РАЗДЕЛ 8. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
Феномен культуры носит столь всеобщий, всеобъемлющий характер для человеческой жизнедеятельности, что определить понятие «культура» сложно. Исследованием культуры занимаются многие отрасли знания (археология, этнография, антропология, искусствоведение, история и т. д.), поэтому существует множество ее разнообразных определений.
Термин «культура» в его современном значении возник сравнительно недавно. Первоначально этим словом обозначали способ обработки земли и возделывания растений. В подобном смысле до сих пор говорят, например, о сельскохозяйственных культурах, о культурах бактерий.
Еще со времен античности культура понималась как «искусственное» в отличие от естественного, природного, культура – это то, что создано человеком. Начиная с XVII века под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов. Понятие «культура» приобрела два ведущих значения:
1. Сложившаяся в веках историко-культурная целостность какого-либо народа. По О.Шпенглеру, например, – это античность, западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай, культура майя;
2. Сфера высших человеческих действий – духовной формы проявления человека (научной, художественной, нравственной и т.д.)
В современной литературе также несколько подходов к определению понятия «культура». Основные из них – аксиологический, деятельностный, социологический, гуманитарный, семиотический.
При аксиологическом (ценностном) подходе культура понимается как совокупность различного рода ценностей, как сложная иерархия идеалов и символов, значимых для данного общества. Его главная проблема – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.
При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод (знаково закрепленную совокупность деятельностных схем), обеспечивающий социальное наследие. В этом случае подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, постольку для ее понимания важно рассмотрение знаковых систем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу.
Гуманитарный подход. Главное внимание в нём направленно на совершенствование человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В культуру включаются все виды человеческого творчества, все богатство его свойств и потребностей. Это – как мера человеческого в человеке.
В социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.
В деятельностном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. В этом смысле культура понимается как система надбиологических механизмов, выработанных человеком для реализации его активности. За счет этих механизмов люди регулируют, сохраняют, воспроизводят и развивают свое активное взаимодействие с миром. Способ производства материальных благ, социальные отношения, способы познания и т.д. – это все есть проявление человеческой культуры. Все в человеке и обществе начинается с культуры и все в конечном счете сводится к культуре. Культура – интегративный, целостный показатель общественного развития и развития отдельной личности.
Таким образом, вся деятельность человека пронизана культурой как определенным качественным мерилом этой деятельности, отличающим от животного мира. Ткань культуры составлена из разного рода регулятивов деятельности.
Культура – социальная подсистема, обеспечивающая воспроизводство, трансляцию, развитие регулятивов человеческой деятельности.
Литература.
1. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 9.
2. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. VII, гл. 4.
ЭЛЕМЕНТЫ И СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Поскольку культура понимается как совокупность устойчивых форм – образцов деятельности, то логично предположить, что в качестве ее элемента может быть взят любой регулятив, структурирующий эту деятельность. С этой точки зрения, элементарными образованьями будут выступать правила, предписания, социальные нормы, ценности, идеалы и т.д. Везде, где мы сталкиваемся с отношением нормирования деятельности (то есть с определением ее формы, вида), мы имеем дело с культурой. Естественно, все эти регулятивы различаются не только по содержанию, но и по способу воплощения, по представленности в социальной реальности. Например, традиция или обычай – один способ существования форм деятельности, а правовая норма – другой, но являются элементами культуры, регуляторами деятельности. Поэтому любую сферу человеческой деятельности можно характеризовать по содержанию и способов воплощения тех регуляторов, которые определяют ее развертывание. Это и будет характеристика социальной деятельности с позиции ее культурной оформленности.
Овладевая культурой, люди формируют, творят себя и друг друга, усваивая опыт поколений, они получают возможность его умножать. Образцы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер, она отражает те изменения, которые происходят в обществе.
Двумя важнейшими сторонами культуры являются материальная и духовная культура.
К материальной культуре относятся общественные продукты человеческой жизнедеятельности и материальные способы деятельности. Материальная культура включает в себя:
а) способ производства материальных благ;
б) производственные отношения;
в) технологию производства;
г) культура труда (культура условий труда, культура трудового процесса, т.е. соблюдение технологических норм, атмосферу трудового коллектива и т.д.).
К этому же виду культуры относится и культура быта:
а) способ воспроизводства жизнедеятельности;
б) материальные условия быта;
в) культура общения с вещами.
Разновидностью материальной культуры выступает экологическая культура, которая включает:
а) способ отношения человека к внешней природной среде;
б) отношения полов;
в) отношение человека к собственному телу (физическая культура).
Духовная культура связана с деятельностью человека в духовной сфере: наука, нравственность, эстетическая культура, религиозная культура, философская культура.
Политическая культура включает в себя:
Ø способ протекания политической жизнедеятельности (характер политической борьбы, уровень политического управления и т. п.);
Ø политические отношения.
При характеристике культуры вводится понятие «глубина культуры», что еще означает «культурный потенциал общественного развития». Глубина культуры, или культурный потенциал – это условная дистанция между материальной и духовной сферами жизнедеятельности общества.
