Отечественная культура и искусство второй половины ХХ-начала XXI вв.: классика советского и постсоветского искусства, отечественный андеграунд и постмодернистские арт-практики.
Идеология и ценности шестидесятников.
Лучшие достижения отечественного киноискусства: С. Герасимов, С. Бондарчук, В.Шукшин, А. Тарковский, Н. Михалков и др.
Поиски отечественного театра: Ю. Любимов, Г.Товстоногов, О.Ефремов, А.Эфрос и др.
Феномен авторской песни. Своеобразие отечественной рок-музыки. Движение андеграунда.
Изобразительное искусство. Тема войны в монументальной скульптуре (Е.Вучетич и др.). «Суровый стиль»: В.Попков, Т.Салахов. Монументальное искусство И. Глазунова, К. Васильева, Э. Неизвестного, З.Церетели.
Литература: деревенская, военная, городская проза (А.Солженицын, В.Шукшин, В.Астафьев, В.Распутин, Ю.Трифонов и др.)
Своеобразие русского постмодернизма. Соц-арт, московский концептуализм: И.Кабаков, Э.Булатов, О.Кулик и др.
Шестидесятники — субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели». термин впервые употребил в 1960 г. литературный критик Станислав Рассадин в статье «Шестидесятники» (журнал «Юность»). Он говорил о писателях нового литературного поколения и их читателях.
Большинство «шестидесятников» были выходцами из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убежденными большевиками, часто участниками Гражданской войны. У некоторых «шестидесятников» родители были посажены или расстреляны. Обычно это не вызывало радикального пересмотра взглядов — однако заставляло больше рефлексировать и приводило к скрытой оппозиции режиму.
Одним словом, шестидесятники хотели жить высшими ценностями и все время стремиться к лучшему, не желая признавать суровую правду жизни, жестокость окружающего нас мира, корысть, зависть и цинизм большинства власть имущих.
Не случайно культовыми фигурами для шестидесятников были революционеры в политике и в искусстве — В. Маяковский, Вс. Мейерхольд, Б. Брехт, Э. Че Гевара, Ф. Кастро, а также писатели Э. Хeмингуэй и Э. М. Ремарк.
Главным событием была публикация в 1962 году повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первого произведения о сталинских лагерях. Публикация эта стала почти столь же переломным и катарсическим событием.
ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНОИСКУССТВА (1956-1985)
Творческий взлет советского киноискусства на рубеже 1950-х — 1960-х годов. Приход в кино нового поколения кинематографистов. Процесс обновления выразительных средств кино, поиск нового киноязыка. Усиление «авторского» начала в киноискусстве. Два основных направления жанрово-стилевых поисков — «документальное» и «живописно-поэтическое».
Развитие ветровских принципов («киноправда», «жизнь врасплох») в кинодокументалистике. Новые подходы к выбору героя, раскрытию внутреннего мира личности. Развитие приемов синхронного интервью, длительного наблюдения.
Развитие советского художественного кинематографа. Новые аспекты в трактовке военно-патриотической темы. Драматизм, психологизм и гуманистический потенциал фильмов: «Летят журавли» М. Калатозова (1958), «Судьба человека» С.Бондарчука (1959), «Баллада о солдате» Г. Чухрая (1960), «Иваново детство» А. Тарковского (1963)и др. Международный успех этих фильмов.
Соединение документализма, эпоса и национального колорита в картинах «Живые и мертвые» А.Столпера (1964), «Они сражались за Родину» С. Бондарчука (1975) и др.
Духовные и нравственные ценности в условиях урбанизации, проблемы русской деревни и национального характера в фильмах В. Шукшина: «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970), «Печки-лавочки» (1971), «Калина красная» (1974). В.Шукшин как писатель, драматург, режиссер и актер.
