СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ
Специфика представления учебных предметов с позиций того или иного подхода – культурологического, личностно-ориентированного или компетентностного – определяется общей трактовкой содержания образования, характеризующей данный подход. По-видимому, было бы целесообразно с целью определения такой специфики провести черту не между каждым из упомянутых трёх подходов, а между ними, взятыми вместе, с одной стороны, и знаниевым, а с другой – предмето-центристским. Истоки принципиального различия между этими двумя группами лежит в глубоком расхождении векторов движения образования в целом. Выбор между ними детерминирован целым комплексом факторов не только собственно педагогического, но и более общего – философского, социального, идеологического, методологического, психологического порядка.
В первом приближении этот выбор зависит от общей мировоззренческой ориентации и связан с ответом на вопрос: что признаётся первичным и что вторичным - первичен человек, обладающий правом и возможностью устройства государства в своих интересах, или же первично государство, в лице своих функционеров подчиняющее себе человека? Иными словами: государство для человека или человек для государства? Следующий вопрос: как следует понимать образование - процесс целенаправленной социализации - как адаптацию человека к существующей социальной структуре или как такое включение его в эту структуру, которое даёт ему возможность и способность не только действовать адекватно существующей ситуации, но и изменять её?
Социализация не сводится к адаптации, если у человека возникает личностная ориентация, обусловленная формированием у него эмоционально-личностных отношений. Наличие такой ориентации - непременное условие подготовки подрастающего человека к жизни в гражданском обществе. Гражданская позиция не существует вне позиции личностной.
Ввиду многозначности понятий, связанных с этой областью представлений, необходимо разобраться в дефинициях и дать, согласно правилам логики научного изложения, явное и ясное определение основных понятий.
Прежде всего, возникает необходимость соотнесения представлений о типе общества, в котором осуществляется социализация индивида, и характером самой социализации. Гражданское общество, вызревающее по мере экономического и политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа, представляет собой закономерный этап, высшую форму самореализации человека. Оно основано на развитых формах самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод. Гражданское общество открыто для изменений и инноваций. Этим оно отличается от традиционалистского общества, видящего свои идеалы в прошлом и противящегося развитию.
Принципиально отличаются друг от друга люди в том и в другом обществе. Член гражданского общества - личность, которая понимается как цель самой себя, как существо, которое реализует себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими. В таком обществе поведение человека определяется его собственными интересами, и на него ложится ответственность за все действия. Он превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем законные интересы других людей.
Антипод гражданского общества – общество традиционалистского типа, предполагающее сосуществование индивидов. Индивид есть часть целого и существует ввиду целого, в то время как личность относительно независима от целого. Индивид существует для мира, а мир – для личности. Индивид – закрытое существо, личность – открытое.
Как правило, личность вызывает неприязнь у сторонников традиционалистского общества, «встроенных» в него, то есть адаптированных и неспособных оценить по-настоящему творческих людей, поскольку они измеряют их по собственной, адаптационной, мерке. Традиционалистским представлениям соответствуют знаниевый подход и трактовка содержания образования как педагогически адаптированных основ наук, изучаемых в школе. Эта концепция направлена на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом обществе. Фактически человек выступает здесь в ряду средств производства, как "производительная сила". Такое представление о целях и содержании образования было заложено в постановлениях ЦК ВКП (б) о школе, принятых в 1930-х годах.
В соответствии с такими установками любой учебный предмет в школе рассматривался как несколько уменьшенная копия какой-либо научной дисциплины. Но сильно сокращать содержание науки не хочется. В результате долгие годы школу терзает "перегрузка", т.е. перенасыщение стандартов, учебников и других учебных материалов деталями, сложными терминами, теоретическими подходами, непосильными для понимания учеников и не нужными в жизни.
Оказалось нелёгким делом отказаться от изучения литературы как литературоведения. Выступая ещё в 1980-х годах в печати, писатели сетовали на то, что в школе разрушают целостное, эмоциональное и непосредственное восприятие художественного произведения. Школьный курс истории нередко изобилует датами, именами, известными лишь специалистам. Или, наоборот, замалчивается то, о чём должны знать все, и этим наносится ущерб моральному здоровью нации.
В последние десятилетия (примерно с 1960-х годов) в общественном и, конечно, в педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой, в частности, и продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием. Стремление к отказу от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися и ориентация на всестороннее развитие, проблемное обучение, повлекло за собой в 1970-80 гг. усиление внимания к философскому, методологическому и теоретическому осмыслению педагогической науки и практики, соединению бытия индивидуального человека с культурой.
В контексте этих тенденций был предложен культурологический подход к построению концепции содержания общего среднего образования, соответствующий установкам гуманистического мышления. В соответствии с таким подходом содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (но не по объему), человеческой культуре во всей её структурной полноте.
