаменитый архитектор и теоретик искусства Леон-Баттист Альберти (1404—1472) говорил, что машины должны подражать движениям мышц и сухожилий человека. Он постоянно проводил мысль, что польза осмысливает красоту, а красота одухотворяет пользу. Наиболее ярким из художников-инженеров был Леонардо да Винчи (1452—1519), чья гениальная мысль на века опередила свое время. Он конструировал текстильные и строительные машины, металлообрабатывающие станки, шлюзы. Иные из его замыслов смогли получить свое практическое воплощение только в наши дни. В его бумагах были найдены наброски, в которых воплощены идеи парашюта, танка и даже вертолета. Было бы ошибочным преувеличивать влияние техники на художественную культуру Возрождения — оно было не столь уж значительным. Предметная среда жилого дома эпохи Возрождения. Способы декорирования изделий в эпоху Возрождения. Часы в эпоху Ренессанса    
 
 
 
  Предметная среда жилого дома эпохи Возрождения Для искусства раннего периода Возрождения были характерны простота и ясность, воплощенные в переосмысленные античные формы. Наряду с характерными для этого периода центрально-купольными зданиями культового назначения очень типичными постройками являются монументальные постройки замкового типа - палаццо. Строились они для разбогатевших представителей торгово-финансового сословия (палаццо Строцци, Питти). За монументальным, выложенным бутовыми квадрами фасадом такого сооружения находился обычно закрытый, окруженный аркадами двор, минуя который посетитель оказывается в богато убранных парадных залах и покоях дворца. Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни флорентийской и венецианской знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. На юге жилые помещения обычно очень просторные, пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок (бревенчатый или кессонный). Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы, а также новые типы общественных построек: ратуши, склады, больницы, театры. В основе художественного метода лежит стремление к спокойным, уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения. В эпоху Ренессанса формообразование носит уже рациональный, планомерный характер: предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам выполняются в материале. Образ жилого пространства на картинах художников того времени поражает своей безыскусностью. Гладкие стены комнат, тонкие карнизы и тяги, балки по потолку, иногда подкрашенные, иногда с легкой позолотой, совсем немного резьбы и лепки. Характерно, что детали архитектуры внутри помещений мало отличались от тех, что украшали фасады зданий, а само пространство интерьера мало отличалось от внешнего. Эти пространства были как бы взаимно связаны. Не случайно, изображая на полотне помещение, художник непременно раскрывал окна или двери, а выходя во внешнее пространство, как бы заглядывал в окна. Ренессансная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообразием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов. Все более дает себя знать и повышающееся художественное чутье заказчиков. Дорогая мебель с богатой отделкой становится своего рода символом социального положения ее владельца. Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. В комнатах той поры располагалось, чаще всего вдоль стен, только самое необходимое: табуреты, скамья или кресло, невысокий, иногда встроенный в стену шкаф и сундук. Вещи (как и мебель) можно было перемещать в пределах комнаты или убрать вовсе — облик интерьера при этом не изменялся. Вообще типов мебели было немного, а назначение каждого предмета всегда очевидно. По внешнему виду сундука или ларя, например, можно безошибочно определить, что это именно полезная емкость, а не что-нибудь иное. Такой сундук (в котором обычно хранилось приданое невесты) закрывался тяжелой крышкой. Украшения росписью или резьбой вовсе не противоречили практическому назначению этого предмета, а заимствованная из архитектуры профилировка только подчеркивала его строение. В Сиене и Флоренции изготавливались кассоне — это и сундук для хранения или перевозки вещей, и скамья, и традиционная принадлежность свадебного приданого невесты. Сундуки богато украшались резьбой, инкрустацией, росписью. В середине XV века появляется уменьшенная разновидность кассоне — кассета, позднее - касса-панка, ларь-скамья со спинкой и подлокотниками, для почетных гостей, предок современного дивана Приземистый, с двумя-четырьмя дверцами, посудный шкаф представлял собой нечто среднее между сундуком и шкафом. Кровати были высокими, с приступкой и балдахином или задергивающимися занавесками, с высоко приподнятым изголовьем. Наиболее часто встречаются два типа столов: один — прямоугольной формы с толстой столешницей, покоящейся на двух массивных устоях, в пластике которых чувствуется влияние древнеримских мраморных столов (флорентийский тип); сюда же относятся и четырехопорные болонские столы. Другой тип — центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Однако в повседневной жизни наи- более распространенной формой обеденного стола по-прежнему остаются козлы с покоящимся на них дощатым настилом. Распространенным видом сидений были табуреты с расходящимися книзу ножками. Но встречались и более сложные и нарядные Х-образные кресла. Их отличали изящество и конструктивная изысканность, такие кресла могли изготовить только очень искусные мастера. Также распространены были стулья с опорами из пластин, обычно покрытых резьбой, и прямой высокой спинкой. Очень характерными для итальянских купеческих домов были так называемые кассапоне — помесь сундука и кресла. Сидевший на таком кресле человек мог, приподнявшись, спрятать под сиденье деньги или драгоценности и усесться опять. Все эти сиденья не были уж очень комфортабельными и не располагали к длительному сидению. По-видимому, в этом особенно и не нуждались — жизнь была бурной, подвижной, она протекала больше на улицах и площадях, чем в четырех стенах.  
 