Философско-поэтический кинематограф А. Тарковского. Проблемы взаимоотношений личности и истории в фильмах «Андрей Рублев» (1966) и «Зеркало» (1974); духовные и нравственные аспекты бытия в фильмах фантастического жанра «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1980). Зарубежные фильмы А. Тарковского «Ностальгия» (1984) и «Жертвоприношение» (1986).
Многообразие жанров в творчестве Н. Михалкова. Драматизм и ирония, ностальгия и подтекст в его фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980), «Родня» (1982) и др.
Интерес киноискусства к экранизации русской и зарубежной классики. Новый уровень постижения наследия Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Шолохова; экранное «прочтение» произведений В. Шекспира и др.
«Этапные» экранизации советского кино: «Война и мир» С.Бондарчука (1966 — 1967), «Братья Карамазовы» И.Пырьева (1969), «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова (1970), «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) Г. Козинцева.
Сергей Бондарчук был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом. В советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»). Несмотря на цензуру и запреты, в Советском Союзе во второй половине XX века было создано несколько талантливых «авторских» киноработ, шедевров мирового кинематографа. «Судьба человека» — военная драма Бондарчука старшего с ним же в главной роли. Эта прекрасная советская картина рассказывает о сложной судьбе одного из жителей страны во времена Великой Отечественной войны.
С. А. Герасимов. «Учитель» (1939). Критики тех лет, да и сегодняшние отмечают в этом фильме соединение психологической сложности и глубины в изображении деревенской жизни, людей этого общества. Но, как и положено для того времени, всё это было отлакировано, звучало диссонансом с действительностью. «Маскарад» (1941) стал скачком от предыдущих фильмов к фэксовской эстетике. Прежде всего, это фильм о людях. Лермонтовская эпоха очень точно отражала 20-е годы XX столетия.
Во время войны Герасимов снимал сюжеты для военно-патриотических киносборников, хроникальные фильмы. После войны он стал активно заниматься педагогической деятельностью. Из его мастерской вышла целая плеяда звезд отечественного кинематографа: Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Георгий Юматов. Своих учеников режиссер снял в «Молодой гвардии» (1948) по книге А. Фадеева. Фильм был удостоен государственной премии СССР.
Экранизировать «Тихий Дон» М. Шолохова Герасимов взялся после скрупулезного изучения казачьего быта. Эта гигантская кинофреска, рассказывающая о времени установления советской власти на Дону и разрушения векового уклада казачества, взяла Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1958) и премию МКФ в Брюсселе (1958). Но что самое главное - эта экранизация одна из самых ярких до сегодняшнего дня, одна из самых выдающихся.
После годов относительной политической свободы в стране Сергей Аполлинариевич снимает сначала «Юность Петра» (1980), затем «Лев Толстой» (1984). Писателя играл сам Герасимов: он ходит по экрану, со своей неповторимой доверительно-невнятной интонацией вещает примерно то же самое, что и студентам во ВГИКе.
Андрей Тарковский. Во ВГИКе Тарковский учился на одном курсе с Кончаловским, Шукшиным, Климовым. Первый же фильм, «Иваново детство», получил главный приз Венецианского кинофестиваля. С этого момента и до конца его жизни западная общественность будет пристально следить за судьбой режиссера.
Следующая картина стала бессмертной для мирового кинематографа и положила начало травли Тарковского на родине. Это был фильм «Андрей Рублев», историческая глубоко психологичная драма.
За двадцать лет работы на родине Тарковскому позволили снять лишь пять фильмов. «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» стали одними из лучших произведений за всю историю нашего кинематографа. Каждый из них получил множество премий международных фестивалей, сопровождался унизительной критикой полуграмотных искусствоведов Госкино и восхищением коллег. Российский кинематограф, учредил «Приз Андрея Тарковского» и вручил режиссеру Ленинскую премию. Посмертно.