При анализе культуры как единственного источника содержания образования были выделены четыре общих её элемента, которые и послужили основанием для формирования представления о самом содержании. В дальнейшем изложении они будут представлены и проанализированы в динамике их формулирования и уточнения.
Освоение социального опыта, трансформация его в учебном процессе в опыт личный позволяет сформировать у учащихся способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.
Усвоение структурированного таким образом содержания образования позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, "вписываться" в социальную систему, приспосабливаться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески. Концепция ориентирует педагога на специальную работу, содействующую становлению человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. Очень важно, что здесь находит отражение аксиологический аспект содержания в виде эмоционально-ценност-ных отношений.
В связи с таким размежеванием общих подходов к трактовке содержания образования и к формированию учебных предметов возникает вопрос о других подходах к образованию в целом и о разных их аспектах. Из них наиболее распространенные – компетентностный и личностный. Эти подходы выступают как дополняющие по отношению к культурологическому подходу. Если имеется в виду конкретный учебный предмет и/или образовательный стандарт в части, относящейся к этому предмету - целесообразен компетентностный подход, если же речь идёт об учёте личностных характеристик учащихся на том уровне формирования содержания образования, где оно происходит в деятельности обучения, адекватной будет ориентация на личность как форма реализации культурологического подхода. В соответствии со спецификой современного этапа развития науки, который принято называть постнеклассическим, как в дидактике, так и в образовательной практике должна занять существенное место ценностная ориентация (аксиологический подход). Наиболее общим методологическим ориентиром будет системно-деятельностный подход.
Однако в области дидактики существует специфический для данной педагогической дисциплины контекст, в котором развёртываются эти подходы. В современной образовательной ситуации стало ясно, что ориентация на усвоение готового знания не может обеспечить ни в общем, ни в профессиональном образовании подготовку человека к жизни в современном обществе. В образовательной сфере такая ориентация получила название информативно-описательного (или рецептивно-отражательного) подхода. Применение его порождает низкий уровень активности обучающегося и, как следствие, такие же качества личности, поскольку получение готового знания не вызывает потребности в деятельности "высших этажей" мышления и сложных его функций, в первую очередь столь важного для педагога поиска альтернативных решений. Следствием является неразвитость у учащихся и студентов способности применять полученные знания к их собственной деятельности, самостоятельно ставить и творчески решать проблемы, требующие самостоятельного анализа. Умение критически анализировать собственную работу, творчески применять определенные концепции, методы познания и конструирования деятельности не могут быть переданы и усвоены как совокупность "готовых" знаний или предписаний.
Отход от позиции простого исполнителя идущих "сверху" предписаний требует от человека не только повышенной ответственности за работу, но и гораздо более высокого уровня компетентности, связанного с переходом от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному подходу.
Так выстраивается иерархия подходов, соответствующая главному вектору движения образования – направленности на формирование личности человека как полноценного члена современного гражданского общества.
Поучительно обращение к эволюции педагогической адаптации представлений об элементах содержания образования, обзор того, как они постепенно включались в контекст дидактики как одной из педагогических дисциплин и приобретали всё более чёткий и системный вид.
Возьмём для сравнения четыре источника, в которых за период с 1975 по 2003 гг. вызревало современное представление о структуре содержания образования, рассматриваемого с позиций принятого нами подхода. Обращаясь к изложенным в этих источниках определениям, можно проследить линию развития представлений о содержании в направлении учёта культурологического, системно-деятельностного и аксиологического подходов к формированию собственно педагогической концепции содержания в контексте педагогической науки и самого содержания в контексте образования в целом.
1975 г.
В пособии «Дидактика средней школы» под содержание образования предлагается понимать систему, со стоящую из четырёх элементов, отражающих структуру культуры, представленной в аспекте социального опыта:
1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.
2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей;
3) опыт творческой деятельности, ее основные черты, которые постепенно были накоплены человечеством в процессе развития общественно-практической деятельности;
4) систему норм отношения к миру, друг к другу, являющуюся основой убеждений и идеалов [1, с. 47].
Здесь деятельностный подход фигурирует в явном виде лишь применительно к третьему элементу – опыту творческой деятельности. Первый и четвёртый элементы, в том виде, как они здесь представлены, на самом деле не было оснований разделять, поскольку оба они принадлежат к одной категории – знаниям. Нормативное знание о должном, о том, что следует делать и как следует относиться к миру, друг к другу.
1982 г.
Во втором издании той же книги формулировка несколько изменяется, и содержание образования определяется как:
1) система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности;
2) система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей;
3) опыт творческой деятельности, её основные черты, которые постепенно были накоплены человечеством в процессе развития общественно-практической деятельности, опыт, обеспечивающий способность к дальнейшему развитию культуры;
4) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющийся вместе с знаниями и умениями условием формирования у личности системы ценностей [2, с. 102-103].
