Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а, следовательно, сфера его личной ответственности

 

Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и со­держание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху оп­ределяется многими факторами:

· типом материально-производ­ственной деятельности;

· социальной структурой;

· господствующей системой ценностей;

· состоянием государственно-правовой регуля­ции;

· средствами коммуникации и т. д.

Основные теории происхождения морали:

· естественно-историческая;

· религиозная;

· априорно ценнос­тная.

 

Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности, называется этикой.

Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общес­твенных отношений людей, средством духовно-персонального са­моопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия.

В уровне нравственного развития личности, ее мо­ральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.

Социальные функции морали:

оценочная (проявляется в стремлении морали придать пов­седневному человеческому бытию высший смысл);

императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

воспитательная (создает условия для самосовершенствова­ния личности);

• коммуникативная (формирует способ­ность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

познавательная (обеспечивает человеку возможность позна­ния мира и смысла человеческого существования).

В эволюции духовной культуры существенно важную роль иг­рают социально-психологические и чувственно-эмоциональные структуры сознания. Они расширяют и обогащают код, смысл и язык культуры, стимулируют ее интеллектуальные и полити­ко-идеологические формы, воплощают преемственную связь по­колений, оптимизируют процессы культурной коммуникации.

Искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos – чувствующий, чувственный).

 

Универ­сальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.

Эстетические переживания – атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в ми­ре.

Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное про­изводство, наука, право, спорт и т. д.).

Только в искусстве эсте­тическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основ­ное и самостоятельное значение.

 

Термин "искусство" употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практичес­кой деятельности;

2) особая форма человеческой деятельности, ориентирован­ная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

 

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры – художественную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

 

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Чувственно-наглядный характер произведений искусства в сово­купности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на че­ловека, его убеждения и ценностные ориентации.

На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность худож­ника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэ­тому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

 

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественно­го творчества занимается особая философская наука – эстетика (понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном).

 

Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом и другими философами.

Как философия искусства эсте­тика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля.

Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.

 

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300-400 веков своей эволюции.

В совре­менной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.

Имеют место религиоз­ные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некото­рые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

 

Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общнос­тей, трансляции художественного опыта человечества, органи­зации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге – воспроизводства человека как универсального и целос­тного существа.

 

Функции искусства:

· познавательная;

· воспитательная;

· аксиологическая;

· коммуникативная;

· эстетическая.

 

Религия (лат. rеligiо – благочестие, набожность, святыня) мировоззрение, миропонимание и мироощущение, ос­нованное на вере в реальное существование той или иной разно­видности сверхъестественных сил и в их определяющее воздей­ствие на мироздание и жизнь человека.

 

Философское осмысление данного феномена культуры пред­полагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач:

· определение сущности религии и места в системе мировоз­зрения;

· выявление социальных и психологических аспектов рели­гии, ее онтологического и гносеологического статуса;

· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жиз­ни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

 

Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.

Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Поэтому рели­гия – универсальный феномен, ее содержание выступает предме­том индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, при­нятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоцио­нально-чувственной сфере человека.

 

В истории философской мысли сложилось несколько кон­цепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

· по мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде сан­кций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свобод­ной воли;

· для Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;

· как превращенную форму отра­жения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фей­ербах;

· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;

· по мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеоло­гический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;

· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой ил­люзией, коренящейся в комплексе Эдипа;

· У. Джемс полагал ре­лигиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

 

Религия – системное социокультурное образование, включаю­щее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные ор­ганизации.

Религиозное сознание представляет собой два относи­тельно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и ре­лигиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная фи­лософия, богословские концепции отдельных сфер общества (эко­номики, политики, права и т. д.).

Религиозный культ – совокуп­ность символических действий, связанных с практическим и ду­ховным обращением к Богу.

Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникаю­щие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является цер­ковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими соци­альными институтами.

 

Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интег­рирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конеч­ном итоге и ее судьбу.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самостійна робота студентів № 1 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 281 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.