Уровень животного существования –
«тождественное с собственной
жизнедеятельностью».
В свою очередь глубина духовной культуры основана на отлете от реальности, абстрактности и условности духовных конструкций, их разнообразие. Глубина материальной культуры основана на разнообразии и удобстве для человека материальных действий.
Материальная и духовная культуры – это две стороны одной и той же монеты, культуры. Они взаимоопределяются и взаимообусловливают друг друга (как у монеты вы никогда не найдете, что одна сторона была бы больше другой, так и в культуре – по глубине материальная и духовная культура не могут различаться).
Ограничения в материальной культуре ведут к ограничению в духовной (непосредственно это сказывается, например, в финансировании духовной культуры) и, наоборот, сужение духовной сферы ведет к падению, а иногда и к деструкции материальной культуры. Диалектика здесь такова, что как только возникает вопрос о том, чтобы что-то сделать, так тотчас же встает другой – как это сделать (т.е. через какую структуру «делания» будет осуществляться тот или иной акт, структура же «делания» и есть культура). Выбор новых материальных структур действия осуществляется через духовную культуру: духовный культурный потенциал дает возможность иметь выбор в рамках какого-либо материального потенциала. Например, достаточное духовное воспитание (а нравственность – центр духовной культуры) не позволит в решении каких-то вопросов применять насилие (взятие заложников или расстрела невинных людей и т.п.). Формула: «цель оправдывает средства» – вне рамок всякой гуманитарной культуры. Истинно культурный человек способен понять, что именно средства и выводят нас на реальную цель.
Культура всегда локализована в пространстве и обществе. Она не существует вне человеческих общностей. Поэтому по своему носителю она имеет несколько видов:
1. Следует отличать личную культуру индивида от культуры общности. Личная культура индивида – это совокупность его личных образцов поведения, его метод деятельности, продуктов деятельности, его идей и мыслей, часто неизвестных другим людям. Личная культура имеет место в рамках культуры общности, однако, каждое общество предоставляет индивиду некоторую возможность оригинальности и отклонения от общепризнанных образцов деятельности. Эта возможность может быть большей или меньшей в зависимости от типа культуры в этого общества и в зависимость от социальной роли и положение индивида (например, существует роль новаторов, творцов, от которых требуется оригинальность в определенных областях деятельности). Но пределы допустимых отклонений определены в каждом типе культуры более и менее четко и их не рушение вызывает осуждение.
Культура общности не есть сумма индивидуальных культур ее членов. Это совокупность способов деятельности, ценностей и результатов творений, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, определяя поведение, считающее «обязательным», например, правила приличия, правила общежития и т. д.
2. Следует также отличать культуру общности от культурного наследия, которое передается следующему поколению.
Культура общности – это совокупность живых, актуальных, функционирующих образцов и произведений, играющих признанную роль в жизни всех членов общности.
Культурное наследие – это лишь та часть систем деятельности и ее результатов, которая была передана следующим поколениям и оказалась устойчивой во времени. Например, сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, либо входит лишь в качестве музейного экспоната, но некоторые образцы (парадигмы) поведения, идеи, представления, произведения искусства или литературы, научные идеи, технологии, машины или произведения архитектуры обычно становятся основой культурного наследия. Культурное наследие обычно подвергается идеализации, становится комплексом священных ценностей, символом, вызывающим эмоциональное отношение, а потому и фактором интеграции групп, средством их объединения, постоянства и устойчивости в период кризисов.
Та или иная культура всегда существует в одновременном «пространстве» многих культур, взаимодействия с ними. Возникает диалог культур. Но диалог культур – это не просто обмен культурными ценностями, а обмен на основе бесконечного развертывания и формирования все новых смыслов каждого вступившего в диалог феномена культуры и смысла понимания мира в целом в культуре отдельного социума. В результате складывается некий синтез общего миропонимания и реализации деятельностной сущности человека, т. е. Новый образец культуры. Это и есть момент диалога культур.
Другой момент диалога культур связан с ее историческим развитием. Сегодняшняя культура (то есть культура актуальная, культура определенного времени) – это всегда общение всех прошлых и будущих культур. Хотя каждая культура реализует себя как отдельная, самостоятельная, неисчерпаемая в своей неповторимости и вечности, но всегда общается через века со всеми культурами. Это – синтез прошлого, настоящего и будущего.
И еще одна существенная сторона диалога культур – взаимодействие культур личностей. Общение культур и определение каждой культуры осуществляется как общение личностей, так как реальным носителем культуры является личность. Этот процесс протекает не просто как «обмен информацией», «разделение труда», «участие в общем деле», он гораздо глубже. Это – взаиморазвитие двух и многих различных индивидуальных (конкретно-исторических) человеческих миров – онтологически, душевно, духовно, телесно. В этом случае, создавая новые образцы, личная культура выступает как синтез культур, являясь средством развития культуры.