В этом определении четвёртый элемент представлен принципиально иначе. Он выступает в своей деятельностной форме как опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющийся вместе с знаниями и умениями условием формирования у личности системы ценностей. Таким образом, впервые упоминается аксиологический (ценностный) аспект содержания. Однако первый и второй элементы по-прежнему не получают отображения в деятельностной форме. В этом случае система знаний и система навыков и умений – не виды самой деятельности, а её результат (первый элемент) и "основа множества конкретных деятельностей" (второй элемент).
1983 г.
В монографии, излагающей теоретические основы содержания образования, система элементов выглядит следующим образом:
1) знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности;
2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности;
3) опыт творческой деятельности, воплощенный в особых интеллектуальных процедурах, не поддающихся представлению в виде предварительной, регулируемой системы действий;
4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, ставшей объектом или средством деятельности, т.е. вошедшей в сферу объектов, с которыми человек в той или иной форме вступает во взаимодействие [3, с. 146-147].
На этом этапе деятельностное отображение получают уже три из четырёх элементов содержания образования. Важно, что аксиологическая характеристика дана самому отношению. Оно определено как "эмоционально-ценностное". Однако первый элемент по-прежнему остаётся за пределами познавательной деятельности, выступая как её результат, т.е. как форма её представления в "ставшем", опредмеченном виде. Не проведено единое основание в формулировке всех элементов.
2003 г.
В более близкие к нам времена представление о структуре содержания приняло такой вид:
1) опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;
2) опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;
3) опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
4) опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентации [4, с. 47].
В последнее время появились разработки, посвященные включению в эту структуру личностного опыта учащихся.
В публикации 2003-го года опыт наглядно представлен в качестве основания, общего для всех четырёх элементов содержания, он обозначен в каждом из них. Таким образом, в современной трактовке содержания образования ясно проявлена его деятельностная основа. Указаны формы фиксации каждого вида опыта. Представление о структуре содержания образования приняло логически завершенный вид.
На этом примере видно, как постепенно под воздействием многообразных факторов в образовании, науке, обществе дополнялось, развивалось и по-новому формулировалось в дидактике представление о содержании образования.
Понятно, что от подхода к осмыслению научной и практической деятельности в области образования к самому осуществлению этой деятельности - дистанция большого размера. Но без предварительной работы по определению главного вектора движения и конкретных координат, позволяющих ориентироваться в образовательном пространстве, включение в современный цивилизационный процесс невозможно.
Образование это …
- процесс приобретения знаний, представлений, умений, навыков в конкретной области человеческих знаний и влияющий на развитие мировоззрения;
- остаточный продукт обучения;
- определенный образ чувств, поступков, которые в конечном итоге дают определенный образ жизни человека. Этого можно добиться самостоятельно либо в учебных заведениях, т.е. различными путями;
- процесс «сотворения» человеком образа мира, окружающего его, и образа себя в этом мире;
- процесс взаимодействия с системой образования;
- процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства;
- подсистема в структуре социальной системы;
- собственная личностная структура;
- то, что определяет собственно личностный тип мышления:
- процесс развития личности обучающегося через актуализацию знаний, умений, навыков учащегося в зоне ближайшего развития, воздействие на сознание и поведение; процесс стимуляции активной познавательной деятельности учащихся;
- систематический процесс получения знаний с целью повышения культурного уровня и развития других важных личностных качеств;
- интересный и захватывающий процесс самосовершенствования;
- процесс познания, понимаемый как в узком, так и в широком смысле слова;
- включение человека в социокультурную среду;
- система управления деятельностью учебного заведения, когда образовательные услуги делаются товаром;
- актуализация Я;
- сладостное торжество нищеты;
- целостная (в идеале) система, которая, взаимодействуя между собой на всех уровнях, помогает развить в человеке творчество, умение и желание получать новые знания;
- формирование человека внутри общества;
- восприятие культуры: в этом смысле образование и культура понятия однозначные;
- знания, совокупный опыт в области познания, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности;
- владение определенной суммой знаний, умений и навыков, обеспечивающих компетентность в некоторой сфере деятельности;
- обретение способности ориентироваться в культурном пространстве;
- основная отличительная способность человека преобразовывать окружающий мир;
- вид человеческой деятельности, предмет которой обозначен по всем направлениям лишь гипотезными ориентирами;
- живой бесконечный процесс, не имеющий с точки зрения человеческого познания границ и завершения в целостном виде:
- наркотик для информанов:
- подсистема личности, определяющая ее место в культурном и социальном пространстве;
- процесс формирования и развития индивидуальной системы моделей личности:
- передача информации (аккумулирующаяся в знаниях, умениях, навыках) посредством обучения;