Шукшин — подлинно национальный творец. На всю жизнь запомнил он, как самый ценный подарок родины, образ жизни русского трудового крестьянства, нравственный уклад этой жизни, который представлялся ему с годами более и более прекрасным, начиная с языка, жилья. Но ведущей-то тенденцией кинотворчества Шукшина было именно выражение веры в целительную силу родной земли, в творческую реализацию духовных сил русской советской деревни. Кинематограф Шукшина сумел постичь существенные стороны правды жизни. В этом его универсальность. В этом его новаторство.
Никита Сергеевич Михалков. Председатель Союза кинематографистов России с 1998 года. Лауреат кинопремии «Оскар» (1994) в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Утомлённые солнцем».
В 1974 году 28-летний Михалков снял свой первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Десятилетие с 1974 по 1984 год прошло для Михалкова очень плодотворно. Почти ежегодно на экраны страны выходили его фильмы, они получили международное признание, завоевали множество призов на международных и всесоюзных фестивалях. На рубеже 1980-х годов Михалков много и успешно снимался в кино. Самые известные его роли: «Сибириада» — режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский (1979), «Вокзал для двоих» (1982) и «Жестокий романс» (1984). В 1984 году Никите Михалкову присвоено звание народного артиста РСФСР.
Киноискусство 60-х годов
Событием, определившим развитие страны на многие годы вперед, стал выход нашей страны на исторический рубеж – начало развернутого строительства коммунистического общества. Именно это и было побудительным стимулом, приведшим к новым победам литературы и искусства.
Киноискусство этих лет формировалось в борьбе с односторонним пониманием новаторства и традиции, с некритическим подражательством западным «образцам», с ошибочным пониманием индивидуального художественного стиля как субъективного способа самовыражения.
Дальнейшее художественное развитие получила тенденция углубленного показа внутреннего мира человека. Главные поиски и главные победы последних лет заключены в исследовании тончайших жизненных связей, в воссоздании философских раздумий о важнейших проблемах современности.
В ряду поэтических картин с ярко выраженным индивидуальным авторским почерком стоит фильм «Иваново детство» (1962), созданный молодым режиссером А. Тарковским по сценарию
В начале 60-х годов в отряд советских кинематографистов вновь вливается большая группа молодых режиссеров, сценаристов, актеров, операторов и художников – воспитанников ВГИКа. Многие из них заявили о себе как самобытные художники уже первыми фильмами: И. Данелия и И. Таланкин – фильмом «Сережа», В. Шукшин – фильмом «Живет такой парень», Э. Климов – «Добро пожаловать», П. Любимов – «Тетка с фиалками», Б. Мансуров – «Состязание»,
И еще одна характерная особенность этих лет: бурное развитие кинематографии союзных республик. Рожденная после войны советская национальная кинематография трех самых молодых республик – Латвии, Литвы, Эстонии, – набирая силы, создает произведения, посвященные жизни своих народов.
Успех художника решает слитность его интересов и стремлений с интересами и стремлениями общества. Четкость идейных и моральных позиций, верность художественной правде, горячее желание участвовать своим творчеством в коммунистическом преобразовании мира – таковы важнейшие черты создателей и питомцев советской кинематографической школы. Первоосновой достижений нашего искусства является талант и партийная позиция художника, умение видеть и правдиво изображать действительность во всей ее диалектической сложности, в ее непрерывном движении и развитии.
Все киностудии активно работали над картинами, подводящими итоги нашего пятидесятилетнего пути, чтобы еще раз глазами современника посмотреть на свое революционное прошлое, вспомнить основные этапы борьбы, еще раз рассказать о тех, кто готовил революцию и совершил ее, кто отстоял ее в годы гражданской войны и войны Отечественной, кто поднимал из руин города и села, кто строил первое в мире социалистическое государство. Рассказать о том, как идеи Маркса – Ленина победили, как они стали ведущей революционной силой современной борьбы за переустройство мира...