 
 
  Способы декорирования изделий в эпоху Возрождения Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов, которые она развивает в сторону большей утонченности. Декорируется, как правило, почти все, но в большинстве случаев с соблюдением меры и сохранением подчиненности главной форме. Количество употребляемых декоративных мотивов велико; широко используются, в частности, различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, гермы, купидоны. Колонны и пилястры, в свою очередь, нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в частности — гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Гротески — это очень причудливые, фантастические орнаментальные композиции: вплетенные в прихотливо вьющиеся растительные ветви фигуры животных, фантастические существа, птицы, человеческие головы, цветы. Поля, образованные правильным геометрическим членением поверхностей стен или мебели, были благодатным объектом для декорировки. Помимо вышеупомянутых, широко употреблялись такие орнаментальные формы, как арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны, фигуры полулюдей-полуживотных и т. д. На раннем этапе техника инкрустации была сравнительно простой и применялась главным образом для украшения церковной мебели. До конца XIV века в наборе употреблялись преимущественно черное и белое дерево, позднее — слоновоя кость. Изображения были почти монохромными, без оттенков. Наиболее распространенные декоративные мотивы — вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт. Нередко элементы набора левой и правой стороны того или иного предмета мебели находились в позитивно-негативном отношении друг к другу. Сущность этого приема декорировки состоит в следующем: из двух наложенных друг на друга листов фанеры выпиливался узор; в последующем, при наклеивании на основу, фрагменты, отпиленные от различных по цвету фанер, менялись местами. Круг приемов и мотивов украшения постепенно ширится; появляются фигуральные решения, гротеск, орнамент в виде арабески, в обиход вводится окрашенное дерево, осваивается прием тонирования с помощью раскаленного песка. Замечательными мастерами интарсии в Италии были Баччо д'Аньоло, Джованни да Верона, Бенедетто да Майано. Характер оформления, декорировки итальянской мебели из столетия в столетие меняется. В XIV веке (треченто) предметы обстановки украшались яркой росписью и позолотой. В следующем столетии (кватроченто) широкое распространение получает орнаментально-архитектурное оформление изделий мебели, а среди техник инкрустации — очень эффектная чертозианская мозаика. В XVI веке (чинквеченто) господствует резьба по дереву. Обработанные сочной, рельефной резьбой роскошные изделия этой эпохи уже предвещают приближающийся век барокко. Сундуки-кассоне являются наиболее удобными объектами для исследования техники и приемов декорировки итальянской ренессансной мебели. Наиболее распространены резьба, мозаика, интарсия. На ранних этапах резьбой покрывались преимущественно рамки, поверхности же украшались росписью или позолоченными лепными узорами. Мотивами декоративной росписи служили фамильные гербы, фигуральные композиции, виды городов. Часто сундуки расписывались знаменитыми живописцами, не считавшими этот вид деятельности унизительным.  
 
 
 
  Часы в эпоху Ренессанса С развитием сельского хозяйства, ремесел, науки ориентация во времени стала первейшей и насущной необходимостью. Воткнутая в землю палка, отбрасывавшая тень, подсказала мысль об измерении времени — идея уже созрела. Солнечные часы пережили столетия: на фасадах многих ратуш эпохи Ренессанса можно увидеть уникальные по красоте солнечные часы. Они, конечно, совершенствовались и функционально, хотя принцип их работы оставался прежним. Кроме солнечных часов, люди пользовались и водяными часами: время измерялось количеством воды, вытекавшей через отверстие сосуда. Еще древние греки усовершенствовали водяные часы, снабдив их регулирующими механизмами и даже циферблатом со стрелкой. Правда, водяные часы никогда не показывали точного времени. В начале нашей эры они приводились в действие от водяного колеса. С. Лилли называет самую раннюю достоверную дату появления в обиходе шпиндельных механических часов — 40-е годы XIV в. Превратившись в предмет личного потребления, часы приобрели необычайно изысканную форму. Однако из-за ограниченных возможностей самого принципа осуществления функции именно форма в конце концов начинала повторяться, возникал стереотип. Условно говоря, наступил момент, когда резервы совершенствования и способа осуществления функции, и формы были исчерпаны. К тому же потребовалась гораздо большая точность измерения времени. В конечном счете это привело к появлению принципиально нового механизма. Так родились пружинные часы, изобретенные в XV в. и широко распространившиеся в XVI—XVII вв. В 1500 г. Петром Геле были созданы карманные часы. Человек получил точный портативный прибор измерения времени. Эти часы приводились в движение пружинным механизмом, который совершенствовался в течение столетий. Многие великолепные мастера часовых дел создавали удивительно интересные композиции, отражавшие мировоззрение современников, стиль своей эпохи. Здесь и готические аркбутаны, и характерные переходы от нижних ярусов к структурно усложняющемуся верху, и замысловатые венчания шпилей. Такова богатейшая декорация, не имеющая к часам как механизму, в сущности, никакого отношения: часы всего лишь повод для пышной композиции. Но, конечно, не всегда форма часов развивалась в отрыве от их механизма. Шло время, и приверженность готическому стилю уступала место более свободным композициям. Все чаще в них включались сюжеты из мифологии, фигуры людей и животных. В эпоху Ренессанса скульптура становится почти обязательным атрибутом композиции часов, однако сами часы служат главным элементом большею частью строго симметричной композиции. Роскошный корпус, усыпанный драгоценными камнями и украшенный тончайшим ювелирным орнаментом,— таковы часы-драгоценность, принадлежавшие аристократу. Сколько различных идей, оригинальных находок, конструктивных откровений, художественных трактовок! Социальный заказ диктовал подход мастера к форме. Но как бы ни были декоративно насыщены композиции часов эпохи Ренессанса, форма их обычно не утрачивает связи с самим прибором — часы оставались главным элементом таких композиций.  
 
 
 
 

Барокко и рококо

Примерно с XVI века архитектура постепенно утрачивает свою ясность и простоту. Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Итальянское слово «barocco», которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространилось на север, в первую очередь в те страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции.

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ре


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология художественного творчества | Основні цілі і завдання дизайну
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 866 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

839 - | 676 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.