От «оттепели до перестройки»
В 70-х гг. кинематограф в Советском Союзе, в отличие от голливудского и европейского, был не частным предприятием, а государственной монополией, приносившей огромный доход в бюджет страны. К началу 70-х на смену революционной и военной героике прежних лет пришли поэзия и проза повседневности. Теперь каждый советский человек — от провинциального рабочего до столичного академика — остался наедине с историей. В 70-х гг. сплоченное общество распалось, и герой этого времени начал решать проблемы индивидуально.
Никита Михалков в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) также построил историю о Гражданской войне по законам вестерна. Это говорит о принципиально ином отношении к материалу: революция становится основой для зрелища. Героическая эпоха уже не является точкой отсчета, краеугольным камнем. Она лишь повод для высокопрофессиональной игры в Гражданскую войну. В этом фильме важна не революционная идея, а чисто формальные элементы киноязыка: пластика, изображение, монтаж, актеры. Один из чекистов (герой Анатолия Солоницына) долго разглядывает портрет Ленина, словно с трудом припоминает, кто же смотрит на него со стены. Затем поворачивается и уходит. Точно так же Михалков уходит от противоречий эпохи Гражданской войны, в которых еще недавно режиссеры пытались разобраться.
В своей следующей картине «Раба любви» (1976) Михалков еще яснее выразил мысль о том, что подлинная трагедия Гражданской, борьба «белых» и «красных», является всего лишь декоративным фоном для главного: съемок кинофильма с участием красавицы кинодивы, похожей на Веру Холодную. Главные герои здесь не героические подпольщики-революционеры, а одержимые своим делом фанаты кинематографисты. В поисках новой точки отсчета кино обратилось к военной теме. Война, фронтовое братство явились почвой для обретения новой духовной родины и налаживания взаимосвязей между людьми.
Наряду с этими картинами создавались ленты, в которых основное внимание обращалось не на исторический ход событий, а на человека в этих событиях: «Они сражались за Родину» (1975 г., режиссер С. Бондарчук; по повести М. Шолохова), «А зори здесь тихие...» (1972; режиссер С. Ростоцкий; по повести Б. Васильева).
В начале 70-х гг. вышли две важнейшие для этого десятилетия картины, которые обозначили жестокий кризис в обществе. Хотя поначалу вряд ли кто из зрителей и критиков заподозрил трагическую мелодраму В. Шукшина «Калина красная» (1974) и лирико-производственную ленту Г. Панфилова «Прошу слова» (1976) в крамоле и подрыве устоев. Между тем оба фильма говорят о том, что неброская, утомительная повседневность «застоя» чревата глубокими внутренними потрясениями.
«Калина красная» — фильм о губительной катастрофе жизни народа. Крестьянин Егор Прокудин (В. Шукшин) выходит из тюрьмы в начале 70-х и оказывается «лишним человеком». В XIX в. образ «лишнего человека» связывали с пресыщенным дворянством. Спустя полтора столетия «лишним» оказывается простой «человек от сохи». То есть ненужным в своей собственной стране становится большинство населения. В финале картины Егор Прокудин погибает от рук уголовников. «Калина красная» обрела поистине народную славу и любовь. Однако ее подлинное значение — прозрение Шукшина — стало понятно два десятка лет спустя, когда криминальная стихия и терроризм захлестнули страну, поставив под сомнение достоинство и безопасность целого народа.
Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) Н. Михалкова — на первый взгляд просто экранизация Чехова. Однако под видом чеховских интеллигентов скрываются, конечно же, современники режиссера и его соавтора — сценариста Александра Адабашьяна. Интеллигенты в этом фильме замкнуты в круге своих частных проблем и страдают от этого. В конце концов главный герой восклицает в отчаянии: «Мне тридцать пять лет, жизнь прожита зря, ничего не начато и не завершено!». Трагическая неспособность советской интеллигенции предложить здравое решение проблем, стоявших перед страной, ее смятение и боль по этому поводу переданы Михалковым и его актерами с изяществом и в то же время со страстью.